Система охлаждения двигателя Российский патент 2021 года по МПК B60K11/00 

Описание патента на изобретение RU2759167C1

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля.

Известна конструкция системы вентиляции моторного отсека (патент № RU 2460652, МПК B60K 11/06), состоящая из двух систем: первая система вентиляции выполнена с возможностью предотвращения попадания воздуха, проходящего через радиатор, в моторный отсек; и вторую систему вентиляции, выполненную с возможностью отвода тепла из моторного отсека, подачи воздуха из окружающей среды в заднюю часть моторного отсека и выпуска воздуха, нагретого в моторном отсеке, из выхода для отработавшего воздуха по направлению к передней части моторного отсека.

Известна конструкция системы охлаждения вентилятора (патент № RU 2385808, МПК 11/00, F01Ρ 5/00), состоящая из системы охлаждения радиатора, вентилятора с муфтой, датчика температуры охлаждающей жидкости, охладителя надувочного воздуха, устройства для организации необходимого количества охладительного воздуха. Охладитель надувочного воздуха расположен между радиатором двигателя и вентилятором. Система охлаждения радиатора также содержит вискомуфту вентилятора с биметаллическим датчиком, крыльчатку вентилятора с повернутыми профилированными лопатками. Облицовка радиатора выполнена глухой. Воздухозаборники расположены на боковых панелях кабины в виде коробов прямоугольного сечения с ротационными решетками.

Известна конструкция системы охлаждения вентилятора (патент № RU 58081, МПК 11/04), включающая в себя предрадиаторную камеру, радиатор, вентилятор и кожух вентилятора, охватывающий часть радиатора, отличающаяся тем, что она содержит перегородку, примыкающую к поверхности радиатора, устанавливаемую в предрадиаторной камере в плоскости кромки кожуха вентилятора и разделяющую зону, охваченную кожухом, и свободную зону радиатора.

Известна конструкция системы охлаждения вентилятора (патент № RU 2699159, МПК F01Ρ 5/06), включающая охладитель 1 жидкого теплоносителя с кожухом 2, снабженный обечайкой 3. В обечайке размещена крыльчатка 4, установленная на приводном валу 5. За крыльчаткой 4 без контакта с приводным валом 5 и ступицей 6 крыльчатки 4 установлена неподвижная шайба 7. Выполнение шайбы 7 полой с возможностью принудительного нагнетания в ее полость 8 воздуха через тангенциально соединенные с ней патрубки 10 и выхода струи воздуха через кольцевую щель 9, выполненную на наружной цилиндрической поверхности неподвижной шайбы, позволяет сформировать второй направленный воздушный поток.

Известна конструкция системы охлаждения бронетранспортера БТР-80, который имеет возможность плавания, это подразумевает герметичность его корпуса, чтобы не утонуть. В связи с этим применение обычного осевого вентилятора для системы охлаждения двигателя невозможно, ведь воздух некуда выдувать, поэтому был применен центробежный вентилятор, который направляет воздушный поток перпендикулярно оси двигателя (Петров А.В., Медведев А.Г. и др. Общее устройство и техническое обслуживание БТР-80: учебное пособие. Саратов, 2003, 121 с.).

Данная конструкция имеет ряд недостатков: применение механического привода вентилятора от двигателя, необходимость подготовки системы охлаждения двигателя к форсированию водной преграды путем установки воздухозабортной трубы.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является обеспечение работоспособности и повышение эффективности системы охлаждения для автомобиля, имеющего возможность движения в условиях водной среды.

Данная задача достигается за счет того, что предлагается система охлаждения двигателя, установленного в герметичном моторном отсеке, состоящая из основной и дополнительной система охлаждения, основная система выполнена с возможностью удаления поступающего в моторный отсек нагреваемого воздуха, при помощи установки центробежного вентилятора, а затем, посредством воздуховода, направляет поток за пределы моторного отсека через его крышу, а дополнительная система обеспечивает циркуляцию воздуха в моторном отсеке в случае форсирования водного препятствия, при этом охлаждение нагреваемого воздуха осуществляется путем использования дополнительного радиатора, помпы и резервуара с охлаждающей жидкостью, который может быть установлен за пределами моторного отсека.

