Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя Российский патент 2021 года по МПК F02C7/06 F01D25/16 

Описание патента на изобретение RU2742849C1

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (далее ГТД) авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах.

Известен газотурбинный двигатель, содержащий роликоподшипник, внутреннее кольцо которого закреплено на валу ротора низкого давления, а наружное кольцо установлено в узле центральной конической передачи на внутренней поверхности конической шестерни (см. рис. 6.13, авторы: Ю.С. Елисеев и др. «Технология эксплуатации, диагностики и ремонта газотурбинных двигателей», Москва, «Высшая школа», 2002. Приложение №1 на 2-х листах прилагается).

Известному техническому решению присущи следующие недостатки.

В известной опоре дефект проскальзывания в подшипнике, который приводит к его разрушению, устраняется радиальным смещением узла центральной конической передачи в радиальном направлении, изначально ломая ось вращения и создавая, тем самым, дополнительную радиальную нагрузку. Это исключает взаимозаменяемость узлов, снижается модульность турбомашины. Излом оси негативно сказывается на шлицевых соединениях рессоры с возможным износом и снижением работоспособности. При этом зазор в шлицевых соединениях может парировать радиальное смещение узла центральной конической передачи и не подгрузить подшипник, приводя к дефекту проскальзывания в подшипнике.

Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является исключение дефекта проскальзывания межвального роликового подшипника без радиального смещения узла центральной конической передачи, повышая тем самым взаимозаменяемость узлов и модульность турбомашины.

Указанный технический результат достигается тем, что передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя, содержит радиальный роликовый подшипник, внутреннее кольцо которого установлено на валу ротора низкого давления, а наружное кольцо - в конической шестерне узла конической передачи с радиальным зазором между ними, рессору, один из концов которой заведен в упомянутый радиальный зазор и снабжен со стороны наружной поверхности радиальным буртом, контактирующим с внутренней поверхностью конической шестерни, а со стороны внутренней поверхности - радиальным буртом, выполненным с возможностью контакта с наружной поверхностью наружного кольца упомянутого подшипника, причем рессора контактирует с цапфой ротора высокого давления и с конической шестерней посредством шлицевых соединений, причем шлицы и ответные шлицы одного из упомянутых шлицевых соединений выполнены винтовыми в виде многозаходной резьбы, витки которой направлены в противоположенную сторону от направления вращения ротора высокого давления с возможностью осевого смещения рессоры, ограниченного в направлении от упомянутого подшипника дополнительным радиальным буртом, выполненным на наружной поверхности рессоры с возможностью его контакта с цапфой ротора высокого давления по торцам, а в противоположном направлении - радиальным выступом, выполненным на секторе окружности внутренней поверхности рессоры с углом менее 180°, с возможностью контакта его конической поверхности, меньшее основание которой направлено в сторону цапфы ротора высокого давления, с участком наружной поверхности наружного кольца упомянутого подшипника, близлежащим к его торцу со стороны ротора высокого давления, кроме того наружное кольцо упомянутого подшипника и рессора подпружинены относительно друг друга в осевом направлении.

Исключение дефекта проскальзывания межвального роликового подшипника, который конструктивно недогружен радиальной силой, происходит за счет дополнительной радиальной нагрузки, возникающей из-за излома оси вращения, воздействующего на наружное кольцо подшипника. Эта нагрузка возникает с увеличением частоты вращения ротора высокого давления за счет радиального воздействия выступа рессоры, выполненного на секторе окружности внутренней поверхности с углом менее 180°, который обеспечивает возможность радиального смещения наружного кольца подшипника, в ином случае (с углом равным или более 180°) выступ будет препятствовать радиальному смещению наружного кольца подшипника. Радиальное нагружение на наружное кольцо подшипника происходит при осевом смещении рессоры, которое осуществляется винтовым шлицевым соединением. Это приводит к радиальному смещению наружного кольца подшипника относительно внутреннего кольца и вала турбины и создает необходимую нагрузку на подшипник. Причем при выставлении соосности и сборки ГТД оси вышеперечисленных элементов совпадают, что обеспечивает взаимозаменяемость узлов и повышает модульность турбомашины.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей, где на фиг. 1 показан продольный разрез заявленной опоры, где рессора в крайнем правом положении, на фигуре 2 изображен продольный разрез заявленной опоры, где рессора в крайнем левом положении, на фигуре 3 представлен вид А, на фигуре 4 представлен вид Б.

