Изобретение относится к области военной техники, конкретно к подвижным носителям боеприпасов для многоствольного оружия, и может быть использовано для заряжания самоходной пусковой установки реактивной системы залпового огня (СПУ РСЗО), выполненной на базовом шасси танка.
Известна полуавтоматическая система заряжания ракет (см. заявку Франции N2254003, опубликованную 8.08.75 г, МКИ F41F 9/00). Система выполнена на гусеничном шасси и образована открытой рамой, оснащенной механизмом вертикального и горизонтального перемещения рамы вдоль пусковой установки (ПУ). Рама служит несущим элементом для ракет, закрепленных в шарнирных люльках. Крепление рамы к пусковой установке обеспечивается крючками. Пусковая установка содержит приемные элементы, имеющие форму полуарок и обеспечивающие путем простого поворота перемещение ракет с рамы на пусковую установку. Система заряжания используется при перегрузке ракет с транспортных машин на пусковые установки.
Недостатки известной системы заряжания обусловлены пакетным способом ее заряжания: количество и тип заряжаемых на пусковую установку ракет определяется вместимостью рамы и набором боеприпасов, образующих пакет, таким образом исключается возможность индивидуального (одиночного) заряжания пусковой установки выбранным типом ракеты.
Известна транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) (см. журнал" Soldat und Technik" N7, 1981 г., стр. 372 и извлечения из "Технического описания и инструкции по эксплуатации изделия 9Т452" на 6-и листах и на 2-х листах из "Альбома рисунков к техническому описанию изделия 9Т452, прилагаемого к материалам настоящей заявки на изобретение), предназначенная для заряжания и перезаряжания многоствольной реактивной установки залпового огня БМ-27, которая выполнена так же, как и ТЗМ, на базе колесного автомобиля ЗИЛ-135. ТЗМ состоит из рамы, лотка с досылателем, крана, грузовых тележек, площадки оператора, грузозахватного приспособления, приспособления для стыковки, редуктора поворота крана, штанги, механизма выверки, электрооборудования, ящиков ЗИП и чехла. Рама неподвижно закреплена на лонжеронах шасси автомобиля и выполнена в виде платформы, на которой установлено оборудование ТЗМ, при этом рама снабжена откидными бортами, используемыми в качестве технологических площадок обслуживания. Кран с грузозахватным приспособлением и редуктором поворота является погрузочным устройством для снарядов (ракет) с земли или другой машины, а также для укладки снарядов в лоток при заряжании и снятии снарядов с лотка при разряжании. Кран с редуктором установлен в передней части рамы и в походном положении закреплен стрелой в сторону кормы базового шасси. Подъем стрелы крана, перемещение грузовых тележек, перемещение тележки крана, выверка заднего конца лотка с досылателем в вертикальной плоскости производится только ручными приводами.
Известная ТЗМ имеет следующие недостатки:
- она не обладает достаточной грузоподъемностью, т.к. может перевозить только 16 снарядов, а для БМ, выполненной на базе танка, необходимо перевозить 24-30 снарядов;
- конструктивно не обеспечивается стыковка ТЗМ и БМ в процессе заряжания из-за разновысокости шасси, что затрудняет досылание снарядов в трубы ПУ;
- выполнение ТЗМ на колесном шасси с кабиной в его носовой части вызывает необходимость производить заряжание ракет с их перемещением в сторону кормы стрелой, повернутой назад, а значит осуществлять подъезд к ПУ задним ходом, что затрудняет работу экипажа по выставке машин (БМ и ТЗМ) на линию заряжания;
- наличие операций, выполняемых с помощью ручных приводов снижает производительность оборудования;
- общая компоновка машины и конструкция рамы не обеспечивают достаточный уровень защиты экипажа, оборудования и перевозимого боекомплекта;
- машина имеет недостаточную проходимость по бездорожью, не может следовать в составе танковых колонн и мотопехоты.
