СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЗАЩИТНОГО СНАРЯЖЕНИЯ ЛЕТЧИКА Российский патент 2020 года по МПК B64D13/08 B64D10/00 

Описание патента на изобретение RU2738503C1

Изобретение относится к авиационной технике, конкретно к системе кондиционирования воздуха летательного аппарата, а именно к системе вентиляции защитного снаряжения летчика.

Воздух в систему кондиционирования отбирается за четвертой ступенью компрессора высокого давления каждого двигателя, проходит через сетевые регуляторы давления, далее поступает в воздухо-воздушные теплообменники (ВВТ), где охлаждается воздухом, поступающим через воздухозаборники двигателя. Далее воздух охлаждается в турбохолодильнике, а затем направляется в кабину.

В системе кондиционирования предусмотрен отбор холодного и горячего воздуха на вентиляцию костюмов летчиков. После турбохолодильника из холодной линии системы кондиционирования воздуха (СКВ) отбирается воздух в холодную линию системы вентиляции защитного снаряжения летчика, по которой поступает в камеру смешения смесителя-эжектора. От горячей линии СКВ воздух на вентиляцию костюмов проходит через регулятор избыточного давления и поступает в сопло смесителя-эжектора, на срезе которого образуется эжекторный эффект, обеспечивающий подсос холодного воздуха, и далее поступает в камеру смешения. Из камеры смешения воздух поступает в защитный костюм летчика. Регулировка температуры воздуха происходит за счет изменения расхода горячего воздуха, поступающего на сопло и соответствующего изменения коэффициента эжекции.

Недостатком такой системы вентиляции защитного снаряжения летчика является невозможность получения подаваемого в костюм летчика воздуха низкой температуры (10…15°С) в пределах требуемых расходов воздуха, поскольку для таких температур требуется очень высокий коэффициент эжекции (10…11), что недостижимо при существующей конструкции смесителя-эжектора.

Задачей настоящего изобретения является усовершенствование системы вентиляции защитного снаряжения. Технический результат - получение необходимых значений температуры воздуха при сохранении требуемого расхода воздуха.

Технический результат достигается в заявляемой системе вентиляции защитного снаряжения летчика СКВ летательного аппарата и включающей горячую линию (ГЛ), соединенную с горячей линией СКВ, первую холодную линию (ХЛ), соединенную с холодной линией СКВ после турбохолодильника, вторую ХЛ, соединенную с холодной линией СКВ до турбохолодильника, установленные на ГЛ и второй ХЛ регуляторы избыточного давления (РИД), смеситель-эжектор, при этом ГЛ и вторая ХЛ подключены к входным штуцерам смесителя-эжектора, первая ХЛ подключена к защитному снаряжению, а выход смесителя-эжектора соединен с первой ХЛ с образованием эжектора.

Благодаря установке РИД на ГЛ и второй ХЛ воздух из этих линий подается в смеситель-эжектор с одинаковым давлением, что обеспечивает его пропорциональное смешение.

Благодаря тому, что первая ХЛ подключена к защитному снаряжению летчика, наличию второй ХЛ, соединенной со смесителем-эжектором и образованию эжектора в месте соединения первой ХЛ с выходом из смесителя-эжектора, в заявляемой системе удается при необходимости получить низкую температуру (10…15°С) подаваемого в защитное снаряжение летчика воздуха, с соблюдением необходимых пределов расхода воздуха.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема системы кондиционирования воздуха летательного аппарата с системой вентиляции защитного снаряжения.

Воздух в систему кондиционирования отбирается за четвертой ступенью компрессора высокого давления каждого двигателя (не показано) и подводится к сетевому регулятору давления (1), ограничивающие избыточное давление. Далее воздух поступает в первичные канальные ВВТ (2), где охлаждается воздухом, поступающим в двигатели через воздухозаборники. После канальных ВВТ (2) воздух проходит через вторичный ВВТ (3), где охлаждается воздухом набегающего потока, забираемым через специальный воздухозаборник. Далее воздух поступает в турбохолодильник (4), а затем направляется в кабину. На режиме обогрева перед поступлением в кабину холодный воздух смешивается с потоком горячего воздуха, отбираемого перед канальными ВВТ (2).