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя, содержит радиальный роликовый подшипник 1, внутреннее кольцо 2 которого установлено на валу ротора низкого давления 3 и зафиксировано в осевом направлении гайкой 4, а наружное кольцо 5 - в конической шестерне 6 узла конической передачи с радиальным зазором между ними. Опора также содержит рессору 7, один из концов которой заведен в упомянутый радиальный зазор и снабжен со стороны наружной поверхности радиальным буртом 8, контактирующим с внутренней поверхностью конической шестерни 6, а со стороны внутренней поверхности - радиальным буртом 9, выполненным с возможностью контакта с наружной поверхностью наружного кольца 5 упомянутого подшипника 1. Рессора 7 контактирует с цапфой ротора высокого давления 10 и с конической шестерней 6 посредством шлицевых соединений 11 и 12, причем шлицы и ответные шлицы одного из упомянутых шлицевых соединений выполнены винтовыми в виде многозаходной резьбы, витки которой направлены в противоположенную сторону от направления вращения ротора высокого давления с возможностью осевого смещения рессоры (такое выполнение шлицов известно, например, из патента RU 2482303). Осевое смещение рессоры 7 ограничено в направлении от упомянутого подшипника 1 дополнительным радиальным буртом 13, выполненным на наружной поверхности рессоры 7, в момент его контакта с цапфой ротора высокого давления 10 по торцам, а в противоположном направлении - радиальным выступом 14, выполненным на секторе окружности внутренней поверхности рессоры 7 с углом менее 180° (то есть радиальный выступ 14 занимает по окружности менее половины внутренней поверхности рессоры 7), в момент контакта его конической поверхности, меньшее основание которой направлено в сторону цапфы ротора высокого давления 10, с участком наружной поверхности наружного кольца 5 упомянутого подшипника 1, близлежащим к его торцу со стороны ротора высокого давления 10. Наружное кольцо 5 упомянутого подшипника 1 и рессора 7 подпружинены относительно друг друга в осевом направлении посредством тарельчатой пружины 15, установленной между их близлежащими торцами.

Во время сборки турбомашины роликовый подшипник 1 обеспечивает соосность опор ротора низкого давления (а именно, заявленной передней опоры и задней опоры - на чертежах не показана) за счет радиальных буртов 8 и 9 рессоры 7, контактирующих соответственно с внутренней поверхностью конической шестерни 6 и наружного кольца подшипника 5. При этом рессора 7 упирается радиальным буртом 13 в цапфу ротора высокого давления 10 за счет тарельчатой пружины 15. С увеличением частоты вращения ротора высокого давления 10 до рабочих диапазонов происходит осевое смещение рессоры 7 в сторону подшипника 1 за счет шлицевого соединения 11, выполненного в виде многозаходной резьбы. Тарельчатая пружина 15 сжимается, между радиальным буртом 9 рессоры 7 и наружной поверхностью наружного кольца 5 подшипника 1 образуется зазор, одновременно с этим наружная поверхность наружного кольца 5 подшипника 1 входит в контакт с радиальным выступом 14, выполненным на секторе окружности внутренней поверхности рессоры 7 с углом менее 180°, который и обеспечивает возможность радиального смещения наружного кольца 5 подшипника 1. Это приводит к радиальному смещению наружного кольца 5 подшипника 1 относительно внутреннего кольца 2 и вала т ротора низкого давления 3 и создает необходимую нагрузку на подшипник 1.

Таким образом, исключается дефект проскальзывания, а в нерабочем состоянии обеспечивается соосность опор без радиального смещения узла центральной конической передачи, повышая тем самым взаимозаменяемость узлов и модульность турбомашины.

Похожие патенты RU2742849C1

название год авторы номер документа
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Райков Юрий Васильевич
  • Фомина Ольга Николаевна
RU2482303C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2561368C1
РАДИАЛЬНАЯ МЕЖВАЛЬНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Зенкова Лариса Фёдоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2596898C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Зенкова Лариса Фёдоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
RU2578926C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус задней опоры вала ротора, элемент вала ротора, полифункциональный внешний стяжной элемент вала ротора, соединительный элемент вала ротора, корпус подшипника задней опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614029C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614020C1
УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ РОТОРОВ КОМПРЕССОРА И ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2579286C1
РАДИАЛЬНАЯ УПРУГАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Грозов Владимир Александрович
  • Жидкова Галина Анатольевна
  • Шкредов Александр Васильевич
  • Деева Лариса Ивановна
  • Шкредова Маргарита Викторовна
  • Жарова Лариса Владимировна
RU2600190C1
РАДИАЛЬНАЯ УПРУГО-ДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2015
  • Грозов Владимир Александрович
  • Жидкова Галина Анатольевна
  • Шкредов Александр Васильевич
  • Деева Лариса Ивановна
  • Шкредова Маргарита Викторовна
  • Жарова Лариса Владимировна
RU2600219C1
АВИАЦИОННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ С ДВУМЯ КОРПУСАМИ И С ОТБОРОМ МОЩНОСТИ 2019
  • Шарье, Жиль, Ален, Мари
  • Франтц, Каролин, Мари
  • Гиллотель, Лоик, Поль, Ив
  • Миллье, Винсен, Франсуа, Жорж
RU2788264C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 742 849 C1

