СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПНЕВМОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВХОДНОГО НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДУ80Л1 И ДН80Л1 В СОСТАВЕ ГАЗОПРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ ТИПА ГПА-Ц-25СД/100-1,35М Российский патент 2020 года по МПК F02C7/18 

Описание патента на изобретение RU2731689C1

Изобретение относится к области газовой промышленности и может быть использовано при эксплуатации газоперекачивающего агрегата типа ГПА-Ц-25СД/100-1,35М (далее - ГПА) с приводом от газотурбинного двигателя (далее - ГТД) ДУ80Л1 или ДН80Л1.

При эксплуатации ГТД ДУ80Л1 или ДН80Л1 в составе ГПА при отрицательных температурах наружного воздуха были выявлены отказы исполнительных механизмов (далее - ИМ) системы пневмоуправления входного направляющего аппарата (далее - ВНА) в результате образования и замерзания конденсата в полости пневмоцилиндров.

Конструкция системы воздушного охлаждения ГТД ДУ80Л1 и ДН80Л1 в составе ГПА [1] устроена так что, выходной патрубок обдува двигателя расположен в непосредственной близости от ИМ пневмоуправления ВНА. Воздух от вентиляторов обдува прямым потоком попадает на цилиндры пневмоуправления ВНА. В связи с тем, что воздух, отбираемый для управления цилиндрами, всегда имеет положительные значения температуры, так как отбирается с заднего корпуса компрессора высокого давления (далее - КВД), то при охлаждении корпусов пневмоцилиндров в их полости образуется конденсат, который в последующем постепенно замерзает. При замерзании конденсата в полости цилиндров, давление воздуха падает по мере замерзания входного отверстия в цилиндре, возвратные пружины стремятся вернуть ВНА на угол, равный промежуточному или предпусковому состоянию ГТД. При перекладке ВНА в положение, не соответствующее рабочему режиму ГТД, происходит срыв потока воздуха с рабочих лопаток, в результате чего увеличиваются обороты компрессора низкого давления (далее - КНД) до аварийных значений, и ГПА останавливается по срабатыванию аварийной уставки свыше 7600 об/мин.

Указанный недостаток существующей конструкции системы пневмоуправления ГТД ДУ80Л1 и ДН80Л1 в составе ГПА значительно снижает наработку на отказ ГПА в целом. Каждый аварийный останов ГПА приводит к сбою поставок природного газа по магистральному газопроводу и негативно сказывается на основных узлах и механизмах, в связи с чем возникает необходимость во внеплановом ремонте.

Задачей изобретения является повышение надежности работы ГТД ДУ80Л1 и ДН80Л1 в составе ГПА за счет исключения аварийных остановов, возникающих по причине отказа системы пневмоуправления ВНА.

Технический результат - возможность эксплуатации ГПА с ГТД ДУ80Л1 или ДН80Л1 при отрицательных температурах окружающей среды без изменения конструкции охлаждения двигателя, избегая при этом отказов, связанных с замерзанием конденсата в пневмоцилиндрах системы управления ВНА.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается путем подачи горячего воздуха в заранее изготовленные и установленные изолирующие кожухи на основной и вспомогательный пневмоцилиндры, тем самым создавая свой микроклимат в полости между пневмоцилиндрами и их изолирующими кожухами.

Предложенный способ реализуется следующим образом: горячий воздух отбирается из корпуса переходной части между КНД и КВД ГТД (далее - переходник) 1 (фиг.1) ГТД 2. В корпус переходника 1 в месте отбора воздуха 3 монтируют штуцер 4 с проходным сечением от 2 до 4 мм для снижения давления и температуры отбираемого воздуха (без снижения давления температура воздуха составляла от 200°С до 250°С, после снижения давления воздуха температура составляет от 70°С до 80°С, чего вполне достаточно для поддержания микроклимата внутри кожухов пневмоцилиндров). Далее на штуцер 4 монтируют подводящую трубку 5 диаметром от 5 до 8 мм и проводят магистраль 6 до кожуха основного пневмоцилиндра 7 и кожуха вспомогательного пневмоцилиндра 8. Проходя магистраль 6 горячий воздух подает через штуцерное соединение 9 попадает в полость между кожухом 7 и основным пневмоцилиндром, а через штуцерное соединение 10 в полость между кожухом 8 и вспомогательным пневмоцилиндром. К подводящей магистрали 6 монтируют тройник 11 для разделения потоков горячего воздуха между кожухом основного пневмоцилиндра 7 и кожухом вспомогательного пневмоцилиндра 8.

