Изобретение относится к судостроению, а конкретно к носовой оконечности судна.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств судна путем обеспечения продольной податливости бульба и уменьшение его габаритов при хранении и транспортировании.
На фиг. 1 показана носовая оконечность судна с присоединенным съемным бульбом, вид сбоку; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг,4 стяжной злемент, продольный разрез; на фиг.5-стяжное кольцо, поперечный разрез.
Носовая оконечность судна 1 содержит съемный бульб 2, состоящий из жесткого обтекателя 3 и двух симметричных непроницаемых емкостей 4 и 5, выполненных из эластичного гибкого материала. Емкости 4 и 5 соединены между собой перемычками 6 и 7 и имеют обтекаемую форму, сопрягающуюся с обводами носовой оконечности корпуса судна 1 и обтекателем 3.
Каждая емкость снабжена штуцерами 8 и 9, соединяющими емкость с судовой сиетемой 10 подачи рабочей среды через выходные патрубки системы 10 на корпусе судна 1. Система 10 обеспечивает создание через кран 11 внутри емкостей избыточного давления в сравнении с забортным давлением. Для предотвращения переопрессовки емкостей 4 и 5 при создании давления или при деформациях они снабжены предохранительными клапанами 12. В месте при.соединения к корпусу каждая емкость 4 и 5 снабжена складывающимся фланцем 13, состоящим из жестких фигурных по форме обводо корпуса элементов, соединенных между собой шарнирами 14. Фланцем 13 через водонепроницаемую прокладку 15 емкости 4 и 5 присоединяются к корпусу судна 1 с помощью крепежных болтов 16.
Вертикальные смежные стенки 17 и 18 емкостей 4 и 5 соответственно образуют специальное ложе 19 для стяжного элемента 20. Стяжной элемент 20 состоит из коренного цилиндрического звена 21, на торце которого укреплен блок 22. Коренное звено 21 закрепляется разъемным соединением, например резьбовым, s опорном непроницаемом стакане 23, размещенном на форштевне судна. К коренному звену 21 примыкают жесткие цилиндрические звенья, которые по своей форме и взаимному одно относительно другого расположению делятся на цельные охватываемые 24 и разрезные охватывающие 25. Торцевые поверхности звеньев криволинейные. Причем форма кривизны торцов охватываемых цельных звеньев 24 выпуклая, а охватывающих разрезных звеньев 25 вогнутая, т.е. торцевые поверхности разрезных звеньев 25 охватывают торцевые поверхности цельных звеньев 24. Охватываемые и охватывающие звенья чередуются одно с другим.
Разрезные звенья 25 удерживаются на балке с помощью стяжных колец 26, состоящих из Двух полуколец 27 и 28, соединяемых крепежными винтами 29. В свободном состоянии, при отсутствии избыточного давления в емкостях 4 и 5, части охватывающих звеньев 25 несколько раздвинуты и имеют наружный диаметр больше, чем наружный диаметр звеньев 24.
Через блок 22 перекинут и пропущен по осевым каналам 30 звеньев 21, 24 и 25 трос 31. Концы троса 31 выходят через отверстия в перегородке 32, жестко закрепленной на обтекателе 3 с внутренней стороны. Концы троса 31 натягиваются и соединяются специальным приспособлением 33. Для доступа к концам троса 31 и к приспособлению 33 в обтекателе 3 выполнен лаз 34, закрываемый съемной крышкой 35, прикрепленной к обтекателю 3 крепежными винтами 36.
Внутренние поверхности емкостей 4 и 5 соединены между собой продольными и поперечными вертикальными и горизонтальными проницаемыми гибкими прочными перегородками 37, обеспечивающими придание бульбу необходимой формы и достаточной жесткости при создании избыточного давления в емкостях 4 и 5.
Носовая оконечность судна работает следующим образом.
Носовой бульб 2 в сложенном состоянии вместе с обтекателем 3, фланцем 13, стяжным элементом 20 и крепежом хранится в специально отведенном месте.
При приготовлении судна к плаванию С носовым бульбом его доставляют на носовую оконечность и производят предварительную сборку.
С обтекателя 3 снимают крышку 35, в ложе 19 укладывают стяжной элемент 20. Штуцера 8 и 9 и коренное звено 21 стяжного элемента 20 готовят к соединению с выходными патруб1 ами системы 10 на корпусе судна и стаканом 23 на форштевне.
Присоединение бульба 2 к носовой оконечности судна 1 производят в следующей последовательности.
В стакане 23 на резьбе закрепляют коренное звено 21, затем присоединяют штуцера 8 и 9 к выходным патрубкам системы 10 на корпусе судна, после чего на корпус судна накладывают водонепроницаемую прокладку 15, которую прижимают фланцем 13, закрепленным на судне 1 крепежными болтами 16. Через кран 11 создают от сиетемы 10 избыточное давление во внутренней полости емкостей 4 и 5. При этом происходит обжим охватывающих 25 и охватываемых 24 звеньев стяжного элемента 20.