Линия от забора воздуха с четвертой ступени компрессора каждого из двигателей до вторичного ВВТ (3) является горячей линией СКВ. Линия от вторичного ВВТ (3) до кабины является холодной линией СКВ.

От горячей линии СКВ воздух в ГЛ (5) системы вентиляции защитного снаряжения отбирается с давлением до 10 атм. Затем воздух по ГЛ (5) проходит через РИД (6), где избыточное давление понижается до 1 атм. Далее воздух поступает в штуцер (7) смесителя-эжектора (8). Температура подводимого воздуха равна 60…90°С.

От холодной линии СКВ воздух для системы вентиляции защитного снаряжения летчикао тбирается из двух мест, при этом образуется первая ХЛ (9) и вторая ХЛ (10). В первую ХЛ (9) воздух отбирается после турбохолодильника (4) из холодной линии СКВ.

Во вторую ХЛ (10) воздух отбирается до турбохолодильника (4), после вторичного ВВТ (3), с давлением от 1 до 8 атм. Затем воздух второй ХЛ (10) проходит через РИД (11), где избыточное давление снижается до 1 атм. Далее воздух поступает в штуцер (12) смесителя-эжектора (8). Температура подводимого воздуха 7…40°С.

Таким образом, воздух в смеситель-эжектор по ГЛ (5) и второй ХЛ (10) подается с одинаковым давлением, что обеспечивает его пропорциональное смешение.

Выход из смесителя-эжектора (8) соединен с первой ХЛ (9) с образованием эжектора (13), состоящего из сужающегося сопла, расположенного в трубе первой ХЛ (9) соосно ей. Воздух из смесителя-эжектора (8) попадает на сопло эжектора (13) и на выходе из него охлаждается эжектируемым воздухом первой ХЛ (9). Такая конструкция обеспечивает более широкий диапазон регулирования температур подаваемого в защитное снаряжение воздуха, в частности получение более низкой его температуры по сравнению с существующей системой, что обеспечивает новой системе вентиляции защитного снаряжения достижение заявленного технического результата.

Похожие патенты RU2738503C1

название год авторы номер документа
Энергоёмкая система кондиционирования воздуха для воздушного судна 2023
  • Будников Сергей Леонидович
  • Лихачев Игорь Викторович
  • Морошкин Ярослав Владимирович
  • Губернаторов Константин Николаевич
  • Царьков Игорь Александрович
  • Тищенко Игорь Валерьевич
  • Чижиков Владимир Евгеньевич
RU2807448C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2017
  • Тятинькин Виктор Викторович
  • Суворов Александр Витальевич
  • Кузьмин Антон Алексеевич
  • Гигин Александр Сергеевич
RU2682758C1
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА 1977
  • Никифоров А.Н.
  • Петров Ю.М.
  • Шаманин И.П.
SU690889A1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ОДЕЖДЫ ЛЕТЧИКА 1966
  • Наумов Н.Ф.
  • Петров Ю.М.
  • Рубашкин Я.Г.
  • Шарипов Р.Х.
SU244897A1
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА КАБИННОГО И ПРИБОРНЫХ ОТСЕКОВ МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА 1996
  • Цветков К.Т.
  • Дробышевский В.Г.
  • Сулимов Ю.А.
  • Олейскер С.М.
  • Кудерко Д.А.
RU2111152C1
Система кондиционирования воздуха летательного аппарата на основе электроприводных нагнетателей и реверсивных парокомпрессионных холодильных установок 2017
  • Губернаторов Константин Николаевич
  • Киселёв Михаил Анатольевич
  • Морошкин Ярослав Владимирович
  • Мухин Александр Александрович
RU2658224C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ 1996
  • Симонов М.П.
  • Кнышев А.И.
  • Барковский А.Ф.
  • Корчагин В.М.
  • Блинов А.И.
  • Галушко В.Г.
  • Емельянов И.В.
  • Григоренко А.И.
  • Калибабчук О.Г.
  • Шенфинкель Ю.И.
  • Дубовский Э.А.
  • Сопин В.П.
  • Петров В.М.
  • Джанджгава Г.И.
  • Бекирбаев Т.О.
  • Погосян М.А.
  • Чепкин В.М.
RU2207968C2
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2016
  • Тищенко Игорь Валерьевич
  • Чижиков Владимир Евгеньевич
  • Филатова Наталия Игоревна
  • Соловьева Галина Сергеевна
  • Неклюдова Вера Николаевна
RU2637080C1
СИСТЕМА ВАКУУМНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ОДЕЖДЫ ЛЕТЧИКА 1966
SU184137A1
Система кондиционирования воздуха 1974
  • Николаев Николай Сергеевич
  • Воронин Валентин Григорьевич
  • Кузнецов Игорь Дмитриевич
  • Чижиков Юрий Владимирович
  • Залем Константин Викторович
  • Павлинов Юрий Иванович
  • Калишин Николай Алексеевич
  • Некрасов Лев Михайлович
SU494569A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 738 503 C1

