Изобретение относится к области военного дела, а более конкретно к средствам скрытия в оптическом и радиолокационном диапазонах ЭМВ взлетно-посадочных полос (далее - ВПП) из бетона при ведении противником воздушно-космической и наземной разведок.
Известно техническое решение маскировки бетонных покрытий от средств радиолокационной разведки - аналог (Киселев К.Ф., Ясин Е.З. Военная маскировка. Часть III. Маскировка объектов М., изд. ВИА, 1958, стр. 158. Всего 190 стр.), выполненное в виде уголковых отражателей, установленных по сторонам взлетно-посадочных полос. Отражатели хорошо работают при косых углах наблюдения, обеспечивая снижение контрастности бетонных поверхностей на фоне земли. При нормальном же падении электромагнитных волн эффективность защиты с применением уголковых отражателей становится практически нулевой, что существенно ограничивает использование этого технического решения.
Известно техническое устройство маскировки военной техники и военных площадных объектов до 600 м2 водо-воздушными пенами от оптико-электронных и радиолокационных средств разведки и систем наведения оружия индивидуальными пеногенераторами (15Ц42) - прототип (encyclopedia.mil.ru > encyclopedia/dictionary/…), представляющее собой переносные установки для получения пены и работающие от источника сжатого воздуха (например, компрессора).
Недостатками применения такого устройства являются:
- зависимость от наличия пенообразующих компонентов;
- размещение на поверхности бетонной полосы водо-воздушной пены, не предусматривающей использование специальных закрепителей, не дает необходимых результатов в связи с непрочностью такой обработки бетона, особенно при интенсивной эксплуатации ВПП;
- параллельно с распятнением ВПП пеной необходимо обрабатывать (снятием дерна, присыпками и др.) примыкающие к ней участки летного поля, облегчая вписывание последней в общий рисунок фона, что потребует затрат времени и привлечения дополнительных сил и средств;
- невозможность сочетать одновременное скрытие реальной и имитацию ложной ВПП в оптическом и радиолокационном диапазонах ЭМВ за время исчисляемое минутами.
Задачей предлагаемого технического устройства является повышение эксплуатационных характеристик устройства за счет обеспечения одновременного скрытия реальной и имитации ложной ВПП с воспроизведением уровня обратного отражения ЭМВ оптического и радиолокационного диапазонов от имитируемой полосы, соответствующего уровню его отражения от поверхности бетона.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в предложенном изобретении маскировочное устройство взлетно-посадочной полосы, содержащее пеногенераторы оно дополнительно содержит установочные механизмы, каждый состоящий из каркаса, с жестко закрепленными к нему тяговыми и головным реактивными двигателями, при этом сопло на головном установлено под углом 15° к горизонту и закреплен рассекатель конической формы, стабилизирующего устройства, из металлического сплава прямоугольной формы с элеронами, одной стороной закрепленного к покрытию из металлизированной полимерной пленки, а другой к каркасу посредством гибких связей, шасси, с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости, и направляющих, через которые пропущены боковые тросы, установленные поперек грунтовой полосы, покрытия уложены в траншеи, имеющие подпружиненные крышки с механизмами их управления, а пеногенераторы установлены в колодцы и закрыты металлическими люками со сквозными отверстиями.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется следующими изображениями:
- на фиг. 1 показан общий вид ВПП до маскировки;
- на фиг. 2 показан общий вид ВПП после маскировки;
- на фиг. 3 показан установочный механизм в плане;
- на фиг. 4…5 показаны вид и сечение установочного механизма;
- на фиг. 6 - установочный механизм в статическом положении;
- на фиг. 7 - установочный механизм в динамическом положении;
-на фиг. 8…10 показаны вид и сечения, поясняющие конструкцию устройства;
- на фиг. 11 показана общая схема управления маскировочным устройством.
Предложенное маскировочное устройство взлетно-посадочной полосы 1 (фиг. 1…11) представленное пеногенераторами 2, дополнительно содержит установочные механизмы 3, каждый состоящий из каркаса 4, с жестко закрепленными к нему тяговыми 5 и головным 6 реактивными двигателями, при этом сопло на головном установлено под углом 15° к горизонту и закреплен рассекатель 7 конической формы, стабилизирующего устройства 8, из металлического сплава прямоугольной формы с элеронами 9, одной стороной закрепленного к покрытию 10 из металлизированной полимерной пленки, а другой к каркасу посредством гибких связей 11, шасси 12, с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости, и направляющих 13, через которые пропущены боковые тросы 14, установленные поперек грунтовой полосы. В маскировочном устройстве взлетно-посадочной полосы 1, покрытия 10 уложены в траншеи 15, имеющие подпружиненные крышки 16 с механизмами их управления 17, В маскировочном устройстве взлетно-посадочной полосы 1, пеногенераторы 2 установлены в колодцы 18 и закрыты металлическими люками 19 со сквозными отверстиями 20.
