Способ оптимизации процесса факельного сжигания топлива Российский патент 2021 года по МПК F23C99/00 F23N1/02 

Описание патента на изобретение RU2752216C1

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к оптимизации процесса горения топлива.

Известен способ автоматического управления и контроля котлоагрегата, включающий измерения расходов топлива и воздуха, содержания окиси углерода и кислорода, давления топлива и воздуха, разрежения в газовом тракте и формирование сигнала для управления вентилятором и дымососом, с помощью которых поддерживают постоянное содержание окиси углерода в продуктах сгорания в количестве 0,1-0,2% (см. патент РФ №2300705, МПК9 F23N1/00, опубл. 10.06.2007).

Недостатком способа является наличие дополнительных операций, а именно отбора газа, его охлаждения и анализа на содержание окиси углерода. Анализ осуществляют с помощью прибора - газоанализатора, что существенно усложняет и удорожает способ. Кроме того, все эти операции увеличивают продолжительности, анализа и снижают точность измерения, гак как любая топка работает под разрежением и поэтому в ней обязательно присутствует подсос воздуха, в связи с чем концентрация окиси углерода в продуктах сгорания будет измерена с существенной ошибкой.

Известен способ контроля и управления горением топлива, включающий подачу топлива и воздуха в горелочное устройство, измерение, контроль и регулирование температурных параметров в горящем факеле (см. патент РФ №2357153, МПК9 F23N5/18, опубл. 27.05.2009).

Недостатками способа являются, во-первых, то, что измерение температуры факела осуществляют косвенным путем, т.е. температуру замеряют вокруг факела, что приводит к значительной погрешности измерения. Во-вторых, сравнение отклонения температуры от нормы осуществляют с помощью эталона, а при отклонении от эталона корректируют условия сжигания. Понятно, что при изменении состава, условий сжигания или расхода топлива эталон должен изменяться, следовательно, необходимо его каждый раз корректировать, это существенно усложняет работу системы и в связи с этим поддерживать оптимальные условия сжигания затруднительно.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ оптимизации процесса горения топлива, включающий подачу топлива и воздуха в горелочное устройство, бесконтактное измерение, контроль и регулирование температурных параметров в горящем факеле (см. патент РФ № 2493488, МПК F23N3/04, опубл. 20.09.2012 г.)

Недостатком данного способа является то, что при изменении расхода топлива и воздуха, подаваемого в факел, а также теплотворной способности топлива изменяется длина факела и положение точки максимальной температуры по длине факела. В связи с этим найденная максимальная температура в выбранной первоначально точке факела и соответствующее ей соотношение расходов топливо - воздух оказывается не отвечающей достижению максимально возможной температуре сжигания топлива и соответственно максимально эффективному использованию топлива.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является повышение эффективности использования топлива за счет обеспечения непрерывного во времени его полного сгорания при изменяющихся условиях факельного сжигания, связанных с изменением расходов газа и воздуха, а также теплотворной способности топлива, упрощение регулирования процесса горения топлива и снижение погрешности измерения величины расхода воздуха.

Данный технический результат достигается тем, что в способе оптимизации процесса факельного сжигания топлива, включающем подачу топлива и воздуха в горелочное устройство, бесконтактное измерение температуры в факеле, определение точки с максимальной температурой вдоль его продольной оси, контроль и регулирование температурных параметров в горящем факеле, согласно изобретению, после определения точки с максимальной температурой вдоль продольной оси факела, запоминают это значение температуры, затем изменяют расход воздуха на заранее выбранный дискретный шаг, вновь находят точку вдоль продольной оси факела с максимальной температурой и сравнивают это значение с ранее найденным, а направление изменения расхода воздуха на следующем шаге связывают со знаком приращения температуры в двух последних измерениях, и такой цикл повторяют до тех пор, пока температура при следующем измерении будет выше предыдущей, а найденное соотношение расходов топливо - воздух поддерживают постоянным до изменения расхода топлива или его теплотворной способности.

