РОТОРНО-ШАРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2020 года по МПК F02B53/00 F01C1/00 F01C1/32 

Описание патента на изобретение RU2737410C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству двигателей малой мощности.

Известен роторно-шаровый двигатель, принятый за прототип (RU 2463455, МПК F01C 1/356, опубл. 10.10.2012 г.), содержащий корпус, ротор и элементы, образующие рабочую камеру, которая образуется двумя шарами, движущимися по соответствующим расточкам в корпусе и роторе двигателя, заменяя трение скольжения на трение качения.

Недостатками известного устройства является то, что для достижения герметичности в камере сгорания возникает необходимость усложнения конструкции за счет увеличения количества деталей двигателя.

Трение качения между шарами и в камере сгорания не полностью заменяет трение скольжения, что приводит к ускорению износа деталей и высокой вероятности заклинивания шаров.

В процессе работы, при элементарном механическом столкновении шара корпуса с шаром ротора, шары испытывают ударные нагрузки, что снижает надежность работы двигателя.

Задачей предлагаемого изобретения является упрощение конструкции двигателя, что приводит к снижению затрат в процессе его изготовления и сборки; более полная замена трения скольжения на трение качения, что увеличивает ресурс двигателя, повышается надежность при эксплуатации, что в совокупности повышает экономическую эффективность эксплуатации двигателя.

Технический результат достигается за счет того, что роторно-шаровый двигатель содержит корпус, ротор, элементы, образующие рабочую камеру и отличается тем, что корпус двигателя состоит из двух одинаковых секций с установленным между ними на валу ротором, обе секции имеют по внутренней окружности соответствующие расточки, по которым прокатываются шары ротора, образуя, по меньшей мере, две рабочие камеры, при этом шары располагаются в гнезде ротора, которое представляет собой сквозное отверстие в теле ротора, диаметром, обеспечивающим герметичную посадку шаров, а ширина ротора имеет размер, обеспечивающий выход одного из шаров из гнезда не более чем на величину (размер) своего радиуса, причем при прокатывании одного шара ротора по расточке, второй шар находится полностью в гнезде ротора, прокатываясь по поверхности секции.

Расточка в секции должна обеспечить герметичность при прокатывании шара ротора.

Расточки в секциях в каждом конце имеют зоны входа в рабочую камеру и зоны выхода из рабочей камеры шаров ротора в виде продолжений расточек на размер, соответствующий радиусу шара ротора, обеспечивающих плавный ход ротора.

В каждой секции может быть несколько соответствующих расточек и при сборке секции располагают относительно друг друга таким образом, чтобы обеспечить равномерные вход и выход шаров ротора в расточки, в результате чего образуется соответствующее количество рабочих камер, причем количество и расположение гнезд с шарами в теле ротора можно варьировать исходя из требуемого количества рабочих камер.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На чертежах приведен один из возможных вариантов исполнения секций роторно-шарового двигателя. В частном случае роторно-шаровый двигатель выполнен с двумя рабочими камерами.

На фиг. 1 изображена левая секция роторно-шарового двигателя.

На фиг. 2 - поперечный разрез ротора.

На фиг. 3 - правая секция роторно-шарового двигателя.

Корпус двигателя состоит из двух одинаковых секций 1 и 2 с установленным между ними на валу 13 ротором 3, причем секции имеют внутренние расточки 4 и 5.

Ротор 3 снабжен двумя одинаковыми шарами 6, 7, расположенными в гнезде 8 ротора, которое представляет собой сквозное отверстие в теле ротора диаметром, обеспечивающим герметичную посадку шаров, а ширина ротора выполнена в пределах полутора диаметра одного шара.

Расточки 4 и 5 выполнены по внутренней поверхности окружностей секций 1 и 2 корпуса двигателя и, в частном случае, каждая доходит до половины длины окружности, имея зоны входа 9 шара ротора в расточку и зоны выхода 10 шара ротора из расточки, в виде продолжений расточек на размер, соответствующий радиусу шаров 6, 7 ротора и обеспечивающих плавный ход ротора.