Подготовка маскировочного устройства к работе включает:
- устройство в шахматном порядке по краям маскируемой ВПП колодцев;
- установку в колодца заряженных пеногенераторов с последующим закрыванием их металлическими люками со сквозными отверстиями;
- расстановку маскировочных устройств и закрепление боковых тросов в направлении развертывания покрытий, а также подготовку траншей;
- укладку покрытий в траншеи с последующим закрыванием их крышками, при этом один конец каждого покрытия крепится ко дну траншеи, а другой посредством стабилизирующего устройства к установочному механизму;
- подключение к системе синхронного включения крышек, реактивных двигателей и пеногенераторов.
Передающая сторона системы синхронного включения содержит командную линию управления, включающую устройство формирования команд, шифратор и передающую радиостанцию. Приемная сторона системы синхронного включения состоит из блока включения реактивных двигателей (I), блока управления крышками (II) и блока включения пеногенераторов (III), которые замыкаются на приемник кодированного сигнала с дешифратором исполнительных команд (IV) и индикатор (V).
Общая структура системы синхронного включения и принцип работы ее отдельных блоков и устройств общеизвестны (Сухман С.М., Бернов А.В., Шевкопляс Б.В. Синхронизация в телекоммуникационных системах. М., изд. МИЭТ, 2004. Всего 260 стр., Сизых В.В., Шахторин Б.И., Сидоркина Ю.А., Андрианов И.М., Калашников К.С. Синхронизация в радиосвязи и радионавигации, изд. «Горячая Линия - Телеком», 2011. Всего 278 стр.).
Работает маскировочное устройство следующим образом.
Получив сигнал «опасность» оператор, при помощи устройства формирования команд (например, в виде датчика команд) преобразует воздействие, в виде отклонения ручки управления датчиком, в электрический сигнал, который поступает на шифратор. В шифраторе формируются поднесущие колебания, и осуществляется модуляция несущих колебаний сигналами вырабатываемыми устройством формирования команд. Поднесущие колебания имеют различные качественные признаки (разные частоты, временные сдвиги, кодовые группы), благодаря этому на приемной стороне команды могут быть разделены по различным каналам (блокам) дешифратором. В соответствии с выработанной командой открываются крышки траншей, включаются пеногенераторы и реактивные двигатели установочных механизмов. Под действием реактивной тяги двигателей установочные механизмы вытягивают из траншей полотна и растягивают их на грунтовой полосе. При этом боковые тросы обеспечивают точность установки полотен, исключая образование между ними зазоров и максимальную дальность полета установочных механизмов. Кроме того, наличие в конструкции стабилизирующего устройства с элеронами и гибкое его соединение с каркасом обеспечивает прижатие покрытия к грунту и низковысотное его перемещение при движении установочного механизма над грунтовой полосой, а также сохранность полотна, окрашенного с наружной стороны в цвет поверхности бетона с нанесенной на него разметкой имитирующей ВПП, от воздействия огневых струй реактивных двигателей. В предлагаемом устройстве, в качестве реактивных двигателей используются двигатели ДУР-67 из комплекта заряда разминирования УЗ-67 и предназначенные для подачи заряда на минное поле по воздуху (pandia.ru > text/77/503/33334.php). При этом пороховой заряд используемых двигателей точно рассчитан на заданное полетное расстояние. Так, например, при подаче заряда на расстояние 200 м применяются два двигателя, на расстояние 350 м - три двигателя и т.д.
Параллельно установке покрытий на грунтовой полосе, пеногенераторы частично или полностью закрывают пеной бетонную поверхность реальной ВПП, при этом система рулежных дорожек, а также места стоянок остаются на местности аэродрома в таком же расположении, как и до маскировки.
Использование предлагаемого маскировочного устройства взлетно-посадочной полосы, по сравнению с прототипом, позволяет не только скрывать реальную, но и одновременно имитировать ложную ВПП с обеспечением уровня обратного отражения ЭМВ оптического и радиолокационного диапазонов от имитируемой металлизированной полимерной пленкой полосы и прилегаемого к ней аэродромного покрытия соответствующего уровню его отражения от поверхности бетона.