Данный способ позволит повысить эффективность использования топлива, упростить регулирование процесса горения топлива и снизить погрешность измерения величины расхода воздуха, которое обеспечивает полное сжигание топлива при максимально возможной температуре в найденной точке факела.

Сущность способа поясняется графиками, где на фиг.1 приведена зависимость теоретической температуры горения природного газа от коэффициента избытка воздуха, на фиг.2 - зависимость температуры в ядре факела от расхода воздуха, на фиг.3 - зависимость температуры факела от состава природного газа при изменении расхода воздуха, на фиг. 4 -зависимость максимальной температуры факела от теплотворной способности топлива, на фиг.5 - графики распределения температуры по длине факела предлагаемого способа и прототипа.

Пример осуществления способа

В горелочное устройство подают 0,5 кг/c топлива следующего состава: СН4=60%, С2Н6=4%, C3H8=10%, C4H10=0,5%, C5H12=0,05%, Н2О=10,45%, N2=15%, теплоемкость продуктов сгорания с1 = 1.4707 кДж/(кг*град), теплотворная способность топлива qt1=34927,81 кДж/кг, количество воздуха для полного окисления 1 кг топлива = 12,49 кг с температурой 20°С.

Осуществляют измерение температуры бесконтактным методом вдоль продольной оси факела, например, оптическим радиационным пирометром, находят точку с наибольшей температурой и запоминают ее значение. Затем изменяют количество подаваемого на сжигание воздуха на заранее заданную величину (шаг) и, перемещают фокус пирометра вдоль продольной оси факела до нахождения температуры, превышающей ранее найденную. Если такое значение найдено, вновь изменяют подачу воздуха на туже величину, в противном случае уменьшают величину шага изменения расхода воздуха и меняют направление изменения расхода воздуха на противоположное. Из графика (см. фиг.1) видно, что увеличение расхода воздуха на 10% выше теоретически необходимого понижает температуру горения на 100°С. Это приводит к большому перерасходу топлива. Из графиков (см. фиг .2) следует, что с ростом расхода топлива повышается максимальная температура горения топлива, а максимум температуры соответствует постоянному расходу воздуха 12,49 кг/ч. При более высоком расходе топлива длина факела также возрастает. Из графиков (см. фиг. 3) видно, что при изменении состава топлива максимальная температура достигается при различном расходе воздуха, что также изменит длину факела и положение точки максимальной температуры по его длине.

Такой цикл повторяют до тех пор, пока температура при следующем измерении будет выше предыдущей. Положение оптимума будет смещаться при изменении расхода топлива, его состава или условий сжигания. Поэтому такой цикл повторяют непрерывно в изменяющихся условиях горения, связанных с изменением расхода газа, воздуха или теплотворной способности топлива (см. фиг. 4). Из этого графика следует, что при изменении теплотворной способности топлива температура горения существенно (на 350°С) изменяется, что приводит к изменению длины факела.

На фиг.5 приведены графики распределения температуры по длине факела предлагаемого способа и прототипа, где Т - распределение температуры по длине факела, найденное по предлагаемому способу, Т1 – то же по прототипу, Т2 - распределение температуры до начала поиска (рабочий режим), L - длина факела.

При выше указанных условиях до начала поиска определяли максимум температуры, равный 1380 °С, вдоль оси факела. Он находился на шестом метре (см. фиг. 5). Проведя поиск максимума температуры в соответствии с прототипом, на пятом метре длины факела можно достичь температуры 1430 °С. Проведя поиск с перемещением точки визирования пирометра по заявляемому способу, находим значение температуры, равное 1500°С, которое находится на 4 метре вдоль оси факела. Отсюда следует, что погрешность измерения в сравнении с прототипом составляет 70°С. Это приводит к повышенному расходу топлива на проведение технологического процесса. Следует заметить, что исходные условия проведения поиска для прототипа и предлагаемого способа были идентичны, они начинались при коэффициенте избытка дутья, равного 1,1. Оптимальные условия, найденные по заявляемому способу, выполнены при коэффициенте избытка дутья, равном 1,01, а по прототипу - при коэффициенте избытка дутья, равном 1,045 (см. фиг. 5)

