Изобретение относится к оборудованию для судов и средствам для изменения гидродинамических характеристик корпусов путем уменьшения волнового сопротивления, а именно к съемному телескопическому судовому бульбу.
В судостроении бульбом называют каплевидное обтекаемое образование подводной части наружной обшивки корпуса судна в носовой оконечности. Бульб изменяет направление потока воды по всему корпусу, уменьшая сопротивление, и, следовательно, способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива.
В качестве прототипа выбран «Активный носовой бульб судна», патент РФ на полезную модель №132416, опубл. 20.09.2013 г., содержащий обтекатель грушевидной формы, снабженный гребным валом и гребным винтом, для выработки потоков воды и гидравлической смазки боковых сторон обтекателя, при этом обтекатель выполнен пустотелым, в передней и задней части обтекателя установлены подшипники для крепления гребного вала, а гребной винт установлен на гребном валу на внешней стороне лобовой поверхности обтекателя. Недостатком такой конструкции является относительная сложность с учетом установки и подключения гребного вала; невозможность использования при прохождении льдов в виду наличия гребного винта в передней части, так как при столкновении с льдинами гребной винт может легко выйти из строя; а также данная конструкция является несъемной.
Технической задачей настоящего изобретения является разработка съемного телескопического судового бульба, обеспечивающего помимо основных функций улучшения ходовых характеристик судна, простую постановку и снятие его с носовой части судна, и возможность плавания в арктических условиях и выдерживание столкновений с льдинами.
Для решения поставленной технической задачи предлагается съемный телескопический судовой бульб, содержащий корпус бульба, который выполнен полым и состоит из по крайне мере двух цилиндрических тел с возможностью их телескопического вхождения и расхождения относительно друг друга, при этом внутри корпуса установлено амортизирующее устройство, с возможностью закрепления на носовой части судна; и корпус бульба содержит участок для съемного соединения с корпусом судна.
Далее настоящее изобретение будет описано более подробно со ссылкой на приложенный чертеж.
Показанный на фиг. 1 съемный телескопический судовой бульб (далее СТСБ) содержит корпус бульба 1, включающий три телескопических цилиндрических тела, при этом цилиндрическое тело наименьшего диаметра 103 является наконечником, цилиндрическое тело большего диаметра 101 закрепляют к носовой части судна, а промежуточное цилиндрическое тело 102 является соединительным, при этом цилиндрические тела 101, 102 и 103 выполнены с возможностью перемещения относительно друг друга в осевом направлении, то есть телескопически. Данное количество цилиндрических тел является предпочтительным, но также может не содержать промежуточного цилиндрического тела 102, либо может использоваться два и более промежуточных цилиндрических тел. Геометрическая форма цилиндрических тел составляющих корпус бульба 1, определяется инженерным расчетом, может быть любой формы обеспечивающей хорошую прочность и пропульсивные качества. Лучше, если торцевые поверхности цилиндрических тел выполнены с обтекаемой формой. Торцевая часть наконечника 103 может быть выполнена острой для легкого раскалывания льдин.
Внутри корпуса бульба 1 установлен амортизирующее устройство 2. Амортизирующее устройство 2 служит для обеспечения возврата корпуса бульба в раздвинутое положение в случае его складывания в следствие к примеру удара об льдину. В качестве амортизирующего устройства 2 по предпочтительному варианту используется показанный на фиг.1 амортизатор 2 со штоком. Шток амортизатора закреплен к внутренней стороне наконечника 103, а амортизатор с обратной стороны имеет упор и средства закрепления корпусу судна. В качестве амортизирующего устройства может быть использовано любой подходящее устройство, способное смягчать удар при столкновении наконечника 103 с льдиной, и возвращать корпус 1 в исходное положение. Амортизатор 2 соединен трубопроводом 4 с отверстием 5 для подачи газа или жидкости в амортизатор 2. Подвод трубопровода 4 может быть произведен как через корпус судна, так и с внешней стороны, при этом высота отверстия 5 должна быть выше ватерлинии.
