Автоматизированная логистическая информационно-интеллектуальная система принятия решений в производственно-логистическом комплексе Российский патент 2021 года по МПК G06Q10/08 G06Q50/28 G06N5/04 

Описание патента на изобретение RU2755520C1

Изобретение относится к области информационных технологий и предназначено для подготовки управленческих решений в производственно-логистических комплексах на основе логистической информационно-интеллектуальной системы.

В настоящее время процесс подготовки и принятия управленческих решений в производственно-логистических комплексах для ЛПР и операторов-управленцев является трудоемкой, сложной, малоавтоматизированной задачей.

В условиях отсутствия единого и связанного сетеориентированного пространства для получения, снабжения, производства, хранения, транспортировки материально-технических средств любые изменения во внешней и внутренней среде по каждому виду обеспечения требуют значительных усилий по координации многочисленных объектов и субъектов системы, что приводит к неэффективным финансовым, трудовым, временным затратам и увеличивает общее время реакции системы на изменения. Быстроменяющаяся обстановка в регионе требует пересмотра по: продукции, путям снабжения, видам обеспечения, что обуславливает изменение директивных и планирующих документов в режиме реального времени. Функциональная разрозненность технологических решений самого комплекса, вышестоящих органов управления, обеспечиваемых и обеспечивающих организаций приводят к дисфункции работы всей системы ПЛК, несвоевременной выработке управленческих решений, информационной загруженности и неадекватности в решениях операторов-управленцев и ЛПР.

Известен способ и система автоматического формирования мультимодальных сервисов грузоперевозок в режиме реального времени [RU 2695051 G08G 1/02 опубл. 18.07.2019].

Технический результат заключен в сокращении времени формирования и поиска мультимодальных сервисов грузоперевозок. Способ содержит этапы, при которых получают (посредством модуля поиска) набор профилей пользователей; устанавливают связи между профилями пользователей через транспортно-логистические сервисы; получают, по меньшей мере, один запрос от пользователя; осуществляют поиск также, по меньшей мере, одного мультимодального сервиса на сервере, причем определяют один начальный и один конечный профиль пользователя согласно запросу пользователя; для определенной одной пары начального и конечного профилей выделяют мультимодальный граф профилей пользователей; отображают пользователю одну непрерывную цепочку связей профилей мультимодального графа.

Разработана автоматизированная система информационной поддержки базирования, боевого применения и транспортировки целевой военной техники при использовании с кораблей (судов) [RU 2605315 G06F 19/00 опубл. 27.03.2016].

Изобретение относится к автоматизации процессов, связанных с информационной поддержкой, а также с повседневным (и боевым) управлением целевой военной техникой (ЦВТ) и средствами, обеспечивающими функционирование корабля (судна) по целевому признаку авианесущей и транспортной платформы. Технический результат заключается в повышении автоматизации сбора данных и параметров эксплуатации ЦВТ с целью предоставления их оператору в единой, совокупной форме. Функциональный комплекс представляет собой единое решение по автоматизации и унификации автоматизированного рабочего места (АРМ) оператора на базе ЭВМ с сенсорной панелью и переносными планшетными компьютерами, позволяет автоматизировать процессы, связанные с информационной поддержкой и управлением целевой военной техникой, механизмами, системами корабля (судна), а также принципиально автоматизировать процессы, связанные с эксплуатацией, базированием, боевым применением и транспортировкой целевой военной техники, автоматизировать процессы, связанные с эксплуатацией механизмов и систем корабля (судна).

Известен способ создания информационного обеспечения информационно-управляющей системы на основе инвариантных информационных структур [RU 2697922 G06F 17/00 опубл. 21.08.2019].

Изобретение относится к области информационных технологий и предназначено для создания средств информационного обеспечения информационно-управляющих систем. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей. Способ содержит этапы, когда получают данные о состоянии предметной области, включающие информацию об информационных объектах, процессах, протекающих в предметной области, связях между информационными объектами, о структурах информационных объектов, процессов и хранения данных; создают проекцию фрагмента предметной области на основе полученных данных, которая представляет собой набор структурированных данных об информационных объектах, процессах и параметрах настройки универсальных блоков хранения и преобразования данных; формируют (в хранилище данных) структуру информационного обеспечения информационно-управляющей системы; осуществляют управление объектами предметной области и наполняют универсальные блоки хранения и преобразования данных поступающими сведениями о состоянии предметной области; принимают решения по управлению информационно-управляющей системой на основе данных, сохраненных в универсальных блоках хранения и преобразования данных.

Разработана система управления комплексными транспортно-логистическими услугами в сфере грузовых перевозок [RU 2694643 G06Q 10/08 опубл. 16.07.2019].

