МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ И БОРТОВЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Российский патент 2020 года по МПК B64D41/00 B64F1/00 

Описание патента на изобретение RU2730805C1

Изобретение относится к области авиации, в частности, к аэродромному оборудованию для обслуживания летательных аппаратов и их двигателей, средствам наземного обеспечения полетов общего применения (СНО ОП).

Известен аэродромный подвижной агрегат АПА 35-2МУ. Все специальное рабочее и вспомогательное оборудование указанного электроагрегата расположено в металлическом кузове на дополнительной раме автомобиля.. В состав специального оборудования входят силовая установка и электрооборудование. Силовая установка размещена в задней части кузова и состоит из дизельного двигателя со всеми системами. Двигатель соединен с генератором и образует единый блок, укрепленный на раме автомобиля. Вращение от вала двигателя передается на вал генератора. В передней части кузова установлены три аккумуляторные батареи, над которыми расположен ящик для ЗИП. Над генераторомустановлен каркас с распределительным устройством в состав которого входит регулирующая, коммутационная и защитная аппаратура. Впереди распределительного устройства установлены преобразователь тока ПО-6000 и трансформатор тока ТК-40П и предохранители. На крыльях задних колес укреплены кронштейны для силовых кабелей. В кабине водителя установлен пульт управления агрегатом. Устройство обеспечивает одиночный электростартерный запуск авиадвигателей постоянным током напряжением 28,5 В, и переменным однофазным током напряжением 115 В, частотой 400 Гц [Немченко, Г.К. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов: Справочное пособие / Г.К. Немченко, В.Д. Сарыкалин, Б.Л. Брезин и др. - М., Воениздат - 1980, С. 91-93].

Известен аэродромный подвижной агрегат АПА-50М. Все специальное рабочее и вспомогательное оборудование электроагрегата расположено в металлическом кузове и в кабине водителя размещено на шасси автомобиля. Силовая установка размещена в задней части кузова и состоит из дизельного двигателя, оборудованного необходимыми для его работы системами фрикционной муфты сцепления, управляемой электромеханизмом МП-100М и раздаточной коробки. На раздаточной коробке закреплены два генератора ГАО-36Ю генератор СГО-30У, генератор ГТ60ПЧ8АТВ и вентилятор. С правой стороны кузова установлены две аккумуляторные батареи 12-АСА-150. Двигатель автомобиля или двигатель специального оборудования является источником механической энергии, которая преобразуется генераторами в электрическую. Передача крутящего момента от двигателя автомобиля к генераторам электроагрегата осуществляется через коробку дополнительного отбора мощности с помощью карданного вала раздаточной коробки автомобиля или от двигателя специального оборудования. Устройство обеспечивает одиночный электростартерный запуск авиадвигателей постоянным током напряжением 28,5 В, и переменным однофазным током напряжением 208 и 115 В, частотой 400 Гц, переменным трехфазным током напряжением 208 В с выведенной силовой нейтралью и напряжением 36 В без силовой нейтрали частотой 400 Гц. [Немченко, Г.К. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов Справочное пособие / Г.К. Немченко, В.Д. Сарыкалин, Б.Л. Брезин и др. - М., Воениздат - 1980, С. 88-90].

Известен аэродромный подвижной агрегат АПА-5ДМ (далее - электроагрегат) для одиночного и группового электростартерного запуска авиационных двигателей летательных аппаратов, питания электроаппаратуры ВС постоянным током напряжением 28 В, переменным трехфазным током напряжением 37 В и 208 В, частотой 400 Гц, переменным однофазным током напряжением 120 В, частотой 400 Гц. [http://zsm64.ru/].

Данное устройство является наиболее близким к предложенному решению и состоит из шасси автомобиля, на котором размещен специальный металлический кузов, привод генератора, коробки передач, раздаточная коробка автомобиля, коробка дополнительного отбора мощности, специального редуктора, на котором закреплены генераторы, тахогенератор, генератор-усилитель, в кузове расположены блоки реле, диодов, сопротивлений, контакторов, трансформаторов и угольных регуляторов. В задней части кузова расположены блоки группового запуска и переменного трехфазного тока, панели питания постоянным током и однофазным переменным током. По обе стороны кузова установлены устройства для подачи кабелей на летательные аппараты [Немченко, Г.К. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов: Справочное пособие / Г.К. Немченко, В.Д. Сарыкалин, Б.Л. Брезин и др. - М., Воениздат - 1980, С. 80-82 - прототип].