Для равномерного заполнения горячим воздухом, полости между кожухом и пневмоцилиндром, с внутренней стороны кожуха основного пневмоцилиндра 7, в месте входа горячего воздуха монтируют прямоугольную пластину 12, а с внутренней стороны кожуха вспомогательного пневмоцилиндра 8 - пластину 13 на расстоянии от стенки кожуха от 4 до 7 мм.

Кожух основного пневмоцилиндра 7 показан на фиг. 2. Кожух состоит из двух верхних составляющих 14 и 15, которые крепятся между собой болтовыми соединениями через отверстия 16. Снизу крепится нижняя составляющая 17 кожуха. Кожух крепится к корпусу двигателя на болты через отверстия 18. Через отверстие 19 проходит шток на управление ВНА от пневмоцилиндра. Диаметр отверстия 19 подбирался с учетом того, что из него выходит воздух, поданный для создания микроклимата между кожухом и пневмоцилиндром. В отверстие 20 подается горячий воздух в полость между кожухом и пневмоцилиндром.

На фиг. 3 показан общий вид устройства кожуха вспомогательного пневмоцилиндра 8. Он аналогичен устройству кожуха основного пневмоцилиндра 7 и состоит из корпуса кожуха 21 и верхней крышки кожуха 22, которая крепится к корпусу 21 болтами через отверстия 23. Через отверстие 24 проходит шток на управление ВНА ГТД, его диаметр подбирался с учетом того, что из данного отверстия выходит воздух, поданный для создания микроклимата между кожухом и пневмоцилиндром. Через отверстие 25 проходит магистраль воздуха на управление вспомогательным пневмоцилиндром 8 от основного пневмоцилиндра 7. Кожух вспомогательного пневмоцилиндра 8 крепится к корпусу ГТД болтовыми соединениями через отверстия 26. В отверстие 27 подается горячий воздух в полость между кожухом и пневмоцилиндром.

Список источников

1. Агрегаты газоперекачивающие ГПА-Ц-25СД/100-1,44М, ГПА-Ц-25СД/100-1,35М. Руководство по эксплуатации. 574.0000.000 РЭ. - ПАО «Сумское НПО им. М.В. Фрунзе». 30.08.2011. - л. 86-88.

2. Газотурбинная установка ГТУ-25НУ80.08. Руководство по эксплуатации Часть 3. Техническое обслуживание, хранение, расконсервация, консервация, транспортирование. 808108000 РЭ2. - НПК «Зоря-Машпроект». 17.03.06. - л. 86.

Похожие патенты RU2731689C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СУФЛИРОВАНИЯ МАСЛОБАКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА Ц25БД/100-1,35М 2018
  • Теплинский Дмитрий Григорьевич
RU2684764C1
Система охлаждения газотурбинного двигателя газоперекачивающего агрегата 2021
  • Янковский Игорь Владимирович
  • Сизиков Павел Викторович
  • Антонов Андрей Александрович
RU2758873C1
ТУРБОБЛОК 2013
  • Лядов Владимир Евгеньевич
  • Ильин Виталий Борисович
  • Рыженков Владимир Иванович
  • Гимаев Роберт Фаязович
RU2518919C1
Комплексное воздухоочистительное устройство в составе газоперекачивающего агрегата 2021
  • Сизиков Павел Викторович
  • Антонов Андрей Александрович
RU2758874C1
КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНОЙ АВТОМАТИКИ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2012
  • Бурдюгов Сергей Иванович
  • Макаров Николай Фролович
  • Захаров Геннадий Николаевич
  • Попов Виктор Львович
RU2515581C2
Газоперекачивающий агрегат (ГПА), газотурбинная установка (ГТУ), входное устройство ГТУ ГПА (варианты), опорный комплекс входного устройства ГТУ ГПА 2018
  • Куприк Виктор Викторович
  • Лобов Дмитрий Анатольевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Рубин Лев Исакович
  • Сабиров Айрат Байзавиевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Субботина Вера Сергеевна
RU2678793C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ 2010
  • Бурдин Валерий Владимирович
  • Гладких Виктор Александрович
RU2454557C2
СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ ВЗРЫВОЗАЩИТЫ НЕВЗРЫВОЗАЩИЩЕННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ УТЕЧКАХ ТОПЛИВНОГО ГАЗА В ОТСЕКЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ И ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2021
  • Попов Виктор Львович
  • Карпов Сергей Владимирович
RU2789768C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИМ АГРЕГАТОМ "КВАНТ-Р" 2017
  • Наумец Анатолий Евгеньевич
RU2660216C1
СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ВОЗДУХА В АГРЕГАТАХ С ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1999
  • Карандашов Б.М.
  • Калегин А.А.
RU2210679C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 731 689 C1