Готовность предложенного технического устройства к реализации характеризуется наличием производственных мощностей по изготовлению используемых металлических деталей и узлов (предприятия промышленности с наличием токарно-фрезерных цехов, ремонтные предприятия автомобильной и тракторной техники, парковое оборудование воинских частей), табельных средств инженерного вооружения, а также металлизированной полимерной пленки, серийно выпускаемой предприятиями промышленности без какой-либо специальной обработки.
Теоретические исследования, проведенные в процессе разработки предложенного технического устройства, подтвердили, что в современных условиях по основным тактико-техническим характеристикам и по критерию оценки «эффективность боевого применения - стоимость» предложенное техническое решение имеет показатели примерно в 2,0…3,0 раза выше по сравнению с известными аналогами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАСКА-ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ДЛЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ С КУЗОВАМИ-ФУРГОНАМИ И КУЗОВАМИ-КОНТЕЙНЕРАМИ | 2022 |
|
RU2793905C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МАСКА | 2022 |
|
RU2798448C1 |
МАСКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2022 |
|
RU2790194C1 |
МАСКА ДЛЯ ТЕХНИКИ С ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2022 |
|
RU2780713C1 |
Самоходный макет военной техники | 2022 |
|
RU2794932C1 |
Индивидуальный комплект многоспектральных технических средств маскировки подвижных военных объектов с адаптивной системой управления физическими параметрами | 2022 |
|
RU2791934C1 |
МАСКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ | 2020 |
|
RU2750242C1 |
РАДИОЛОКАЦИОННО-ТЕПЛОВОЙ ИМИТАТОР ЦЕЛИ | 2021 |
|
RU2765485C1 |
ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ИМИТАТОР ЦЕЛИ | 2021 |
|
RU2782202C1 |
Наблюдательно-огневое бетонное сооружение | 2020 |
|
RU2745859C1 |
Изобретение относится к средствам скрытия в оптическом и радиолокационном диапазонах электромагнитных волн взлетно-посадочных полос из бетона при ведении противником воздушно-космической и наземной разведок. Маскировочное устройство оснащено пеногенераторами и дополнительно содержит установочные механизмы (3), состоящие из каркаса, с жестко закрепленными к нему тяговыми и головным реактивными двигателями. Сопло на головном двигателе установлено под углом 15° к горизонту и закреплен рассекатель конической формы стабилизирующего устройства, из металлического сплава прямоугольной формы с элеронами, одной стороной закрепленного к покрытию (10) из металлизированной полимерной пленки, а другой к каркасу посредством гибких связей. Шасси перемещается в горизонтальной плоскости в направляющих, через которые пропущены боковые тросы, установленные поперек грунтовой полосы. Покрытия (10) уложены в траншеи, имеющие подпружиненные крышки с механизмами их управления. Пеногенераторы установлены в колодцы и закрыты металлическими люками со сквозными отверстиями. Обеспечивается скрытие реальной и одновременно имитации ложной взлетно-посадочной полосы с воспроизведением уровня обратного отражения электромагнитных волн оптического и радиолокационного диапазонов от имитируемой полосы, соответствующего уровню отражения от поверхности бетона. 11 ил.
Маскировочное устройство взлетно-посадочной полосы, представленное пеногенераторами, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит установочные механизмы, каждый состоящий из каркаса, с жестко закрепленными к нему тяговыми и головным реактивными двигателями, при этом сопло на головном двигателе установлено под углом 15° к горизонту и закреплен рассекатель конической формы стабилизирующего устройства, из металлического сплава прямоугольной формы с элеронами, одной стороной закрепленного к покрытию из металлизированной полимерной пленки, а другой к каркасу посредством гибких связей, шасси с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости в направляющих, через которые пропущены боковые тросы, установленные поперек грунтовой полосы, покрытия уложены в траншеи, имеющие подпружиненные крышки с механизмами их управления, а пеногенераторы установлены в колодцы и закрыты металлическими люками со сквозными отверстиями.
СПОСОБ ИМИТАЦИИ НАЗЕМНОГО ОБЪЕКТА ПРИ РАДИОЛОКАЦИОННОМ НАБЛЮДЕНИИ | 2006 |
|
RU2310884C1 |
KR 200286159 Y1, 22.08.2002 | |||
CN 208419742 U, 22.01.2019 | |||
СПОСОБ ИМИТАЦИИ ЛИНЕЙНОГО ОБЪЕКТА | 1999 |
|
RU2176064C2 |
RU 2004123746 A, 10.02.2006 | |||
US 4722108 A, 02.02.1988. |
Авторы
Даты
2021-08-23—Публикация
2020-02-18—Подача