Изобретение относится к области военного дела, а более конкретно к деформирующим маскам, применяемых для искажения внешнего вида скрываемой военной техники с кузовами-фургонами и кузовами-контейнерами в движении, при кратковременных остановках и на месте, в районах расположения войск, от комплекса фотографических, телевизионных, инфракрасных и радиолокационных средств разведки воздушно-космического и наземного базирования.
Известно съемное устройство для маскировки военной техники с корпусами из ферромагнитного материала - аналог (Патент на полезную модель RU 78921), содержащее опорный элемент, в виде пластины с двумя постоянными магнитами, закрепленный к ней одним торцом деформируемый стержень, в виде трубы из витой профилированной полосы, заполненной кремнийорганическим полимерным соединением, другой торец которой крепится к скрывающему элементу, представленному в виде листа с плоской поверхностью.
Недостатками такого решения являются:
- используемый магнитный держатель позволяет устанавливать устройство только на металлические поверхности из ферромагнитного материала, и не может применяться на военной технике с многоцелевыми автомобильными кузовами-фургонами и кузовами-контейнерами из армированного полистирольного пенопласта или стеклопластика;
- плосколистовая поверхность скрывающего элемента не позволяет получить максимального эффекта в построении деформированной по горизонтали и вертикали архитектуры поверхности скрываемого объекта.
Известно устройство индивидуальной деформирующей маски для подвижного объекта - прототип (Патент на изобретение RU №2217683), который содержит отдельные каркасы, выполненные в виде упругих кронштейнов с узлами жесткого или подвижного крепления к поверхности объекта и оборудованные маскировочными покрытиями.
Недостатками такого устройства являются:
- сложность конструкции каркаса, большое число комплектующих элементов, узлов и механизмов (согласно спецификации - 58 наименований), так, например, узлы крепления упругих кронштейнов выполняются с механизмами их принудительного вращения и перемещения, которые представляют собой поршневые поворотные пневмоприводные механизмы с реечной передачей или шиберные (лопастные) пневмодвигатели, требующие для нормального функционирования соединения с источником сжатого воздуха или с гидросистемой объекта скрытия и как следствие ее высокая материалоемкость и себестоимость;
- наличие большого количества закладных элементов на поверхности скрываемой техники для установки и крепления каркаса маски, обусловленного его конструкцией;
- многоэлементная конструкция для формирования хаотически ориентированной архитектуры деформирующей маски, состоящая из металлических пружин в пластиковой обмотке, замыкающихся на боковые поверхности объекта при помощи подвижных кронштейнов и соединенных с ними мягкими покрытиями, которые в развернутом положении создают несколько горизонтальных (наклонных) и вертикальных элементов криволинейного очертания, или, как вариант, за счет соединения упругих кронштейнов дугообразными пружинами, концы которых расположены на одних кронштейнах, а вершины на других, причем данные соединения пружин и кронштейнов выполнены подвижными, и при этом длина дуги каждой пружины не превышает длину упругого кронштейна;
- необходимость обучения личного состава правилам эксплуатации такой достаточно сложной по конструктивному исполнению маски, что ведет к дополнительным затратам времени на тактико-специальную подготовку экипажей (расчетов) военной техники.
