Изобретение относится к авиационной технике, конкретно к системе кондиционирования воздуха летательного аппарата, а именно к системе вентиляции защитного снаряжения летчика.
Воздух в систему кондиционирования отбирается за четвертой ступенью компрессора высокого давления каждого двигателя, проходит через сетевые регуляторы давления, далее поступает в воздухо-воздушные теплообменники (ВВТ), где охлаждается воздухом, поступающим через воздухозаборники двигателя. Далее воздух охлаждается в турбохолодильнике, а затем направляется в кабину.
В системе кондиционирования предусмотрен отбор холодного и горячего воздуха на вентиляцию костюмов летчиков. После турбохолодильника из холодной линии системы кондиционирования воздуха (СКВ) отбирается воздух в холодную линию системы вентиляции защитного снаряжения летчика, по которой поступает в камеру смешения смесителя-эжектора. От горячей линии СКВ воздух на вентиляцию костюмов проходит через регулятор избыточного давления и поступает в сопло смесителя-эжектора, на срезе которого образуется эжекторный эффект, обеспечивающий подсос холодного воздуха, и далее поступает в камеру смешения. Из камеры смешения воздух поступает в защитный костюм летчика. Регулировка температуры воздуха происходит за счет изменения расхода горячего воздуха, поступающего на сопло и соответствующего изменения коэффициента эжекции.
Недостатком такой системы вентиляции защитного снаряжения летчика является невозможность получения подаваемого в костюм летчика воздуха низкой температуры (10…15°С) в пределах требуемых расходов воздуха, поскольку для таких температур требуется очень высокий коэффициент эжекции (10…11), что недостижимо при существующей конструкции смесителя-эжектора.
Задачей настоящего изобретения является усовершенствование системы вентиляции защитного снаряжения. Технический результат - получение необходимых значений температуры воздуха при сохранении требуемого расхода воздуха.
Технический результат достигается в заявляемой системе вентиляции защитного снаряжения летчика СКВ летательного аппарата и включающей горячую линию (ГЛ), соединенную с горячей линией СКВ, первую холодную линию (ХЛ), соединенную с холодной линией СКВ после турбохолодильника, вторую ХЛ, соединенную с холодной линией СКВ до турбохолодильника, установленные на ГЛ и второй ХЛ регуляторы избыточного давления (РИД), смеситель-эжектор, при этом ГЛ и вторая ХЛ подключены к входным штуцерам смесителя-эжектора, первая ХЛ подключена к защитному снаряжению, а выход смесителя-эжектора соединен с первой ХЛ с образованием эжектора.
Благодаря установке РИД на ГЛ и второй ХЛ воздух из этих линий подается в смеситель-эжектор с одинаковым давлением, что обеспечивает его пропорциональное смешение.
Благодаря тому, что первая ХЛ подключена к защитному снаряжению летчика, наличию второй ХЛ, соединенной со смесителем-эжектором и образованию эжектора в месте соединения первой ХЛ с выходом из смесителя-эжектора, в заявляемой системе удается при необходимости получить низкую температуру (10…15°С) подаваемого в защитное снаряжение летчика воздуха, с соблюдением необходимых пределов расхода воздуха.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема системы кондиционирования воздуха летательного аппарата с системой вентиляции защитного снаряжения.
Воздух в систему кондиционирования отбирается за четвертой ступенью компрессора высокого давления каждого двигателя (не показано) и подводится к сетевому регулятору давления (1), ограничивающие избыточное давление. Далее воздух поступает в первичные канальные ВВТ (2), где охлаждается воздухом, поступающим в двигатели через воздухозаборники. После канальных ВВТ (2) воздух проходит через вторичный ВВТ (3), где охлаждается воздухом набегающего потока, забираемым через специальный воздухозаборник. Далее воздух поступает в турбохолодильник (4), а затем направляется в кабину. На режиме обогрева перед поступлением в кабину холодный воздух смешивается с потоком горячего воздуха, отбираемого перед канальными ВВТ (2).
Линия от забора воздуха с четвертой ступени компрессора каждого из двигателей до вторичного ВВТ (3) является горячей линией СКВ. Линия от вторичного ВВТ (3) до кабины является холодной линией СКВ.
От горячей линии СКВ воздух в ГЛ (5) системы вентиляции защитного снаряжения отбирается с давлением до 10 атм. Затем воздух по ГЛ (5) проходит через РИД (6), где избыточное давление понижается до 1 атм. Далее воздух поступает в штуцер (7) смесителя-эжектора (8). Температура подводимого воздуха равна 60…90°С.
