СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ПОСАДКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОКОМПЛЕКСА" Российский патент 2022 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2765537C1

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов.

Из уровня техники известно устройство для определения психофизиологического состояния человека (патент на изобретение RU №2001130178), содержащее датчик электрокожного сопротивления (ЭКС), подключенный к измерительному блоку, отличающееся тем, что в устройство дополнительно введен датчик фотоплетизмограммы (ФПГ), установленный с датчиком электрокожного сопротивления в одном блоке, выходы датчиков подключены через двухканальный измерительный блок к соответствующим каналам блока обработки сигналов, выходы которого соединены с анализатором психофизиологического состояния, а выход его соединен с блоком тест-стимулов воздействия на человека, каждый канал измерительного блока выполнен в виде последовательно соединенных шумоподавляющих фильтров, усилителей и аналого-цифровых преобразователей, а блок обработки сигналов выполнен в виде последовательно соединенных по каналу каждого датчика цифровых фильтров, дифференциаторов, компараторов, причем выход компаратора канала датчика ЭКС соединен с блоком определения психоэмоционального состояния человека, а выход компаратора канала датчика ФПГ соединен с вариометром RR интервалов, выход которого через анализатор RR интервалов соединен с определителем состояния сердечно сосудистой системы, выходы каждого канала блока обработки сигналов соединены с анализатором психофизиологического состояния человека, выход которого соединен с блоком выбора тест-стимулов, воздействующих на человека. Недостатком этого технического решения является невозможность увязки (комплексирования) компонентов профессиональной и функциональной надежности профессиональной деятельности.

Техническая задача, решаемая с помощью заявляемого изобретения, заключается в расширении арсенала методов психофизиологического обеспечения профессиональной подготовки летного состава.

Решение технической задачи состоит в способе нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении посадки с использованием радиокомпаса, заключающийся в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса - х1ф - и частоты дыхания - х2ф;

с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения посадки с использованием радиокомпаса так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины вертикальной скорости - х3р, приборной скорости - х4р, крена - х5р, высоты полета - х6р, курса - х7р, абсцисса точки глиссады - х8р, ордината точки глиссады - х9р и аппликата точки глиссады - х10р;

при выполнении посадки с использованием радиокомпаса с момента начала до момента окончания ее выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частота пульса - x1 - и частота дыхания - х2 - летчика,

вертикальная скорость - х3р, приборная скорость - х4р, крен - х5р, высота полета - х6р, курс - х7р - и абсцисса точки текущего пространственного положения вертолета - х8р, ордината точки текущего пространственного положения вертолета - х9р - и аппликата точки текущего пространственного положения вертолета - х10р,

причем координаты точки глиссады и точки текущего пространственного положения вертолета определяют в одной системе координат,

а по завершении успешно выполненной посадки с использованием радиокомпаса:

1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

2) из каждого массива величин А1…А10, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

3) величины, оставшиеся в массивах А1…А10 усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m10;

4) среднее арифметическое значение величин m1…m10 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как:

«адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения посадки с использованием радиокомпаса и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Технический результат, достигаемый указанной совокупностью признаков, заключается в обеспечении возможности оценить летную нагрузку летчика вертолета с учетом компонентов его функциональной и профессиональной надежности.

Реализация заявляемого изобретения заключается в следующем.

Не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика.

Зарегистрированные значения частоты пульса и частоты дыхания усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания.

С помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения «Посадка с использованием радиокомпаса» так, чтобы в любой i-й точке этой траектории были известны величины вертикальной скорости (х3р), приборной скорости (х4р), крена (х5р), высоты полета (х6р), курса (х7р), абсцисса точки глиссады (х8р), ордината точки глиссады (х9р) и аппликата точки глиссады (х10р).

При выполнении упражнения «Посадка с использованием радиокомпаса» с момента начала до момента окончания выполнения упражнения с частотой 2 Гц:

регистрируют текущие величины частоты пульса (x1) и частоты дыхания (х2) летчика, применяя для этого датчики, встроенные в снаряжение летчика либо биорадиолокатор, закрепленный в кабине так, чтобы его излучатель и приемник были направлены на лицо летчика,

с помощью бортового оборудования вертолета либо по послеполетному анализу материалов объективного контроля определяют величины вертикальной скорости (х3), приборной скорости (х4), крена (х5), высоты полета (х6), курса (х7), абсцисса точки глиссады (х8), ордината точки глиссады (х9) и аппликата точки глиссады (х10), с привязкой значений к точкам регистрации частоты пульса и частоты дыхания.