Расточка в секции должна обеспечить герметичность при прокатывании шара ротора, и посадка шара в ней должна быть менее радиуса шара.

Таким образом, в рабочем состоянии каждый из шаров попеременно выступает за пределы гнезда 8 ротора не более, чем на половину своего диаметра.

В совокупности, расточки 4, 5 с зонами входа 9 и зонами выхода 10 и шарами 6, 7 ротора 3 образуют рабочие камеры в секциях 1 и 2.

В секциях выполнены соответствующие каналы 11 для подвода (подачи рабочего тела, среды, горючей смеси) в расточку и каналы 12 отвода (выхода рабочего тела, среды, отработанной смеси) из расточки.

Роторно-шаровый двигатель работает следующим образом.

При поступлении рабочего тела, например, в левую секцию 1 двигателя через канал 11 в рабочую камеру, шар 6 ротора 3 прокатывается по расточке 4 левой секции 1 корпуса.

В рабочей камере происходит воспламенение горючей смеси. Возникшая энергия газов сообщает ускорение шару 6, который, в свою очередь, обеспечивает вращение ротора 3 и, соответственно, вала 13.

Шар 7 в это время находится в гнезде 8 ротора и прокатывается по поверхности правой секции 2. При достижении зоны выхода 10 шар 6 выталкивает шар 7 в зону входа 9 правой секции 2 и, войдя полностью в гнездо 8 ротора 3 начинает прокатываться по поверхности левой секции 1.

При вхождении шара 7 в расточку 5 правой секции 2 происходит поступление рабочего тела через канал 11. Далее происходят процессы, аналогичные процессам, прошедшим в левой секции 1.

Цикл повторяется.

В зависимости от требуемого количества рабочих камер выполняют соответствующее количество расточек на одинаковом расстоянии друг от друга на двух секциях и которые при сборке секции располагают относительно друг друга таким образом, чтобы обеспечить равномерные вход и выход шаров ротора в расточки, а значит бесперебойную работу двигателя, ротор также может иметь несколько гнезд с шарами, для которых выполняют соответствующие расточки в секциях, расположение которых обеспечивает плавность работы двигателя.

Для увеличения мощности двигателя можно установить на одном валу дополнительные секции с роторами.

Изобретение может быть использовано в самых различных хозяйственных отраслях, в частности в энергетике.

Похожие патенты RU2737410C1

название год авторы номер документа
РОТОРНО-ШАРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Панченко Владимир Митрофанович
RU2463455C1
РОТОРНАЯ МАШИНА 2012
  • Матвеев Александр Леонидович
RU2542644C2
РОТОРНАЯ ГИДРО-ПНЕВМОМАШИНА 2015
  • Иванов Евгений Геннадьевич
  • Иванов Алексей Евгеньевич
RU2627753C2
РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ-(ВАРИАНТЫ) 2012
  • Савченков Виктор Семенович
RU2589882C2
РОТОРНАЯ ОБЪЁМНАЯ МАШИНА 2018
  • Иванов Евгений Геннадьевич
RU2701306C1
ОБЪЕМНАЯ СФЕРИЧЕСКАЯ РОТОРНАЯ МАШИНА 1999
  • Кузнецов М.И.
RU2156862C1
РОТОРНО-ЛОПАТОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Хакимов Виктор Алексеевич
RU2413853C1
Роторная машина 1988
  • Матвеев Александр Леонидович
  • Харченко Владимир Александрович
SU1813923A1
Роторная машина объёмного действия с винтовыми коническими роторами 2023
  • Становской Виктор Владимирович
  • Казакявичюс Сергей Матвеевич
  • Попов Алексей Владимирович
RU2807826C1
БУР ВНЕШНЕРОТОРНЫЙ ЗАБОЙНЫЙ 2016
  • Панченко Владимир Митрофанович
  • Суздалев Алексей Петрович
RU2645019C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 737 410 C1