Недостатками этих устройств являются:

- конструктивная связь специального оборудования с двигателем шасси автомобиля, на котором установлен электроагрегат, что приводит к большому расходу энергоматериальных ресурсов, увеличенным массогабаритным характеристикам, которые не позволяют использовать устройство в условиях оперативных аэродромов, так как такие аэродромы могут находится в труднодоступных местах без наличия проходимых автомобильных дорог.

- большой расход топлива, которое необходимо для обеспечения работы двигателя автомобиля, а также одновременно для работы привода генераторов;

- низкая мобильность и оперативность при переброске на оперативные аэродромы, а также на испытательные полигоны и ремонтные предприятияна удалении от основных аэродромов базирования, так как такие аэродромы могут находится в труднодоступных местах без наличия проходимых автомобильных дорог [Исследование путей совершенствования комплекса СНО ОП авиации Вооруженных сил Российской Федерации / Научно-технический отчет по НИР - ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» - 2014 - С 144.].

- низкий уровень транспортабельности при оперативной переброске воздушным или иным транспортом из-за наличия базового шасси грузового автомобиля, которое имеет большие габаритные размеры и массу.

Технической задачей изобретения является устранение указанных недостатков, и создание устройства электроснабжения, имеющего простую конструкцию, уменьшенный расход топлива и потребления энергии, повышение мобильности и оперативности станции, транспортабельных характеристик для переброски воздушным или иным транспортом на оперативные аэродромы, а также на испытательные полигоны и ремонтные предприятияна удалении от основных аэродромов базирования.

Решение указанной задачи достигается тем, что предложенная малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов, содержащая устройство генерации электроэнергии, выполненное в виде соединенных между собой двигателя внутреннего сгорания и генераторов постоянного и переменного тока, панель раздачи для подачи электроэнергии потребителю, пульт управления для управления станцией, согласно изобретению, выполнена в виде малогабаритного блок-контейнера, имеющего вид трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку, нижнее основание и соединяющие их боковые стенки, и имеющей устройства для ее подъема и перемещения по поверхности, расположенные в верхней и нижней ее частях соответственно, при этом внутри полости упомянутого блок-контейнера установлено устройство генерации электроэнергии и элементы, обеспечивающие его защиту при этом на двух сторонах блок-контейнера, предпочтительно, противоположных, под боковыми стенками, размещены панель управления и панель раздачи электроснабжения соответственно, причем соответствующие боковые стенки, закрывающие упомянутые панели, выполнены с возможностью перемещения, предпочтительно, радиального, и фиксации для обеспечения доступа к соответствующим панелям.

В варианте исполнения, боковые стенки, закрывающие панель управления и панель раздачи, выполнены состоящими из нескольких частей, с возможностью автономного перемещения каждой части относительно другой для обеспечения доступа к упомянутым панелям.

Данное техническое решение обеспечивает существенное уменьшение размеров и массы станции, что повышает мобильность и оперативность размещения станции. Размеры блок - контейнера позволят производить компактную укладку в транспортировочный контейнер, что позволит оперативно перемещать данное устройство воздушным и иным транспортом, производить оперативное электроснабжение воздушных судов с выходными напряжениями: постоянного тока 24 В; 24/48 В; переменного трехфазного тока частотой 400 Гц при напряжении 208 В, однофазного тока частотой 400 Гц при напряжении 120 В.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 показана предложенная малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем ЛА (далее - станция) в аксонометрии, на фиг. 2 представлена блок-схема предложенной станции.

Станция имеет вид блок-контейнера 1, имеющего корпус в виде трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку 2, нижнее основание 3 и соединяющие их боковые стенки 4, 5 и 6, и имеющей устройства 7 для ее подъема и перемещения 8 по поверхности, расположенные в верхней и нижней ее частях соответственно. Полость внутри корпуса блок-контейнера разделена перегородкой 9 на отсеки, в которых размещены: силовое устройство 10 в виде автономного двигателя внутреннего сгорания с электромагнитным регулятором 11 для автоматического регулирования подачи горючей смеси в двигатель в зависимости от потребляемой мощности при работе генераторов 12-13, который через упрощенную схему привода соединен с устройством генерации электроэнергии 19, в которое входят генератор постоянного тока 12, генератор переменного тока 13, трансформаторы 14-15 и силовые кабеля 16.С одной стороны блок-контейнера 1, под боковой стенкой 4, размещена панель управления 17 с контрольно-измерительной аппаратурой, с другой противоположной стороны блок-контейнера 1, под боковой стенкой 5, размещена панель раздачи электроэнергии 18. Боковые стенки 4, 5, закрывающие упомянутые панели 17, 18, выполнены с возможностью радиального перемещения и фиксации для обеспечения доступа к соответствующим панелям 17, 18.

Предложенная станция работает следующим образом.

