Изобретение относится к области военной техники, в частности к оборудованию для заряжания пусковой установки одновременно несколькими снарядами, и может быть использовано для заряжания пусковой установки залпового огня.
Прототипом является установка для заряжания и запуска ракет, содержащая самоходное шасси, средство для погрузки ракет и механизмы для запуска ракет [Васильев Н.Я. и др., Зенитные ракетные комплексы «Попурри», Минск, 2002].
Недостатком прототипа является относительно большое время заряжания пусковой установки, а также необходимость наличия на пусковой установке крана со стрелой, что усложняет ее конструкцию.
Задачей изобретения является упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных характеристик.
Задача решается тем, что в способе заряжания пусковой установки залпового огня, включающем подъем снаряда, перевод его в положение, когда его продольная ось совпадает с его осью в пусковой установке, перемещение снаряда в последнюю вдоль оси с последующим досыланием, осуществляют подъем снаряда на направляющих, переводят его в положение совпадения осей путем фиксирования последних на опорах пусковой установки и перемещают посредством приближения задней направляющей к передней, положение которой относительно установки оставляют неизменным, при этом снаряд предварительно размещают на направляющих, а опоры - на пусковой установке.
Часть задней направляющей выполняют в виде толкателей. Направляющие выполняют в виде части шарнирно соединенных звеньев шестиугольника. Приближение задней направляющей к передней осуществляют путем изменения конфигурации шестиугольника. Изменение конфигурации осуществляют путем перемещения по дуге окружности опор пусковой установки. Досылание производят при передвижении задней направляющей путем соответствующего перемещения толкателя посредством его взаимодействия с упором, в виде которого выполняют часть пусковой установки. Опоры используют на пусковой установке в качестве противовеса. На пусковой установке опоры используют для транспортирования дополнительного груза.
Указанные отличительные признаки позволяют достичь следующих преимуществ по сравнению с прототипом.
Подъем снаряда на направляющих и перевод его в положение совпадения осей путем фиксирования последних на опорах пусковой установки позволяет освободить кран (который целесообразно устанавливать на транспортной машине, подвозящей снаряды) и использовать его для загрузки снарядами другой пусковой установки. Это в целом сокращает время заряжания нескольких пусковых установок. Кроме того, отпадает необходимость иметь кран непосредственно на пусковой установке, что упрощает ее конструкцию.
Перемещение снаряда посредством приближения задней направляющей к передней, положение которой относительно установки оставляют неизменным, способствует увеличению числа функций, выполняемых посредством направляющих, а именно, перевозить снаряды в транспортной машине, поднимать их и загружать (заряжать) в пусковую установку. Все это упрощает конструкцию пуско-заряжающего комплекса и повышает его эксплуатационные характеристики.
Выполнение части задней направляющей в виде толкателей увеличивает функциональные возможности последней, поскольку помимо функции удержания и направления снаряда она еще перемещает снаряд вдоль его оси в пусковую установку. Это упрощает конструкцию пуско-заряжающего комплекса 'и повышает его эксплуатационные характеристики.
Выполнение направляющих в виде части шарнирно соединенных звеньев шестиугольника упрощает механизм загрузки снарядов в пусковую установку, а также позволяет более компактно перевозить их без снарядов в сложенном состоянии. Все это повышает эксплуатационные характеристики пуско-заряжающего комплекса.
Приближение задней направляющей к передней путем изменения конфигурации шестиугольника упрощает механизм загрузки снарядов в пусковую установку и повышает эксплуатационные характеристики.
Изменение конфигурации путем перемещения по дуге окружности опор пусковой установки способствует упрощению механизма загрузки снарядов в пусковую установку, что также повышает эксплуатационные характеристики.
Проведение досылания снаряда при передвижении задней направляющей путем соответствующего перемещения толкателя посредством его взаимодействия с упором, в виде которого выполняют часть пусковой установки, позволяет автоматизировать этот процесс, что сокращает время заряжания и повышает эксплуатационные характеристики.
Использование опор на пусковой установке в качестве противовеса уменьшает усилие, требуемое для перемещения пусковой части в вертикальной плоскости. Это, в свою очередь, уменьшает время подъема на нужный угол и улучшает эксплуатационные характеристики.
