Изобретение относится к турбостроению, а именно к охлаждаемой лопатке газовой турбины, предназначенной преимущественно для работы в области высоких температур.
Известна лопатка газовой турбины (опубл. US №2015016973, опубл. 15.01.2015, МПК F01D 5/18), содержащая полое перо с входной и выходной кромками, переднюю и заднюю полости пера, в которых установлены дефлекторы с отверстиями для подачи охлаждающего воздуха. Дефлекторами сформированы каналы для поперечного относительно пера течения охлаждающего воздуха от входной кромки в сторону выходной кромки. В выходной кромке выполнен щелевой канал со штырьками для выпуска воздуха в проточную часть турбины.
Недостатком данного технического решения является низкая эффективность охлаждения щелевого канала выходной кромки лопатки из-за образования застойных зон за штырьками.
Известна другая лопатка с каналами охлаждения (патент US №6742991, опубл. 15.01.2004, МПК F01D 5/18), содержащая входную и выходную кромки, радиальную перегородку, формирующую переднюю и заднюю полости, в которые установлены дефлекторы с отверстиями для струйного охлаждения стенок. В выходной кромке выполнен щелевой канал со штырьками для выпуска воздуха в проточную часть турбины.
Недостатком данного технического решения является низкая эффективность охлаждения щелевого канала выходной кромки лопатки из-за образования застойных зон за штырьками.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению является охлаждаемая лопатка соплового аппарата газовой турбины (патент РФ №2663966, опубл. 13.08.2018, МПК F01D 5/18, F01D 9/02), содержащая полое перо, выполненное в виде передней полости и задней полости, разделенных радиальной перегородкой, передний дефлектор, установленный в передней полости и закрепленный первыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, задний дефлектор, установленный в задней полости и закрепленный вторыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, щелевой канал выходной кромки с установленными в нем рядами штырьков, при этом в переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости, в заднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения стенок задней полости, в передней полости в стенках полого пера выполнены отверстия пленочного охлаждения.
Недостатком данного технического решения является низкая эффективность охлаждения щелевого канала выходной кромки лопатки из-за образования застойных зон за штырьками.
Технической задачей предлагаемого изобретения является снижение температуры стенки лопатки путем интенсификации теплоотдачи в щелевом канале выходной кромки.
Технический результат заключается в повышении эффективности охлаждения лопаток, что ведет к повышению их ресурса и, соответственно, ресурса газовой турбины в целом.
Это достигается тем, что в известной охлаждаемой лопатке газовой турбины, содержащей полое перо, выполненное в виде передней полости и задней полости, разделенных радиальной перегородкой, передний дефлектор, установленный в передней полости и закрепленный первыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, задний дефлектор, установленный в задней полости и закрепленный вторыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, щелевой канал выходной кромки с установленными в нем рядами штырьков, при этом в переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости, в заднем в стенках полого пера выполнены отверстия пленочного охлаждения, ряды штырьков диаметром Dшт размещены по высоте стенок полого пера в шахматном порядке, а за каждым из штырьков, со стороны спинки и корыта, выполнены тыльные ребра, имеющие угловую форму с углом раскрытия 120°, толщиной bp, высотой hp и шириной lр, при этом отношение расстояния Sp от оси штырька до вершины угла тыльного ребра к диаметру Dшт штырька составляет 0,9-1,2, отношение поперечного S1 и продольного S2 шага установки штырьков к их диаметру Dшт составляет 2,5, отношение толщины bp, высоты hp и ширины lр тыльного ребра к диаметру Dшт штырька составляет 0,2-0,3, 0,12-0,33 и 1,1-1,3 соответственно.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена охлаждаемая лопатка газовой турбины (продольный разрез), на фиг. 2 представлено поперечное сечение А-А пера охлаждаемой лопатки, на фиг. 3 изображен поперечный разрез экспериментальной модели канала прямоугольного поперечного сечения со штырьками и тыльными ребрами, на фиг. 4 изображен продольный разрез экспериментальной модели канала, на фиг. 5 представлена численная эпюра плотности теплового потока q на внутренней поверхности экспериментальной модели канала прямоугольного поперечного сечения по прототипу, на фиг. 6 представлена эпюра плотности теплового потока q на внутренней поверхности экспериментальной модели канала прямоугольного поперечного сечения по предлагаемому изобретению, на фиг. 7 приведены графики зависимости среднего числа Нуссельта от числа Рейнольдса для экспериментальных моделей каналов по прототипу и согласно предлагаемому изобретению.
Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо 1, выполненное в виде передней полости 2 и задней полости 3, разделенных радиальной перегородкой 4. В передней полости 2 установлен передний дефлектор 5, закрепленный первыми поперечными ребрами 6 на стенках полого пера 1 со стороны спинки и корыта. В задней полости 3 установлен задний дефлектор 7, закрепленный вторыми поперечными ребрами 8 на стенках полого пера 1 со стороны спинки и корыта. В переднем дефлекторе 5 выполнены отверстия струйного охлаждения 9 входной кромки и стенок передней полости. В заднем дефлекторе 7 выполнены отверстия струйного охлаждения 10 стенок задней полости. В передней полости 2 в стенках полого пера 1 выполнены отверстия пленочного охлаждения 11.