Целью изобретения является создание ТЗМ на базовом шасси танка для заряжания и разряжания БМ РСЗО, выполненной на аналогичном шасси танка с улучшением тактико-технических характеристик ТЗМ.
Поставленная цель достигается выполнением машины на базовом шасси танка, используемого в качестве базового шасси ПУ, в машине рабочие места командира и оператора размещены в средней части корпуса шасси, закрытой съемной крышей с люком и рубкой со смотровыми приборами, а в настиле рамы между ложементами выполнен центральный прямоугольный проем, вытянутый вдоль оси машины над люками экипажа, при этом ложементы установлены с обеспечением фиксации укладки боекомплекта головной частью снарядов в сторону носа машины, а кран и крановое оборудование смонтированы на раме с возможностью заряжания ПУ с перемещением снарядов боекомплекта вперед по ходу движения машины и стопорения стрелы крана в походном положении между ложементами на высоте ниже уровня верхней кромки бортов и снабжены двухскоростным гидравлическим приводом с ускоренным режимом холостого хода в сравнении с режимом рабочего хода, причем борта рамы изготовлены из броневых плит и оснащены трособлочным устройством, используемым для подъема откидных бортов при переводе машины из рабочего в транспортное положение, при этом боковые борта шарнирно связаны со щитками, располагаемыми между откинутыми в рабочее положение передним и боковыми бортами и фиксируемыми с передним бортом, а задний борт выполнен в виде двух фигурных створок, связанных с рамой через вертикальные шарниры, кроме того, щитки могут быть снабжены фиксаторами, а на боковых торцах переднего борта жестко закреплены кронштейны с пазами под пальцы упомянутых фиксаторов, а в средней части корпуса шасси перед перегородкой моторно-трансмиссионного отделения установлены дополнительные топливные баки.
Анализ отличительных признаков показал, что:
- выполнение ТЗМ на базовом шасси танка обеспечило высокую проходимость при движении по пересеченной местности и в танковых колоннах, что снижает время доставки боекомплекта к БМ, повышая возможности комплекса (БМ и ТЗМ) в целом;
- выполнение БМ и ТЗМ на базе танка одного типа облегчает их взаимодействие, условия эксплуатации и обслуживания, уменьшает номенклатуру запчастей, инструментов и приспособлений;
- размещение экипажа в забронированном объеме: механика-водителя - в отделении управления шасси, командира и оператора - в средней части корпуса шасси, закрытой крышей, повысило выживаемость экипажа в условиях боевого использования машины;
- снабжение крыши рубкой со смотровыми приборами обеспечило необходимую обзорность для командира машины;
- выполнение в настиле рамы между ложементами центрального прямоугольного проема, вытянутого вдоль оси машины над люками, обеспечило экипажу возможность беспрепятственно занимать свои рабочие места и при необходимости покидать машину;
- установка ложементов с обеспечением фиксации укладки боекомплекта головной частью снарядов в сторону носа по ходу движения машины обеспечила быстрый и точный выход ТЗМ на линию заряжания с ПУ, так как движение осуществляется не кормой вперед, как у известной машины, а носом вперед по колее однотипного базового шасси ПУ;
- использование для подъема-опускания крана из транспортного положения в рабочее и перемещения тележки крана гидравлических приводов в отличии от ручного привода у известной машины обеспечило повышение быстродействия;
- выполнение гидравлических приводов с возможностью их работы в двух скоростных режимах обеспечило движение с повышенной скоростью исполнительных органов крана и толкателя лотка при работе на холостом режиме (то есть без боеприпасов);
- выполнение бортов из броневых плит обеспечило круговую защиту перевозимого боекомплекта и оборудования от пуль и осколков на марше;
- использование крана с тросом и блоками, которые закреплены на раме, для подъема бортов после заряжания облегчило выполнение этой операции и позволило снизить время перевода машины из рабочего положения в транспортное;
- снабжение каждого из боковых бортов щитками, установленными на шарнирах, обеспечило возможность разворота щитков относительно борта вокруг связывающих их шарниров на угол, равный 180o, круговым перемещением по ходу машины с последующей фиксацией с передним бортом, что позволяет использовать развернутый щиток в качестве дополнительного настила для исключения разрывов в технологической площадке, что повысило безопасность и удобство работы экипажа при заряжании и обслуживании оборудования;
- закрепление стрелы крана в походном положении на высоте ниже уровня верхней кромки бортов обеспечило надежную броневую защиту кранового оборудования;
- выполнение заднего борта в виде двух фигурных створок, установленных с возможностью раскрытия за счет разворота вокруг вертикальных шарниров, обеспечило защиту от обстрела сзади в транспортном положении при закрытых створках и свободный доступ к моторно-трансмиссионному отделению для обслуживания при раскрытых створках;
- установка дополнительных топливных баков повысила радиус боевого применения машины и обеспечила возможность производить дозаправку базовой машины.