Создание плавающего автомобиля первым делом должно быть связано с герметизацией моторного отсека, которую данное решение обеспечить не сможет. Осевой вентилятор не даст сделать стенку за ним герметичной, поскольку поток нагретого воздуха выходит параллельно оси двигателя, однако центробежный вентилятор, направляющий поток воздуха перпендикулярно оси вращения двигателя, даст возможность герметизации моторного отсека. Основная система охлаждения работает в обычных условиях, при движении по суше, вспомогательная - при преодолении водной преграды.

Устройство системы охлаждения двигателя поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен общий вид двигателя с работой основной системы охлаждения, на фиг. 2 - при форсировании водной преграды, на фиг. 3 - общий вид автомобиля при форсировании водой преграды.

Устройство состоит из двигателя 1, патрубков 2, датчика включения электродвигателя 3, центробежного вентилятора 4, кожуха центробежного вентилятора 5, электродвигателя 6, радиатор системы охлаждения 7, водяного насоса 8, воздухозаборника 9, воздуховода 10, заслонок 11, приводов 12, дополнительного радиатора 13, помпы 14 и резервуара с охлаждающей жидкостью (условно не показан), двигатель при этом устанавливается в герметичном моторном отсеке 15.

Работает устройство на суше и охлаждение двигателя происходит по основной система охлаждения следующим образом: работая, двигатель 1 (фиг. 1) выделяет тепло, металлические стенки двигателя передают тепло в охлаждающую жидкость, которая двигается по патрубку 2 в радиатор системы охлаждения 7 при помощи водяного насоса 8. Радиатор 7 имеет множество ребер для более эффективного рассеивания тепла в воздухе.

При превышении рабочей температуры охлаждающей жидкости в радиаторе системы охлаждения 7 датчик включения электродвигателя 3 запускает электродвигатель 6 с закрепленным на нем центробежным вентилятором 4, который находится в закрытом кожухе 5. Вращающийся центробежный вентилятор 4 создает всасывающий поток холодного забортного воздуха, поступающего из воздухозаборника 9, находящегося на крыше моторного отсека 15. Воздух проходит через радиатор системы охлаждения 7, нагревается, забирая тепло от охлаждающей жидкости, и через воздуховод 10 выбрасывается из моторного отсека в окружающую среду. Охлаждающая жидкость двигается обратно от радиатора 7 по патрубку 2 в рубашку охлаждения двигателя 1, цикл повторяется. Поскольку центробежный вентилятор 4 создает, разрежение, а моторный отсек герметичен (снизу), воздух поступает в него через воздухозаборник 9 на крыше, что позволяет потоку дополнительно обдувать двигатель 1, прежде чем пройти через радиатор 7, повышая эффективность охлаждения.

В случае форсирования водной преграды, охлаждение двигателя происходит по вспомогательной система охлаждения следующим образом, опасность попадания забортной воды в моторный отсек 15 через воздухозаборник 9 или воздуховод 10, расположенные на крыше моторного отсека. Для предотвращения этого перед началом форсирования водной преграды воздухозаборник 9 и воздуховод 10 по команде водителя закрываются заслонками 11 посредством привода заслонок 12 и воздух начинает циркулировать внутри моторного отсека, при этом его охлаждение обеспечивается дополнительным радиатором 13 с охлаждающей жидкостью, подаваемой из резервуара (условно не показан), находящегося за пределами герметичного отсека, с помощью помпы 14. Нагретая охлаждающая жидкость в резервуаре может дополнительно охлаждаться заборной водой. Таким образом, использование дополнительной системы охлаждения позволяет обеспечить предотвращение попадания воды в герметичный моторный отсек и охлаждение двигателя в случае форсирования водной преграды. После ее прохождения по команде водителя заслонки 11 посредством привода заслонок 12 открываются и забортный воздух идет через основную систему охлаждения, а помпа вспомогательной системы охлаждения отключается.

