Изобретение относится к средствам имитации воздушных целей, в частности к подвижным имитаторам воздушных целей (ИВЦ), и может быть использовано для проведения испытаний зенитных ракетных и зенитных артиллерийских комплексов с инфракрасными и фотоконтрастными системами наведения, а также для обучения и тренировки расчетов упомянутых комплексов при проведении учебно-боевых стрельб.
Известен имитатор воздушных целей (см. патент RU №2442947, МПК F41J 9/08, F42B 8/12, F42B 15/10, опубл. 20.02.2012 г.), состоящий из ракетного двигателя со стабилизаторами и головной части. Головная часть включает размещенные в ней трассеры передней и задней групп, бортовой источник тока, блок электронной задержки включения трассеров. Имитатор снабжен хвостовым оперением вращения вокруг продольной оси, выполненным в виде плоских перьев. Перья закреплены радиально на двигателе за стабилизаторами под углом к продольной оси. Трассеры задней группы закреплены на двигателе и ориентированы рабочими торцами назад. Трассеры задней группы включаются от пусковой установки при старте имитатора. Трассеры передней группы размещены в головной части, ориентированы рабочими торцами вперед. Трассеры передней группы включаются через блок задержки от бортового источника тока. Трассеры для каждой группы расположены симметрично относительно продольной оси имитатора воздушных целей.
Недостатки данной конструкции в том, что трассеры передней группы, размещенные в головной части, ориентированы рабочими торцами вперед. От набегающего потока воздуха возможно затухание трассеров, что приводит к недостаточному уровню инфракрасного излучения для захвата и сопровождения средствами наведения зенитными комплексами, а также выдувание горящих частиц состава трассера, продолжающих горение в процессе полета, что приводит к перенаведению на отделившиеся от трассера части.
Известен имитатор воздушных целей, принятый за прототип (см. патент RU №2651457 МПК F41J 9/08, F42B 8/12, опубл. 19.04.2018 г.), состоящий из стартового двигателя со стабилизаторами, платы электронной задержки включения маршевого двигателя и источника питания, маршевого двигателя, головного отсека, отсек трассеров, включающего в себя трассеры, ориентированные рабочими торцами назад и вперед, отражатели. Сопла маршевого двигателя размещены под определенным углом для поддержания стабильного вращения имитатора вокруг продольной оси.
Недостатки прототипа в том, что при горении трассеров в полете ИВЦ под действием перегрузок, вибраций и набегающего потока воздуха от трассеров отделяется горящий пиротехнический состав. Отделяющиеся части пиротехнического состава по уровню теплового излучения сопоставимы с самими трассерами. Это приводит к перенаведению систем инфракрасного и фотоконтрастного слежения (головок самонаведения ракет, оптико-электронных станций обнаружения и сопровождения целей) и уводу зенитных ракет с ИВЦ.
Такие пуски ракет не учитываются при оценке характеристик зенитных комплексов, опыт повторяется, что приводит к удорожанию процесса испытаний. Также такие пуски не оцениваются при проведении учебно-боевых стрельб.
Предлагаемым изобретением решается задача: улучшение технических характеристик имитатора воздушных целей, повышение безопасности, снижение стоимости.
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в удержании крупных частей в корпусе трассера и измельчении выходящего за пределы трассера пиротехнического состава за счет металлической сетки.
Размещение трассеров в металлической сетке позволяет удерживать отделившиеся от них горящие части пиротехнического состава, либо производить измельчение выходящих за пределы сетки частей.
Предложенная конструкция имитатора воздушных целей обеспечивает устойчивое горение пиротехнического состава и достаточный уровень инфракрасного излучения для устойчивого захвата и наведения тепловых головок самонаведения и оптико-электронных систем обнаружения, захвата и сопровождения целей на всей траектории полета ИВЦ.
Техническое решение с признаками, отличающими заявленное решение от прототипа, не известно и явным образом из уровня техники не следует. Это позволяет считать, что предлагаемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где изображен общий вид варианта исполнения предложенного ИВЦ.