Обжим звеньев 25 вызывает взаимное скольжение торцевых поверхностей охватывающих 25 и охватываемых 24 звеньев; что приводит к раздвижению стяжного элемента 20 в продольном направлении и создает определенное упорное усилие, обеспечивающее необходимую жесткость конструкции бульба. После создания в емкостях 4 и 5 избыточного давления производят натяжение и соединение концов троса 31 специальным приспособлением 33.и закрывают лаз 34 крышкой 35/прикрепив ее винтами 36 к обтекателю 3.
В рабочем состоянии съемный носовой бульб выполняют при движении судна своё основное назначение - снижение сопротийления воды движению судна и соответствующее увеличение его скорости. При этом, в отличие от жестких конструкций носовых бульбов, предлагаемый бульб эластичный и допускает различные деформации. При столкновении с плавающим объектом корпус бульба, т.е. емкости 4 и 5 могут упруго деформироваться, а стяжной элемент 20 упруго изгибаться или сжиматься. В случае опасного повышения давления в емкостях 4 и 5v вызванного деформациями этих емкостей, избыточное давление стравливается через предохранительные клапаны 12.
При необходимости система 10 может иметь устройства для автоматического поддержания установленного давления в емкостях 4 и 5. По прекращении воздействия усилий, вызванных столкновением, бульб восстанавливает свою форму и жесткость, без какого-либо постороннего вмешательства.
Формула изобретен и я
1. Носовая оконечность суднд, содержащая съемный бульб и узел его крепления к
корпусу судна, включающий в себя стяжной
элемент, один коней которого закреплен на
судне, а другой - на бульбе. отличающаяс я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств судна путем обеспечения продольной податливости бульба и
уменьшения его габаритов при хранении и
транспортировании, бульб выполнен в виде
двух эластичных емкостей, которые расположены симметрично относительно диаметральной плоскости судна и соединены между собой, при этом бульб снабжен жестким обтекателем, а стяжной элемент расположен между упомянутыми емкостями и
выполнен с чередующимися между собой цельными и разъемными жесткими полыми цилиндрическими звеньями, при этом торцевые поверхности каждого звена выполнень) с возможностью плавного сопряжения с
торцовыми поверхностями смежных с ним звеньев, а части каждого разъемного цилиндрического звена соединены между собой посредством стяжных колец, причем каждая из упомянутых емкостей выполнена с возможностью сообщения с судовой системой подачи рабочей среды и плавного сопряжения с обшивкой корпуса судна и упомя.нутым обтекателем, а узел крепления бульба выполнен с фланцами, каждый из которых
установлен на соответствующей ему емкости.
2.Оконечность судна по п.1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что каждая емкость снабжена
предохранительным клапаном и проницае мымИ гибкими поперечными и прс дольными переборками.
3.Оконечность судна по п.1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что каждый фланец выполнен
из жестких шарнирно соединенных между собой элементов с возможностью их плавного сопряжения с обводами носовой оконечности судна и прикреплен к ней через водонепроницаемую прокладку. 5 23 37 иг,1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подводный аппарат | 2017 |
|
RU2661253C1 |
Бульбовая носовая оконечность корпуса судна | 1976 |
|
SU605742A1 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА | 1993 |
|
RU2061617C1 |
СЪЕМНЫЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ СУДОВОЙ БУЛЬБ | 2019 |
|
RU2731198C1 |
Складная жесткая надувная лодка | 2019 |
|
RU2715815C1 |
ЭКСКУРСИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ МОРСКИХ ПРОГУЛОК | 2001 |
|
RU2215667C2 |
Носовая оконечность судна | 1983 |
|
SU1105361A1 |
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ НОСОВОЙ ОКОНЕЧНОСТИ ГРУЗОВОГО СУДНА ДЛЯ ПРОВОДКИ ВО ЛЬДАХ С ПОМОЩЬЮ ЛЕДОКОЛА | 2020 |
|
RU2732262C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА | 1997 |
|
RU2154590C2 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2265546C2 |
Изобретение может использоваться как на проектируемых судах, так и на судах, находящих(:я в эксплуатации. Цель - улучшение эксплуатационных качеств судна путем обеспечения продольной податливости бульба и уменьшения его габаритов при хранении и транспортировании. Носовая оконечность судна 1 имеет съемный бульб.который состоит из обтекателя 3 и двух непроницаемых, соединенных друг с другом емкостей 4, 5. выполненных из гибкой эластичной ткани и заНолненных воздухом или другой средой под давлением. Форма емкости и необходимая жесткость обеспечиваются проницаемыми вертикальными и горизонтальными перемычками, соединяющими внутренние поверхности емкостей. Продольные нагрузки воспринимаются упруго изгибаемым и уп'руго деформируемым стяжным элементом 20. Обтекатель 3, емкости 4, 5 и стяжной элемент 20образуютвди- ную упруго деформируемую и достаточно жесткую и прочную конструкцию, присоединяемую к корпусу судна в его носовой части. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.I -'И1 15 ISJJО1:^СА)li^>&
У1
...,./..../..,...:..„./
l/////////// :i Y /////A
25
30 g .A $ iV:%% Щ% r V т 1 71 212tf
РигЛ / 2631
t.S
Носовая оконечность судна | 1983 |
|
SU1105361A1 |
кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Гребенчатая передача | 1916 |
|
SU1983A1 |
Авторы
Даты
1992-02-07—Публикация
1988-11-24—Подача