Изобретение относится к средствам управления комплексными транспортно-логистическими услугами в сфере грузовых перевозок. Система включает: центр регистрации клиентов, содержащий базу данных о материально-сырьевых ресурсах, а также об отправках грузов; информационно-аналитический центр, содержащий базу данных о наличии и использовании инфраструктурного комплекса, базу данных о направлениях и объемах перевозок грузов, состоянии и использовании комплекса; центр информации об исполнителях транспортно-логистических услуг, включающий информацию о компаниях, оказывающих услуги грузовой перевозки, складирования, хранения и экспедирования грузов, центр информации об инфраструктуре, включающий в себя функции по сбору, обработке, мониторингу состояния объектов транспортно-логистической инфраструктуры территориального субъекта, операционный блок по принятию решений о ее развитии; центр управления и контроля за перевозками грузов, включающий операции по управлению и контролю за перевозками и обслуживанием грузов. Достигается расширение функциональных возможностей системы мониторинга.

Вышеперечисленные способы являются разновидностями в использовании для поддержки работы предприятия (транспортно-логистического комплекса) различными автоматизированными системами управления, базами данных, корпоративными информационными системами - это так называемые CRM (customer relation management) и ERP (enterprise resource planning) системы. Недостатками данных изобретений являются: большая информационная загруженность ЛПР и менеджерского (операторского) звена; малое использование интеллектуальной поддержки при подготовке и принятии решений; структурирование, агрегирование и сепарирование полезной информации от многочисленных датчиков, контроллеров и средств визуальной телеметрии, что требует больших временных и трудовых затрат; разработка директивных и графических управленческих документов на каждой иерархии управления малоавтоматизирована и узкоспециализирована, не всегда и не в полной мере подходит для ПЛК. Кроме этого, отсутствует в вышеперечисленных изобретениях структурный блочно-модульный принцип на базе единой архитектуры технического обеспечения, то есть формирование, в зависимости от набора целеопределяющих признаков внутренних и внешних условий управленческих решений на основе правил логистики.

Целью достижения технического результата данного изобретения является значительное повышение автоматизации процессов планирования и подготовки принятия решений для предоставления их операторам и ЛПР, в сфере технического обеспечения ПЛК в единой унифицированной форме.

В предлагаемом изобретении указанная цель достигается за счет логистической информационно-интеллектуальной системы ЛИИС.

Состав ЛИИС включает в себя:

1. Информационно-справочный блок (ИСБ), который отвечает за:

• непрерывный мониторинг системы технического обеспечения ПЛК;

• конфигурирование запросов релевантной обстановки;

• подачу сигналов и подробное отображение аварийных ситуации в ПЛК;

• ежедневное отображение информации и документов, поступающих из сетеориентированной архитектуры технического обеспечения;

• точное обнаружение сбоев и места их расположения.

Особенностью ИСБ является доступное и наглядное представление данных по обеспечиваемым и обеспечивающим силам, а также унифицированных программ для оценки обстановки во внешней и внутренней среде технического обеспечения ПЛК. Последовательная, логически выстроенная подача информации и данных, поступающих от взаимодействующих подразделений обеспечивает эффективную и обоснованную подготовку управленческих решений в производственно-логистическом комплексе.

Функциональные возможности: ИСБ позволяет осуществлять качественную подготовку принятия решений по результатам представления релевантных данных на основе встроенных в блок программ и модулей с осуществлением мониторинга процессов технического обеспечения в соответствии со своим целевым предназначением.

2. Расчетно-логистический блок (РЛБ) предназначен для математического обоснования процессов подготовки принятия решений по техническому обеспечению производственно-логистического комплекса. Особенностью РЛБ является доступное и наглядное представление «логистических цепочек» (производственных, транспортных, складских) и также унифицированных программ для математического расчета данных, поступающих по сетеориентированным каналам связи операторам и лицам, принимающим решения. Расчетно-логистический блок наполнен анимированными иллюстрациями, диаграммами, технологическими схемами и таблицами, математическим моделированием логистических операций. Ключевые особенности:

• непрерывный мониторинг данных системы технического обеспечения, переформатирование данных в наглядную визуализированную форму;

• конфигурирование порогов и диапазонов допустимых числовых значений параметров;

• отображение аварийных сигналов при выходе параметров за пределы допустимых значений (отклонений от нормированных значений).

Функциональные возможности: компьютерные программы в РЛБ позволяют осуществлять качественную подготовку принятия решений по результатам вычислений и представлению релевантных данных на основе встроенных в расчетно-логистический блок различных программ в соответствии со своими критериями и задачами.

3. Интеллектуальный блок (ИнБ) предназначен для интеллектуальной поддержки операторов и лиц, принимающих решения при планировании и подготовке управленческих решений по техническому обеспечению производственно-логистического комплекса (ПЛК).

