Изобретение относится к турбостроению, а именно к охлаждаемой лопатке газовой турбины, предназначенной преимущественно для работы в области высоких температур.
Известна лопатка газовой турбины (публ. US №2015016973, публ. 15.01.2015, МПК F01D 5/18), содержащая полое перо с входной и выходной кромками, переднюю и заднюю полости пера, в которых установлены дефлекторы с отверстиями для подачи охлаждающего воздуха. Дефлекторами сформированы каналы для поперечного относительно пера течения охлаждающего воздуха от входной кромки в сторону выходной кромки. В выходной кромке выполнен щелевой канал со штырьками для выпуска воздуха в проточную часть турбины.
Недостатком данного технического решения является низкая эффективность охлаждения щелевого канала выходной кромки лопатки из-за образования застойных зон за штырьками и значительная толщина пограничного слоя со стороны спинки и корыта при их воздушном обтекании.
Известна другая лопатка с каналами охлаждения (патент US №6742991, публ. 15.01.2004, МПК F01D 5/18), содержащая входную и выходную кромки, радиальную перегородку, формирующую переднюю и заднюю полости, в которые установлены дефлекторы с отверстиями для струйного охлаждения стенок. В выходной кромке выполнен щелевой канал со штырьками для выпуска воздуха в проточную часть турбины.
Недостатком данного технического решения является низкая эффективность охлаждения щелевого канала выходной кромки лопатки из-за образования застойных зон за штырьками и значительная толщина пограничного слоя со стороны спинки и корыта при их воздушном обтекании.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению является охлаждаемая лопатка соплового аппарата газовой турбины (патент РФ №2663966, публ. 13.08.2018, МПК F01D 5/18, F01D 9/02), содержащая полое перо, выполненное в виде передней полости и задней полости, разделенных радиальной перегородкой, передний дефлектор, установленный в передней полости и закрепленный первыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, задний дефлектор, установленный в задней полости и закрепленный вторыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, щелевой канал выходной кромки с установленными в нем штырьками, при этом в переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости, в заднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения стенок задней полости, в передней полости в стенках полого пера выполнены отверстия пленочного охлаждения.
Недостатком данного технического решения является низкая эффективность охлаждения щелевого канала выходной кромки лопатки из-за образования застойных зон за штырьками и значительной толщины пограничного слоя со стороны спинки и корыта при их воздушном обтекании.
Технической задачей предлагаемого изобретения является снижение температуры стенки лопатки путем интенсификации теплоотдачи в щелевом канале выходной кромки.
Технический результат заключается в повышении эффективности охлаждения лопаток, что ведет к повышению их ресурса и, соответственно, ресурса газовой турбины в целом.
Это достигается тем, что в известной охлаждаемой лопатке газовой турбины, содержащей полое перо, выполненное в виде передней полости и задней полости, разделенных радиальной перегородкой, передний дефлектор, установленный в передней полости и закрепленный первыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, задний дефлектор, установленный в задней полости и закрепленный вторыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, щелевой канал выходной кромки, при этом в переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости, в заднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения стенок задней полости, в передней полости в стенках полого пера выполнены отверстия пленочного охлаждения, в щелевом канале выходной кромки по высоте стенок полого пера со стороны спинки и корыта выполнены продольные канавки постоянного поперечного сечения, имеющего форму кругового сегмента, глубиной Нк и шириной Вк, при этом в противолежащие со стороны спинки и корыта продольные канавки установлены ряды штырьков диаметром Dшт, причем штырьки размещены в шахматном порядке, отношение поперечного S1 и продольного S2 шага их установки к диаметру Dшт штырьков составляет 2,5, отношение глубины Нк продольных канавок к диаметру Dшт штырьков находится в диапазоне от 0,25 до 0,75, а отношение ширины Вк продольной канавки к диаметру Dшт штырьков находится в диапазоне от 1,5 до 2, при этом поперечные сечения продольных канавок, выполненных со стороны спинки, образованы окружностями, центры O1 которых лежат на осях штырьков, поперечные сечения продольных канавок, выполненных со стороны корыта, образованы окружностями, центры O2 которых лежат на нормали ко внутренней поверхности корыта.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображена охлаждаемая лопатка газовой турбины (продольный разрез), на фиг. 2 представлено поперечное сечение А-А пера охлаждаемой лопатки, на фиг. 3 показан щелевой канал лопатки газовой турбины, на фиг. 4 изображены продольный и поперечный разрезы экспериментальной модели канала прямоугольного поперечного сечения со штырьками в канавках, на фиг. 5 представлена численная эпюра плотности теплового потока q на внутренней поверхности экспериментальной модели канала прямоугольного поперечного сечения по прототипу, на фиг. 6 представлена эпюра плотности теплового потока q на внутренней поверхности экспериментальной модели канала прямоугольного поперечного сечения по предлагаемому изобретению, на фиг. 7 приведены графики зависимости среднего числа Нуссельта от числа Рейнольдса для экспериментальных моделей каналов по прототипу и согласно предлагаемому изобретению.
Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо 1, выполненное в виде передней полости 2 и задней полости 3, разделенных радиальной перегородкой 4. В передней полости 2 установлен передний дефлектор 5, закрепленный первыми поперечными ребрами 6 на стенках полого пера 1 со стороны спинки и корыта. В задней полости 3 установлен задний дефлектор 7, закрепленный вторыми поперечными ребрами 8 на стенках полого пера 1 со стороны спинки и корыта. В переднем дефлекторе 5 выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости 9. В заднем дефлекторе 7 выполнены отверстия струйного охлаждения стенок задней полости 10. В передней полости 2 в стенках полого пера 1 выполнены отверстия пленочного охлаждения 11.
В щелевом канале выходной кромки 12 по высоте стенок полого пера 1 со стороны спинки и корыта выполнены продольные канавки 13 постоянного поперечного сечения, имеющего форму кругового сегмента, глубиной Нк и шириной Вк. В противолежащие со стороны спинки и корыта продольные канавки 13 установлены ряды штырьков 14 диаметром Dшт. Штырьки 14 размещены в шахматном порядке, при этом отношение поперечного S1 и продольного S2 шага их установки к диаметру Dшт штырьков 14 составляет 2,5. Отношение глубины Нк продольных канавок 13 к диаметру Dшт штырьков 14 находится в диапазоне от 0,25 до 0,75, а отношение ширины Вк продольной канавки 13 к диаметру Dшт штырьков 14 находится в диапазоне от 1,5 до 2.
При этом поперечные сечения продольных канавок 13, выполненных со стороны спинки, образованы окружностями, центры О1 которых лежат на осях штырьков 14. Поперечные сечения продольных канавок 13, выполненных со стороны корыта, образованы окружностями, центры O2 которых лежат на нормали ко внутренней поверхности корыта.
Охлаждаемая лопатка газовой турбины работает следующим образом.
Воздух поступает в передний 5 и задний 7 дефлекторы. Через отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости 9 воздух струями натекает на внутреннюю поверхность стенок полого пера 1, охлаждает их, движется между стенками переднего дефлектора 5 и полого пера 1, и вытекает в проточную часть турбины через отверстия пленочного охлаждения 11.
В задней полости 3 воздух через отверстия струйного охлаждения стенок задней полости 10 поступает в каналы между задним дефлектором 7 и стенками полого пера 1. После чего воздух попадет в щелевой канал выходной кромки 12, где при натекании на штырьки 14, размещенные в продольных канавках 13, реализуется сложное трехмерное течение с перемешиванием пристеночных слоев в объеме продольных канавок 13, что значительно повышает теплоотдачу в щелевом канале выходной кромки 12. Геометрические параметры продольных канавок 13, выбранные экспериментально, обеспечивают гарантированную интенсификацию теплообмена в щелевом канале выходной кромки 12.
