Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым передачам и может быть использовано во всех областях народного хозяйства.
Известен редуктор с внутренним зацеплением колес (SU 1805246 A1, МПК F16H 1/10, опубл. 30.03.1993), содержащий корпус, крышку, ведущую шестерню с внешними зубьями, установленную на подшипниковые опоры, расположенные в крышке по обе стороны шестерни, ведомое колесо с внутренними зубьями, опирающееся на установленный в корпусе и посаженный на выходной вал подшипник, а также на дополнительные подшипниковые опоры, установленные с внешней стороны ведомого колеса в корпусе редуктора [1].
Недостатком его является большой радиальный размер из-за наличия дополнительных подшипниковых опор ведомого колеса, установленных с внешней его стороны в корпусе редуктора.
Известен редуктор с внутренним зацеплением колес (SU 731144 A1, МПК F16H 1/10, опубл. 30.04.1980), содержащий корпус, крышку с кронштейном, ведущую шестерню с внешними зубьями и опорами, расположенными в крышке и на кронштейне по разные стороны зубчатого венца, ведомое колесо с внутренними зубьями, выполненное в виде зубчатого кольца, соединенного диском со ступицей и опирающегося консолями выходного вала на подшипники, расположенные в крышке и корпусе [2].
Недостатком указанной конструкции является большой ее осевой размер; это связано с тем, что подшипники опор ведущей шестерни и ведомого колеса расположены в трех плоскостях, так как один из подшипников ведомого колеса установлен в корпусе передачи и плоскость его расположения не совпадает с плоскостью расположения подшипника ведущей шестерни.
Наиболее близким к заявленному изобретению и выбранным в качестве прототипа признан редуктор с внутренним зацеплением колес (RU 2659359 C1, МПК F16H 1/10, опубл. 29.06.2018). Редуктор содержит корпус, крышку с кронштейном, в котором выполнены отверстия под опорные подшипники, ведущую шестерню с внешними зубьями, колесо с внутренними зубьями и подшипники колес, расположенные в отверстиях крышки и кронштейна по разные стороны их зубчатых венцов [3].
Недостатком этой конструкции является низкое передаточное отношение, так как в редукторе содержится одна пара зацепляющихся колес.
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является увеличение передаточного отношения редуктора с внутренним зацеплением колес без увеличения его размеров.
Для решения поставленной задачи редуктор с внутренним зацеплением колес, содержащий корпус, крышку, выполненную за одно целое с кронштейном, содержащим отверстия под опорные подшипники, ведущую шестерню с внешними зубьями, колесо с внутренними зубьями и подшипники колес, расположенные в отверстиях корпуса и кронштейна по разные стороны их зубчатых венцов, выполнен с дополнительной парой зубчатых колес внешнего зацепления, расположенных в колесе с внутренними зубьями, одно из которых является ведущим колесом пары, имеет меньшее число зубьев и жестко связано с колесом с внутренними зубьями, второе является ведомым колесом, имеет большее число зубьев и жестко соединено с ведомым валом, причем сумма межосевого расстояния дополнительной пары зубчатых колес и радиуса окружности вершин зубьев ведомого колеса пары меньше радиуса окружности вершин зубьев колеса с внутренними зубьями.
Повышение передаточного отношения редуктора с внутренним зацеплением колес при заданных его размерах обеспечивается выполнением его с дополнительной парой зубчатых колес внешнего зацепления, расположенной внутри колеса с внутренними зубьями, параметры которой обеспечивают наличие зазора между вершинами зубьев ведомого колеса дополнительной зубчатой пары и колеса с внутренними зубьями, а следовательно, отсутствие заклинивания.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид редуктора с внутренним зацеплением колес в разрезе, на фиг. 2 - вид по А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - вид по Б-Б на фиг. 1.
Редуктор с внутренним зацеплением колес содержит ведущую шестерню с внешними зубьями 1, колесо с внутренними зубьями 2, крышку 3 с кронштейном 4, ведущее колесо дополнительной пары зубчатых колес 5, ведомое колесо дополнительной пары зубчатых колес 6, опорные подшипники ведущей шестерни с внешними зубьями 7 и 8, опорные подшипники колеса с внутренними зубьями и ведущего колеса дополнительной пары зубчатых колес 9, 10, опорные подшипники ведомого колеса дополнительной пары зубчатых колес 11, 12, стопорные кольца опорных подшипников 13, 14, 15, ведомый вал 16, корпус 17.