В базе знаний ИнБ на основе экспертной системы применяются методологии, ключевыми особенностями которых являются:

• применение к сложным практическим задачам ТО, т.к. те подвергаются на первых этапах всестороннему и глубокому изучению с использованием методов системного анализа на моделях «неоднородная задача» и «однородная задача»;

• применение на всех этапах оригинального информационного языка функциональных блоков ЛИИС для представления объектов-оригиналов, объектов-прототипов и объектов-результатов гибридизации решений;

• применение оригинального, основанного на знаниях метода подбора замыслов, альтернатив решений с разбивкой на подзадачи или декомпозиции неоднородной задачи;

• широкое применение сценариев и схем ролевых концептуальных моделей, определяющих деятельность оператора и позволяющих ему избежать в ходе подготовки решений многочисленных ошибок и логических отклонений;

• разработка альтернативного гетерогенного модельного поля для сложной задачи, в рамках которого строится сетевая архитектура ТО, применение оригинального, эвристического алгоритма синтеза метода решения сложной задачи.

4. Экранно-картографический блок (ЭКБ) предназначен для визуализации представляемой информации, а также он выполняет роль интерфейса (в виде сенсорной жидкокристаллической панели) ввода/вывода информационных параметров для обращений операторов и ЛПР к другим блокам ЛИИС в процессе подготовки принятия решений.

Ключевые особенности ЭКБ:

• суммирование и представление в режиме реального времени состояния ресурсов системы техобеспечения (временных, персонала, транспорта, грузоподъемных средств, производственных и складских мощностей и т.п.);

• отображение текущей информации, касающейся технического обеспечения по классам, номенклатуре или по подразделениям в виде кодированных цветом диаграмм или детализированных таблиц;

• контроль и мониторинг технического обеспечения подразделений ПЛК и отслеживание прохождения ресурсов материально-технических средств, перечень отслеживаемой номенклатуры оператора - как сокращенный перечень базовой номенклатуры ресурсов, он включает ту номенклатуру, которую отслеживает с помощью программы ЭВМ, разработанной для этой задачи;

• отображение кодированным цветом диаграмм состояния обеспеченности средствами по классам снабжения и подразделениям;

• стандартизированное отображение районов обеспечиваемых и обеспечивающих сил, а также унифицированных программ для оценки обстановки во внешней и внутренней среде технического обеспечения ПЛК (на фоне цифровых карт высокого качества).

Последовательная подача информации, поступающей от взаимодействующих предприятий, вышестоящих органов управления и нижестоящих подразделений, обеспечивает эффективную и обоснованную подготовку управленческих решений в производственно-логистическом комплексе. Для визуализации данных блоки ЛИИС могут быть соединены с соответствующими устройствами ввода/вывода информации, реализованных на базе сенсорных дисплеев, а также с устройствами ввода информации, посредством которых осуществляется настройка базы данных ИСС и базы знаний ИнБ, в частности, присвоение входных параметров поступающей информации.

Через экранно-картографический блок из интеллектуального блока по запросу оператора на экраны выводятся готовые альтернативы сценариев решений. На основе анализа представленных сценариев лицо, принимающее решение, с помощью экспертной оценки ИнБ и операторов ПЛК принимает наиболее адекватное складывающейся обстановке решение.

Внешний вид заявляемого изобретения поясняется следующими чертежами. На фиг. 1 представлена концептуальная модель логистической информационно-интеллектуальной системы. Наряду с вышеперечисленными блоками представлены система управления базами данных (СУБД) и система управления базами знаний (СУБЗ). Операторы-управленцы и ЛПР осуществляют вход в ЛИИС через пользовательский интерфейс - ЭКБ, через который осуществляется взаимодействие с остальными блоками - ИСБ, РЛБ, ИнБ.

На фиг. 2 представлен существующий и предлагаемый алгоритм с ЛИИС. Существенным признаком предлагаемого алгоритма является то, что на каждом этапе подготовки принятия решения оператором в режиме реального времени или из базы данных и базы знаний автоматизированно подается информация, положительно влияющая на основной результат - решение ЛПР, так как чем больше объем учитываемой информации на этапе подготовки - тем объективнее и достовернее окончательное управленческое решение ЛПР.

Достоинством блочно-модульной системы построения ЛИИС является то, что в зависимости от целей и задач можно использовать программы сторонних разработчиков.

На основе алгоритма, представленного на фиг. 2, была разработана модель ППР с заранее заготовленными сценариями решений (1, 2, …, N), которые заложены в базе знаний ИнБ во время предыдущих прецедентов и ситуаций (фиг. 3). После получения оперативной директивы или указаний вышестоящего органа управления, этапа уяснения задачи и оценки обстановки, оператором через пользовательский интерфейс с помощью системы искусственного интеллекта из БЗ ИнБ логистической системы в модуль сценариев выдаются сценарии (1…N), подходящие для решения поставленной задачи.