Станцию доставляют к месту ее использования. Перед пуском, оператор поднимает боковые стенки 4, 5 и получает доступ к панели управления 17 с контрольно-измерительной аппаратурой и панели раздачи электроэнергии 18. Для включения станции и осуществления электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем ЛА, на панели управления 17, по команде от включателя «Пуск» запускается автономный двигатель внутреннего сгорания силового устройства 10, далее, через муфту сцепления 20, приводится в движение устройство генерации электроэнергии 19, преобразовывая механическую энергию в электрическую. При обеспечении одиночного электростартерного запуска авиадвигателей ЛА постоянным током напряжением 48 В, полученная электрическая энергия с помощью генератора постоянного тока 12, поступает на блок регулирования и защиты постоянного тока 21, для защиты от перенапряжения и скачков электричества, далее на регулятор постоянного тока 23 и коробку пуска и регулирования 24 для получения напряжения 24 В и с плавным повышением напряжения до 48 В путем переключения с параллельного на последовательное соединение непосредственно из кабины ЛА через штепсельный разъем авиационный постоянного тока ШРАП-250 25. Обеспечение одиночного электростартерного запуска авиадвигателей ЛА постоянным током напряжением 24 В происходит аналогичным способом через штепсельный разъем авиационный постоянного тока ШРАП-500 26, а постоянным током напряжением 70 В через штепсельный разъем авиационный постоянного тока ШРАП-250 25. При обеспечении одиночного электростартерного запуска авиадвигателей ЛА однофазным переменным током напряжением 120 В с частотой 400 Гц, полученная электрическая энергия с помощью генератора переменного тока 13, поступает на блок регулирования и защиты переменного тока 22, для защиты от перенапряжения и скачков электричества, далее на трансформатор 14 для получения однофазного напряжения 120 В с частотой 400 Гц, и через штепсельный разъем авиационный переменного тока ШРА-200 28 на авиадвигатели ЛА. Обеспечение одиночного электростартерного запуска авиадвигателей ЛА трехфазным переменным током напряжением 208 В с частотой 400 Гц происходит аналогичным способом через штепсельный разъем авиационный постоянного тока ШРА-400 27, а обеспечение бортовых систем ЛА трехфазным переменным током напряжением 36 В с частотой 400 Гц через трансформатор 14 и штепсельный разъем переменного тока ШР-36 ПК 29.

Использование предложенного технического решения позволит создать малогабаритную мобильную станцию электроснабжения, имеющую простую конструкцию, уменьшенный расход топлива и потребления энергии, повышенную мобильность и оперативность, и улучшить транспортабельные характеристики станции для переброски воздушным или иным транспортом на оперативные аэродромы, а также на испытательные полигоны и ремонтные предприятия на удалении от основных аэродромов базирования.

Похожие патенты RU2730805C1

название год авторы номер документа
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АЭРОДРОМНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2019
  • Казьмин Игорь Александрович
  • Органов Сергей Николаевич
  • Ряжских Виктор Иванович
  • Иванов Алексей Владимирович
  • Органов Михаил Сергеевич
  • Гаршин Сергей Александрович
  • Санникова Светлана Михайловна
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Грищенко Борис Александрович
RU2727450C1
МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЕЙ И КАБИН ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2019
  • Казьмин Игорь Александрович
  • Органов Сергей Николаевич
  • Ряжских Виктор Иванович
  • Иванов Алексей Владимирович
  • Органов Михаил Сергеевич
  • Гаршин Сергей Александрович
  • Санникова Светлана Михайловна
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Грищенко Борис Александрович
  • Бородкин Станислав Владимирович
RU2727207C1
МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ КАБИН И ОБОРУДОВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2019
  • Казьмин Игорь Александрович
  • Органов Сергей Николаевич
  • Ряжский Виктор Иванович
  • Иванов Алексей Владимирович
  • Органов Михаил Сергеевич
  • Гаршин Сергей Александрович
  • Санникова Светлана Михайловна
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Грищенко Борис Александрович
  • Бородкин Станислав Владимирович
RU2727294C1
МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ЗАРЯДКИ ГАЗАМИ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2019
  • Казьмин Игорь Александрович
  • Органов Сергей Николаевич
  • Ряжских Виктор Иванович
  • Иванов Алексей Владимирович
  • Органов Михаил Сергеевич
  • Гаршин Сергей Александрович
  • Санникова Светлана Михайловна
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Грищенко Борис Александрович
  • Бородкин Станислав Владимирович
RU2727210C1
МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ПРОВЕРКИ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2019
  • Казьмин Игорь Александрович
  • Органов Сергей Николаевич
  • Ряжских Виктор Иванович
  • Иванов Алексей Владимирович
  • Органов Михаил Сергеевич
  • Гаршин Сергей Александрович
  • Санниковва Светлана Михайловна
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Грищенко Борис Александрович
RU2727769C1
МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ГАЗИФИКАЦИИ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ 2021
  • Чернухо Иван Иванович
  • Кокарев Александр Михайлович
  • Воробьев Александр Александрович
  • Иванов Алексей Владимирович
  • Ряжских Виктор Иванович
  • Куксов Дмитрий Юрьевич
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Грищенко Борис Александрович
  • Бородкин Станислав Владимирович
RU2767412C1
Агрегат дизель-генераторный подвагонный (АДП) 2016
  • Долгов Павел Сергеевич
  • Хлюстов Сергей Александрович
RU2638334C1
ПЕРЕДВИЖНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 2005
  • Вергелис Николай Иванович
  • Бартош Виктор Викторович
RU2295189C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2003
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Гуртовой А.И.
  • Школин В.П.
  • Кошелев С.А.
  • Кодола В.Г.
RU2232109C1
СРЕДСТВО МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ 2022
  • Кочерга Андрей Павлович
  • Иванов Алексей Владимирович
  • Лакей Владимир Николаевич
  • Илларионов Владимир Викторович
  • Санникова Светлана Михайловна
  • Грищенко Борис Александрович
  • Макогон Валерий Константинович
  • Ряжских Виктор Иванович
  • Малютин Алексей Иванович
RU2819954C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 730 805 C1