Изобретение поясняется чертежами, где:
- на фиг.1 изображен общий вид ТЗМ (вид сбоку);
- на фиг.2 изображен общий вид ТЗМ (вид сверху);
- на фиг.3 изображен общий вид ТЗМ (вид спереди);
- на фиг.4 изображен вид сверху на отделение управления со снятой крышей;
- на фиг. 5 изображена броневая зашита (вид сбоку, спецоборудование и укладка НУРС не показаны);
- на фиг. 6 изображена броневая защита (вид сверху, спецоборудование и укладка НУРС не показаны);
- на фиг.7 изображен вид сбоку на ТЗМ в процессе заряжания БМ;
- на фиг.8 изображен вид сверху на ТЗМ в процессе заряжания БМ.
Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) представляет собой бронированную гусеничную машину, изготовленную на шасси танка, оснащенную оборудованием для погрузки, транспортирования, заряжания НУРС (неуправляемыми реактивными снарядами, в дальнейшем - ракетами) пусковой установки (ПУ) боевой машины (БМ) и дозаправки ее топливом.
ТЗМ состоит из шасси танка и установленного на нем оборудования. Силовая установка, силовая передача, ходовая часть и приводы управления соответствуют шасси базового танка.
По расположению механизмов и оборудования шасси 1 ТЗМ (фиг.1) разделено на отделение управления и силовое отделение. Силовое отделение ТЗМ отличий от силового отделения танка не имеет. Отделение управления расположено в носовой и средней частях корпуса и отделено от силового отделения моторной перегородкой. Носовая часть отделения управления, где располагается сиденье механика - водителя, органы управления и контроля, аналогична базовому шасси. В средней части отделения управления (фиг.2) размещены сидения командира 2 и оператора 3 по правую и левую сторону соответственно относительно продольной оси шасси, а у моторной перегородки за сиденьями установлены два топливных бака 4, 5.
Каждое сиденье установлено на стойках, закрепленных на днище корпуса. Перед сиденьями на днище установлен настил 6 для опирания ног членов экипажа.
На верхнем носовом листе корпуса шасси 1 (фиг.1) приварены кронштейны 7 под передние ложементы 8 и раму 9 для крепления защиты и настила 6.
Оборудование включает в себя:
- съемную крышу 10 с рубкой 11 и кронштейнами 12 под задние ложементы 13;
- ложементы 8, 13 с элементами их крепления;
- консольно-поворотный кран 15 с выдвижной колонной 16;
- лоток 17 с досылателем и элементами его крепления в транспортном положении;
- механизм выверки 18 с направляющими под его установку;
- броневую защиту 19 наружного оборудования с элементами ее крепления;
- гидросистему 20;
- электронасосный агрегат 21 и электрооборудование 22.
На расточку 23 погона башни (фиг.4) в крыше корпуса шасси установлена крыша 10 с рубкой 11. В рубке установлены смотровые приборы 24: два спереди и два по бокам.