Реферат патента 2020 года РОТОРНО-ШАРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству двигателей малой мощности. Техническое решение позволяет упростить конструкцию двигателя, снизить затраты в процессе его изготовления и сборки. За счет более полной замены трения скольжения на трение качения достигается увеличение ресурса двигателя, повышение надежности при эксплуатации, что в совокупности повышает экономическую эффективность эксплуатации двигателя. Предложенный роторно-шаровый двигатель содержит корпус, ротор, элементы, образующие рабочую камеру. Корпус двигателя состоит из двух одинаковых секций 1 и 2 с установленным между ними на валу 13 ротором 3. Обе секции имеют по внутренней окружности соответствующие расточки 4 и 5, по которым прокатываются шары 6 и 7 ротора 3, образуя, по меньшей мере, две рабочие камеры, при этом шары располагаются в гнезде 8 ротора, которое представляет собой сквозное отверстие в теле ротора 3, диаметром, обеспечивающим герметичную посадку шаров, а ширина ротора имеет размер, обеспечивающий выход одного из шаров из гнезда не более чем на величину (размер) своего радиуса. При прокатывании одного шара ротора по расточке второй шар находится полностью в гнезде ротора, прокатываясь по поверхности секции, причем расточка в секции должна обеспечить герметичность при прокатывании по ней шара ротора. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 737 410 C1

1. Роторно-шаровый двигатель, содержащий корпус, ротор, элементы, образующие рабочую камеру, отличающийся тем, что корпус двигателя состоит из двух одинаковых секций с установленным между ними на валу ротором, обе секции имеют по внутренней окружности соответствующие расточки, по которым прокатываются шары ротора, образуя, по меньшей мере, две рабочие камеры, при этом шары располагаются в гнезде ротора, которое представляет собой сквозное отверстие в теле ротора, диаметром, обеспечивающим герметичную посадку шаров, а ширина ротора имеет размер, обеспечивающий выход одного из шаров из гнезда не более чем на размер своего радиуса, причем при прокатывании одного шара ротора по расточке второй шар находится полностью в гнезде ротора, прокатываясь по поверхности секции, причем расточка в секции должна обеспечить герметичность при прокатывании по ней шара ротора.

2. Роторно-шаровый двигатель по п. 1, отличающийся тем, что расточки в секциях в каждом конце имеют зоны входа в рабочую камеру и зоны выхода из рабочей камеры шаров ротора в виде продолжений расточек на размер, соответствующий радиусу шара ротора, обеспечивающих плавный ход ротора.

3. Роторно-шаровый двигатель по п. 1, отличающийся тем, что в каждой секции может быть несколько соответствующих расточек и при сборке секции располагают относительно друг друга таким образом, чтобы обеспечить равномерные вход и выход шаров ротора в расточки, в результате чего образуется соответствующее количество рабочих камер.

4. Роторно-шаровый двигатель по п. 1, отличающийся тем, что в теле ротора может быть несколько гнезд с шарами, для которых выполняют соответствующие расточки в секциях, расположение которых обеспечивает плавность работы двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2737410C1

РОТОРНОЕ СТУПЕНЧАТОЕ УСТРОЙСТВО 2011
  • Панченко Владимир Митрофанович
RU2485322C2
РОТОРНО-ШАРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Панченко Владимир Митрофанович
RU2463455C1
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2007
  • Ващенко Юрий Федорович
  • Соколов Геннадий Евгеньевич
  • Соколова Елена Юрьевна
RU2363852C2
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1994
  • Ичетовкин Петр Ефимович
RU2084639C1
WO 1998001657 A1, 15.01.1998
ЗАКЛАДНОЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ ЛИТЬЯ, БЛОК ЦИЛИНДРОВ, СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ЗАКЛАДНОМ ЭЛЕМЕНТЕ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 2006
  • Миямото Норитака
  • Хирано Масаки
  • Таками Тосихиро
  • Сибата Коухей
  • Ямасита Нобуюки
  • Михара Тосихиро
  • Саито Гиитиро
  • Хоригоме Масами
  • Сато Такаси
RU2375146C2

RU 2 737 410 C1

Авторы

Неклюдов Александр Геннадьевич

Даты

2020-11-30Публикация

2019-12-03Подача