СЪЕМНЫЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ СУДОВОЙ БУЛЬБ Российский патент 2020 года по МПК B63B1/06 B63B1/40 

Описание патента на изобретение RU2731198C1

Изобретение относится к оборудованию для судов и средствам для изменения гидродинамических характеристик корпусов путем уменьшения волнового сопротивления, а именно к съемному телескопическому судовому бульбу.

В судостроении бульбом называют каплевидное обтекаемое образование подводной части наружной обшивки корпуса судна в носовой оконечности. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива.

В качестве прототипа выбран «Активный носовой бульб судна», патент РФ на полезную модель №132416, опубл. 20.09.2013 г., содержащий обтекатель грушевидной формы, снабженный гребным валом и гребным винтом, для выработки потоков воды и гидравлической смазки боковых сторон обтекателя, при этом обтекатель выполнен пустотелым, в передней и задней части обтекателя установлены подшипники для крепления гребного вала, а гребной винт установлен на гребном валу на внешней стороне лобовой поверхности обтекателя. Недостатком такой конструкции является относительная сложность с учетом установки и подключения гребного вала; невозможность использования при прохождении льдов в виду наличия гребного винта в передней части, так как при столкновении с льдинами гребной винт может легко выйти из строя; а также данная конструкция является несъемной.

Технической задачей настоящего изобретения является разработка съемного телескопического судового бульба, обеспечивающего помимо основных функций улучшения ходовых характеристик судна, простую постановку и снятие его с носовой части судна, и возможность плавания в арктических условиях и выдерживание столкновений с льдинами.

Для решения поставленной технической задачи предлагается съемный телескопический судовой бульб, содержащий корпус бульба, который выполнен полым и состоит из по крайне мере двух цилиндрических тел с возможностью их телескопического вхождения и расхождения относительно друг друга, при этом внутри корпуса установлено амортизирующее устройство, с возможностью закрепления на носовой части судна; и корпус бульба содержит участок для съемного соединения с корпусом судна.

Далее настоящее изобретение будет описано более подробно со ссылкой на приложенный чертеж.

Показанный на фиг. 1 съемный телескопический судовой бульб (далее СТСБ) содержит корпус бульба 1, включающий три телескопических цилиндрических тела, при этом цилиндрическое тело наименьшего диаметра 103 является наконечником, цилиндрическое тело большего диаметра 101 закрепляют к носовой части судна, а промежуточное цилиндрическое тело 102 является соединительным, при этом цилиндрические тела 101, 102 и 103 выполнены с возможностью перемещения относительно друг друга в осевом направлении, то есть телескопически. Данное количество цилиндрических тел является предпочтительным, но также может не содержать промежуточного цилиндрического тела 102, либо может использоваться два и более промежуточных цилиндрических тел. Геометрическая форма цилиндрических тел составляющих корпус бульба 1, определяется инженерным расчетом, может быть любой формы обеспечивающей хорошую прочность и пропульсивные качества. Лучше, если торцевые поверхности цилиндрических тел выполнены с обтекаемой формой. Торцевая часть наконечника 103 может быть выполнена острой для легкого раскалывания льдин.

Внутри корпуса бульба 1 установлен амортизирующее устройство 2. Амортизирующее устройство 2 служит для обеспечения возврата корпуса бульба в раздвинутое положение в случае его складывания в следствие к примеру удара об льдину. В качестве амортизирующего устройства 2 по предпочтительному варианту используется показанный на фиг.1 амортизатор 2 со штоком. Шток амортизатора закреплен к внутренней стороне наконечника 103, а амортизатор с обратной стороны имеет упор и средства закрепления корпусу судна. В качестве амортизирующего устройства может быть использовано любой подходящее устройство, способное смягчать удар при столкновении наконечника 103 с льдиной, и возвращать корпус 1 в исходное положение. Амортизатор 2 соединен трубопроводом 4 с отверстием 5 для подачи газа или жидкости в амортизатор 2. Подвод трубопровода 4 может быть произведен как через корпус судна, так и с внешней стороны, при этом высота отверстия 5 должна быть выше ватерлинии.

Цилиндрическое тело 101 соединено с участком для съемного соединения с корпусом судна 3. Для соединения с корпусом судна, на нем и на участке для соединения с корпусом судна 3 предварительно устанавливают пазы и направляющие, соответственно. Такая конструкция крепления не является принципиальной и может быть осуществлена любым удобным для монтажа и эксплуатации судна способом. На корпусе бульба 1 и участке для соединения с корпусом судна 3 могут быть установлены кронштейны для удобной установки и снятия съемного телескопического судового бульба по настоящему изобретению.

Таким образом, настоящее изобретение позволяет установить съемный телескопический судовой бульб на существующее судно в случае такой необходимости, что обеспечивает помимо основных функций по снижению расхода топлива, также возможность плавания в арктических условиях, за счет амортизации при столкновении с льдинами, а также позволяет при необходимости легко снять съемный телескопический судовой бульб.