Далее из модуля сценариев информация поступает в модуль уточнения ресурсов ТО, которое проводится во время оперативного ориентирования начальников, например, цехов и подразделений. Здесь происходит уточнение релевантной информации о ресурсах (материальных, людских, финансовых и др.), факторах или переменных, от которых будет зависеть решение (время суток, заторы на дорогах, состояние морских коммуникаций, т.е. вероятностный характер того или иного события, влияющего на решение).

Следующим этапом является выбор оптимальной альтернативы замысла решения (из 1, 2, …, К-альтернатив) после расчета выполняемости замысла решения, в соответствии с критерием ограничения (в нашем случае - обеспеченность сил) и проверки истинности в блоке верификации по критериям времени и обеспечения технической готовности сил.

В зависимости от директивных указаний вышестоящего органа управления, в качестве критериев ограничения и верификации могут приниматься: укомплектованность материально-техническими средствами, остаток ресурса оборудования, запас хода машин или другие показатели техобеспечения. При необходимости оператор может посмотреть логику выбора альтернативы в блоке объяснения логического вывода.

После доклада ЛПР замысла решения и утверждения его вышестоящим органом управления, оператор занимается доведением предварительных распоряжений, а также подготовкой текстовых и графических документов. В случае не утверждения оптимального замысла решения или самого решения по ТО, допустим, при изменении времени обеспечения, физико-географических условий, гидрометеорологических условий, препятствующих выполнению задач ТО или других факторов, оператором уточняются ресурсы системы ТО по выполнению поставленной задачи, задаются другие критерии ограничений или верификации, в таком случае цикл ППР повторяется вновь.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Данное техническое решение направлено на устранение недостатков, свойственных решениям, известным из уровня техники. Технический результат достигается благодаря автоматизации процессов планирования и подготовки принятия решений с целью предоставления их операторам и ЛПР в сфере технического обеспечения ПЛК на основе ЛИИС. Рассмотрим работу ЛИИС на основе примера.

Работа по ППР начинается с получения документов - директивных указаний или приказов вышестоящего органа управления, которые поступают в ИСБ (фиг. 4). Они унифицированы в соответствии со специально разработанным «Электронным табелем срочных донесений» (ЭТСД) и с помощью программных средств в ИСБ «разбивают» и классифицируют информацию на составляющие будущего решения:

1. Задачи системы ТО ПЛК.

2. Оценка времени.

3. Оценка обеспечиваемых сил.

4. Оценка сил ТО.

5. Оценка противоборствующих сил.

6. Оценка района.

Цель технического обеспечения (ТО) ПЛК - поддержание технической готовности потребителей и кораблей флота по наличию готовых к применению (использованию) вооружения и военной техники (ВВТ), обеспеченности материально-техническими средствами (МТС) и военно-техническим имуществом (ВТИ).

Решение представляет собой три документа - директива по техническому обеспечению, карта-решение, пояснительная записка к карте-решению (фиг. 6).

На основе приказа (директивных указаний) оператор ЛИИС начинает сбор информации по сетеориентированной архитектуре технического обеспечения от подчиненных видов ТО и подразделений, взаимодействующих структур. Она может быть самой различной по содержанию, разнообразной по сути, разноцветной текстуры в зависимости от вида ТО, поступающей в ЛИИС.

Если информация поступает от своих цехов и подразделений, то это данные датчиков, сенсоров, средств телеметрии, визуализации и видеонаблюдения, смарт-контракты и т.п. Одним из частных случаев сбора данных и формирования «Альтернативы решения», основывается на поступающих данных из цеха (вида ТО) и его необходимой функциональности, которая включает в себя несколько параметров, который виден на мониторах ЭКБ ЛИИС в режиме реального времени:

- технологические линии цеха;

- типы управляемых устройств;

- средства управления;

- методы и формы управления устройством или группой устройств;

- количество управляемых устройств;

- количество и действия работников в цехе.

Если информация от обеспечиваемых сил (кораблей), то это данные об исправности или неисправности блоков, аппаратуры, образца вооружения и военной техники (ВВТ) в целом, снижении уровня ГСМ или количества материально-технических средств до критических пределов, которые поступают от них в режиме реального времени, из встроенной в ВВТ бортовых информационно-управляющих систем. При выходе ВВТ из строя, при получении сигнала о его технической неисправности, ЛИИС может выдавать сигнал, показывающий оператору о восполнении материальных средств, высылке ремонтных бригад к образцу ВВТ, необходимых стандартных действиях подразделений ТО по скорейшему восстановлению технической готовности и исправности образца ВВТ.

Если от взаимодействующих структур (МЧС, МВД, ФПС, региональные министерства и ведомства), то информация и данные поступают от их ситуационных центров и оперативных служб. Вся вышеперечисленная информация может быть представлена оператору (ЛПР) в виде видеокартинок, электронных карт, фотопрезентаций, диаграмм, таблиц, графиков - в любом удобном для восприятия и быстрого уяснения виде.