Задачей предлагаемого технического решения является повышение эффективности скрытия военной техники с кузовами-фургонами и кузовами-контейнерами на месте, при кратковременных остановках и в движении, в видимом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах ЭМВ, с использованием радио-теплопоглощающих материалов.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в составе предложенной маски-принадлежности, состоящей из каркаса и маскировочного покрытия, каркас представлен стойками-подпорками телескопической трехзвенной конструкции, из пултрузионного композитного стеклопластика с пружинами установленными в торцах нижних звеньев стоек-подпорок и между средними и верхними звеньями стоек подпорок, и фиксаторами, соединяющими между собой нижние звенья со средними звеньями и средние звенья с верхними звеньями, оголовьями, щарнирно закрепленными к торцам верхних звеньев стоек-подпорок фиксаторами и оборудованными трубками и крючками, для крепления к оголовьям фрагментов растительности и маскировочного покрытия с сетевой основой, а также шарнирными узлами с пальцами, для крепления торцов нижних звеньев стоек-подпорок к поверхности скрываемого объекта посредством опор крепления из жесткого полимерного материала с установочными платформами и ручными вакуумными присосками, причем стойки-подпорки установлены с возможностью поворота под любым заданным углом. При этом в состав маски дополнительно введен защитный маскировочный экран, содержащий быстрораспускаемый шов, и выполненный из двух фрагментов ткани, сшитых между собой по периметру, внутри которого закреплена радио-теплопоглащающая прослойка из упругого пенополиуретана с радиопоглощающей добавкой - эвлон.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется следующими изображениями:
на фиг. 1 показана маска-принадлежность в транспортном положении;
на фиг. 2 показано полуразвернутое положение маски-принадлежности;
на фиг. 3 показано развернутое положение маски-принадлежности в укрытии;
на фиг. 4 показан вариант конструкции защитного маскировочного экрана;
на фиг. 5 показана конструкция стойки-подпорки (сечение);
на фиг. 6 показан шарнирный узел с пальцем для крепления стойки-подпорки к установочной опоре крепления.
Предложенная маска-принадлежность для военной техники с кузовами-фургонами и кузовами-контейнерами 1 (фиг. 1…6), состоит из каркаса 2, маскировочного покрытия 3 и дополнительно введенного в состав маски защитного маскировочного экрана 4. В маске-принадлежности для военной техники с кузовами-фургонами и кузовами-контейнерами 1, каркас 2 представлен стойками-подпорками телескопической трехзвенной конструкции 5, из пултрузионного композитного стеклопластика с пружинами 6, установленными в торцах нижних звеньев стоек-подпорок, между средними и верхними звеньями стоек-подпорок и фиксаторами 7, соединяющими между собой нижние звенья со средними звеньями и средние звенья с верхними звеньями, оголовьями 8, шарнирно закрепленными к торцам верхних звеньев стоек-подпорок фиксаторами и оборудованных трубками 9 и крючками 10, для крепления к оголовьям фрагментов растительности и маскировочного покрытия с сетевой основой, а также шарнирными узлами 11 с пальцами 12, для крепления торцов нижних звеньев стоек-подпорок к поверхности скрываемого объекта посредством опор крепления 13 из жесткого полимерного материала с установочными платформами 14 и ручными вакуумными присосками 15, причем стойки-подпорки установлены с возможностью поворота под любым заданным углом. В маске-принадлежности для военной техники с кузовами-фургонами и кузовами-контейнерами 1, в ее состав дополнительно введен защитный маскировочный экран 4 содержащий быстрораспускаемый шов 16 и выполненный из двух фрагментов ткани 17, сшитых между собой по периметру, внутри которого закреплена радио-теплопоглощающая прослойка 18 из упругого пенополиуретана с радиопоглощающей добавкой - эвлон.
Маска-принадлежность имеет три основных положения: транспортное, полуразвернутое и развернутое.
В транспортном положении маскировочное покрытие свернуто в две скатки и находится в защитном маскировочном экране, на крыше кузова. В этом положении боковые части защитного маскировочного экрана соединены между собой быстрораспускаемым швом. Телескопические трехзвенные стойки-подпорки каркаса сложены в одно звено и закреплены к боковым поверхностям кузова объекта маскировки с помощью универсальных опор крепления, содержащих установочные платформы с ручными вакуумными присосками. (Патент на полезную модель RU №176070). Для фиксации их положения достаточно нажатия рычагов выкачивания из них воздуха. При этом на крыше кузова размещаются как минимум две сложенные стойки-подпорки, для крепления к ним брезентовыми ремнями защитного маскировочного экрана.
Необходимо отметить, что компоновка составных частей маски-принадлежности с размещением на крыше кузова защитного маскировочного экрана с маскировочным покрытием, ослабляет демаскирующие признаки подвижного объекта в радиолокационном и инфракрасном диапазоне ЭМВ.
Полуразвернутое положение маски-принадлежности предназначено для скрытия объекта в движении и на кратковременных остановках. В этом положении защитный маскировочный экран с помощью быстрораспускаемого шва раскрывается, и его края опускаются на боковые и торцевые поверхности кузова объекта, при этом уже в два раза снижая вероятность обнаружения объекта радиолокационными и инфракрасными средствами разведки.