Следует понимать, что приведенные выше примеры использованы только для целей иллюстрации возможности осуществления настоящего изобретения и ряда его преимуществ, и эти примеры не ограничивают объем правовой охраны, представленный в формуле изобретения, при этом специалист в этой области относительно просто способен осуществить и другие варианты изобретения без отхода от сущности изобретения в рамках объема правовой охраны.

Похожие патенты RU2731198C1

название год авторы номер документа
Носовая оконечность судна 1988
  • Зингерман Николай Иосифович
SU1710434A1
КОРМОВАЯ ЧАСТЬ ЛЕДОКОЛА 2016
  • Медведев Александр Михайлович
RU2604253C1
СУДОВАЯ ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА 1997
  • Алексеев Ю.Н.(Ru)
  • Андрюшин А.В.(Ru)
  • Беззубик О.Н.(Ru)
  • Беляшов В.А.(Ru)
  • Пашин В.М.(Ru)
  • Пономарев А.В.(Ru)
  • Спиро В.Е.(Ru)
RU2126762C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ 2016
  • Антонов Владимир Сергеевич
  • Брилевский Владимир Владимирович
  • Иванов Валерий Николаевич
  • Кравченко Кирилл Николаевич
  • Трапезников Юрий Михайлович
  • Круглов Александр Владимирович
  • Хрисанов Андрей Валентинович
  • Добродеев Алексей Алексеевич
  • Тарадонов Владимир Станиславович
RU2629625C1
СПОСОБ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ СУДОВ И СУДА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Ивандаев Сергей Иванович
  • Нигматулин Булат Искандерович
RU2532666C1
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ 2022
  • Серебренников Александр Святославович
  • Новиков Сергей Сергеевич
  • Сальников Егор Владимирович
  • Сидоренков Дмитрий Владимирович
  • Кургин Федор Федорович
  • Петров Борис Анатольевич
RU2779768C1
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2010
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Руденко Евгений Иванович
RU2459738C2
РЕЧНОЙ ТРАНСТРИМ (ВАРИАНТЫ), ТРАНСТРИМ "РЕКА-МОРЕ" (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ПЛАВАНИЯ ТРАНСТРИМА "РЕКА-МОРЕ", СПОСОБ ПОГРУЗКИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И РАЗГРУЗКИ ГРУЗОВ ТРАНСПОРТНЫМ ТРИМАРАНОМ КЛАССА "РЕКА-МОРЕ", СПОСОБ ПРОВОДКИ ТРАНСПОРТНОГО ТРИМАРАНА КЛАССА "РЕКА-МОРЕ" ЧЕРЕЗ ШЛЮЗ, КАНАЛ, УЗКИЙ ФАРВАТЕР 2001
  • Халидов Г.Ю.
  • Халидов У.Г.
RU2237592C2
ПАРУСНОЕ СУДНО 2002
  • Троицкий Г.Н.
RU2265546C2
СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2004
  • Раскатов Василий Никитович
  • Штин Анатолий Аркадьевич
  • Брынцев Александр Михайлович
  • Шлячков Владимир Иванович
  • Комов Виктор Михайлович
  • Бабич Николай Григорьевич
RU2267439C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 731 198 C1

Реферат патента 2020 года СЪЕМНЫЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ СУДОВОЙ БУЛЬБ

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции носовой оконечности судна. Предложен съемный телескопический судовой бульб, содержащий корпус бульба, который выполнен полым и состоит из по крайней мере двух цилиндрических тел с возможностью их телескопического вхождения и расхождения относительно друг друга, при этом внутри корпуса установлено амортизирующее устройство с возможностью закрепления на носовой части судна, при этом корпус бульба содержит участок для съемного соединения с корпусом судна. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик судна. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 731 198 C1

Съемный телескопический судовой бульб, содержащий корпус бульба и средство закрепления корпуса бульба к носовой части судна, отличающийся тем, что

корпус бульба выполнен полым и состоит из по крайней мере двух цилиндрических тел с возможностью телескопического вхождения и расхождения относительно друг друга;

внутри корпуса установлено амортизирующее устройство с возможностью закрепления на носовой части судна;

корпус бульба содержит участок для съемного соединения с корпусом судна.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2731198C1

CN 206031694 U, 22.03.2017
CN 207955953 U, 12.10.2018
KR 20150017028 A, 16.02.2015
KR 20170044507 A, 25.04.2017
KR 20160009175 A, 26.01.2016
KR 20150145325 A, 30.12.2015
Носовая оконечность судна 1988
  • Зингерман Николай Иосифович
SU1710434A1
Устройство для визуального отсчета величины перемещений исполнительного органа машины 1956
  • Кауфман Л.М.
SU132416A1

RU 2 731 198 C1

Авторы

Зингерман Николай Иосифович

Даты

2020-08-31Публикация

2019-10-14Подача