Похожие патенты RU2759167C1

название год авторы номер документа
Устройство терморегулирования двигателя 1984
  • Киреев Станислав Михайлович
SU1191315A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ПОТОКОМ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ В ПОДКАПОТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ 2007
  • Стурмон Джордж Р.
  • Мьюррей Эдвард М.
RU2460652C2
ПЛАВАЮЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2001
  • Агеев Д.В.
  • Дордин Л.Н.
  • Кондратьев И.А.
  • Крицкий С.А.
  • Куракин Б.М.
  • Моров А.А.
  • Налобин А.Н.
  • Овсянников Б.В.
  • Хмелюк П.С.
RU2201353C2
Система охлаждения стартера-генератора силовой установки транспортного средства 2020
  • Гаев Евгений Геннадьевич
  • Еманов Константин Витальевич
  • Исупов Евгений Владимирович
  • Яковлев Анатолий Борисович
  • Терликов Андрей Леонидович
RU2747280C1
Дизель-генераторная установка и система охлаждения такой дизель-генераторной установки 2021
  • Дронов Евгений Анатольевич
  • Черкасов Александр Николаевич
  • Провоторов Сергей Михайлович
  • Чугунов Сергей Викторович
  • Плешанов Альберт Александрович
  • Кузнецов Владислав Евгеньевич
RU2758676C1
Беспилотный транспортный вертолёт 2022
  • Комарницкий Олег Владимирович
RU2800215C1
СПОСОБ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКИПАЖА ТАНКА 2010
  • Дииб Бассам Ахмед
  • Зайцев Сергей Дмитриевич
  • Кириченко Александр Александрович
  • Медведев Владимир Романович
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Ткаченко Наталия Владимировна
  • Ткаченко Владимир Иванович
RU2419058C1
Устройство для охлаждения двигате-ля и ВЕНТиляции МОТОРНОгО ОТСЕКАТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА 1978
  • Спекторов Лев Григорьевич
  • Стешенко Владимир Петрович
  • Губа Владимир Иванович
  • Харьковский Геннадий Антонович
  • Педак Леонид Иванович
SU816803A1
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ ЭЖЕКЦИОННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Набоков Владимир Кузьмич
  • Набокова Надежда Ивановна
RU2418178C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА 2008
  • Косогоров Вячеслав Васильевич
  • Воробьев Константин Владимирович
RU2385808C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 759 167 C1

Реферат патента 2021 года Система охлаждения двигателя

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Система охлаждения двигателя, установленного в герметичном моторном отсеке, и состоит из основной и дополнительной систем охлаждения, основная система выполнена с возможностью удаления поступающего в моторный отсек нагреваемого воздуха. При помощи установки центробежного вентилятора, а затем посредством воздуховода направляется поток за пределы моторного отсека через его крышу, а дополнительная система обеспечивает циркуляцию воздуха в моторном отсеке в случае форсирования водного препятствия. Охлаждение нагреваемого воздуха осуществляется путем использования дополнительного радиатора, помпы и резервуара с охлаждающей жидкостью, который может быть установлен за пределами моторного отсека. Достигается обеспечение работоспособности и повышение эффективности системы охлаждения для автомобиля, имеющего возможность движения в условиях водной среды. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 759 167 C1

Система охлаждения двигателя, установленного в герметичном моторном отсеке, отличающаяся тем, что состоит из основной и дополнительной систем охлаждения, основная система выполнена с возможностью удаления поступающего в моторный отсек нагреваемого воздуха, при помощи установки центробежного вентилятора, а затем, посредством воздуховода, направляет поток за пределы моторного отсека через его крышу, а дополнительная система обеспечивает циркуляцию воздуха в моторном отсеке в случае форсирования водного препятствия, при этом охлаждение нагреваемого воздуха осуществляется путем использования дополнительного радиатора, помпы и резервуара с охлаждающей жидкостью, который может быть установлен за пределами моторного отсека.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2759167C1

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 2018
  • Ботяновский Сергей Николаевич
  • Янович Дмитрий Леонидович
  • Шеремет Максим Петрович
RU2699159C1
Групповой электропневматический контактор 1933
  • Решетов Л.Н.
SU43593A1
DE 3712122 A1, 15.10.1987
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Грачев Евгений Федорович
SU1370265A1

RU 2 759 167 C1

Авторы

Песенко Михаил Владимирович

Сиваков Владимир Викторович

Грядунов Сергей Семенович

Даты

2021-11-09Публикация

2021-02-24Подача