Числовая информация унифицирована ЭТСД, и если какие-то составляющие этой информации не соответствуют данному табелю, всплывающая подсказка покажет оператору и источнику информации об ошибке, корректировке (всплывающий знак «?») или удовлетворительности (всплывающая подсказка «!») входных данных ИСБ. Полученные от вышестоящих и нижестоящих структур данные сравниваются по критериям выполнимости задач, и если имеются расхождения, то оператору сразу видно, какие управленческие решения своими силами нужно предпринять, чтобы выполнить задачу по полноценному техническому обеспечению от 1-го до N-го потребителей. При необходимости уточнения входных данных, соответствия их руководящим документам (находятся ли данные в коридоре норм и критериев), оператор может обратиться в модули ИСБ:

- модуль руководящих документов;

- модуль методических документов по планированию ТО;

- модуль сбора данных по обеспечиваемым силам;

- модуль сбора данных по своим силам;

- модуль сбора данных противоборствующей стороны;

- модуль сбора данных региона (района действий).

Если входные данные (временные, материальные, финансовые и пр.) выходят за пределы нормированных значений, ИСБ показывает цветовой подсказкой, что оператору надо обратить на это внимание, чтобы принять меры по решению задач силами ТО, выходными параметрами ИСБ подготовлены данные для ЛПР по этапам уяснения задач, расчета времени, оперативного ориентирования должностных лиц ПЛК, оценки обстановки и в, конечном итоге, замысла (альтернативы) решения. Такой замысел докладывается вышестоящему органу управления ЛПР и после утверждения оператор, с помощью ЛИИС, по сетеориентированной архитектуре передает предварительные распоряжения и приступает к этапу выработки и подготовки решений (фиг. 2). Он заключается в том, что по его запросу в ЛИИС из базы знаний ИнБ по семантическим и логическим запросам замысла решения выдаются готовые альтернативы решений, которые были ранее апробированы и представляют собой сценарии (верифицированные знания в данной предметной области), оцененные экспертной системой ИнБ и ранжированные по бально-рейтинговому принципу. Если задача однородна -представляются 2-3 сценария, если неоднородна - представляются 3-5 сценариев, которые можно подвергнуть гибридизации и также оценить экспертной системой (механизмом логического вывода системы искусственного интеллекта) с помощью критериев ограничения (фиг. 2) и предложить ЛПР для его окончательного принятия.

При необходимости с помощью ЛИИС можно провести уточнение релевантной остановки через ИСБ или провести в РЛБ математическое обоснование альтернатив решений (фиг. 5). РЛБ также составлен по модульному принципу, выстроен на правилах и принципах логистики, в него могут интегрироваться готовые программно-математические средства (финансово-экономические, транспортные, складские, кадровые и пр.), разрабатываемые сторонними разработчиками (например Scilab, SMatch Studio и др.) и применимые для задач технического обеспечения ПЛК.

РЛБ состоит из модулей (II колонка фиг. 5)

1. Концептуальный модуль («что обеспечивать?»)

2. Технологический модуль («как обеспечивать?»)

3. Ресурсный модуль («какими средствами обеспечивать?»)

4. Временной модуль («в какие сроки обеспечивать?»)

5. Мобилизационный модуль («кто обеспечивает?»)

6. Модуль расчета и верификации решений («какое решение принять?»)

Подмодули (III колонка фиг. 5) тоже подразделяются в соответствии с функциональными задачами, в которых внедрены специально разработанные (и в рамках данного изобретения) под задачи ПЛК программы, например:

- свидетельство о государственной регистрации права для ЭВМ №2019615899 от 14.05.2019 г. «Расчетно-логистический блок системы технического обеспечения производственно-логистического комплекса»;

- свидетельство о государственной регистрации права для ЭВМ №2019617698 от 19.06.2019 г. «Программа расчета времени обеспечения кораблей боеприпасами»;

- свидетельство о государственной регистрации права для ЭВМ №2019663366 от 15.10.2019 г. «Информационная поддержка систем технического, ракетно-артиллерийского технического обеспечения производственно-логистического комплекса».

В РЛБ также применяется «Таблица контроля выходных параметров», которая программно связана с модулями блока и показывает в режиме реального времени соответствие математических параметров системы технического обеспечения ПЛК нормированным значениям. При значениях в коридоре допуска номера подмодулей высвечиваются зеленым цветом, если вне допуска - то красным. Соответственно в «строке контроля выходных параметров модулей РЛБ» оператор видит зеленое «да» или красное «нет»: для принятия мер или коррекции входных параметров ЛИИС и приведения в конечном итоге к стандартизированному варианту.