Следует также заметить, что в заявленном способе сжигание производится постоянно при оптимальном расходе воздуха, обеспечивающее полное сжигание топлива. При этом концентрация СО стремится к нулю, именно, при этом расходе воздуха. Реализация заявленного способа приводит к снижению токсичности продуктов сгорания и улучшению экологической обстановки в зоне выбросов, а также снижению расхода топлива в результате его полного сгорания.

Использование предлагаемого способа оптимизации процесса факельного сжигания топлива позволит по сравнению с прототипом существенно повысить эффективность использования топлива, упростить регулирование процесса горения топлива и снизить погрешность измерения величины расхода воздуха, которое обеспечивает полное сжигание топлива при максимально возможной температуре.

Похожие патенты RU2752216C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГОРЕНИЯ ТОПЛИВА 2012
  • Дзантиев Сергей Шамильевич
  • Билаонов Батраз Дударович
  • Рутковский Александр Леонидович
  • Зароченцев Владимир Михайлович
  • Бигулов Артур Васильевич
RU2493488C1
Способ косвенного радиационного нагрева технологического материала 1986
  • Лисиенко Владимир Георгиевич
  • Зайцев Валерий Павлович
  • Фетисов Борис Алексеевич
  • Крюченков Юрий Владимирович
  • Белобородов Геннадий Степанович
SU1357438A1
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ КАПЕЛЬНО-ФАКЕЛЬНОГО СЖИГАНИЯ ВОДОУГОЛЬНОГО ТОПЛИВА В ВИХРЕВОМ ПОТОКЕ 2018
  • Алексеенко Сергей Владимирович
  • Дектерев Александр Анатольевич
  • Кузнецов Виктор Александрович
  • Мальцев Леонид Иванович
  • Кравченко Игорь Вадимович
RU2717868C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ПРОЦЕССА СЖИГАНИЯ ПЫЛЕУГОЛЬНОГО ТОПЛИВА В КАМЕРЕ СГОРАНИЯ 2018
  • Дулин Владимир Михайлович
  • Чикишев Леонид Михайлович
  • Бутаков Евгений Борисович
  • Абдуракипов Сергей Сергеевич
RU2715302C1
СПОСОБ ФАКЕЛЬНОГО СЖИГАНИЯ НИЗКОСОРТНЫХ УГЛЕЙ В КОТЕЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ 2017
  • Бурдуков Анатолий Петрович
  • Попов Виталий Исакович
  • Кузнецов Артём Валерьевич
  • Бутаков Евгений Борисович
  • Яганов Егор Николаевич
RU2658450C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ГОРЕНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА 2013
  • Трулёв Александр Владимирович
  • Коновалов Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2517463C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ БЛОЧНАЯ ГОРЕЛКА ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ВИДЕ ГАЗОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ, ГОРЕЛОЧНАЯ ГОЛОВКА И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ БЛОЧНОЙ ГОРЕЛКИ 2007
  • Карасевич Александр Мирославович
  • Пацков Евгений Алексеевич
  • Фалин Алексей Александрович
  • Сторонский Николай Миронович
  • Дробязко Александр Владимирович
RU2360183C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ЖИДКОГО ИЛИ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА И КАМЕРА СГОРАНИЯ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРА 2005
  • Арюпин Владимир Викторович
  • Рыжанков Михаил Иосифович
  • Потапов Олег Аркадьевич
RU2301376C1
СПОСОБ ФАКЕЛЬНОГО СЖИГАНИЯ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОИОНИЗАЦИОННОГО ВОСПЛАМЕНИТЕЛЯ 2020
  • Кучанов Сергей Николаевич
  • Синельников Денис Сергеевич
  • Кочергин Дмитрий Олегович
RU2731081C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ГАЗООБРАЗНОГО ТОПЛИВА В ПРОТИВОТОЧНЫХ ТРУБЧАТЫХ ВРАЩАЮЩИХСЯ ПЕЧАХ 1992
  • Давидсон А.М.
  • Воронин П.А.
  • Михайлов Б.М.
  • Шлыкова С.В.
  • Чернов В.И.
  • Кузьмин Н.А.
  • Перевозов Г.А.
  • Макаров С.Н.
  • Александров С.В.
RU2034197C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 752 216 C1

