Система возбуждения асинхронизированной синхронной машины Российский патент 2021 года по МПК H02P9/08 

Описание патента на изобретение RU2761246C1

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления возбуждением асинхронизированных синхронных машин, которые используются в энергетике для потребления или генерирования активной и реактивной мощности.

Известна система возбуждения асинхронизированной синхронной машины (патент RU 151665, МПК Н02Р 9/38 Н02K 19/36, опубл. 10.04.2015 в Бюл. №10), которую можно принять за близкий аналог по наличию преобразователя частоты в цепи ротора машины двойного питания на полностью управляемых вентилях. Данная система возбуждения реализуется следующим образом. Асинхронизированная синхронная машина, содержащий статор с трехфазной обмоткой и ротор с трехфазной обмоткой, трехфазный мостовой выпрямитель, имеющий катодные и анодные выходы. Анодный выход выпрямителя соединен с катодным входом трехфазногомостового инвертора, выполненного на полностью управляемых вентилях, а катодный выход выпрямителя подключен к анодному входу инвертора. Инвертор содержит обратные диоды, включенные встречно -параллельно каждому управляемому вентилю, блок управления инвертором, содержащий задающий генератор стабильной или регулируемой частоты, распределитель импульсов управления транзисторами инвертора, измерительный орган регулятора напряжения. Концы роторных трехфазных обмоток соединены с входами выпрямителя. Начала статорных обмоток соединены с выходом трехфазного инвертора, а концы статорных обмоток соединены с нагрузкой. Конденсаторы переменного тока подключены к концам роторных и статорных обмоток. В блок управления введено запирающее устройство транзисторов инвертора, соединенное с выходом измерительного органа регулятора напряжения.

Недостатком данной системы возбуждения является невозможность рекуперации энергии между входом выпрямителя и выходом инвертора, так как выпрямитель является нереверсивным, а также наличие конденсатора в цепи возбуждения ротора в качестве звена постоянного тока, что приводит к увеличению массогабаритных показателей установки.

За прототип взята система возбуждения асинхронизированной синхронной машины (патент RU 113440, МПК Н02Р 9/08, опубл. 10.02.2012 в Бюл. №4). Она содержит преобразователь частоты, питающий обмотки ротора и устройство управления, к входам которого подключены выходы датчика напряжения статора и датчика положения ротора, а к выходу - управляющий вход преобразователя частоты. Устройство управления определяет частоту и фазу ЭДС скольжения, наводимой в обмотках ротора вращающимся магнитным полем статора, и формирует на управляющем входе преобразователя сигнал с регулируемой амплитудой, частотой, равной частоте скольжения, и фазой, сдвинутой относительно фазы ЭДС скольжения на заданный угол в сторону опережения при пуске и в сторону отставания при торможении асинхронизированной синхронной машины (АСМ).

Эта система близка к заявляемой по наибольшему количеству конструктивных признаков. К ее недостаткам можно отнести его большие массогабаритные показатели из-за наличия согласующего трансформатора. Отсутствует возможность рекуперации энергии в сеть по цепи ротора в случае использования нереверсивного выпрямителя в преобразователе частоты.

Техническим результатом предлагаемого решения является получение системы возбуждения асинхронизированной синхронной машины с улучшенными массогабаритными показателями, расширенными функциональными возможностями и свободным обменом энергии по цепи ротора с источником питания.

Указанный технический результат достигается тем, что первая, вторая и третья обмотки трехфазного ротора подключены к выходам первого, второго и третьего пятифазных мостовых циклоконверторов, входы которых объединены и подключены к выходам вторичных обмоток двухфазно-пятифазного трансформатора с вращающимся магнитным полем, входы первой и второй первичных обмоток трансформатора подключены соответственно к выходам первого и второго однофазных мостовых инверторов напряжения, входы которых объединены и подключены к источнику постоянного напряжения, при этом оба однофазных мостовых инвертора напряжения выполнены со 180° алгоритмом управления и широтно-импульсной модуляцией, а их выходные напряжения сдвинуты по фазе относительно друг друга на 90°, при этом сигналы на управляемые ключи циклоконверторов формируются системой управления, к входам которой подключены сигналы с датчиков тока и напряжения на выходе источника постоянного напряжения, сигналы датчиков тока и напряжения вторичной обмотки трансформатора, сигнал с датчика напряжения обмотки статора, сигнал с датчика положения ротора, а также сигнал управления скоростью вращения ротора.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется нижеследующим описанием и прилагаемым к нему графическим материалом, где на фиг. 1 приведена схема системы возбуждения асинхронизированной синхронной машины, а на фиг. 2 схема пятифазного мостового циклоконвертора.

