ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2021 года по МПК F04D13/10 F04D29/47 F04D29/06 H02K7/08 F16C33/10 

Описание патента на изобретение RU2748630C1

Настоящее изобретение относится к нефтепогружному оборудованию, в частности, к погружным электродвигателям, служащим для привода центробежных насосов для подъема пластовой жидкости.

Известен погружной электродвигатель, содержащий ротор, состоящий из пакетов, статор и подшипники скольжения, корпуса которых размещены в расточке статора и имеют каналы для циркуляции масла, а втулки подшипника закреплены на валу ротора и вращаются вместе с ним [Патент №1751489 РФ, F16C 17/02, 1992].

Недостатком данного погружного электродвигателя является сложность выполнения каналов на внутренней поверхности корпуса подшипника, поскольку отклонения от заданных размеров могут привести к нарушению создания масляного клина, что приведет к снижению надежности электродвигателя.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является погружной маслозаполненный электродвигатель, содержащий статор с магнитопроводом, ротора, состоящий из пакетов, включающих торцевой подшипник, подшипники скольжения, корпуса которых установлены на внутренней поверхности статора, вал с осевым и радиальными каналами для подвода смазки к подшипникам и шпоночным пазом, втулки подшипников со шпоночными пазами и радиальными отверстиями [Богданов А.А. Погружные электронасосы для добычи нефти. М.: Недра, 1968, стр. 130, стр. 136].

Погружной маслозаполненный электродвигатель, содержащий статор, ротор, состоящий, по крайней мере, из одного пакета ротора, вал со шпоночным пазом и каналами, втулки, расположенные между пакетами ротора, имеющие радиальные отверстия и шпоночный паз.

Недостатком принятого за прототип погружного маслозаполненного электродвигателя является необходимость выполнения осевого и радиальных каналов в валу для подвода смазки к подшипникам скольжения и торцевому подшипнику, которые снижают прочность вала и понижают надежность электродвигателя в целом.

Задачей настоящего изобретения является повышение надежности погружного маслозаполненного электродвигателя за счет повышения прочности и технологичности изготовления вала ротора.

Указанный технический результат достигается тем, что в погружном маслозаполненном электродвигателе, содержащем статор, ротор, состоящий, по крайней мере, из одного пакета ротора, вал со шпоночным пазом и каналами для подвода смазки к подшипникам, втулки подшипников, расположенные на концах пакета ротора, имеющие радиальные отверстия и шпоночный паз, согласно изобретения, канал для подвода смазки к подшипникам расположен на наружной поверхности вала и выполнен в виде, по крайней мере, одного продольного паза, сформированного из дискретных участков, расположенных в области контакта вала с втулками, при этом длина дискретных участков соизмерима с шириной контактирующих с ними втулок, а втулки подшипников снабжены, по крайней мере, одним дополнительным продольным каналом, размещенным на их внутренней поверхности.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен осевой разрез погружного электродвигателя; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - осевой разрез втулки; на фиг. 4 - вид Б фиг. 3.

Погружной маслозаполненный электродвигатель состоит из статора 1, содержащего корпус 2 с запрессованным в него шихтованным магнитопроводом 3, ротора 5, состоящего из вала 6, пакетов ротора 7, разделенных подшипниками скольжения, и торцевого подшипника 9 (фиг. 1). Подшипник скольжения содержит втулку 8, установленную на валу 6 между пакетами ротора 7, и корпус подшипника 4, вмонтированный в корпус 2. На наружной поверхности вала 6 имеется шпоночный паз 10 и дополнительно выполнен продольный канал 11 для циркуляции масла (фиг. 2), который сформирован из дискретных участков, расположенных в области контакта вала 6 с втулками 8. Длина дискретных участков должна быть соизмерима с шириной контактирующей втулки 8.

Вал 6 может иметь более одного продольного канала 11; расположение и геометрические размеры каналов 11 определяются необходимым объемом масла для смазки радиальных подшипников скольжения. На внутренней поверхности втулки 8 расположен шпоночный паз 12, и по крайней мере, один дополнительный продольный канал 14 (фиг. 3, 4). Втулка 8 подшипника снабжена радиальными отверстиями 13, сообщающимися с полостью продольного канала 14 и предназначенными для прохождения масла.

При запуске погружного маслозаполненного электродвигателя приводится во вращение ротор 5. При вращении ротора 5 под действием центробежных сил масло движется по продольному каналу 11 расчетной ширины и глубины на наружной поверхности вала 6, переходит в продольный канал 14 на внутренней поверхности втулки 8, откуда через радиальные отверстия 13 попадает в зазор между втулкой 8 и корпусом подшипника 4. Далее масло попадает в торцевой подшипник 9 и в специальные пазы (не показано) между статором 1 и ротором 5. Такое движение масла обеспечивает образование масляного клина в подшипниках скольжения, благодаря чему повышается надежность электродвигателя. В отличии от прототипа, за счет отсутствия осевых и радиальных отверстий улучшается технологичность изготовления вала и повышается его прочность во время работы, что благоприятно сказывается на длительности эксплуатации электродвигателя.

Таким образом, в заявляемой конструкции улучшается работа подшипников скольжения за счет дополнительных каналов на наружной поверхности вала и на внутренней поверхности втулки, повышается прочность вала и надежность погружного маслонаполненного электродвигателя, снижается стоимость изготовления.

