Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных агрегатах, содержащих цепные передачи.
Наиболее близким к предлагаемому устройству является натяжное устройство цепной передачи содержащее корпус, установленный в нем механизм перемещения, закрепленный на нем установочный элемент с валом, на котором расположена звездочка. Посадочная поверхность звездочки выполнена цилиндрической, а вокруг вала соосно с ним между его поверхностью и цилиндрической посадочной поверхностью звездочки размещены усеченные полые цилиндры, при этом усеченные полые цилиндры по отношению к валу установочного элемента и к цилиндрической посадочной поверхности звездочки установлены с возможностью их взаимного вращательного перемещения относительно друг друга с образованием шарнирного соединения (Пат. 2695933 F16H 7/12, опубл. 29.07.2019 Бюл. № 22).
Недостатком данного устройства является низкое обеспечение демпфирования колебания цепи, довольно быстрое оскудение смазки в зоне трущихся поверхностей.
Технической задачей изобретения является снижение динамических нагрузок, повышении надежности и долговечности натяжного устройства.
Техническая задача изобретения достигается тем, что в натяжном устройстве цепной передачи, содержащем корпус, установленный в нем механизм перемещения, закрепленный на нем установочный элемент с валом, на котором расположена звездочка, посадочная поверхность звездочки выполнена цилиндрической, а вокруг вала соосно с ним между его поверхностью и цилиндрической посадочной поверхностью звездочки размещены усеченные полые цилиндры, при этом усеченные полые цилиндры по отношению к валу установочного элемента и к цилиндрической посадочной поверхности звездочки установлены с возможностью их взаимного вращательного перемещения относительно друг друга с образованием шарнирного соединения новым является то, что боковая поверхность усеченных полых цилиндров, установленных на валу, выполнена перфорированной сквозными цилиндрическими отверстиями.
Технический результат изобретения заключается в снижении динамических нагрузок, повышении надежности и долговечности натяжного устройства.
На фиг. 1 изображено предлагаемое натяжное устройство; на фиг. 2 – аксонометрическое изображение усеченного полого цилиндра, боковая поверхность которого перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями.
Предлагаемое устройство (фиг. 1) состоит из корпуса 1, установленного в нем механизма перемещения 2, закрепленный в последнем установочный элемент 3 с валом 4, установленной на него звездочкой 5, посадочная поверхность которой выполнена цилиндрической, а между ней и валом установочного элемента находятся усеченные полые цилиндры 6 (фиг. 2), боковая поверхность которых перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями, соосно сопряженные с валом установочного элемента. При этом усеченные полые цилиндры 6 по отношению к валу 4 установочного элемента 3 и к цилиндрической посадочной поверхности звездочки 5 установлены с возможностью их взаимного вращательного перемещения относительно друг друга с образованием шарнирного соединения.
Осевое перемещение усеченных полых цилиндров 6, боковая поверхность которых перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями, и звездочки предотвращают кольца 7, контактирующие с установочным элементом 3 и корпусом 1.
Устройство работает следующим образом. При движении цепи (не показана) контактирующая с ней звездочка 5 посаженная на вал 4 установочного элемента 3 механизма перемещения 2 расположенного в корпусе 1 самоустанавливается в плоскости движения цепи вследствие контакта цилиндрической посадочной поверхности звездочки 5 и наружной боковой поверхности усеченных полых цилиндров 6 перфорированных сквозными цилиндрическими отверстиями, соосно сопряженных с валом 4 установочного элемента 3, торцов звездочки 5 с кольцами 7 установочного элемента 3, корпусом 1. При этом происходит снижение динамических нагрузок, действующих на звездочку: во-первых, за счет создания демпфирующего масляного слоя между посадочной поверхностью звездочки 5 и наружной поверхностью усеченных полых цилиндров 6 перфорированных сквозными цилиндрическими отверстиями (так как они образуют шарнир); во-вторых, за счет демпфирующей способности масляного слоя между внутренними поверхностями усеченных полых цилиндров 6, боковая поверхность которых перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями и валом 4 (так как они также образуют шарнир).
Создание слоя смазки в обоих случаях затруднено без усеченных полых цилиндров 6, боковая поверхность которых перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями. Наличие перфорации в виде сквозных цилиндрических отверстий на боковой поверхности усеченных цилиндров 6 позволяет в зависимости от нагрузок, действующих на звездочку 5, удерживать масло на большей площади между рабочими поверхностями звездочки 5, вала 4, усеченных полых цилиндров 6, создавая устойчивые демпфирующие слои, позволяющие снижать динамические нагрузки, а, следовательно, повысить надежность и долговечность натяжного устройства.