По завершении успешно выполненного упражнения:

1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения каждой величины от фоновых или расчетных (рассчитанных по математической модели) значений (получая, соответственно значения A1, А2, А10):

для x1 и х2 (величины А1 и А2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением:

для х3, х4, х5, х6, х7, х8, х9 и х10 (величины A3, А4, А5, А6, А7, А8, А9, А10) - это частное модуля разности между текущим и расчетным (рассчитанным по математической модели) значением показателя и его расчетным значением:

2) из каждого массива величин А1…А10, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя, исключают по две максимальных и две минимальных величины. Если имеется несколько одинаковых величин, подлежащих исключению, то из рассмотрения исключают столько их значений, чтобы в итоге из каждого массива Δi, i={1, 2,…10}, были исключены всего две максимальных и две минимальных величины;

3) величины, оставшиеся в массивах А1…А10 после выполнения предыдущего этапа усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m10;

4) среднее арифметическое значение величин m1…m10 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN

по величине которого летную нагрузку оценивают как:

«адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5,

«неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1,

«существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Пороговые значения IPLN устанавливают отдельно для соответствующих категорий летного состава.

Динамика IPLN позволяет оценить формирование профессиональных навыков (профессиональной надежности, характеризуемой показателями качества пилотирования) с учетом компонентов функциональной надежности, характеризуемой показателями психофизиологического состояния.

Пример реализации заявляемого способа для двух точек регистрации показателей показан в таблицах 1-4.

Для каждого показателя x1…x6 указаны их фоновые (для x1 и х2) и расчетные (для остальных показателей) значения (таблица 1). Для простоты изложения значения всех показателей указаны в условных единицах.

Считаем, что число точек регистрации показателей при выполнении упражнения - 10. Зарегистрированные значения показателей представлены в таблице 2.

Для каждого значения показателя xi в каждой точке регистрации рассчитана и показана в таблице величина Δi (таблица 3).

Затем для каждого массива величин А1…А10, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации каждого показателя (величины Δi, указанные в одной строке таблицы), исключаем по две максимальных и две минимальных величины - в таблице исключенные величины зачеркнуты. Таким образом, из каждого массива Δi, содержащего 10 величин (по числу точек регистрации) в рассмотрении остаются 6 величин (таблица 3).

Усредняя оставшиеся после исключения величины из каждого массива Δi, рассчитываем их средние арифметические значения, которые являются величинами m1…m10 (таблица 4).

Усредняя величины m1…m10, получаем величину IPLN (таблица 4).

Рассчитанная величина IPLN=0,281 не превышает 0,5, поэтому летную нагрузку оцениваем как адекватную.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-013-00306.

Похожие патенты RU2765537C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ПОСАДКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУРСО-ГЛИССАДНЫХ СИСТЕМ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Кукушкин Юрий Александрович
  • Загребина Софья Александровна
RU2765536C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Солдатов Сергей Константинович
  • Свиридюк Георгий Анатольевич
RU2765530C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ГОРКА" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Дворников Михаил Вячеславович
  • Бычков Евгений Викторович
RU2765534C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ФОРСИРОВАННЫЙ ВИРАЖ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Солдатов Евгений Сергеевич
  • Конкина Александра Сергеевна
RU2765532C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ПИКИРОВАНИЕ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Филатов Владимир Николаевич
  • Замышляева Алена Александровна
RU2765533C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ГАШЕНИЕ СКОРОСТИ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Солдатов Алексей Сергеевич
  • Бычков Евгений Викторович
RU2765531C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "РАЗГОН СКОРОСТИ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Романов Роман Валерьевич
  • Замышляева Алена Александровна
RU2765535C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ВИРАЖ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Шишов Анатолий Анатольевич
  • Загребина Софья Александровна
RU2764053C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "СПИРАЛЬ ЛЕВАЯ ВОСХОДЯЩАЯ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Кисляков Юрий Юрьевич
  • Котлованов Константин Юрьевич
RU2764052C1
СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "СПИРАЛЬ ПРАВАЯ НИСХОДЯЩАЯ" 2021
  • Коронков Сергей Олегович
  • Хабибуллин Газинур Абдулхакович
  • Богомолов Алексей Валерьевич
  • Хабибуллин Наиль Абдулхакович
  • Манакова Наталья Александровна
RU2764054C1

