Изобретение относится к области судостроения, а именно, к спасательным и поисковым средствам для терпящих бедствие на воде и может быть использовано для спасения людей на воде.
Известен дистанционно управляемый моторизованный аварийно-спасательный буй, содержащий: жесткий корпус, имеющий V-образное дно, прямоугольную платформу на верхней поверхности корпуса, выходящую за внешнюю периферию корпуса, струйный насос и движитель размещенные в водонепроницаемом отсеке в корпусе (Патент США №8,882,555). Электродвигатель размещен в водонепроницаемом отсеке в корпусе и соединен с блоком струйного насоса. Буй содержит радиоприемник, который настроен для беспроводного приема управляющих сигналов от передатчика пульта дистанционного управления, а блок управления размещен в водонепроницаемом отсеке в корпусе и соединен с радиоприемником для управления скоростью электродвигателя и струйного насоса. Движитель в ответ на управляющие сигналы, полученные от радиоприемника меняет скорость и направление движения буя для того, чтобы человек, плавающий в воде, мог захватить и удержать спасательный буй за леер, расположенный вокруг платформы, а затем аварийно-спасательный буй может двигаться для поддержки и доставки проблемных пловцов в безопасное место.
Недостатком данной конструкции является возможность его использования только в качестве поддерживающего человека, находящегося в воде, на плаву, что в условиях, например, северных широт не может быть использовано, ввиду переохлаждения тела спасаемого человека.
Известно также спасательное судно, снабженное электрической двигательной установкой (Заявка WO 2015107019), тело которого выполнено в виде надувных элементов, расположенных в корпусе, и которое хранится до момента его использования на корабле в компактном сложенном виде. При необходимости сложенное судно спускается на воду и надувается. Таким образом, судно готово к приему на борт спасаемых людей. После погрузки людей включается двигательная установка судна и оно уходит от корабля.
Данное спасательное судно является наиболее близким к заявляемому изобретению и выбрано в качестве прототипа.
Прототипом устраняется недостаток конструкции по патенту США №8,882,555, то есть люди размещаются в судне, не контактируя с водой, но нередки случаи, когда требуется спасать людей или группы людей уже находящихся в воде, ввиду, например, кораблекрушения. Этих людей надо найти, иногда и на больших расстояниях. В этом случае дальность и скорость плавания спасательного средства играет большую роль, а дальность плавания вплотную зависит от его экономичного хода, так как, чем меньше энергопотребление двигательной установки, тем больше дальность плавания, а скорость зависит от сопротивления и обводов. Энергопотребление можно уменьшить, в частности, путем уменьшения площади поверхности, в нашем случае, спасательного средства, контактирующей с водой.
Недостатком прототипа является увеличенное энергопотребление двигательной установки спасательного судна, так как в рабочем (надутом) состоянии площадь поверхности судна, контактирующая с водой гораздо больше площади корпуса, в котором расположено судно в сложенном виде.
Задача заявляемого изобретения состоит в снижении энергопотребления двигательной установки, за счет уменьшения площади спасательного средства, контактирующей с водой.
Технический результат заявляемого изобретения - обеспечение возможности движения спасательного средства со сложенными надувными элементами.
Заявленный технический результат достигается тем, что спасательное средство в режиме поиска терпящих бедствие людей имеет возможность двигаться в виде, когда надувной элемент компактно сложен (свернут) в спасательном средстве. Ввиду того, что надувной элемент может не обладать положительной плавучестью, он расположен на поплавке, выполненном, например, из газонаполненного материала, или в виде герметичного газонаполненного пластикового корпуса. Внутри поплавка, на дне, может располагаться двигательная установка с выведенным вниз, в воду, движителем. Такая конструкция обеспечит остойчивость спасательного средства. На верхней наружной поверхности поплавка расположен сложенный надувной элемент, который закрыт крышкой или, например, чехлом из гибкого материала. Чехол может крепиться к поплавку замками или быстро раскрываемыми застежками, например застежкой типа «велкро», которая, в виде ленты по всему боковому периметру поплавка соединяет чехол с поплавком. Таким образом, на поплавке образован отсек, образованный верхней наружной поверхностью поплавка и чехлом из гибкого материала. Внутри этого отсека расположен баллон со сжатым газом соединенный с внутренней полостью надувного элемента через запорный вентиль. Топливный бак, предпочтительно из эластичного материала, для питания двигательной установки с двигателем внутреннего сгорания или аккумулятор для питания двигательной установки с электродвигателем можно расположить также внутри отсека для надувного элемента, но можно разместить и внутри поплавка. Конкретная конструкция этих узлов зависит от разных аспектов, например, остойчивость спасательного средства, его плавучесть, грузоподъемность и т.д. Кроме этого, в случае использования двигателя внутреннего сгорания, необходимо предусмотреть шноркель для подачи воздуха в двигатель, а также обеспечить выпуск отработавших газов. Внутри отсека находятся также системы навигации и управления спасательным средством.