Интеллектуальный блок (ИнБ) также состоит из модулей (II колонка фиг. 6) и подмодулей (III колонка фиг. 6) и из базы знаний, в которых хранятся готовые сценарии решений (IV колонка - Альтернативы решений). Они могут поступать по сетеориентированной архитектуре технического обеспечения от корпоративных облачных баз знаний в соответствии с правами доступа или храниться в базе знаний самого блока, который состоит из:

1. Модуля сценариев ТО в соответствии с районами базирования:

- в пункте маневренного базирования (ПМБ);

- в районе рассредоточенного базирования (РРБ);

- в морском районе тылового базирования (МРТО);

- в районе предстоящих действий (РПД).

2. Модуля сценариев ТО по видам обеспечения:

- штатный;

- плановый;

- с запасом времени;

- без запаса времени;

3. Модуля сценариев ТО по способам доставки материально-технических средств:

- морским или воздушным транспортом;

- железнодорожным транспортом;

- автомобильным транспортом;

- смешанной доставкой;

- аутсорсинговым методом.

4. Модуля сценариев ТО с привлечением возможностей и ресурсов федеральных структур.

Данные модули сами состоят из подмодулей (III колонка фиг. 6), в которых агрегированы знания, выработанные на основе опыта решения задач в предыдущий период на основе схожих прецедентов или представления объектов-оригиналов в результате гибридизации решений, которые программными средствами могут создаваться виртуально, в 3D-проекциях и гибридизировать процессы техобеспечения с реальными объектами-прототипами.

Формально на электронной карте региона на основе имитационного моделирования можно развернуть виртуальные объекты ТО (порты, пункты маневренного базирования или судоремонта, склады, транспортную инфраструктуру, цеха, участки и пр.) и разработать сценарии поставок потребителям продукции по всем видам технического обеспечения, с математическими обоснованием управленческих решений, которые потом можно перенести в реальную обстановку и получить опыт и знания, разработать от 3-х до 5-ти альтернатив решений по каждой поставленной задаче, оценить их различными методами (чаще всего экспертной системой, встроенной в ЛИИС), и, на основе бального рейтинга, выбрать наиболее оптимальную альтернативу решения.

В связи с тем, что управление системой ТО ПЛК связано с большим количеством неопределенностей, кроме метода сценариев при выборе альтернатив решений в решателе ЭС использован метод Делфи - метод, основанный на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Практическое воплощение, верификация сценариев решений, т.е. выполнение спланированных мероприятий, осуществляется во время многократно проводимой практической работы ТО (от исполнителей до потребителей).

Метод Делфи сопровождается созданием специальных рабочих групп специалистов или экспертной комиссии. Подбор экспертов осуществляется на основе анализа их компетентности, определяемой путем объективной оценки экспертов, т.е. образуется генеральная совокупность специалистов, компетентных в области прогнозируемой проблемы в данной предметной области логистики и ТО. Следующим этапом является выбор экспертами из предлагаемой серии альтернатив - наиболее оптимальную альтернативу для решения данной конкретной задачи ТО.

Рассмотрим в качестве примера алгоритм оценки альтернатив замыслов решений в ИнБ ЛИИС, который разделен на 2 этапа.

1 этап - формирование экспертной комиссии (ЭК) ЛИИС в состав (12 специалистов в данной предметной области).

2 этап - заключается в том, чтобы ЭК определила, какую альтернативу решения по ТО назвать наиболее оптимальной. Конечное решение должен принять ЛПР, определяющий замысел решения конкретной задачи. Члены ЭК ранжируют альтернативы, в соответствии с критериями, который определил ЛПР во время оперативного ориентирования, по определяющим критериям - по времени, по эффективности, по обеспеченности и т.д.). На первое место каждый ставит ту альтернативу, которая является, по его мнению, самой важной и более полно осуществит поставленную задачу. Далее ранги ставятся по мере убывания вероятности степени выполнения. Затем каждая альтернатива, каждым членом ЭК оценивается по 10-бальной шкале в зависимости от издержек и вероятностей, рассчитанных в РЛБ. При этом в ЭС за высший балл принимается 1, за низший - 10. Далее оба результата по каждой альтернативе перемножаются между собой, и находится сумма произведений. Наименьшая сумма указывает на оптимальную альтернативу.

Результаты экспертных оценок заносятся в таблицу (таблица 1), где Р - ранговая оценка, присваиваемая экспертом альтернативе в зависимости от степени ее значимости. Наиболее значимая альтернатива, например, решение - в первую очередь обеспечить исполнителя №3, ставится на первое место (1 ранг), зависимости от количества альтернатив (от 1 до 5).

Б - балльная оценка дается экспертом от 1 до 10 баллов. За наивысший балл берется единица, низший - 10.

Далее произведение:

По каждой альтернативе определяется сумма произведений.