На схеме системы возбуждения, показанной на фиг. 1, введены следующие обозначения: 1, 2 - зажимы источника постоянного напряжения, 3 - система двух однофазных мостовых автономных инверторов, 4, 5, 6, 7 - датчики напряжения, 8, 9, 10 - датчики тока, 11 - датчик положения ротора, 12, 13, 14, 15 - ключи первого инвертора, 16, 17, 18, 19 - ключи второго инвертора, 20 - двухфазно-пятифазный трансформатор с вращающимся магнитным полем, 21, 22 - первая и вторая первичные обмотки трансформатора, 23-27 - с первой по пятую фазные вторичные обмотки трансформатора, 28-32 - входы вторичных обмоток трансформатора, 33-37 - входы первого пятифазного мостового циклоконвертора 38, 39-43 - входы второго циклоконвертора 44, 45-49 - входы третьего циклоконвертора 50, 51-56 - выходы первого, второго и третьего циклоконверторов, 57, 58, 59 - первая, вторая и третья обмотки ротора, 60 - система управления, 61 - сеть трехфазного напряжения, 62 - ротор, 63 - статор. На фиг. 2 изображена схема пятифазного мостового циклоконвертора 38, где приняты следующие обозначения: 33-37 - входы первого пятифазного мостового циклоконвертора 38, 64-73 - ключи катодной группы, 74-83 - ключи анодной группы, 51, 52 - выходы циклоконвертора 38.

Элементы устройства соединены следующим образом.

Входы первого и второго инверторов объединены и подключены к зажимам 1, 2 источника постоянного напряжения. Катушка первой первичной обмотки 21 трансформатора подключается к выходу первого однофазного мостового инвертора напряжения, катушка второй первичной обмотки 22 трансформатора подключается к выходу второго однофазного мостового инвертора напряжения. Входы 33-37, 38-43, 45-49 пятифазных мостовых циклоконверторов 38, 44, 50 объединены и подключены к входам 28-32 вторичных обмоток трансформатора 20. Выходы 41, 52 первого циклоконвертора 38 подключены к первой фазной обмотке 57 ротора 62, выходы 53, 54 второго циклоконвертора 44 подключены ко второй фазной обмотке 58 ротора, а выходы 55, 56 третьего циклоконвертора 50 подключены к третьей фазной обмотке 59 ротора. Концы обмоток ротора объединены в общую точку. Обмотки статора 63 подключены к сети трехфазного напряжения 61. Сигналы 84-93 с системы управления 60 поступают соответственно на ключи 64-73 катодной группы первого циклоконвертора 38, а сигналы 94-103 поступают соответственно на ключи 74-83 анодной группы. Аналогичным образом сигналы 104-113 поступают на ключи катодной группы второго циклоконвертора, сигналы 114-123 поступаю на ключи анодной группы второго циклоконвертора. Сигналы 124-133 поступают на ключи катодной группы третьего циклоконвертора, сигналы 134-143 поступают на ключи анодной группы третьего циклоконвертора. Сигналы управления 144-151 поступают на ключи 12-19 автономных инверторов 3. Сигналы с датчиков тока 8 и напряжения 4 на входе системы 3 инверторов поступают на входы 152, 153 системы управления 60. Сигналы с датчиков тока 9 и напряжения 5 первичной обмотки 22 трансформатора поступают на входы 154, 155 системы управления. Сигналы с датчиков тока 10 и напряжения 6 вторичной обмотки трансформатора поступают на входы 156, 157 системы управления, а сигналы с датчика напряжения 7 обмотки статора и датчика положения ротора 11 поступают на входы 158,159 системы управления. Сигналы управления скоростью и моментом ротора поступают на входы 160, 161 системы управления.