В щелевом канале выходной кромки 12 по высоте стенок полого пера расположены ряды штырьков 13 диаметром Dшт. Штырьки 13 размещены в шахматном порядке, при этом отношение поперечного S1 и продольного S2 шага их установки к диаметру Dшт штырьков 13 составляет 2,5. На стенках полого пера 1 со стороны спинки и корыта установлены тыльные ребра 14 специальной формы за каждым из штырьков 13. Тыльные ребра 14 имеют угольную форму с углом раскрытия 120°, отношение их толщины bр, высоты hp и ширины lр к диаметру Dшт штырька 13 составляет 0,20-0,30, 0,12-0,33 и 1,1-1,3 соответственно. При этом отношение расстояния от оси штырька 13 до вершины угла тыльного ребра Sp к диаметру штырька Dшт составляет 0,9-1,2.
Охлаждаемая лопатка газовой турбины работает следующим образом.
Воздух поступает в передний 5 и задний 7 дефлекторы. Через отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости 9 воздух струями натекает на внутреннюю поверхность стенок полого пера 1, охлаждает их, движется между стенками переднего дефлектора 5 и полого пера 1, и вытекает в проточную часть турбины через отверстия пленочного охлаждения 11.
В задней полости 3 воздух через отверстия струйного охлаждения стенок задней полости 10 поступает в каналы между задним дефлектором 7 и стенками полого пера 1. После чего воздух попадет в щелевой канал выходной кромки 12, где при натекании на тыльные ребра 14, размещенные за штырьками 13, часть потока из пристеночной области перенаправляется в теневую зону за штырьками, приводя к разрушению парного вихря низкой интенсивности, что значительно повышает теплоотдачу в щелевом канале выходной кромки 12. Геометрические параметры тыльных ребер 14, выбранные экспериментально, обеспечивают гарантированную интенсификацию теплообмена в щелевом канале выходной кромки 12.
Проведенное численное моделирование течения воздуха в щелевых каналах выходной кромки 12 показало, что установка тыльных ребер 14 за штырьками 13 способствует уменьшению размеров застойных зон и разрушению парного вихря (фиг. 6). На данном рисунке видно, что установка тыльных ребер 14 в канал со штырьками 13 привела к ликвидации участков с низкой плотностью теплового потока за штырьками 13 (фиг. 5) и способствовала повышению интенсивности теплообмена в канале. Это обусловило уменьшение температуры стенки полого пера 1 на участке установки тыльных ребер 14 при обтекании потоком горячего газа. Это обеспечивает, без изменения суммарного расхода воздуха через лопатку, увеличение запасов прочности и повышения ресурса работы лопатки.
На фиг. 7 приведен график распределения осредненного числа Нуссельта Nucp в канале прямоугольного поперечного сечения с установленными штырьками согласно прототипу и в канале прямоугольного поперечного сечения с установленными штырьками и тыльными ребрами, согласно предлагаемому изобретению.
Как видно, осредненное число Нуссельта Nucp в канале со штырьками и тыльными ребрами больше на 35% по сравнению с каналом, в котором установлены только штырьки. Таким образом, достигнуто значительное увеличение интенсивности теплоотдачи и, соответственно, эффективности охлаждения на участке выходной кромки лопатки.
Уменьшение отношения толщины bр тыльного ребра 14 к диаметру Dшт штырька 13 ниже 0,2 приведет к усложнению технологического процесса их изготовления, а увеличение отношения bр к Dшт выше 0,3 приведет к значительному росту гидравлических потерь давления в щелевом канале выходной кромки 12.
Уменьшение отношения высоты hp и ширины lр тыльного ребра 14 к диаметру Dшт штырька 13 ниже 0,25 и 1,1 соответственно, приведет к уменьшению эффективности предложенного решения, и как следствие, снижению теплообмена. Увеличение отношения высоты hp и ширины lр тыльного ребра 14 к диаметру Dшт штырька 13 выше 0,65 и 1,3 соответственно приведет к значительному росту гидравлических потерь давления в щелевом канале выходной кромки 12.
Указанный диапазон отношения расстояния Sp от оси штырька 13 до вершины угла тыльного ребра 14 обеспечивает высокую эффективность предложенной конструкции, уменьшения отношения ниже 0,9 сопровождается снижением прироста теплоотдачи, а увеличение отношения выше 1,2 приводит к возрастанию гидравлических потерь давления в щелевом канале выходной кромки 12.