Имитатор воздушных целей содержит стартовый двигатель 1 со стабилизаторами 2, плату электронной задержки 3 включения трассеров, плату задержки 4 включения маршевого двигателя и источник питания 5, маршевый двигатель 6, головной отсек 7, отсек трассеров 8, включающий в себя трассеры, ориентированные рабочими торцами назад 9 и вперед 10, отражатели 11 и 12. Сопла 13 маршевого двигателя 6 размещены под определенным углом для поддержания стабильного вращения имитатора вокруг продольной оси. Трассеры 9 и 10 помещены в металлическую сетку сечением 3-6 мм, исключающую отделение горящего пиротехнического состава.
Траектория полета ИВЦ задается путем задания углов возвышения и курса на пусковой установке.
Сигнал запуска ИВЦ подается на электровоспламенитель бортового источника питания 5. После выхода батареи на режим подается сигнал на электровоспламенитель стартового двигателя 1. Мишень выходит из контейнера и летит по баллистической траектории, трассеры 9 загораются от сигнала подаваемого с платы задержки 4 включения маршевого двигателя 6, отражатель 11 обеспечивает заданный уровень инфракрасного излучения в заднюю полусферу. В этот момент ИВЦ может быть обстрелян зенитными ракетами с тепловыми головками самонаведения «вдогон». По прошествии времени, достаточного для достижения безопасного удаления мишени от пусковой установки, сигнал, поступающий с платы электронной задержки 3, производит поджог трассеров 10, отражатель 12 обеспечивает заданный уровень инфракрасного излучения в переднюю полусферу и мишень может быть обстреляна зенитными ракетами с тепловыми головками самонаведения «навстречу».
Горение пиротехнического состава трассеров происходит в корпусе трассеров без выхода за пределы металлической сетки 14, размещенной на корпусе трассеров 9, 10, что исключает перенаведение средств наведения зенитных комплексов на отделившиеся горящие части трассера.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Имитатор воздушных целей | 2017 |
|
RU2651457C1 |
ИМИТАТОР ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2010 |
|
RU2442947C1 |
ИМИТАТОР ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2002 |
|
RU2193747C1 |
ИМИТАТОР ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ | 1997 |
|
RU2123168C1 |
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА-МИШЕНЬ | 2006 |
|
RU2326339C1 |
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА | 1999 |
|
RU2169341C1 |
УЧЕБНЫЙ ИМИТАТОР БОЕВОГО СРЕДСТВА | 2021 |
|
RU2773419C1 |
ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ | 1996 |
|
RU2111445C1 |
ИМИТАТОР БОЕВОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2486427C1 |
Имитатор воздушных целей | 2020 |
|
RU2769455C1 |
Изобретение относится к области военной техники и касается имитатора воздушных целей. Имитатор содержит стартовый двигатель со стабилизаторами, обеспечивающими вращение имитатора, плату электронной задержки включения трассеров, отсек трассеров, маршевый двигатель и головной отсек с баллистическим наконечником. Трассеры помещены в металлическую сетку сечения 3-6 мм для исключения отделения горящего пиротехнического состава. Технический результат заключается в повышении устойчивости горения пиротехнического состава и обеспечении уровня инфракрасного излучения, достаточного для устойчивого захвата и наведения тепловых головок самонаведения и оптико-электронных систем обнаружения, захвата и сопровождения целей на всей траектории полета. 1 ил.
Имитатор воздушных целей, содержащий стартовый двигатель со стабилизаторами, обеспечивающими вращение имитатора, плату электронной задержки включения трассеров, отсек трассеров, маршевый двигатель, головной отсек с баллистическим наконечником, отличающийся тем, что трассеры независимо от их расположения на корпусе имитатора помещены в металлическую сетку сечения 3-6 мм для исключения отделения горящего пиротехнического состава.
Имитатор воздушных целей | 2017 |
|
RU2651457C1 |
ИМИТАТОР ВОЗДУШНЫХ ЦЕЛЕЙ | 2010 |
|
RU2442947C1 |
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА-МИШЕНЬ | 2002 |
|
RU2222767C1 |
US 5317163 A1, 31.05.1994. |
Авторы
Даты
2021-12-22—Публикация
2021-04-05—Подача