Управление системой возбуждения осуществляется следующим образом.

На первую первичную обмотку трансформатора посредством управления ключами первого инвертора, подается напряжение с широтно-импульсной модуляцией, которое формирует ток близкий к синусоидальному, сдвинутый на некоторый угол относительно подаваемого напряжения. На вторую первичную обмотку со сдвигом в 90°, относительно момента подачи импульсов на первую первичную обмотку, подается напряжение с широтно-импульсной модуляцией, которое формирует ток близкий к синусоидальному, сдвинутый на 90° относительно тока на первой первичной обмотке. Таким образом, в сердечнике магнитопровода формируется вращающееся магнитное поле, наводящее в системе вторичной обмотки многофазный ток. На вход первого циклоконвертора подается выходное пятифазное напряжения трансформатора, посредством управления ключами катодной и анодной групп, на выходе циклоконвертора формируется напряжение, близкое к синусоидальному. Работа второго и третьего циклоконверторов аналогична работе первого, но сигнал управления второго циклоконвертора сдвинут относительно сигнала управления первым циклоконвертором на 120°, а третьего на 240°. Первый циклоконвертор формирует напряжение близкое к синусоидальному в первой фазной обмотке ротора, второй циклоконвертор формирует напряжение близкое к синусоидальному во второй фазной обмотке ротора, сдвинутое на угол 120°, относительно напряжения первой обмотки, третий циклоконвертор формирует напряжение близкое к синусоидальному в третьей фазной обмотке ротора, сдвинутое на угол 240°. Частота и амплитуда напряжения ротора регулируется системой управления, на управляющий вход которой поступает сигнал задания скорости ротора. При этом скорость вращения ротора асинхронизированной синхронной машины пропорционально определяется через разность частот напряжений статора и ротора.

Новизна заявляемого технического решения заключается в том, что улучшаются массогабаритные показатели системы возбуждения и расширяются функциональные возможности.

Изобретение может быть использовано в качестве системы возбуждения асинхронизированных синхронных машин, используемых как в качестве генератора, так и двигателя.

Похожие патенты RU2761246C1

название год авторы номер документа
Устройство для связи двух энергосистем 1980
  • Цгоев Руслан Сергеевич
SU955356A1
СПОСОБ ВЕКТОРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУСКОМ И ТОРМОЖЕНИЕМ АСИНХРОНИЗИРОВАННОЙ МАШИНЫ 2011
  • Довганюк Иван Яковлевич
  • Плотникова Татьяна Васильевна
  • Сокур Павел Вячеславович
  • Шакарян Юрий Гевондович
  • Шполянский Юлий Борисович
RU2466492C1
СИСТЕМА ДЛЯ ГЕНЕРИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ТРЁХФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2016
  • Сувалко Владимир Юльянович
RU2622898C1
Устройство для связи двух энергосистем 1983
  • Цгоев Руслан Сергеевич
SU1115164A1
Способ пуска машины переменного тока 1982
  • Зильберг Александр Борисович
  • Цгоев Руслан Сергеевич
  • Шакарян Юрий Гевондович
SU1069106A1
УСТРОЙСТВО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2012
  • Свиридов Георгий Михайлович
  • Павлов Александр Александрович
  • Свиридов Сергей Георгиевич
  • Горелов Дмитрий Борисович
RU2522896C2
Регулируемая синхронная машина 1977
  • Зильберштейн Лев Абрамович
  • Рыжков Виктор Сергеевич
  • Сабанов Эдуард Борисович
  • Ступин Алексей Андреевич
SU729807A1
Двухмашинный агрегат 1983
  • Цгоев Руслан Сергеевич
SU1164852A2
Устройство для возбуждения асинхронизированной синхронной машины 1987
  • Савельев Юрий Ефимович
  • Быков Сергей Владленович
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Козлов Юрий Анатольевич
SU1534744A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРЕХФАЗНОГО НАПРЯЖЕНИЯ 1994
  • Климаш В.С.
RU2071632C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 761 246 C1