Цилиндрическое тело 101 соединено с участком для съемного соединения с корпусом судна 3. Для соединения с корпусом судна, на нем и на участке для соединения с корпусом судна 3 предварительно устанавливают пазы и направляющие, соответственно. Такая конструкция крепления не является принципиальной и может быть осуществлена любым удобным для монтажа и эксплуатации судна способом. На корпусе бульба 1 и участке для соединения с корпусом судна 3 могут быть установлены кронштейны для удобной установки и снятия съемного телескопического судового бульба по настоящему изобретению.
Таким образом, настоящее изобретение позволяет установить съемный телескопический судовой бульб на существующее судно в случае такой необходимости, что обеспечивает помимо основных функций по снижению расхода топлива, также возможность плавания в арктических условиях, за счет амортизации при столкновении с льдинами, а также позволяет при необходимости легко снять съемный телескопический судовой бульб.
Следует понимать, что приведенные выше примеры использованы только для целей иллюстрации возможности осуществления настоящего изобретения и ряда его преимуществ, и эти примеры не ограничивают объем правовой охраны, представленный в формуле изобретения, при этом специалист в этой области относительно просто способен осуществить и другие варианты изобретения без отхода от сущности изобретения в рамках объема правовой охраны.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Носовая оконечность судна | 1988 |
|
SU1710434A1 |
КОРМОВАЯ ЧАСТЬ ЛЕДОКОЛА | 2016 |
|
RU2604253C1 |
СУДОВАЯ ВИНТОРУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 1997 |
|
RU2126762C1 |
ПОДВОДНОЕ СУДНО ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВОДНЫХ ДОБЫЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФЕ И ДРУГИХ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ | 2016 |
|
RU2629625C1 |
СПОСОБ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ СУДОВ И СУДА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2532666C1 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2010 |
|
RU2459738C2 |
РЕЧНОЙ ТРАНСТРИМ (ВАРИАНТЫ), ТРАНСТРИМ "РЕКА-МОРЕ" (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМОВ ПЛАВАНИЯ ТРАНСТРИМА "РЕКА-МОРЕ", СПОСОБ ПОГРУЗКИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И РАЗГРУЗКИ ГРУЗОВ ТРАНСПОРТНЫМ ТРИМАРАНОМ КЛАССА "РЕКА-МОРЕ", СПОСОБ ПРОВОДКИ ТРАНСПОРТНОГО ТРИМАРАНА КЛАССА "РЕКА-МОРЕ" ЧЕРЕЗ ШЛЮЗ, КАНАЛ, УЗКИЙ ФАРВАТЕР | 2001 |
|
RU2237592C2 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2265546C2 |
СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2004 |
|
RU2267439C1 |
Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции носовой оконечности судна. Предложен съемный телескопический судовой бульб, содержащий корпус бульба, который выполнен полым и состоит из по крайней мере двух цилиндрических тел с возможностью их телескопического вхождения и расхождения относительно друг друга, при этом внутри корпуса установлено амортизирующее устройство с возможностью закрепления на носовой части судна, при этом корпус бульба содержит участок для съемного соединения с корпусом судна. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик судна. 1 ил.
Съемный телескопический судовой бульб, содержащий корпус бульба и средство закрепления корпуса бульба к носовой части судна, отличающийся тем, что
корпус бульба выполнен полым и состоит из по крайней мере двух цилиндрических тел с возможностью телескопического вхождения и расхождения относительно друг друга;
внутри корпуса установлено амортизирующее устройство с возможностью закрепления на носовой части судна;
корпус бульба содержит участок для съемного соединения с корпусом судна.
CN 206031694 U, 22.03.2017 | |||
CN 207955953 U, 12.10.2018 | |||
KR 20150017028 A, 16.02.2015 | |||
KR 20170044507 A, 25.04.2017 | |||
KR 20160009175 A, 26.01.2016 | |||
KR 20150145325 A, 30.12.2015 | |||
Носовая оконечность судна | 1988 |
|
SU1710434A1 |
Устройство для визуального отсчета величины перемещений исполнительного органа машины | 1956 |
|
SU132416A1 |
Авторы
Даты
2020-08-31—Публикация
2019-10-14—Подача