Реферат патента 2021 года Способ оптимизации процесса факельного сжигания топлива

Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к способам оптимизации процесса горения топлива. Способ включает подачу топлива и воздуха в горелочное устройство, бесконтактное измерение температуры в факеле, определение точки с максимальной температурой вдоль его продольной оси, контроль и регулирование температурных параметров в горящем факеле. Причем после определения точки с максимальной температурой вдоль продольной оси факела запоминают это значение температуры, затем изменяют расход воздуха на заранее выбранный дискретный шаг, вновь находят точку вдоль продольной оси факела с максимальной температурой и сравнивают это значение с ранее найденным, а направление изменения расхода воздуха на следующем шаге связывают со знаком приращения температуры в двух последних измерениях, и такой цикл повторяют до тех пор, пока температура при следующем измерении будет выше предыдущей, а найденное соотношение расходов топливо/воздух поддерживают постоянным до изменения расхода топлива или его теплотворной способности. Технический результат - повышение эффективности использования топлива, упрощение регулирования процесса горения топлива и снижение погрешности измерения величины расхода воздуха, которое обеспечивает полное сжигание топлива при максимально возможной температуре. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 752 216 C1

Способ оптимизации процесса факельного сжигания топлива, включающий подачу топлива и воздуха в горелочное устройство, бесконтактное измерение температуры в факеле, определение точки с максимальной температурой вдоль его продольной оси, контроль и регулирование температурных параметров в горящем факеле, отличающийся тем, что после определения точки с максимальной температурой вдоль продольной оси факела запоминают это значение температуры, затем изменяют расход воздуха на заранее выбранный дискретный шаг, вновь находят точку вдоль продольной оси факела с максимальной температурой и сравнивают это значение с ранее найденным, а направление изменения расхода воздуха на следующем шаге связывают со знаком приращения температуры в двух последних измерениях, и такой цикл повторяют до тех пор, пока температура при следующем измерении будет выше предыдущей, а найденное соотношение расходов топливо/воздух поддерживают постоянным до изменения расхода топлива или его теплотворной способности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2752216C1

СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГОРЕНИЯ ТОПЛИВА 2012
  • Дзантиев Сергей Шамильевич
  • Билаонов Батраз Дударович
  • Рутковский Александр Леонидович
  • Зароченцев Владимир Михайлович
  • Бигулов Артур Васильевич
RU2493488C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОРЕНИЕМ ТОПЛИВА 2006
  • Лебедев Николай Николаевич
  • Лебедев Николай Николаевич
  • Шульц Леонид Александрович
RU2357153C2
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ КОТЛОАГРЕГАТА 2005
  • Штрамбранд Борис Абрамович
  • Мамзер Александр Феодосьевич
RU2300705C2
Способ оптимизации процесса горения углеводородного топлива в котле 2020
  • Хвостенко Виктор Петрович
  • Антонов Станислав Алексеевич
  • Подосенов Дамир Маркович
  • Алимов Зуфар Зартдинович
RU2737572C1

RU 2 752 216 C1

Авторы

Рутковский Александр Леонидович

Бутов Хайдарбек Алексеевич

Даты

2021-07-23Публикация

2021-02-07Подача