От холодной линии СКВ воздух для системы вентиляции защитного снаряжения летчикао тбирается из двух мест, при этом образуется первая ХЛ (9) и вторая ХЛ (10). В первую ХЛ (9) воздух отбирается после турбохолодильника (4) из холодной линии СКВ.
Во вторую ХЛ (10) воздух отбирается до турбохолодильника (4), после вторичного ВВТ (3), с давлением от 1 до 8 атм. Затем воздух второй ХЛ (10) проходит через РИД (11), где избыточное давление снижается до 1 атм. Далее воздух поступает в штуцер (12) смесителя-эжектора (8). Температура подводимого воздуха 7…40°С.
Таким образом, воздух в смеситель-эжектор по ГЛ (5) и второй ХЛ (10) подается с одинаковым давлением, что обеспечивает его пропорциональное смешение.
Выход из смесителя-эжектора (8) соединен с первой ХЛ (9) с образованием эжектора (13), состоящего из сужающегося сопла, расположенного в трубе первой ХЛ (9) соосно ей. Воздух из смесителя-эжектора (8) попадает на сопло эжектора (13) и на выходе из него охлаждается эжектируемым воздухом первой ХЛ (9). Такая конструкция обеспечивает более широкий диапазон регулирования температур подаваемого в защитное снаряжение воздуха, в частности получение более низкой его температуры по сравнению с существующей системой, что обеспечивает новой системе вентиляции защитного снаряжения достижение заявленного технического результата.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Энергоёмкая система кондиционирования воздуха для воздушного судна | 2023 |
|
RU2807448C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2682758C1 |
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА | 1977 |
|
SU690889A1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ОДЕЖДЫ ЛЕТЧИКА | 1966 |
|
SU244897A1 |
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА КАБИННОГО И ПРИБОРНЫХ ОТСЕКОВ МАНЕВРЕННОГО САМОЛЕТА | 1996 |
|
RU2111152C1 |
Система кондиционирования воздуха летательного аппарата на основе электроприводных нагнетателей и реверсивных парокомпрессионных холодильных установок | 2017 |
|
RU2658224C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2016 |
|
RU2637080C1 |
СИСТЕМА ВАКУУМНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ОДЕЖДЫ ЛЕТЧИКА | 1966 |
|
SU184137A1 |
Система кондиционирования воздуха | 1974 |
|
SU494569A1 |
Изобретение относится к системе вентиляции защитного снаряжения летчика. Система вентиляции защитного снаряжения летчика системы кондиционирования воздуха летательного (СКВ) аппарата включает в себя горячую линию (5), соединенную с горячей линией СКВ, первую холодную линию (9), соединенную с холодной линией СКВ после турбохолодильника (4), вторую холодную линию (10), соединенную с холодной линией СКВ до турбохолодильника (4), установленные на горячей линии и второй холодной линии (10) регуляторы избыточного давления (РИД), смеситель-эжектор (8). Горячая и вторая холодная линии подключены к входным штуцерам смесителя-эжектора. Первая холодная линия (9) подключена к защитному снаряжению. Выход смесителя-эжектора (8) соединен с первой холодной линией (9) с образованием эжектора. Достигается расширение диапазона регулирования температур подаваемого в защитное снаряжение воздуха, в частности получение более низкой его температуры по сравнению с существующей системой. 1 ил.
Система вентиляции защитного снаряжения летчика, включающая горячую линию (ГЛ), соединенную с горячей линией системы кондиционирования воздуха (СКВ) летательного аппарата, первую холодную линию (ХЛ), соединенную с холодной линией СКВ после турбохолодильника, вторую ХЛ, соединенную с холодной линией СКВ до турбохолодильника, установленные на ГЛ и второй ХЛ регуляторы избыточного давления (РИД), смеситель-эжектор, при этом ГЛ и вторая ХЛ подключены к входным штуцерам смесителя-эжектора, первая ХЛ подключена к защитному снаряжению, а выход смесителя-эжектора соединен с первой ХЛ с образованием эжектора.
СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА | 1977 |
|
SU690889A1 |
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ СНАРЯЖЕНИЯ ЛЕТЧИКА | 1969 |
|
SU268190A1 |
DE 1491191 A1, 13.03.1969 | |||
Направляющее устройство для магнитной ленты | 1978 |
|
SU729626A2 |
Авторы
Даты
2020-12-14—Публикация
2019-12-31—Подача