Наименьшая сумма произведений указывает на наиболее значимую альтернативу. В приведенном примере наилучшей альтернативой решения ЭК является альтернатива №4 (см. табл. 1). В состав экспертной комиссии включены ЛПР и начальники цехов и структурных подразделений ПЛК для того, чтобы они знали какими критериями и ограничениями руководствоваться, а также для внесения в подсистему объяснений ЭС выбора той или иной альтернативы. После выбора ЛПР утверждает выбранную альтернативу, и тогда она преобразуется в сценарий как основу будущего управленческого решения. Если ЛПР не утверждает или не соглашается с некоторыми ее элементами, то цикл повторяется вновь до получения компромиссного, согласованного по всем параметрам сценария.

Экранно-картографический блок (ЭКБ, фиг. 6) состоит из следующих модулей и подмодулей (II и III колонки соответственно):

1 Картографический модуль, включающие в себя подмодули:

- карта подразделений ТО;

- карта морских коммуникаций;

- карта прибрежных зон и портов;

- карта транспортной инфраструктуры региона.

2. Видеоинформационный модуль, включающий в себя следующие подмодули:

- телеинформация;

- видеоконференция;

- ГЛОНАСС;

- ОСК, ОДК.

3. Модуль «Документооборот», включающий в себя следующие подмодули:

- центр управления техническим обеспечением;

- пункт управления региональным транспортным оператором;

- пункт управления морскими перевозками;

- пункт управления железнодорожными перевозками;

- электронная подпись.

Данный модуль и его подмодули аккумулируют в себе всю электронную документацию ПЛК и пунктов управления видов технического обеспечения, подписание электронной подписью смарт-контрактов, доверенностей, накладных на груз, пропусков на ввоз-вывоз МТС или ВТИ и прочее.

В составе подмодулей в составе IV колонки ЭКБ (фиг. 6) предусмотрены разделы:

- слой карты;

- 3D-проекция;

- сегменты документов.

На выход решателя выдается оптимальный замысел решения. После верификации, проверки ее адекватности на практике эта альтернатива решения будет храниться в базе данных базы знаний ИнБ. В случае запроса пользователем через интерфейс и интеллектуальный редактор БЗ, ИнБ в автоматическом режиме выдаст готовую альтернативу. Во время уточнения решения ЛИИС будет проведена верификация с учетом релевантной информации о ресурсах (материальных, мобилизационных, финансовых и др.) системы ТО на данный момент времени. Документы окончательно подготовленного решения после утверждения вышестоящим органом управления или вышестоящим начальником (ЛПР) будут храниться в базе знаний ИнБ.

Таким образом, осуществляется многократная проверка различных типов решений по критериям и показателям, связь теории с практикой в решении задач системы ТО. В базе знаний ИнБ закладываются эмпирические знания в виде сценария и самого управленческого решения, которые докладываются через экранно-картографический блок в режиме видеоконференции вышестоящему органу управления, утверждаются цифровой подписью вышестоящим ЛПР, и далее операторы разрабатывают: директиву по ТО, графическую карту-решение по ТО и пояснительную записку к ней. Оператор ЛИИС в соответствии с правами доступа доводит выписки из решения (слои карты) до подчиненных сил и обеспечиваемых потребителей для согласования их документов и планов по месту, времени, очередности, объемам поставок, взаимодействию, связи и другим параметрам управления процессами ТО.

Похожие патенты RU2755520C1

название год авторы номер документа
Способ интеллектуальной поддержки экипажа летательного аппарата при выполнении им этапа полета 2020
  • Федунов Борис Евгеньевич
  • Юневич Наталия Даниловна
  • Пляцовой Алексей Алексеевич
RU2751377C1
Система управления на морском транспорте в условиях аварийных ситуаций 2023
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Шеремет Александр Витальевич
RU2817110C1
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ПОДДЕРЖКОЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНОЙ АППАРАТУРЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2014
  • Левин Марк Зелигович
  • Смирнов Владимир Александрович
  • Уланов Михаил Валерьевич
  • Давидчук Андрей Геннадиевич
  • Буравлев Дмитрий Иванович
  • Зимин Сергей Николаевич
RU2557771C1
СПОСОБ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОРЕЖИМНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ СРЕДОЙ МЯГКИХ ВЫЧИСЛЕНИЙ 2014
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Васильев Владимир Николаевич
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2596992C2
Автоматизированный способ пространственных экономических исследований 2018
  • Валиев Шамиль Зуфарович
  • Федорова Ольга Анатольевна
RU2710914C1
Устройство для проектирования сложной системы 2021
  • Маслов Степан Алексеевич
  • Фролова Маргарита Александровна
  • Пильщикова Марина Юрьевна
  • Шаталов Иван Сергеевич
RU2798689C2
Система информационной поддержки принятия управленческих решений для обслуживающего персонала судовой энергетической установки 2015
  • Тарануха Максим Валерьевич
  • Кухарев Алексей Михайлович
  • Дружинин Петр Владимирович
  • Савчук Николай Александрович
  • Карпиков Станислав Рудольфович
RU2668487C2
Система поддержки принятия решений с модульной структурой для операторов судов двойного действия 2019
  • Епихин Алексей Иванович
  • Хекерт Евгений Владимирович
RU2713077C1
Система единого интегрированного информационного пространства проектирования радиотехнических средств 2021
  • Ягольников Дмитрий Владимирович
RU2770122C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ БОРТОВЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ 2012
  • Бухановский Александр Валерьевич
  • Иванов Сергей Владимирович
  • Нечаев Юрий Иванович
RU2502131C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 755 520 C1