Проведенное численное моделирование течения воздуха в щелевых каналах выходной кромки 12 показало, что установка продольных канавок 13 предотвращает образование застойных зон за штырьками 14 и способствует интенсивному перемешиванию пристеночных слоев потока (фиг. 6). На данном рисунке видно, что установка продольных канавок 13 в канал со штырьками 14 привела к ликвидации участков с низкой плотностью теплового потока за штырьками 14 (фиг. 5) и способствовала повышению интенсивности теплообмена в канале. Это обусловило уменьшение температуры стенки полого пера 1 на участке установки продольных канавок 13 при обтекании потоком горячего газа и уменьшение разности температуры полого пера 1 в поперечном сечении. Снижение неравномерности температурного ноля полого пера 1 лопатки уменьшает величину термических напряжений и, как следствие, суммарных напряжений в стенках полого пера 1 лопатки. Это обеспечивает, без изменения суммарного расхода воздуха через лопатку, увеличение запасов прочности и повышения ресурса работы лопатки.
Для подтверждения решения поставленной задачи с использованием технологии селективного лазерного плавления были изготовлены две модели M1 и М2 щелевых каналов выходной кромки 12 с установленными в них в шахматном порядке штырьками 14 диаметром 2 мм. При этом поперечный и продольный шаг установки штырьков 14 равнялся 5 мм. Модель М2 отличалась от модели M1 наличием трех продольных канавок глубиной 1 мм, шириной 4 мм, в которых расположены штырьки 14.
Испытания проводились методом калориметрирования в жидкометаллическом термостате, позволяющим определять распределение плотности теплового потока по наружной поверхности пера лопатки (Копелев, С.З. Тепловые и гидравлические характеристики охлаждаемых лопаток газовых турбин [Текст] / С.З. Копелев, М.Н. Галкин, А.А. Харин, И.В. Шевченко. -М.: Машиностроение, 1993. - 176 с.).
На фиг. 7 приведен график распределения осредненного в канале числа Нуссельта Nucp модели M1, соответствующей конструкции каналов лопатки - прототипа, и модели М2, соответствующей каналам лопатки, согласно предлагаемому изобретению.
Испытания проводились для рабочего перепада давления Р/Po=1,8, где Р - давление воздуха на входе в модель, Po - давление на срезе щелевого канала выходной кромки 12.
Как видно, коэффициент теплоотдачи а на участке установки продольных канавок 13 в модели М2 увеличился на 36% по сравнению с моделью M1. Таким образом, достигнуто значительное увеличение интенсивности теплоотдачи и, соответственно, эффективности охлаждения на участке выходной кромки лопатки.
Использование изобретения позволяет повысить ресурс лопаток и, соответственно, газовой турбины в целом за счет повышения эффективности охлаждения выходной кромки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Охлаждаемая лопатка газовой турбины | 2020 |
|
RU2740627C1 |
Охлаждаемая лопатка соплового аппарата газовой турбины | 2017 |
|
RU2663966C1 |
ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2003 |
|
RU2238411C1 |
Сопловый аппарат турбины высокого давления (ТВД) газотурбинного двигателя (варианты), сопловый венец соплового аппарата ТВД и лопатка соплового аппарата ТВД | 2018 |
|
RU2683053C1 |
Охлаждаемая лопатка газовой турбины | 2017 |
|
RU2647351C1 |
Тракт воздушного охлаждения лопатки соплового аппарата турбины высокого давления газотурбинного двигателя (варианты) | 2018 |
|
RU2686430C1 |
Способ охлаждения соплового аппарата турбины высокого давления (ТВД) газотурбинного двигателя (ГТД) и сопловый аппарат ТВД ГТД (варианты) | 2018 |
|
RU2688052C1 |
ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2005 |
|
RU2388915C2 |
БЛОК СОПЛОВЫХ ЛОПАТОК С КАНАЛОМ ДЛЯ ТРАНЗИТА ВОЗДУХА ОТ ВОЗДУХО-ВОЗДУШНОГО ТЕПЛООБМЕННИКА | 2023 |
|
RU2819127C1 |
