УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ АППАРАТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА Российский патент 2021 года по МПК B61D43/00 B61L1/02 H02K35/04 

Описание патента на изобретение RU2744794C1

Изобретение относится к устройствам электротехники и может быть использовано в системах управления движением поездов для питания электронных устройств железнодорожной автоматики, располагаемых в частности на грузовых вагонах.

Известно устройство автономного электроснабжения аппаратуры железнодорожного вагона (патент RU 2578701 С1, МПК B61D 43/00, B60L 1/00, H01L 35/00, опубл. 27.03.2016. Бюл. №9), содержащее аккумулятор, генератор электрического тока, устройство преобразования и стабилизации напряжения и тока для заряда аккумулятора, а также устройства для подключения и отключения аккумулятора и питаемой аппаратуры. В качестве генератора тока используется термоэлектрический преобразователь, который прижат при помощи терморегулируемого устройства прижатия одной своей поверхностью через фрикционную прокладку к любой поверхности вращения, связанной с колесной парой вагона. На другой поверхности термоэлектрического преобразователя закреплен радиатор, выходы термоэлектрического преобразователя соединены с входом устройства преобразования и стабилизации напряжения и тока, выход которого подключен к входам аккумулятора и входам питаемой аппаратуры посредством устройства для подключения и отключения аккумулятора и устройства для подключения и отключения питаемой аппаратуры соответственно.

Недостатком этого устройства является конструктивная сложность и невысокая надежность работы из-за зависимости его от климатических условий эксплуатации устройства.

Известны также устройства электропитания, содержащие подвагонный генератор с редукторно-карданным приводом (Доценко Е.Е. Электрическое оборудование и освещение вагонов. - М.: Транспорт, 1964, с. 142. рис. 109, с. 147, рис. 114, с. 150, рис. 118).

Их недостатком является невысокая надежность и конструктивная сложность из-за наличия механических элементов, что приводит к высокой стоимости их эксплуатации.

За наиболее близкое к предлагаемому устройству электропитания выбрано устройство, в котором генератор установлен на одной из букс колесной пары железнодорожного вагона, что позволяет упростить передачу преобразования механической энергии в электрическую (Е.И. Жироухов. Умный вагон: время пришло // Вагоны и вагонное хозяйство. - 2018, №4 (56). С. 31, рис. 5). Несмотря на простоту, это устройство содержит механические, в частности вращающиеся детали, например, подшипники и электрические щетки для токосъема, которые требуют периодической замены, что обусловливает невысокую надежность работы генератора, а, следовательно, и всего устройства электропитания электронной аппаратуры железнодорожного, в частности грузового вагона.

Технической задачей заявленного изобретения является создание устройства электропитания аппаратуры железнодорожного вагона, в конструкции которого отсутствуют вращающиеся механические детали, требующие периодической замены.

Технический результат - увеличение надежности и долговечности работы источника электропитания.

Для решения технической задачи и достижения технического результата в устройстве электропитания аппаратуры железнодорожных вагонов, образованном колесной парой с двумя колесами, механически соединенными между собой осью и проходящими по первому и второму рельсам железнодорожного пути, между шейками которых установлен постоянный магнит, электронной аппаратурой железнодорожного вагона, содержащей накопитель электрической энергии, включенный параллельно выходам выпрямителя и параллельно питающим входам электронных приборов, согласно изобретению, в него введены расположенный с зазором на оси колесной пары немагнитный цилиндр,, на который намотана катушка индуктивности, выводы которой соединены с выводами емкостного накопителя электрической энергии.

Сущность изобретения поясняется чертежом.

На чертеже приведена схема устройства электропитания аппаратуры железнодорожного вагона.

Устройство электропитания содержит колесную пару, состоящую из двух колес 1 и 2, соединенных между собой осью 3. Колеса 1 и 2 колесной пары находятся на рельсах 4 и 5 соответственно. Между шейками рельсов 4 и 5 установлен постоянный магнит 6 с показанным направлением магнитного потока N и S. На оси 3 колесной пары расположен немагнитный цилиндр 7 с зазором 8. На немагнитный цилиндр 7 намотана катушка индуктивности 9, выводы которой подключены к входам выпрямителя 10, входящего в состав электронной аппаратуры 11 грузового вагона, а выходы выпрямителя 10 подключены через накопитель электрической энергии 12 к питающему входу электронных приборов 13 грузового вагона. На фиг. пунктиром 14 показано направление магнитного потока, который благодаря постоянному магниту 6 будет существовать при наличии колес 1 и 2 колесной пары на рельсах 4 и 5.

Устройство электропитания аппаратуры железнодорожных вагонов работает следующим образом.

Если при движении состава по участку железнодорожного пути над постоянным магнитом 6 колесная пара будет отсутствовать, то величина магнитного потока 14 будет мала, так как магнитное сопротивление магнитной цепи будет велико.

При появлении над постоянным магнитом 6 колесной пары магнитное сопротивление указанной магнитной цепи уменьшится, что обусловит появление производной магнитного потока в магнитной цепи ΔФ/dt, а это в силу действия закона электромагнитной индукции вызовет наличие напряжения и тока в катушке индуктивности 9. После выпрямления тока выпрямителем 10 напряжение поступает на накопитель электрической энергии 12 и далее передается на электропитающие входы электронных приборов 13 грузового вагона.

Таким образом, за счет наличия постоянного магнита 6 и изменения в процессе движения состава по участку железнодорожного пути величины магнитного потока 14 осуществляется появление и передача электрической энергии для питания электронных приборов 13 грузового вагона.