Для скрытия подвижных объектов на месте и в сооружениях котлованного типа маска-принадлежность переводится в развернутое положение. При этом защитный маскировочный экран, как и в случае с полуразвернутым положением маски, раскрывается и укладывается на боковые и торцевые поверхности кузова. Маскировочное покрытие разворачивается. К оголовьям стоек-подпорок посредством трубок крепятся фрагменты естественной (искусственной) растительности, а к крючкам сетевая основа покрытия. Далее подъем покрытия осуществляется экипажем (расчетом), поднятием стоек-подпорок и их фиксацией. Высота подъема регулируется выдвижением средних и верхних звеньев. Углы наклона стоек-подпорок регулируются шарнирными узлами. После окончания вышеперечисленных действий, внешние края маскировочного покрытия крепятся к прилегающему грунту анкерными кольями.
Перевод в транспортное положение производится в обратном порядке.
Проведенные экспериментальные исследования показали, что предложенное техническое решение по сравнению с прототипом позволяет получить следующие преимущества:
- значительно повышается эффективность скрытия подвижного объекта, как в ходе совершения марша, так и на остановках от оптико-электронных, радиолокационных и инфракрасных технических средств разведки противника;
- в видимом диапазоне ЭМВ вероятность обнаружения скрытого объекта снижается в 1,5 раза;
- в радиолокационном и инфракрасном диапазонах ЭМВ вероятность обнаружения скрытого объекта снижается в два раза;
- конструктивное исполнение маски-принадлежности позволяет максимально уменьшить металлоемкость и вес маски-принадлежности, а также снизить себестоимость за счет выбора материала каркаса из пултрузионного композитного стеклопластика и упрощения технологии изготовления;
- использование защитного экрана обеспечивает снижение величины отраженного радиолокационного сигнала от подвижного объекта на 20…25 дБ, а наличие теплопоглощающей прослойки уменьшает тепловой контраст между объектом и фоном до 4…5°С.
Готовность предложенного технического решения к реализации характеризуется:
- наличием производственных мощностей по изготовлению используемых деталей и узлов из полимерных материалов (ОАО «Владимирский химзавод», ООО «РТ - Полиуретаны»);
- наличием производственных мощностей по изготовлению маскировочных покрытий (ООО НЛП «Экопортрет-М»);
- наличием стоек-подпорок из пултрузионного композитного стеклопластика (ООО «Гамма-пласт» и ООО «Руспласт»);
- наличием эвлона («Завод химволокна», г. Санкт-Петербург).
Необходимо отметить, что композитный стеклопластик обладает теплопроводностью дерева, прочностью и долговечностью стали, биологической стойкостью, влагостойкостью и атмосферостойкостью полимера, не имея недостатков, присущих термопластам). Стеклопластиковый профиль, полученный с помощью пултрузии, находит широкое применение в изготовлении окон, витражей и ограждающих конструкций, облицовки и арматуры электротехнического профиля, стеклопластиковой арматуры для бетона, несущих (силовых) конструкций. Стеклопластиковые трубы конкурентоспособны со стальными, чугунными, полиэтиленовыми и ПВХ-трубами и имеют значительные преимущества:
- высокая удельная прочность;
- высокая коррозионная стойкость, надежность и долговечность (50-80 лет);
- отсутствие «зарастания» внутренней поверхности;
- отсутствие разрушения при замерзании в них воды;
- минимальные затраты на монтаж и обслуживание, высокая ремонтопригодность.