Использование на пусковой установке опоры для транспортирования дополнительного груза расширяет функциональные ее возможности и повышает эксплуатационные характеристики.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображена пусковая установка в момент подачи на нее снарядов. На фиг. 2 изображен вид А пусковой установки в момент подачи на нее снарядов. На фиг. 3 изображена пусковая установка в момент фиксирования на ее опорах направляющих со снарядами. На фиг. 4 изображена пусковая установка в момент окончания заряжания. На фиг. 5 изображена пусковая установка с дополнительным грузом на опорах. На фиг. 6 изображена схема перемещения направляющих и снарядов при повороте опоры по дуге окружности на угол aob. На фиг. 7 изображена схема перемещения направляющих и снарядов при повороте опоры по дуге окружности на угол аос. На фиг. 8 изображена схема перемещения направляющих и снарядов при повороте опоры по дуге окружности на угол aod. На фиг. 9 изображена схема перемещения направляющих и снарядов при повороте опоры по дуге окружности на угол аое. На фиг. 10 изображена схема перемещения направляющих и снарядов при повороте опоры по дуге окружности на угол aof. На фиг. 11 изображена схема перемещения направляющих и снарядов при повороте опоры по дуге окружности на угол aoh.
Устройство для погрузки снарядов в пусковую установку содержит установленную на раме 1 самоходного шасси пусковую установку 2 с трубами 3 для размещения в них снарядов (ракет) 4 и подвесом 5, на котором с возможностью вращения вокруг оси 6 остановлены лапы 7 с имеющими возможность продольного перемещения в них и скрепленными с опорами 8 стойками 9, один конец которых имеет возможность скольжения в шарнире 10 ломаного рычага 11, концы которого соответственно шарнирно соединены с концами направляющих 12, 13, имеющих возможность контакта с тросами 14 подъемного устройства и со снарядами, задняя часть которых взаимодействует с толкателями 15, которые могут быть выполнены подвижными относительно несущей их направляющей, при этом около концов труб могут быть установлены упоры 16, имеющие возможность взаимодействия с концами толкателей, а на опорах с лапами могут перевозиться дополнительные грузы, например маскировочная сеть 17 или ящики со снарядами.
Способ реализуют следующим образом.
Перед началом заряжания поворачивают лапы 7 вокруг осей 6 в положение, при котором расстояние между осями стоек 9 будет равно расстоянию между шарнирами 10 ломаных рычагов 11 (фиг. 1, 2). Перемещают стойки 9 на высоту, требуемую для заряжания соответствующего ряда, например нижнего. Желательно, чтобы на транспортной машине, подвозящей снаряды, был установлен кран (манипулятор), а снаряды находились на направляющих 12, 13, концы которых соединены с концами ломаных рычагов 11, угол между плечами которых близок к 180°.
Поднимают краном направляющие со снарядами 4, перемещают их к пусковой установке 2 и опускают на опоры 8, при этом конец стойки 9 входит в отверстие шарнира 10, обеспечивая фиксацию ломаных рычагов с направляющими (шестиугольника) на опорах 8 (фиг. 3). После этого тросы 14 отцепляются от направляющих, и кран может быть использован для загрузки другой пусковой установки.
Далее синхронно поворачивают лапы 7 вокруг осей 6, например с помощью привода (не показан), в противоположные стороны (наружу), при этом угол между плечами ломаных рычагов начинает уменьшаться, а направляющие 12, 13 - сближаться. Однако поскольку стойки 9 (опоры 8) движутся по дугам окружностей в сторону пусковой установки, увлекая за собой шестиугольник, то положение передней направляющей 13 остается неизменным по отношению к пусковой установке, если ось 6 вращения лап будет совпадать с осью шарнира конца ломаного рычага 11 (фиг. 6-11). После последовательного прохождения углов aob, аос, aod, aoe, aof направляющие смыкаются, а снаряды (для наглядности на схемах показаны только крайние снаряды) оказываются почти полностью вдвинутыми в трубы 3 пусковой установки.
После этого производят досылание снарядов или вручную, или автоматически с помощью толкателей 15. Для этого продолжают поворачивать лапы 7 на угол foh. Заметим, что при движении по дуге окружности вблизи тоски ƒ расстояние между осями стоек 9 практически не изменяется и равно сумме: двух радиусов указанной окружности и расстояния между осями 6. Поскольку направляющие сомкнуты, то они вместе движутся к пусковой установке, компенсируя за счет зазоров в шарнирах незначительные изменения расстояния между осями стоек 9 (фиг. 11). При этом нижний конец толкателя у каждого снаряда, взаимодействуя с упором 16, поворачивается в сторону пусковой установки и досылает снаряд в трубу 3 (фиг. 4).