Использование усеченных полых цилиндров 6, боковая поверхность которых перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями позволит более равномерно распределить масло, а также будет способствовать удержанию значительно большего количества масла на посадочных поверхностях звездочки 5 и вала 4, способствовать созданию качественного масляного слоя между внутренней и внешней поверхностью усеченных полых цилиндров 6, боковая поверхность которых перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями, валом 4 и посадочной поверхностью звездочки 5. Все эти факторы повышают демпфирующие способности предлагаемого устройства, надежность и долговечность натяжного устройства.
В зависимости от интенсивности колебаний можно увеличивать (уменьшать) наружную (внутреннюю) боковую поверхность усеченных полых цилиндров, перфорированных сквозными цилиндрическими отверстиями, имея их набор.
Использование предлагаемого устройства позволит:
- значительно снизить динамические нагрузки за счет демпфирующей способности слоя смазки между цилиндрической поверхностью в ступице и наружной боковой поверхностью усеченных полых цилиндров, перфорированных сквозными цилиндрическими отверстиями, а также между внутренней поверхностью усеченных полых цилиндров, перфорированных сквозными цилиндрическими отверстиями и валом установочного элемента.
- регулировать демпфирующие способности масляного слоя за счет изменения площади боковых поверхностей усеченных полых цилиндров, перфорированных сквозными цилиндрическими отверстиями, имея их набор.
- увеличить сохранность (удержание) значительно большего количества масла за счет использования усеченных полых цилиндров, боковая поверхность которых перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями, устанавливаемых между валом и цилиндрической поверхностью звездочки, благодаря чему образуются стабильные и долговременные масляные демпфирующие слои между внутренним диаметром усеченных полых цилиндров, боковая поверхность которых перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями и валом, между внешними диаметрами усеченных полых цилиндров, боковая поверхность которых перфорирована сквозными цилиндрическими отверстиями и цилиндрической посадочной поверхностью звездочки, что существенно повышает надежность и долговечность натяжного устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Натяжное устройство цепной передачи | 2021 |
|
RU2759032C1 |
Натяжное устройство цепной передачи | 2018 |
|
RU2695933C1 |
Натяжное устройство цепной передачи | 2022 |
|
RU2787555C1 |
Натяжное устройство цепной передачи | 2023 |
|
RU2806462C1 |
ЦЕПНАЯ ПИЛА С ПОВОРОТНЫМ ШИНОДЕРЖАТЕЛЕМ | 2013 |
|
RU2541627C1 |
ЦЕПНОЙ ПРИВОД ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2145385C1 |
ПОРТАТИВНАЯ ЛЕБЕДКА | 1999 |
|
RU2158710C1 |
БУНКЕРНОЕ УСТРОЙСТВО | 2008 |
|
RU2355619C1 |
Натяжное устройство цепной передачи | 1980 |
|
SU998787A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОРТИРОВКИ МУСОРА | 2004 |
|
RU2306985C2 |
Изобретение относится к машиностроению. Натяжное устройство цепной передачи содержит корпус, установленный в нем механизм перемещения, закрепленный на нем установочный элемент с валом, на котором расположена звездочка, посадочная поверхность звездочки выполнена цилиндрической, а вокруг вала соосно с ним между его поверхностью и цилиндрической посадочной поверхностью звездочки размещены усеченные полые цилиндры, при этом усеченные полые цилиндры по отношению к валу установочного элемента и к цилиндрической посадочной поверхности звездочки установлены с возможностью их взаимного вращательного перемещения относительно друг друга с образованием шарнирного соединения. Боковая поверхность усеченных полых цилиндров, установленных на валу, выполнена перфорированной сквозными цилиндрическими отверстиями. Обеспечивается значительное снижение динамических нагрузок при работе устройства, повышение надежности и долговечности. 2 ил.
Натяжное устройство цепной передачи, содержащее корпус, установленный в нем механизм перемещения, закрепленный на нем установочный элемент с валом, на котором расположена звездочка, посадочная поверхность звездочки выполнена цилиндрической, а вокруг вала соосно с ним между его поверхностью и цилиндрической посадочной поверхностью звездочки размещены усеченные полые цилиндры, при этом усеченные полые цилиндры по отношению к валу установочного элемента и к цилиндрической посадочной поверхности звездочки установлены с возможностью их взаимного вращательного перемещения относительно друг друга с образованием шарнирного соединения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что боковая поверхность усеченных полых цилиндров, установленных на валу, выполнена перфорированной сквозными цилиндрическими отверстиями.
Натяжное устройство цепной передачи | 2018 |
|
RU2695933C1 |
DE 102006044178 A1, 27.03.2008 | |||
Натяжное устройство цепной передачи | 1980 |
|
SU998787A1 |
Авторы
Даты
2021-06-22—Публикация
2020-11-05—Подача