Ведущая шестерня с внешними зубьями 1 выполнена за одно целое с ведущим валом. Крышка 3 выполнена за одно целое с кронштейном 4. В диске колеса с внутренними зубьями 2 выполнено, как минимум, одно отверстие, диаметр которого не меньше внешнего диаметра подшипника 8 ведущей шестерни с внешними зубьями. Кронштейн 4 выполнен с пазами и отверстиями для расположения в них ведущей шестерни с внешними зубьями 1, дополнительной пары зубчатых колес 5, 6 и опорных подшипников 8, 10, 12. Число зубьев ведущего колеса 5 дополнительной пары зубчатых колес Z5 принято меньшим числа зубьев ведомого колеса 6 пары Z6. Параметры дополнительной пары зубчатых колес 5 и 6 подобраны так, что сумма межосевого расстояния дополнительной пары и радиуса окружности вершин зубьев ведомого колеса пары 6 меньше радиуса окружности вершин зубьев колеса с внутренними зубьями 2. Посадочные отверстия в кронштейне 4 и соответствующие им наружные диаметры опорных подшипников 8 и 10 превышают диаметры окружностей вершин зубьев ведущей шестерни с внешними зубьями 1 и ведущего колеса 5 дополнительной пары зубчатых колес, причем посадочное отверстие в кронштейне 4 под опорный подшипник 10 выполнено так, что выходит за пределы цилиндрической поверхности кронштейна, образуя на ней вырез.
Ведущая шестерня с внешними зубьями 1 установлена на опорные подшипники 7, 8 и зацепляется с колесом с внутренними зубьями 2. Колеса 5 и 6 дополнительной пары зубчатых колес зацепляются друг с другом и установлены на опорные подшипники 9, 10и 11, 12. Опорные подшипники 9 и 10 являются одновременно опорными подшипниками колеса с внутренними зубьями 2.
Сборка редуктора с внутренним зацеплением колес осуществляется в следующей последовательности.
Опорные подшипники 7, 9, 11 устанавливаются в крышке 3 редуктора. Ведущая шестерня с внешними зубьями 1 вводится в отверстие кронштейна 4 до установки ее на опорный подшипник 7. Ведущее колесо 5 дополнительной пары зубчатых колес вводится в центральное отверстие кронштейна 4 и устанавливается в опорном подшипнике 9, а ведомое колесо 6 дополнительной пары колес вводится в паз кронштейна 4 до вхождения его в зацепление с ведущим колесом пары 5, после чего в отверстие ведомого колеса 6 и одновременно в кольцо опорного подшипника 11 сажается ведомый вал 16. В посадочные отверстия кронштейна 4 и одновременно на валы ведущего 5 и ведомого 6 колес дополнительной пары зубчатых колес сажаются опорные подшипники 10,12 и фиксируются стопорными кольцами 13, 15. Колесо с внутренними зубьями 2 осевым перемещением вводится в зацепление с ведущей шестерней с внешними зубьями 1 и одновременно сажается на вал ведущего колеса 5 дополнительной пары зубчатых колес и фиксируется на нем. После этого опорный подшипник 8 сажается через отверстие в диске колеса с внутренними зубьями 2 на вал ведущей шестерни с внешними зубьями 1 и одновременно в посадочное отверстие кронштейна 4 и фиксируется стопорным кольцом 14. Собранный таким образом блок деталей вводится в корпус редуктора 17, к которому крепится крышка 3.
Редуктор с внутренним зацеплением колес работает следующим образом.
Вращательное движение передается от ведущей шестерни с внешними зубьями 1 колесу с внутренними зубьями 2 и жестко связанному с ним ведущему колесу 5 дополнительной пары зубчатых колес, а от колеса 5 - ведомому колесу 6 дополнительной пары колес и жестко связанному с ним ведомому валу 16.
Благодаря тому, что редуктор с внутренним зацеплением колес выполнен с дополнительной парой колес 5 и 6, числа зубьев которых равны Z5 и Z6, передаточное отношение редуктора увеличивается в Z6/Z5 раз.
При этом увеличения размеров редуктора не происходит, так как дополнительная пара зубчатых колес 5, 6 располагается внутри колеса с внутренними зубьями 2.