Способ охлаждения соплового аппарата турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя и сопловый аппарат ТНД, охлаждаемый этим способом, способ охлаждения лопатки соплового аппарата ТНД и лопатка соплового аппарата ТНД, охлаждаемая этим способом | 2018 |
|
RU2691202C1 |
Охлаждаемая лопатка газовой турбины содержит полое перо, выполненное в виде передней и задней полости, разделенных радиальной перегородкой. В передней полости установлен передний дефлектор, в задней полости - задний дефлектор. В переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости. В заднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения стенок задней полости . В передней полости 2 в стенках полого пера 1 выполнены отверстия пленочного охлаждения 11. В щелевом канале выходной кромки по высоте стенок полого пера со стороны спинки и корыта выполнены продольные канавки постоянного поперечного сечения, имеющего форму кругового сегмента, глубиной Нк и шириной Вк. В противолежащие со стороны спинки и корыта продольные канавки установлены в шахматном порядке ряды штырьков диаметром Dшт. Отношение поперечного S1 и продольного S2 шага их установки к диаметру Dшт штырьков составляет 2,5. Отношение глубины Нк продольных канавок к диаметру Dшт штырьков находится в диапазоне от 0,25 до 0,75, а отношение ширины Вк продольной канавки к диаметру Dшт штырьков находится в диапазоне от 1,5 до 2. При этом поперечные сечения продольных канавок со стороны спинки, образованы окружностями, центры O1 которых лежат на осях штырьков. Поперечные сечения продольных канавок со стороны корыта, образованы окружностями, центры O2 которых лежат на нормали ко внутренней поверхности корыта. Изобретение направлено на снижение температуры стенки лопатки путем интенсификации теплоотдачи в щелевом канале выходной кромки. 7 ил.
Охлаждаемая лопатка газовой турбины, содержащая полое перо, выполненное в виде передней полости и задней полости, разделенных радиальной перегородкой, передний дефлектор, установленный в передней полости и закрепленный первыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, задний дефлектор, установленный в задней полости и закрепленный вторыми поперечными ребрами на стенках полого пера со стороны спинки и корыта, щелевой канал выходной кромки, при этом в переднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения входной кромки и стенок передней полости, в заднем дефлекторе выполнены отверстия струйного охлаждения стенок задней полости, в передней полости в стенках полого пера выполнены отверстия пленочного охлаждения, отличающаяся тем, что в щелевом канале выходной кромки по высоте стенок полого пера со стороны спинки и корыта выполнены продольные канавки постоянного поперечного сечения, имеющего форму кругового сегмента, глубиной Нк и шириной Вк, при этом в противолежащие со стороны спинки и корыта продольные канавки установлены ряды штырьков диаметром Dшт, причем штырьки размещены в шахматном порядке, отношение поперечного S1 и продольного S2 шага их установки к диаметру Dшт штырьков составляет 2,5, отношение глубины Нк продольных канавок к диаметру Dшт штырьков находится в диапазоне от 0,25 до 0,75, а отношение ширины Вк продольной канавки к диаметру Dшт штырьков находится в диапазоне от 1,5 до 2, при этом поперечные сечения продольных канавок, выполненных со стороны спинки, образованы окружностями, центры O1 которых лежат на осях штырьков, поперечные сечения продольных канавок, выполненных со стороны корыта, образованы окружностями, центры O2 которых лежат на нормали ко внутренней поверхности корыта.
Охлаждаемая лопатка соплового аппарата газовой турбины | 2017 |
|
RU2663966C1 |
ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ | 2003 |
|
RU2238411C1 |
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
Устройство для закрепления лыж на раме мотоциклов и велосипедов взамен переднего колеса | 1924 |
|
SU2015A1 |
US 6238182 B1, 29.05.2001 | |||
US 6238183 B1, 29.05.2001. |
Авторы
Даты
2019-04-24—Публикация
2018-11-13—Подача