Реферат патента 2020 года СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПНЕВМОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВХОДНОГО НАПРАВЛЯЮЩЕГО АППАРАТА ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ДУ80Л1 И ДН80Л1 В СОСТАВЕ ГАЗОПРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ ТИПА ГПА-Ц-25СД/100-1,35М

Изобретение относится к области газовой промышленности и может быть использовано при эксплуатации газоперекачивающего агрегата типа ГПА-Ц-25СД/100-1,35М (далее - ПА) с приводом от газотурбинного двигателя (далее - ТД) ДУ80Л1 или ДН80Л1. При эксплуатации ГТД ДУ80Л1 или ДН80Л1 в составе ГПА при отрицательных температурах наружного воздуха были выявлены отказы исполнительных механизмов (далее - М) системы пневмоуправления входного направляющего аппарата (далее - НА) в результате образования и замерзания конденсата в полости пневмоцилиндров. Задачей изобретения является повышение надежности работы ГТД ДУ80Л1 и ДН80Л1 в составе ГПА за счет исключения аварийных остановов, возникающих по причине отказа системы пневмоуправления ВНА. Технический результат - возможность эксплуатации ГПА с ГТД ДУ80Л1 или ДН80Л1 при отрицательных температурах окружающей среды без изменения конструкции охлаждения двигателя, избегая при этом отказов, связанных с замерзанием конденсата в пневмоцилиндрах системы управления ВНА. Поставленная задача решается, а технический результат достигается путем подачи горячего воздуха в заранее изготовленные и установленные изолирующие кожухи на основной и вспомогательный пневмоцилиндры, тем самым создавая свой микроклимат в полости между пневмоцилиндрами и их изолирующими кожухами. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 731 689 C1

Способ повышения надежности пневмосистемы управления входного направляющего аппарата газотурбинных двигателей ДУ80Л1 и ДН80Л1 в составе газоперекачивающих агрегатов типа ГПА-Ц-25СД/100-35М, заключающийся в том, что на основной и вспомогательный пневмоцилиндры устанавливают изолирующие кожухи и обеспечивают подачу в полости между ними и пневмоцилиндрами горячего воздуха путем монтажа воздушной магистрали от места отбора на переходной части ГТД до кожухов пневмоцилиндров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2731689C1

Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1
Руководство по эксплуатации
Приспособление для обучения правильному ведению смычка на смычковых инструментах 1924
  • Дорфман М.М.
SU574A1
- ПАО "Сумское НПО им
М.В
Фрунзе"
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот 1923
  • Потоловский М.С.
SU30A1
- л
Пюпитр для работы на пишущих машинах 1922
  • Лавровский Д.П.
SU86A1
Способ охлаждения вала трансмиссии газотурбинного привода и элементов КИП и устройство для его осуществления 2017
  • Зарипов Юлай Мидхатович
  • Криворучко Александр Сергеевич
  • Перевозчиков Алексей Юрьевич
RU2704659C2
Устройство для отключения кабельных линий 1953
  • Институт Горного Дела Академии Наук Ссср
SU134244A1

RU 2 731 689 C1

Авторы

Цывцын Евгений Васильевич

Саранов Артем Олегович

Даты

2020-09-07Публикация

2019-12-26Подача