Реферат патента 2020 года СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЗАЩИТНОГО СНАРЯЖЕНИЯ ЛЕТЧИКА

Изобретение относится к системе вентиляции защитного снаряжения летчика. Система вентиляции защитного снаряжения летчика системы кондиционирования воздуха летательного (СКВ) аппарата включает в себя горячую линию (5), соединенную с горячей линией СКВ, первую холодную линию (9), соединенную с холодной линией СКВ после турбохолодильника (4), вторую холодную линию (10), соединенную с холодной линией СКВ до турбохолодильника (4), установленные на горячей линии и второй холодной линии (10) регуляторы избыточного давления (РИД), смеситель-эжектор (8). Горячая и вторая холодная линии подключены к входным штуцерам смесителя-эжектора. Первая холодная линия (9) подключена к защитному снаряжению. Выход смесителя-эжектора (8) соединен с первой холодной линией (9) с образованием эжектора. Достигается расширение диапазона регулирования температур подаваемого в защитное снаряжение воздуха, в частности получение более низкой его температуры по сравнению с существующей системой. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 738 503 C1

Система вентиляции защитного снаряжения летчика, включающая горячую линию (ГЛ), соединенную с горячей линией системы кондиционирования воздуха (СКВ) летательного аппарата, первую холодную линию (ХЛ), соединенную с холодной линией СКВ после турбохолодильника, вторую ХЛ, соединенную с холодной линией СКВ до турбохолодильника, установленные на ГЛ и второй ХЛ регуляторы избыточного давления (РИД), смеситель-эжектор, при этом ГЛ и вторая ХЛ подключены к входным штуцерам смесителя-эжектора, первая ХЛ подключена к защитному снаряжению, а выход смесителя-эжектора соединен с первой ХЛ с образованием эжектора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2020 года RU2738503C1

СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА 1977
  • Никифоров А.Н.
  • Петров Ю.М.
  • Шаманин И.П.
SU690889A1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ СНАРЯЖЕНИЯ ЛЕТЧИКА 1969
  • Наумов Н.Ф.
SU268190A1
DE 1491191 A1, 13.03.1969
Направляющее устройство для магнитной ленты 1978
  • Корнейчук Виктор Михайлович
  • Онашко Анатолий Григорьевич
  • Ястребов Игорь Александрович
SU729626A2

RU 2 738 503 C1

Авторы

Баусин Николай Николаевич

Даты

2020-12-14Публикация

2019-12-31Подача