Перед рубкой 11 в крыше 10 выполнен люк 25 для посадки в машину командира и оператора.
Ложементы 8, 13 для укладки ракет 26 выполнены таким образом, что образуют при укладке два пакета ракет по 12 шт. в каждом, расположенных симметрично относительно продольной оси машины. Стопорение ракет в продольном направлении производится в задних ложементах 13. Крепление ложементов 8 и 13 выполнено цепями 27 и винтовыми домкратами 28.
Ракеты укладываются в ложементы по четыре в ряд головной частью вперед, что упрощает подъезд и установку ТЗМ к корме БМ для ее заряжания (фиг.7, 8).
Кран 15 (фиг.1, 2) установлен на съемной крыше 10 по оси изделия за рубкой 11 и служит для подъема и опускания ракет при заряжании и разряжании БМ, при погрузке и разгрузке ракет с земли или другой машины и для других вспомогательных работ.
Кран 15 консольного типа с телескопической выдвижной колонной 16 имеет два положения: верхнее - рабочее и нижнее - походное. В походном положении стрела крана крепится стяжками 29 к цепям 27 крепления передних ложементов 8 (фиг. 3). Кран 15 состоит из башни 30, стрелы 31, тележки 32, подвески 33 и грузозахватного устройства 34 (фиг.7).
Кран 15 имеет гидромеханические приводы: привод подъема стрелы 35, поворота крана 36, подъема груза 37, перемещения тележки 38 (на чертежах не показаны). Гидросистема управления 34 краном находится в корпусе шасси 1 и в башне 30 крана (фиг.4, 7).
Электронасосный агрегат 21 питания гидросистемы размещен в корпусе шасси на левом борте (фиг.4).
Приводы обеспечивают двухсторонний режим перемещения исполнительных органов - нормальный и ускоренный. Ускоренный используется для работы краном без ракет с целью повышения производительности.
Управление краном осуществляется от переносного пульта 39 (на чертежах не показан) оператором с удобного для работы места.
Лоток 17 с досылателем служит для заряжания БМ. В походном положении лоток устанавливается на откидные стойки 42, 43 между ложементами и крепится стяжками - поз. 44 и 45.
Лоток 17 представляет собой складную балку и состоит из собственно складной балки и привода досылателя 46 (фиг.7). Привод досылателя гидромеханический, двухскоростной. Пульт 47 управления досылателем размещен на лотке 17, а гидросистема питания и управления досылателем размещена в корпусе шасси 1. Связь гидросистемы управления в корпусе шасси с исполнительным органом - гидромотором перемещения досылателя обеспечивается гидравлическими рукавами 48 (пульт 47 и рукава 48 на чертежах не показаны).
Складным лоток 17 выполнен с целью вписываемости в габариты броневой защиты наружного оборудования. Для закрепления лотка в рабочее положение ТЗМ снабжена съемной опорно-направляющей штангой 40 и двумя стойками 41 с выступами "а" (фиг.7).
Механизм выверки 18 предназначен для выведения оси "б" ракеты, лежащей на лотке, на линию заряжания "с" качающейся части боевой машины. Механизм выверки 18 расположен между рубкой 11 и краном 15 и имеет возможность перемещаться поперек корпуса шасси по направляющей балке 49 (фиг.8), закрепленной на съемной крыше 10 (фиг.7).
Механизм выверки 18 оборудован ручным приводом 50 (фиг.3, 7) для перемещения лотка в вертикальной плоскости.
Наружное оборудование и ракеты по периметру закрыты броневыми бортами, обеспечивающими защиту от пуль и осколков (фиг.1, 2, 3, 5, 6).
Броневая защита 19 (фиг.2, 3) включает в себя: передний борт 51, боковые борта 56, 57 и задние створки 54, 55. Боковые борта 56, 57 выполнены откидывающимися в районе между передними и задними ложементами и снабжены щитками 58, 59, установленными на шарнирах 60 у передней кромки боковых бортов. В транспортном положении щитки прижимаются к бортам и фиксируются защелками 61, а в рабочем положении опираются на передний борт выступами "d" (фиг.5, 6, 7, 8).