Реферат патента 2021 года Автоматизированная логистическая информационно-интеллектуальная система принятия решений в производственно-логистическом комплексе

Изобретение относится к области информационных технологий и предназначено для подготовки управленческих решений в производственно-логистическом комплексе на основе логистической информационно-интеллектуальной системы. Техническим результатом является автоматизированная подготовка директивных, графических управленческих решений операторами и, в последующем, лицом, принимающим решения (ЛПР) в производственно-логистическом комплексе (ПЛК). Логистическая информационно-интеллектуальная система состоит из четырех блоков: информационно-справочного; расчетно-логистического; интеллектуального; экранно-картографического. Информационная поддержка в виде сбора данных об объектах, процессах, связях, формировании баз данных осуществляется информационно-справочным блоком. Математическое обоснование, на основе правил логистики (производственной, складской, транспортной, информационной, управления запасами и управления персоналом), осуществляется расчетно-логистическим блоком. Интеллектуальная поддержка осуществляется в интеллектуальном блоке представлением апробированных и верифицированных альтернатив решений на основе экспертных систем и хранящихся в базе знаний. Экранно-картографический блок визуализирует получаемую информацию, данные для контроля этапов принятия решений и представляет, в итоге, предметно-ориентированную модель рабочего документа (составной его части), при помощи которой оператор или ЛПР управляет технологическими и логистическими процессами в производственно-логистическом комплексе. 6 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 755 520 C1

Автоматизированная логистическая информационно-интеллектуальная система принятия решений в производственно-логистическом комплексе, которая содержит в своем составе 4 блока: информационно-справочный, расчетно-логистический, интеллектуальный, экранно-картографический; внутри блоков находятся модули с внутренними базами данных, предусмотрена возможность обращения на основе запросов в базу знаний; информационно-справочный блок, выполненный с возможностью информационной поддержки в виде сбора релевантной информации от сетеориентированной архитектуры технического обеспечения производственно-логистического комплекса и базы данных об объектах, процессах, связях, информация с выхода указанного блока поступает на вход расчетно-логистического блока; расчетно-логистический блок, выполненный с возможностью верификации альтернатив принимаемых решений, причем обоснование различных процессов, проходящих или прогнозируемых в производственно-логистическом комплексе, осуществляется на основе правил логистики; интеллектуальный блок, выполненный с возможностью получения релевантной информации от информационно-справочного и расчетно-логистического блоков, осуществляющий интеллектуальную поддержку принимаемых решений представлением апробированных и верифицированных альтернатив решений на основе экспертной системы и хранящихся данных в базе знаний; экранно-картографический блок, являющийся интерфейсом работы оператора и лица, принимающего решение при работе с логистической информационно-интеллектуальной системой, выполненный с возможностью получения информации от вышеназванных блоков, представления замыслов, альтернатив и сценариев решений в виде различных экранных форм в режиме видеоконференций и с утверждением вышестоящим органом управления или вышестоящим лицом, принимающим решения цифровой подписью, возможностью визуализации получаемой информации на сенсорных мониторах или на мультимедийной доске.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2755520C1

Система информационной поддержки принятия управленческих решений для обслуживающего персонала судовой энергетической установки 2015
  • Тарануха Максим Валерьевич
  • Кухарев Алексей Михайлович
  • Дружинин Петр Владимирович
  • Савчук Николай Александрович
  • Карпиков Станислав Рудольфович
RU2668487C2
АРМАТУРНАЯ СТАЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 0
SU181258A1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ИНВАРИАНТНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СТРУКТУР 2018
  • Грачев Владимир Альбертович
  • Шведенко Владимир Николаевич
  • Шведенко Валерия Валериевна
  • Терская Наталья Александровна
RU2697922C1
US 20110191270 A1, 04.08.2011.

RU 2 755 520 C1

Авторы

Мухитов Эдуард Инесович

Ярисов Владимир Владимирович

Даты

2021-09-16Публикация

2020-03-27Подача