Все описанное выше касается спасательных плавсредств, которые содержат следующие системы:
- управления приводами запуска и работы двигателя и поворота средства;
- определения местоположения спасаемого;
- обмена данными с базовым объектом, иными спасательными судами и спасаемым;
- подхода в автоматическом режиме к спасаемому;
- доставки спасаемому комплекта жизнеобеспечения включая термогидрокостюм, аварийный комплект;
- транспортировки спасаемого либо в автоматическом режиме, либо в полуавтоматическом (по программе вводимой спасаемым - берег, базовый объект, спасательный катер), либо в ручном режиме к коллективным средствам спасения, судну, берегу и т.д.
Такие спасательные средства известны, например, в аналоге настоящей заявки - патенте США №8,882,555.
На фиг. 1 представлен схематичный вид поперечного разреза спасательного средства в сложенном состоянии, на фиг. 2 - схематичный вид продольного разреза спасательного средства в сложенном состоянии, на фиг. 3 - схематичный вид поперечного разреза спасательного средства в рабочем (надутом) состоянии, на фиг. 4 - блок-схема управления и навигации спасательного средства, на фиг. 5 - вид А фиг. 1.
Спасательное средство состоит из поплавка 1 (газонаполненного или из газонаполненного материала), в нижней части которого размещена двигательная установка 2 с движителем 3. На верхней наружной поверхности поплавка 1 размещен надувной элемент 4 (на фиг. 1, 2 в сложенном состоянии) и баллон 5 со сжатым газом, соединенный известным образом через запорный вентиль с внутренней полостью надувного элемента 4. Там же расположены модуль 6 энергопитания двигательной установки 2, система управления двигательной установкой 7, система навигации 8, система 9 приведения спасательного средства в рабочее состояние, приемо-передающее устройство 10, связанное с командным устройством 11. Надувной элемент 4 в сложенном состоянии закрыт чехлом 12 с застежками 13. На корпусе поплавка расположена ручка 14 для ручного приведения спасательного средства в рабочее состояние.
Спасательное средство работает следующим образом.
При поступлении сигнала на базовую станцию о терпящих бедствие людях спасательное средство спускается на воду или оно уже находится в воде в режиме готовности. Система навигации 8 определяет координаты нахождения терпящих бедствие и определяет направление движения спасательного средства. При поступлении команды через приемо-передающее устройство 10 на командное устройство 11, оно, через систему управления 7 запускает двигательную установку 2 и спасательное средство в сложенном состоянии начинает движение в сторону спасаемых, а навигационное устройство постоянно корректирует курс, подавая команды в систему управления 7 через командное устройство 11. При сближении спасательного средства со спасаемыми людьми командным устройством 11 подается команда на систему 9 приведения спасательного средства в рабочее состояние, которое открывает запорный вентиль баллона 5 со сжатым газом. Эту операцию также можно выполнить воздействуя на ручку 14, которая связана с системой 9. Происходит наполнение надувного элемента 4, который находится в крышке, в частном случае в чехле, 12. Чехол 12 закреплен на боковом периметре поплавка 1 застежкой «велкро» в виде ленты таким образом (фиг. 5), что, при превышении давления надувающегося надувного элемента 4 на внутренние стенки чехла 12 силы сцепления элементов застежки, происходит ее раскрытие и надувающийся элемент 4 занимает положение плота (фиг. 3), у которого в средней части находится поплавок 1 Спасательное средство готово к приему спасаемых людей. После того, как спасаемый разместился на поверхности спасательного средства, оно может двигаться к ближайшему объекту, на котором люди получат помощь. Это движение возможно, как при навигации и управлении двигательной установкой внешним источником команд, так и в ручном режиме.
Изобретение относится к области судостроения, а именно к спасательным и поисковым средствам для терпящих бедствие на воде, и может быть использовано для спасения людей на воде. Спасательное средство содержит корпус, надувной элемент, двигательную установку и связанный с ней движитель. Дополнительно спасательное средство снабжено поплавком, на котором размещен надувной элемент в сложенном состоянии закрытой крышкой. Достигается обеспечение возможности движения спасательного средства со сложенными надувными элементами. 6 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Спасательное средство, содержащее корпус, надувной элемент, двигательную установку и связанный с ней движитель, отличающееся тем, что оно дополнительно снабжено поплавком, на котором размещен надувной элемент в сложенном состоянии закрытой крышкой.
2. Спасательное средство по п.1, отличающееся тем, что крыша снабжена средствами фиксации ее с поплавком.
3. Спасательное средство по п.1, отличающееся тем, что крышка выполнена в виде чехла из гибкого материала.
4. Спасательное средство по п.3, отличающееся тем, что чехол снабжен застежками.
5. Спасательное средство по п.4, отличающееся тем, что застежки выполнены типа «велкро».
6. Спасательное средство по п.5, отличающееся тем, что застежки выполнены в виде ленты и соединяют чехол с поплавком по его боковому периметру.
7. Спасательное средство по п.1, отличающееся тем, что система приведения спасательного средства в рабочее состояние содержит ручку для ручного приведения системы в рабочее состояние.
US 8882555 B2, 11.11.2014 | |||
СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ | 2000 |
|
RU2186706C2 |
WO 2008131763 A1, 06.11.2008 | |||
Спасательный буй | 1987 |
|
SU1822830A1 |
Авторы
Даты
2021-01-14—Публикация
2017-03-09—Подача