Теоретические исследования, проведенные в процессе разработки предложенного изобретения, подтвердили, что в современных условиях по основным тактико-техническим характеристикам и по критерию оценки «эффективность боевого применения - стоимость» предложенное техническое решение имеет показатели примерно в 2…3 раза выше по сравнению с известными аналогами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ МАСКИРОВКИ НАДВОДНОГО ОБЪЕКТА У СТАЦИОНАРНОГО ПРИЧАЛА | 2023 |
|
RU2815194C1 |
КОМПЛЕКТ ПОДЪЕМНО-ПОДВИЖНОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ МАСКИ | 2019 |
|
RU2724910C1 |
МАСКИРОВОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ | 2001 |
|
RU2215973C2 |
СКЛАДНОЕ УКРЫТИЕ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2251066C2 |
МАСКА ДЛЯ ТЕХНИКИ С ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2022 |
|
RU2780713C1 |
МНОГОЦЕЛЕВАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНО-ОГНЕВАЯ ВЫШКА | 2018 |
|
RU2681131C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МАСКА | 2022 |
|
RU2798448C1 |
ЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН | 2023 |
|
RU2815456C1 |
МАСКИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ | 2020 |
|
RU2753825C2 |
ИСКУССТВЕННАЯ МАСКА-ЭКРАН (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2257528C2 |
Изобретение относится к области военного дела, к деформирующим маскам, применяемым для искажения внешнего вида скрываемой военной техники Маска-принадлежность для военной техники с кузовами-фургонами и кузовами-контейнерами (1) состоит из каркаса (2) и маскировочного покрытия. Каркас представлен стойками-подпорками телескопической трехзвенной конструкции из пултрузионного композитного стеклопластика с пружинами, установленными в торцах нижних звеньев стоек-подпорок и между средними и верхними звеньями стоек-подпорок, и фиксаторами, соединяющими между собой нижние звенья со средними звеньями и средние звенья с верхними звеньями, оголовьями, шарнирно закрепленными к торцам верхних звеньев стоек-подпорок фиксаторами и оборудованными трубками и крючками для крепления к оголовьям фрагментов растительности и маскировочного покрытия с сетевой основой, а также шарнирными узлами (11) с пальцами для крепления торцов нижних звеньев стоек-подпорок к поверхности скрываемого объекта посредством опор крепления из жесткого полимерного материала с установочными платформами и ручными вакуумными присосками. Стойки-подпорки установлены с возможностью поворота под любым заданным углом. В состав маски дополнительно введен защитный маскировочный экран (4), содержащий быстрораспускаемый шов и выполненный из двух фрагментов ткани, сшитых между собой по периметру, внутри которого закреплена радиотеплопоглощающая прослойка из упругого пенополиуретана с радиопоглощающей добавкой - эвлон. Обеспечивается повышение эффективности скрытия военной техники с кузовами-фургонами и кузовами-контейнерами на месте, при кратковременных остановках и в движении, в видимом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах ЭМВ с использованием радиотеплопоглощающих материалов. 6 ил.
Маска-принадлежность для военной техники с кузовами-фургонами и кузовами-контейнерами, состоящая из каркаса и маскировочного покрытия, отличающаяся тем, что каркас представлен стойками-подпорками телескопической трехзвенной конструкции из пултрузионного композитного стеклопластика с пружинами, установленными в торцах нижних звеньев стоек-подпорок и между средними и верхними звеньями стоек подпорок, и фиксаторами, соединяющими между собой нижние звенья со средними звеньями и средние звенья с верхними звеньями, оголовьями, шарнирно закрепленными к торцам верхних звеньев стоек-подпорок фиксаторами и оборудованными трубками и крючками для крепления к оголовьям фрагментов растительности и маскировочного покрытия с сетевой основой, а также шарнирными узлами с пальцами для крепления торцов нижних звеньев стоек-подпорок к поверхности скрываемого объекта посредством опор крепления из жесткого полимерного материала с установочными платформами и ручными вакуумными присосками, причем стойки-подпорки установлены с возможностью поворота под любым заданным углом, при этом в состав маски дополнительно введен защитный маскировочный экран, содержащий быстрораспускаемый шов и выполненный из двух фрагментов ткани, сшитых между собой по периметру, внутри которого закреплена радиотеплопоглащающая прослойка из упругого пенополиуретана с радиопоглощающей добавкой - эвлон.
DE 3337115 A1, 11.02.1988 | |||
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ЧАСТОТНОЕ РЕЛЕ | 0 |
|
SU206354A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ АМОРТИЗАТОР ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 0 |
|
SU191365A1 |
УСТРОЙСТВО для | 0 |
|
SU180759A1 |
0 |
|
SU176070A1 |
Авторы
Даты
2023-04-07—Публикация
2022-06-28—Подача