Затем направляющие вместе с ломаными рычагами снимаются с концов стоек 9 и могут перемещаться транспортной машиной в таком сложенном состоянии в зону погрузки снарядов в нее. Стойки 9 поднимают на фиксированную высоту, необходимую для заряжания следующего ряда пусковой установки, и процесс заряжания повторяется. При этом упоры 16 также переставляются на следующий ряд. Вместо нескольких упоров можно применить одну поперечину, выполняющую функцию этих упоров.
Если дальше продолжать вращение стоек 9 по дуге окружности, то они с лапами 7 займут походное положение вдоль борта. При необходимости на лапах и стойках (находящихся в исходном положении) можно перевозить дополнительный груз, например маскировочную сеть 17 (фиг. 5), или использовать их в качестве противовеса при подъеме установки в вертикальной плоскости. Заметим, что лапы можно размещать и на раме 1, однако в этом случае необходима их соответствующая ориентация в пространстве положению установки.
Внедрение изобретения позволит создать простой механизм для заряжания пусковой установки одновременно несколькими снарядами практически без крана.
Способ заряжания пусковой установки залпового огня, при котором направляющие со снарядами перемещают к пусковой установке, совмещают ось снаряда с осью в пусковой установке и опускают на опоры пусковой установки. Часть задней направляющей выполняют в виде толкателей. Направляющие выполняют в виде части шарнирно соединенных звеньев шестиугольника. Приближение задней направляющей к передней осуществляют путем изменения конфигурации шестиугольника. Досылание производят при передвижении задней направляющей путем соответствующего перемещения толкателя посредством его взаимодействия с упором. Опоры используют на пусковой установке в качестве противовеса. На пусковой установке опоры используют для транспортирования дополнительного груза. Технический результат - упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных характеристик. 7 з.п. ф-лы, 11 ил.
1. Способ заряжания пусковой установки залпового огня, включающий подъем снаряда, перевод его в положение, когда его продольная ось совпадает с его осью в пусковой установке, перемещение снаряда в последнюю вдоль оси с последующим досыланием, отличающийся тем, что осуществляют подъем снаряда на направляющих, переводят его в положение совпадения осей путем фиксирования последних на опорах пусковой установки и перемещают посредством приближения задней направляющей к передней, положение которой относительно установки оставляют неизменным, при этом снаряд предварительно размещают на направляющих, а опоры - на пусковой установке.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что часть задней направляющей выполняют в виде толкателей.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что направляющие выполняют в виде части шарнирно соединенных звеньев шестиугольника.
4. Способ по любому из пп. 1, 3, отличающийся тем, что приближение задней направляющей к передней осуществляют путем изменения конфигурации шестиугольника.
5. Способ по любому из пп. 1, 4, отличающийся тем, что изменение конфигурации осуществляют путем перемещения по дуге окружности опор пусковой установки.
6. Способ по любому из пп. 1, 2, отличающийся тем, что досылание производят при передвижении задней направляющей путем соответствующего перемещения толкателя посредством его взаимодействия с упором, в виде которого выполняют часть пусковой установки.
7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что опоры используют на пусковой установке в качестве противовеса.
8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на пусковой установке опоры используют для транспортирования дополнительного груза.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОГО КОНТЕЙНЕРА НА ПУСКОВОЙ УСТАНОВКЕ | 2010 |
|
RU2432543C1 |
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ | 2006 |
|
RU2309361C2 |
Способ получения логарифмической функции и устройство для его осуществления | 1959 |
|
SU127439A1 |
Автоматизированный контейнер-стеллаж для перевозки и перезаряжания реактивных снарядов реактивных систем залпового огня "Град" и "Торнадо-Г" на шасси УРАЛ 4320-1911-40 | 2018 |
|
RU2699327C1 |
Тиристорный умножитель частоты | 1974 |
|
SU565361A1 |
JP 7019796 A, 20.01.1995 | |||
US 3855899 A1, 24.12.1974 | |||
KR 1020100056819 A, 28.05.2010 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОНСЕРВОВ "ФРИКАДЕЛЬКИ РЫБНЫЕ В ТОМАТНОМ СОУСЕ" | 2013 |
|
RU2501426C1 |
AT 396986 B, 25.01.1994. |
Авторы
Даты
2021-09-15—Публикация
2021-01-11—Подача