На боковых бортах имеются проушины 62 для подъема и опускания их краном. В вертикальном положении борта фиксируются задвижками 63.
На неподвижной части бокового борта 52 и основании 7 (фиг.5, 6) под передние ложементы 8 установлен трособлочный механизм, три блока 64, 65, 66 и трос 67, с помощью которого осуществляется подъем или опускание переднего борта 51 краном 15.
В транспортном положении передний борт 51 также фиксируется запорным устройством 68, а конец троса 67 закреплен на настиле 70 защелкой 69.
На уровне оснований под нижние ложементы выполнен настил 70, в котором со стороны носа изделия между левым и правым пакетами ракет имеется проем "е" для посадки экипажа.
Настил 70 является также защитой боеукладки снизу от рикошетирующих пуль о верхний лобовой лист корпуса шасси.
За направляющей 49 установлен настил 71.
Гидросистема 20 ТЗМ состоит из двух гидросистем: гидросистема крана 72 и гидросистема лотка 73 и предназначена для выполнения всех операций при работе краном и лотком.
Электрооборудование 22 гидропривода ТЗМ предназначено для управления работой гидросистемы при работе краном и лотком, а также для запуска электродвигателя насосных станций и размещено как внутри корпуса шасси, так и снаружи.
Работа
При заряжании БМ (фиг.7, 8) ТЗМ подъезжает к ПУ с кормы БМ. Стрела крана 15 освобождается от стяжек 29 крепления по-походному и кран при помощи телескопической колонны 16 выводится в рабочее положение. Борта 51, 58, 59 броневой защиты откидываются до горизонтального положения, а задние створки открываются на вертикальных шарнирах для работы экипажа. При этом передний борт 51 откидывается с помощью крана 15. Конец троса 67 трособлочного механизма освобождается от защелки 69 и крепится на место грузозахватного устройства 34 к подвеске 33 крана. Подвеска крана устанавливается над нижним роликом 66, поднимается вверх, выбирая слабину троса 67, после чего борт освобождается от стопоров 68 и опусканием подвески крана откидывается до горизонтального положения. Боковые борта 58, 59 откидываются до горизонтального положения также с помощью крана. Подвеска крана устанавливается над проушиной 62 борта, связывается с ней тросиком из ЗИП, затем выбирается слабина троса, расстопориваются задвижки 63 и борт опускается до горизонтального положения краном, после чего грузозахватное устройство 34 крепится к подвеске 33. Откидные щитки 58 освобождаются от защелок 61 и устанавливаются в горизонтальное положение поворотом вокруг осей шарниров 60 (фиг.5, 8), при этом выступ "а" опирается на край переднего борта 51. Таким образом получается площадка вокруг укладки ракет для работы экипажа при заряжании.
Затем штангу 40 снимают с зацепов переднего борта и устанавливают на верхние выступы "а" стоек 41, установленных с тыльной стороны ПУ, для заряжания верхнего ряда труб ПУ.
С помощью грузозахватного устройства 34 краном устанавливают лоток 17 передним опорным концом на штангу 40, а задним концом в механизм выверки 18. Перед установкой лоток освобождается от стяжек 42, 45 крепления по-походному и складывающаяся часть лотка откидывается в рабочее положение.
Затем расстопориваются ложементы по левому и правому ряду, для чего с помощью домкратов 28 ослабляются цепи 27, выводятся из зацепления с элементами ложементов и снимается верхний ряд ложементов 8, 13, таким образом освобождая ракеты для заряжания.
При помощи крана грузозахватным устройством 34 ракеты перемещают из ложементов и укладывают по одной на лоток 17, который после этого вместе с ракетой перемещают до совмещения ее центральной оси "б" с центральной продольной осью "с" трубы пусковой установки БМ. Совмещение осей в вертикальной плоскости осуществляется с помощью механического привода 50 механизма выверки 18, а в поперечном направлении - перемещением лотка вдоль штанги 40 и направляющих 49 вручную.