Список использованных источников
1. А.с. SU 1805246 A1 СССР, МПК F16H 1/10. Редуктор с внутренним зацеплением зубьев / А.И. Митяев; заявитель: Производственное объединение «Алтайский тракторный завод». №4817406; заявл. 15.03.1990; опубл. 30.03.1993, Бюл. №12.
2. А.с. SU 731144 A1 СССР, МПК F16H 1/10. Несоосный редуктор / Б.А. Буров, Е.И. Романов, Ц.С. Хайтович; заявитель: Специальное конструкторское бюро «Газстроймашина». №2122716; заявл. 11.04.1975; опубл. 30.04.1980, Бюл. №16).
3. Пат. RU 2659359 C2 Российская Федерация, МПК F16H 1/10. Передача с внутренним зацеплением колес / Ф.И. Плеханов, В.П. Грахов, Г.Н. Первушин, В.Б. Федоров.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова». №2017117774; заявл. 22.05.2017; опуб. 29.06.2018, Бюл. №19. 9 с.; 2 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЕРЕДАЧА С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ КОЛЕС | 2017 |
|
RU2659359C1 |
ТРАНСМИССИЯ СНЕГОХОДА | 2022 |
|
RU2794007C1 |
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2423634C1 |
Планетарный редуктор | 2015 |
|
RU2614430C1 |
Механизм передачи крутящего момента агрегатам турбореактивного двигателя (ТРД), центральная коническая передача (ЦКП) ТРД, главная коническая шестерённая пара ЦКП ТРД, корпус ЦКП ТРД, ведущее зубчатое коническое колесо ЦКП, ведомое зубчатое коническое колесо ЦКП, узел ЦКП ТРД | 2016 |
|
RU2636626C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2013 |
|
RU2539438C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЦИКЛОИДАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ СТУПЕНЬЮ | 2012 |
|
RU2506477C1 |
СООСНЫЙ РЕДУКТОР | 2013 |
|
RU2529943C1 |
ДВУХСКОРОСТНОЙ РУЧНОЙ ПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ | 2019 |
|
RU2694385C1 |
Коробка двигательных агрегатов (КДА) турбореактивного двигателя (ТРД), корпус КДА, главная коническая передача (ГКП) КДА, ведущее колесо ГКП КДА, ведомое колесо ГКП КДА, входной вал КДА | 2016 |
|
RU2635125C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Редуктор с внутренним зацеплением колес содержит ведущую шестерню с внешними зубьями (1), колесо с внутренними зубьями (2), крышку (3) с кронштейном (4), в котором выполнены отверстия и пазы для расположения в них подшипников и зубчатых колес, дополнительную пару зубчатых колес (5), (6), расположенную в колесе с внутренними зубьями (2), опорные подшипники зубчатых колес (7)-(12), расположенные в отверстиях крышки (3) и кронштейна (4) по разные стороны их зубчатых венцов, стопорные кольца опорных подшипников (13)-(15), ведомый вал (16), корпус (17). Для предотвращения заклинивания механизма параметры дополнительной пары зубчатых колес (5), (6) подобраны так, что сумма межосевого расстояния дополнительной пары зубчатых колес и радиуса окружности вершин зубьев ведомого колеса пары (6) меньше радиуса окружности вершин зубьев колеса с внутренними зубьями (2). Обеспечивается повышение эксплуатационных характеристик. 3 ил.
Редуктор с внутренним зацеплением колес, содержащий корпус, крышку, выполненную за одно целое с кронштейном, содержащим отверстия под опорные подшипники, ведущую шестерню с внешними зубьями, колесо с внутренними зубьями и подшипники колес, расположенные в отверстиях корпуса и кронштейна по разные стороны их зубчатых венцов, отличающийся тем, что выполнен с дополнительной парой зубчатых колес внешнего зацепления, расположенных в колесе с внутренними зубьями, одно из которых является ведущим колесом пары, имеет меньшее число зубьев и жестко связано с колесом с внутренними зубьями, второе является ведомым колесом, имеет большее число зубьев и жестко соединено с ведомым валом, причем сумма межосевого расстояния дополнительной пары зубчатых колес и радиуса окружности вершин зубьев ведомого колеса пары меньше радиуса окружности вершин зубьев колеса с внутренними зубьями.
ПЕРЕДАЧА С ВНУТРЕННИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ КОЛЕС | 2017 |
|
RU2659359C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2051299C1 |
JP 2003194195 A, 09.07.2003. |
Авторы
Даты
2021-02-25—Публикация
2020-07-21—Подача