Реферат патента 2020 года МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ СТАНЦИЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ И БОРТОВЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов содержит устройство генерации электроэнергии, выполненное в виде соединенных между собой двигателя внутреннего сгорания и генераторов постоянного и переменного тока, панель раздачи для подачи электроэнергии потребителю, пульт управления для управления станцией, при этом мобильная станция выполнена в виде малогабаритного блок-контейнера, имеющего вид трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку, нижнее основание и соединяющие их боковые стенки, и имеет устройства для ее подъема и перемещения по поверхности. Обеспечивается упрощение конструкции, уменьшение расхода топлива и потребления энергии, повышение мобильности и оперативности, возможность функционирования в удалении от основных аэродромов базирования. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 730 805 C1

1. Малогабаритная мобильная станция электроснабжения авиадвигателей и бортовых систем летательных аппаратов, содержащая устройство генерации электроэнергии, выполненное в виде соединенных между собой двигателя внутреннего сгорания и генераторов постоянного и переменного тока, панель раздачи для подачи электроэнергии потребителю, пульт управления для управления станцией, отличающаяся тем, что выполнена в виде малогабаритного блок-контейнера, имеющего вид трехмерной геометрической фигуры, содержащей верхнюю крышку, нижнее основание и соединяющие их боковые стенки и имеющей устройства для ее подъема и перемещения по поверхности, расположенные в верхней и нижней ее частях соответственно, при этом внутри полости упомянутого блок-контейнера установлено устройство генерации электроэнергии и элементы, обеспечивающие его защиту при этом на двух сторонах блок-контейнера, предпочтительно противоположных, под боковыми стенками размещены панель управления и панель раздачи электроснабжения соответственно, причем соответствующие боковые стенки, закрывающие упомянутые панели, выполнены с возможностью перемещения, предпочтительно радиального, и фиксации для обеспечения доступа к соответствующим панелям.

2. Малогабаритная мобильная станция по п. 1, отличающаяся тем, что боковые стенки, закрывающие панель управления и панель раздачи, выполнены состоящими из нескольких частей с возможностью автономного перемещения каждой части относительно другой для обеспечения доступа к упомянутым панелям.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2730805C1

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2005
  • Карась Леонтий Вениаминович
  • Локай Леонид Викторович
  • Гилимханов Радик Фирдусович
  • Кашин Владимир Николаевич
RU2280595C1
ПЕРЕДВИЖНОЙ АГРЕГАТ АЭРОДРОМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2008
  • Карась Леонтий Вениаминович
  • Кириченков Владимир Антонович
  • Муштаков Георгий Глебович
RU2364556C1
RU 2010117513 A, 10.11.2011
US 0006424891 B1, 23.07.2002
WO 2007061622 A1 (ILLINOIS TOOL WORKS INC.), 31.05.2007.

RU 2 730 805 C1

Авторы

Казьмин Игорь Александрович

Органов Сергей Николаевич

Ряжских Виктор Иванович

Иванов Алексей Владимирович

Органов Михаил Сергеевич

Гаршин Сергей Александрович

Санникова Светлана Михайловна

Черниченко Владимир Викторович

Грищенко Борис Александрович

Даты

2020-08-26Публикация

2019-11-13Подача