Использование изобретения позволяет повысить ресурс лопаток и, соответственно, газовой турбины в целом за счет повышение эффективности охлаждения выходной кромки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Охлаждаемая лопатка газовой турбины | 2018 |
|
RU2686244C1 |
Охлаждаемая лопатка соплового аппарата газовой турбины | 2017 |
|
RU2663966C1 |
Тракт воздушного охлаждения лопатки соплового аппарата турбины высокого давления газотурбинного двигателя (варианты) | 2018 |
|
RU2686430C1 |
ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2003 |
|
RU2238411C1 |
Охлаждаемая лопатка газовой турбины | 2017 |
|
RU2647351C1 |
Способ охлаждения соплового аппарата турбины высокого давления (ТВД) газотурбинного двигателя (ГТД) и сопловый аппарат ТВД ГТД (варианты) | 2018 |
|
RU2688052C1 |
Сопловый аппарат турбины высокого давления (ТВД) газотурбинного двигателя (варианты), сопловый венец соплового аппарата ТВД и лопатка соплового аппарата ТВД | 2018 |
|
RU2683053C1 |
Способ охлаждения соплового аппарата турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя и сопловый аппарат ТНД, охлаждаемый этим способом, способ охлаждения лопатки соплового аппарата ТНД и лопатка соплового аппарата ТНД, охлаждаемая этим способом | 2018 |
|
RU2691202C1 |
Сопловый аппарат турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (ГТД) (варианты) и лопатка соплового аппарата ТНД (варианты) | 2018 |
|
RU2691203C1 |
БЛОК СОПЛОВЫХ ЛОПАТОК С КАНАЛОМ ДЛЯ ТРАНЗИТА ВОЗДУХА ОТ ВОЗДУХО-ВОЗДУШНОГО ТЕПЛООБМЕННИКА | 2023 |
|
RU2819127C1 |
Изобретение относится к турбостроению, а именно к охлаждаемой лопатке газовой турбины, предназначенной преимущественно для работы в области высоких температур. Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо (1), выполненное в виде передней полости (2) и задней полости (3), разделенных радиальной перегородкой (4). В передней полости (2) установлен передний дефлектор (5), закрепленный первыми поперечными ребрами (6) на стенках полого пера (1) со стороны спинки и корыта. В задней полости (3) установлен задний дефлектор (7), закрепленный вторыми поперечными ребрами (8) на стенках полого пера (1) со стороны спинки и корыта. В переднем дефлекторе (5) выполнены отверстия струйного охлаждения (9) входной кромки и стенок передней полости. В заднем дефлекторе (7) выполнены отверстия струйного охлаждения (10) стенок задней полости. В передней полости (2) в стенках полого пера (1) выполнены отверстия пленочного охлаждения (11). В щелевом канале выходной кромки (12) по высоте стенок полого пера расположены ряды штырьков (13) диаметром Dшт. Штырьки (13) размещены в шахматном порядке. Отношение поперечного S1 и продольного S2 шага установки штырьков к их диаметру Dшт составляет 2,5. На стенках полого пера (1) со стороны спинки и корыта установлены тыльные ребра (14). Тыльные ребра (14) имеют угольную форму с углом раскрытия 120°. Отношение толщины bр, высоты hp и ширины lр тыльного ребра к диаметру Dшт штырька (13) составляет 0,20-0,30, 0,12-0,33 и 1,1-1,3 соответственно. Отношение расстояния от оси штырька (13) до вершины угла тыльного ребра Sp к диаметру штырька Dшт составляет 0,9-1,2. Технический результат заключается в повышении эффективности охлаждения лопаток газовой турбины. 7 ил.
Охлаждаемая лопатка газовой турбины, содержащая полое перо, выполненное в виде передней полости и задней полости, разделенных радиальной перегородкой, передний дефлектор, установленный в передней полости и закрепленный первыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, задний дефлектор, установленный в задней полости и закрепленный вторыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, щелевой канал выходной кромки с установленными в нем рядами штырьков, при этом в переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости, в заднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения стенок задней полости, в передней полости в стенках полого пера выполнены отверстия пленочного охлаждения, отличающаяся тем, что ряды штырьков диаметром Dшт размещены по высоте стенок полого пера в шахматном порядке, а за каждым из штырьков, со стороны спинки и корыта, выполнены тыльные ребра, имеющие угловую форму с углом раскрытия 120°, толщиной bp, высотой hp и шириной lр, при этом отношение расстояния Sp от оси штырька до вершины угла тыльного ребра к диаметру штырька Dшт составляет 0,9-1,2, отношение поперечного S1 и продольного S2 шага установки штырьков к их диаметру Dшт составляет 2,5, отношение толщины bр, высоты hp и ширины lр тыльного ребра к диаметру Dшт штырька составляет 0,2-0,3, 0,12-0,33 и 1,1-1,3 соответственно.
SU 1287678 A2, 20.02.1997 | |||
ОХЛАЖДАЕМАЯ НАПРАВЛЯЮЩАЯ ЛОПАТКА ТУРБИНЫ И ТУРБИНА, СНАБЖЕННАЯ ТАКИМИ ЛОПАТКАМИ | 2005 |
|
RU2308601C2 |
US 4946346 A, 07.08.1990 | |||
US 6238182 B1, 29.05.2001 | |||
US 6402470 B1, 11.06.2002. |
Авторы
Даты
2021-01-18—Публикация
2020-06-18—Подача