После соосной установки ракеты и трубы ПУ досылатель 46 лотка вводит ракету в трубу. Операция повторяется до тех пор, пока не будут заряжены все трубы ПУ этого ряда. Чтобы зарядить следующий ряд труб ПУ, необходимо штангу 40 опустить вниз на следующий ряд выступов "а" стоек 41, повторить операции по выверке лотка, укладке ракет на него и досылания их в трубы ПУ.
В гидроприводе крана и лотка предусмотрен ускоренный режим перемещения исполнительных органов с включением команд с пультов управления. Этот режим используется при работе краном 15 без ракет и работе досылателем лотка 17 при его возвращении в исходное положение.
После заряжания нижнего ряда труб ПУ кран 15, лоток 17, ложементы 8, 13, штанга 40, стойка 41 и защита 19 устанавливаются в исходное (походное) положение, при этом подъем откидных бортов 51, 56, 57 защиты 19 выполняется с помощью крана 15.
Таким образом, предложенная ТЗМ позволяет производить заряжание и разряжание ПУ БМ без подготовки позиции в любое время года и суток. Значительную роль в улучшении тактико-технических характеристик ТЗМ сыграло ее базовое шасси танка, однотипное базовому шасси БМ, броневая защита боекомплекта и спецоборудования, размещенных над корпусом шасси, а также ускоренный режим перемещения исполнительных органов крана и лотка на холостом ходу (без ракет).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОЦЕЛЕВОЕ БРОНИРОВАННОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ | 2001 |
|
RU2210720C1 |
МАШИНА ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2172921C1 |
ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ РАКЕТ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2166166C1 |
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС БРОНИРОВАННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2003 |
|
RU2242699C2 |
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА | 2000 |
|
RU2170906C1 |
БРОНЕВОЙ КОРПУС МАШИНЫ ОГНЕМЕТЧИКОВ | 2000 |
|
RU2169895C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ ПУШКИ | 2001 |
|
RU2195617C1 |
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ТАНК | 2001 |
|
RU2202756C2 |
БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ТАНКА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2215965C2 |
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА | 2000 |
|
RU2170905C1 |
Изобретение относится к транспортно-заряжающим машинам (ТЗМ) и может быть использовано для заряжания пусковой установки (ПУ) реактивной системы залпового огня (РСЗО). Техническим результатом является повышение тактико-технических возможностей и удобства в эксплуатации и обслуживании с обеспечением надежной защиты экипажа, оборудования и возимого боекомплекта. Сущность изобретения заключается в том, что машина выполнена на базовом шасси танка. Рабочие места командира и оператора размещены в средней части корпуса, закрытой съемной крышей с люком и рубкой со смотровыми приборами. Кран и крановое оборудование смонтированы на съемной крыше. Борта рамы изготовлены из броневых плит и снабжены трособлочным устройством для подъема откидных бортов. 2 з.п.ф-лы, 8 ил.
2 Машина по п. 1, отличающаяся тем, что в средней части корпуса шасси перед перегородкой моторно-трансмиссионного отделения установлены дополнительные баки.
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
- М.: Воениздат МО СССР, 1981, с | |||
Ребристый каток | 1922 |
|
SU121A1 |
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ | 1998 |
|
RU2132035C1 |
БОЕВАЯ МАШИНА ЗЕНИТНОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 1992 |
|
RU2069301C1 |
ДВИГАТЕЛЬ, ПРИВОДИМЫЙ В ДЕЙСТВИЕ ВОЛНАМИ | 1926 |
|
SU5018A1 |
Электропривод переменного тока | 1986 |
|
SU1403312A1 |
US 5682005 А, 28.10.1997. |
Авторы
Даты
2002-12-10—Публикация
2000-08-25—Подача