Реферат патента 2021 года Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (далее ГТД) авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя содержит радиальный роликовый подшипник, внутреннее кольцо которого установлено на валу ротора низкого давления, а наружное кольцо - в конической шестерне узла конической передачи с радиальным зазором между ними, рессору, один из концов которой заведен в упомянутый радиальный зазор и снабжен со стороны наружной поверхности радиальным буртом, контактирующим с внутренней поверхностью конической шестерни, а со стороны внутренней поверхности - радиальным буртом, выполненным с возможностью контакта с наружной поверхностью наружного кольца упомянутого подшипника, причем рессора контактирует с цапфой ротора высокого давления и с конической шестерней посредством шлицевых соединений, причем шлицы и ответные шлицы одного из упомянутых шлицевых соединений выполнены винтовыми в виде многозаходной резьбы, витки которой направлены в противоположную сторону от направления вращения ротора высокого давления с возможностью осевого смещения рессоры, ограниченного в направлении от упомянутого подшипника дополнительным радиальным буртом, выполненным на наружной поверхности рессоры с возможностью его контакта с цапфой ротора высокого давления по торцам, а в противоположном направлении - радиальным выступом, выполненным на секторе окружности внутренней поверхности рессоры с углом менее 180°, с возможностью контакта его конической поверхности, меньшее основание которой направлено в сторону цапфы ротора высокого давления, с участком наружной поверхности наружного кольца упомянутого подшипника, близлежащим к его торцу со стороны ротора высокого давления, кроме того, наружное кольцо упомянутого подшипника и рессора подпружинены относительно друг друга в осевом направлении. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является исключение дефекта проскальзывания межвального роликового подшипника без радиального смещения узла центральной конической передачи, повышая тем самым взаимозаменяемость узлов и модульность турбомашины. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 742 849 C1

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя, характеризующаяся тем, что содержит радиальный роликовый подшипник, внутреннее кольцо которого установлено на валу ротора низкого давления, а наружное кольцо - в конической шестерне узла конической передачи с радиальным зазором между ними, рессору, один из концов которой заведен в упомянутый радиальный зазор и снабжен со стороны наружной поверхности радиальным буртом, контактирующим с внутренней поверхностью конической шестерни, а со стороны внутренней поверхности - радиальным буртом, выполненным с возможностью контакта с наружной поверхностью наружного кольца упомянутого подшипника, причем рессора контактирует с цапфой ротора высокого давления и с конической шестерней посредством шлицевых соединений, причем шлицы и ответные шлицы одного из упомянутых шлицевых соединений выполнены винтовыми в виде многозаходной резьбы, витки которой направлены в противоположную сторону от направления вращения ротора высокого давления с возможностью осевого смещения рессоры, ограниченного в направлении от упомянутого подшипника дополнительным радиальным буртом, выполненным на наружной поверхности рессоры с возможностью его контакта с цапфой ротора высокого давления по торцам, а в противоположном направлении - радиальным выступом, выполненным на секторе окружности внутренней поверхности рессоры с углом менее 180°, с возможностью контакта его конической поверхности, меньшее основание которой направлено в сторону цапфы ротора высокого давления, с участком наружной поверхности наружного кольца упомянутого подшипника, близлежащим к его торцу со стороны ротора высокого давления, кроме того, наружное кольцо упомянутого подшипника и рессора подпружинены относительно друг друга в осевом направлении.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2742849C1

ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Райков Юрий Васильевич
  • Фомина Ольга Николаевна
RU2482303C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2561368C1
US 2928648 A, 15.03.1960
Транспортное средство с шарнирно-сочлененной рамой 1981
  • Белоусов Леонид Антонович
  • Плетнев Леонид Дмитриевич
  • Алексеев Виталий Федорович
  • Малый Валерий Иванович
  • Бухкало Егор Семенович
SU969579A1

RU 2 742 849 C1

Авторы

Зенкова Лариса Федоровна

Кикоть Николай Владимирович

Даты

2021-02-11Публикация

2020-02-28Подача