Похожие патенты RU2748630C1

название год авторы номер документа
Электродвигатель погружной установки для добычи пластовой жидкости и способ его изготовления и сборки 2023
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Галимзянов Марат Искандерович
  • Гайнетдинов Рамиль Рафаэлович
  • Ибатуллин Ринат Расихович
  • Козлов Рустем Рауфович
  • Сабиров Альгинат Азгарович
RU2815180C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ 2001
  • Шильман А.Х.
  • Сухорукова Л.А.
  • Зайцева Л.Ф.
RU2192700C1
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Санталов Анатолий Михайлович
  • Хоцянова Ольга Николаевна
RU2672858C1
ПОГРУЖНОЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 2020
  • Лихачева Екатерина Александровна
  • Брюхова Ксения Сергеевна
  • Мусинский Артем Николаевич
  • Островский Виктор Георгиевич
  • Пошвин Евгений Вячеславович
  • Перельман Максим Олегович
RU2748295C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ СЕКЦИОННЫЙ 2002
  • Шильман А.Х.
  • Сухорукова Л.А.
  • Зайцева Л.Ф.
  • Каминский С.Б.
  • Трофимов С.Ю.
RU2219372C1
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Данченко Ю.В.
  • Бестолков О.И.
  • Иванов О.Е.
  • Костицын С.В.
  • Кулаков С.В.
  • Куприн П.Б.
  • Мельников М.Ю.
  • Михеев А.С.
  • Перельман О.М.
  • Перельман М.О.
  • Пошвин Е.В.
  • Рабинович А.И.
  • Рабинович С.А.
RU2246164C1
ВЕНТИЛЬНЫЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2020
  • Исмагилов Тимур Маратович
  • Бадретдинов Юрий Альбертович
  • Виденеев Антон Валерьевич
  • Фархутдинов Андрей Ирикович
  • Халитова Айсылу Адиповна
RU2733806C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ ДЛЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ 2004
  • Акназаров Мухамадей Мидхатович
  • Лейфрид Александр Викторович
  • Прокаев Александр Сергеевич
  • Ревера Николай Григорьевич
RU2267854C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ ВЕТОХИНА ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ СКВАЖИН (АМВ НГС) 2010
  • Ветохин Виктор Иванович
  • Лященко Алексей Вадимович
  • Алексеев Олег Борисович
  • Созанский Александр Николаевич
  • Бабенко Юрий Викторович
RU2449452C2
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ 2011
  • Пимуллин Геннадий Иркабаевич
  • Пимуллина Рамиля Ахатовна
  • Пимуллин Денис Геннадьевич
  • Пимуллин Даниэль Геннадьевич
RU2487273C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 748 630 C1

Реферат патента 2021 года ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к нефтепогружному оборудованию, в частности к погружным маслозаполненным электродвигателям привода центробежных насосов, служащих для подъема пластовой жидкости. Электродвигатель содержит статор, ротор, состоящий по крайней мере из одного пакета ротора, вал со шпоночным пазом и каналами для подвода смазки к подшипникам. Втулки подшипников расположены на концах пакета ротора и имеют радиальные отверстия и шпоночный паз. Канал для подвода смазки к подшипникам расположен на наружной поверхности вала. Канал выполнен в виде по крайней мере одного дополнительного продольного паза, состоящего из дискретных участков, сформированных в области контакта вала с втулками подшипников. Длина дискретных участков соизмерима с шириной контактирующих с ними втулок. На внутренней поверхности втулок подшипников имеется по крайней мере один дополнительный продольный канал. Изобретение направлено на улучшение работы подшипников скольжения за счет дополнительных каналов на наружной поверхности вала и на внутренней поверхности втулки, повышение прочности и технологичности изготовления вала и надежности эксплуатации электродвигателя. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 748 630 C1

Погружной маслозаполненный электродвигатель, содержащий статор, ротор, состоящий по крайней мере из одного пакета ротора, вал со шпоночным пазом и каналами для подвода смазки к подшипникам, втулки подшипников, расположенные на концах пакета ротора, имеющие радиальные отверстия и шпоночный паз, отличающийся тем, что канал для подвода смазки к подшипникам расположен на наружной поверхности вала и выполнен в виде по крайней мере одного дополнительного продольного паза, сформированного из дискретных участков, расположенных в области контакта вала с втулками, при этом длина дискретных участков соизмерима с шириной контактирующих с ними втулок, а втулки подшипников снабжены по крайней мере одним дополнительным продольным каналом, размещенным на их внутренней поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2748630C1

БОГДАНОВ А.А
Погружные электронасосы для добычи нефти
Москв
Недра, 1968, с
Реверсивный дисковый культиватор для тросовой тяги 1923
  • Куниц С.С.
SU130A1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ 0
SU196512A1
УЗЕЛ ПОДШИПНИКА РОТОРА 2009
  • Ватсон Артур
RU2524593C2
Станок для изготовления бетонных и т.п. труб с арматурой 1931
  • Неронов К.В.
SU26611A1
Подшипник скольжения для погружного электродвигателя 1989
  • Курилов Геннадий Васильевич
  • Гребень Андрей Маркович
  • Толмачева Татьяна Ивановна
  • Смышляев Валерий Ардальонович
  • Дроздов Юрий Николаевич
SU1751489A1
US 9356487 B2, 31.05.2016
US 20100166578 A1, 01.07.2010.

RU 2 748 630 C1

Авторы

Виноградов Юрий Олегович

Юрченкова Татьяна Анатольевна

Захаров Алексей Юрьевич

Пошвин Евгений Вячеславович

Перельман Максим Олегович

Даты

2021-05-28Публикация

2020-09-22Подача