Реферат патента 2021 года Система возбуждения асинхронизированной синхронной машины

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления возбуждением асинхронизированных синхронных машин, которые используются в энергетике для потребления или генерирования активной и реактивной мощности. Техническим результатом изобретения является получение системы возбуждения асинхронизированной синхронной машины с улучшенными массогабаритными показателями, расширенными функциональными возможностями и возможностью осуществлять рекуперацию энергии по цепи ротора без использования реверсивных выпрямителей. Система возбуждения асинхронизированной синхронной машины содержит два автономных однофазных мостовых инвертора напряжения, источник постоянного напряжения, двухфазно-пятифазный трансформатор с вращающимся магнитным полем, три пятифазных циклоконвертора. Первая, вторая и третья обмотки трехфазного ротора подключены к выходам первого, второго и третьего пятифазных мостовых циклоконверторов, входы которых объединены и подключены к выходам вторичных обмоток двухфазно-пятифазного трансформатора с вращающимся магнитным полем. Входы первой и второй первичных обмоток трансформатора подключены соответственно к выходам первого и второго однофазных мостовых инверторов напряжения, входы которых объединены и подключены к источнику постоянного напряжения. Оба однофазных мостовых инвертора напряжения выполнены со 180° алгоритмом управления и широтно-импульсной модуляцией. Выходные напряжения инверторов сдвинуты по фазе относительно друг друга на 90°. Сигналы на управляемые ключи циклоконверторов формируются системой управления. К входам системы управления подключены сигналы с датчиков тока и напряжения на выходе источника постоянного напряжения, сигналы датчиков тока и напряжения вторичной обмотки трансформатора, сигнал с датчика напряжения обмотки статора, сигнал с датчика положения ротора, а также сигнал управления скоростью вращения ротора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 761 246 C1

Система возбуждения асинхронизированной синхронной машины, содержащая преобразователь частоты, питающий обмотки ротора, устройство управления, к входам которого подключены выходы датчиков напряжения статора и положения ротора, а к выходу - управляющий вход преобразователя частоты, отличающаяся тем, что в качестве преобразователя частоты взят пятифазный мостовой циклоконвертор, выполненный на базе трансформатора с вращающимся магнитным полем, на входе которого установлены два мостовых однофазных инвертора, подключенных к источнику постоянного напряжения, при этом оба однофазных мостовых инвертора напряжения выполнены со 180° алгоритмом управления и широтно-импульсной модуляцией, а их выходные напряжения сдвинуты по фазе относительно друг друга на 90°, при этом сигналы на управляемые ключи циклоконверторов формируются системой управления, к входам которой подключены сигналы с датчиков тока и напряжения на выходе источника постоянного напряжения, сигналы датчиков тока и напряжения вторичной обмотки трансформатора, сигнал с датчика напряжения обмотки статора, сигнал с датчика положения ротора, а также сигнал управления скоростью вращения ротора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2761246C1

Пневматическое усилительное реле для дистанционного регулирования 1957
  • Кербунов В.В.
SU113440A1
Устройство для возбуждения асинхронизированной синхронной машины 1987
  • Савельев Юрий Ефимович
  • Быков Сергей Владленович
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Козлов Юрий Анатольевич
SU1534744A1
Устройство реверсивного безщеточного возбуждения синхронной машины 1986
  • Савельев Юрий Ефимович
  • Кононенко Вера Васильевна
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Кузьмин Виктор Владимирович
SU1361704A1
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ВОЗБУЖДЕНИЯ АСИНХРОНИЗИРОВАННОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ 0
SU323835A1
CN 106936282 A, 07.07.2017
US 3859578 A, 07.01.1975
Тканенаправитель к машинам, например, отделочного текстильного производства 1962
  • Слонимский А.Д.
SU151665A1

RU 2 761 246 C1

Авторы

Дубовик Михаил Евгеньевич

Соловьев Вячеслав Алексеевич

Климаш Владимир Степанович

Даты

2021-12-06Публикация

2021-05-07Подача