Поскольку в конструкции предлагаемого устройства электропитания отсутствуют какие-либо вращающиеся механические элементы, требующие периодической замены, поэтому повышается надежность и долговечность работы устройства. Достаточное количество получения передаваемой электрической энергии будет зависеть от количества колесных пар в движущемся грузовом составе. При продвижении по рельсам над постоянным магнитом колесных пар, например, длинносоставных грузовых поездов, количество этапов времени появления импульсов выходного напряжения составляет нескольких сотен колесных пар и более. Это дает основание полагать, что этой энергии вполне достаточно для практического функционирования электронных приборов 13.

Практически предлагаемое устройство может найти применение в современных системах управления движением поездов с новыми функциональными возможностями, в частности в известных системах «умных» грузовых вагонов, эксплуатирующихся на участках с длинносоставным движением.

Похожие патенты RU2744794C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ РАССРЕДОТОЧЕННЫХ НЕТЯГОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2021
  • Сисин Валерий Александрович
RU2762044C1
ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ 2018
  • Сергеев Борис Сергеевич
  • Гундырев Константин Вячеславович
RU2706851C1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ РАССРЕДОТОЧЕННЫХ НЕТЯГОВЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ (ВАРИАНТЫ) 2021
  • Сисин Валерий Александрович
  • Сисина Ольга Андреевна
  • Полушин Максим Владимирович
RU2763039C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПЕРЕГОННЫХ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ 2020
  • Бондаренко Анна Викторовна
  • Сисин Валерий Александрович
  • Сергеев Борис Сергеевич
RU2746771C1
ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПЕРЕГОННЫХ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ 2021
  • Сергеев Борис Сергеевич
  • Сисин Валерий Александрович
RU2758532C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ БУКС КОЛЕСНЫХ ПАР ВАГОНОВ ДВИЖУЩЕГОСЯ ПОЕЗДА 2008
  • Руфицкий Михаил Всеволодович
  • Сучков Михаил Анатольевич
  • Силин Василий Васильевич
  • Давыдов Николай Николаевич
RU2381935C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ БУКС КОЛЕСНЫХ ПАР ВАГОНОВ ДВИЖУЩЕГОСЯ ПОЕЗДА 2008
  • Руфицкий Михаил Всеволодович
  • Давыдов Николай Николаевич
RU2384444C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ 2010
  • Чарский Михаил Михайлович
  • Колосков Сергей Алексеевич
  • Трусов Игорь Юрьевич
RU2457135C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО АВТОНОМНОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АППАРАТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2014
  • Гнитько Ростислав Васильевич
  • Курганский Андрей Андреевич
  • Ляной Вадим Вадимович
  • Тильк Игорь Германович
RU2578701C1
Система распределенного контроля железнодорожного пути для высокоскоростного движения 2017
  • Катцын Дмитрий Владимирович
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Пчелинцев Артем Сергеевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Чудинов Андрей Юрьевич
RU2671796C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 744 794 C1

Реферат патента 2021 года УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ АППАРАТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА

Изобретение относится к устройствам, использующим энергию движения транспортных средств, и может быть использовано в системах управления движением поездов для питания электронных устройств железнодорожной автоматики. Устройство электропитания аппаратуры железнодорожных вагонов образовано колесной парой с двумя колесами, механически соединенными между собой осью и проходящими по первому и второму рельсам железнодорожного пути, и электронной аппаратурой железнодорожного вагона. Электронная аппаратура железнодорожного вагона содержит накопитель электрической энергии, включенный параллельно выходам выпрямителя и параллельно питающим входам электронных приборов. Между шейками рельсов установлен постоянный магнит. На оси колесной пары расположен с зазором немагнитный цилиндр, на который намотана катушка индуктивности, выводы которой подключены к входам выпрямителя, выходы которого подключены через накопитель электрической энергии к питающему входу электронных приборов вагона. Технический результат заключается в увеличении надежности и долговечности работы устройства электропитания. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 744 794 C1

Устройство электропитания аппаратуры железнодорожных вагонов, образованное колесной парой с двумя колесами, механически соединенными между собой осью и проходящими по первому и второму рельсам железнодорожного пути, между шейками которых установлен постоянный магнит, электронной аппаратурой железнодорожного вагона, содержащей накопитель электрической энергии, включенный параллельно выходам выпрямителя и параллельно питающим входам электронных приборов, отличающееся тем, что в него введены расположенный с зазором на оси колесной пары немагнитный цилиндр, на который намотана катушка индуктивности, выводы которой подключены к входам выпрямителя, выходы которого подключены через накопитель электрической энергии к питающему входу электронных приборов вагона.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2744794C1

ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ 2018
  • Сергеев Борис Сергеевич
  • Гундырев Константин Вячеславович
RU2706851C1
СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛООБМЕННИКА 0
  • О. О. Мильман В. М. Марушкин
SU196905A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ И АВТОНОМНЫЙ ИСТОЧНИК ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ АВТОМАТИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2014
  • Зеленский Сергей Валерьевич
  • Зеленский Валерий Александрович
  • Шеповаленко Станислав Валерьевич
RU2575557C1
US 2009032350 A1, 05.02.2009.

RU 2 744 794 C1

Авторы

Сергеев Борис Сергеевич

Сисин Валерий Александрович

Бондаренко Анна Викторовна

Даты

2021-03-15Публикация

2020-06-26Подача