Реферат патента 2022 года СПОСОБ НОРМИРОВАНИЯ ЛЁТНОЙ НАГРУЗКИ ЛЁТЧИКА ВЕРТОЛЁТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЯ "ПОСАДКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАДИОКОМПЛЕКСА"

Изобретение относится к способам профессиональной подготовки летчиков вертолетов. Предложен способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении упражнения «Посадка с использованием радиокомпаса» состоит в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса (х1ф) и частоты (х2ф) дыхания; с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения упражнения так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины вертикальной скорости (х3р), приборной скорости (х4р), крена (х5р), высоты полета (х6р), курса (х7р), абсцисса точки глиссады (х8р), ордината точки глиссады (х9р) и аппликата точки глиссады (х10р); при выполнении упражнения с момента начала до момента окончания его выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей: частота пульса (x1) и частота дыхания (х2) летчика, вертикальная скорость (х3р), приборная скорость (х4р), крен (х5р), высота полета (х6р), курс (х7р) и абсцисса точки текущего пространственного положения вертолета (х8р), ордината точки текущего пространственного положения вертолета (х9р) и аппликата точки текущего пространственного положения вертолета (х10р), причем координаты точки глиссады и точки текущего пространственного положения вертолета определяют в одной системе координат, а по завершении успешно выполненного упражнения: 1) для каждой точки регистрации рассчитывают относительные отклонения текущих значений каждого показателя от фоновых или расчетных значений (соответственно значения Δ1, Δ2, …, Δ10): для x1 и х2 (величины Δ1 и Δ2) - это частное модуля разности между текущим и фоновым значением показателя и его фоновым значением, для х3, х4, х5, х6, х7, х8, х9 и х10 (величины Δ3, …, Δ10) - это частное модуля разности между текущим и расчетным значением показателя и его расчетным значением; 2) из каждого массива величин А1…А10, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины; 3) величины, оставшиеся в массивах А1…А10, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m10; 4) среднее арифметическое значение величин m1…m10 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как: «адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения упражнения и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором. Изобретение обеспечивает возможность оценить летную нагрузку летчика вертолета с учетом компонентов его функциональной и профессиональной надежности. 4 табл.

Формула изобретения RU 2 765 537 C1

Способ нормирования профессиональной нагрузки летчика вертолета при выполнении посадки с использованием радиокомпаса, заключающийся в том, что не позднее чем за 10 минут до начала тренажерной подготовки не менее трех раз регистрируют частоту пульса и частоту дыхания летчика, зарегистрированные значения усредняют, вычисляя их средние арифметические значения, и считают их фоновыми значениями частоты пульса - х1ф - и частоты дыхания - х2ф;

с помощью математического моделирования рассчитывают оптимальную траекторию выполнения посадки с использованием радиокомпаса так, чтобы в любой точке этой траектории были известны величины вертикальной скорости - х3р, приборной скорости - х4р, крена - х5р, высоты полета - х6р, курса - х7р, абсцисса точки глиссады - х8р, ордината точки глиссады - х9р и аппликата точки глиссады - х10р;

при выполнении посадки с использованием радиокомпаса с момента начала до момента окончания ее выполнения с частотой 2 Гц регистрируют текущие величины показателей:

частота пульса - х1 - и частота дыхания - х2 - летчика,

вертикальная скорость - х3р, приборная скорость - х4р, крен - х5р, высота полета - х6р, курс - х7р - и абсцисса точки текущего пространственного положения вертолета - х8р, ордината точки текущего пространственного положения вертолета - х9р - и аппликата точки текущего пространственного положения вертолета - х10р,

причем координаты точки глиссады и точки текущего пространственного положения вертолета определяют в одной системе координат,

а по завершении успешно выполненной посадки с использованием радиокомпаса:

1 - для каждой точки регистрации рассчитывают величины:

2) из каждого массива величин А1…А10, представляющего собой совокупность этих величин для всех точек регистрации, исключают по две максимальных и две минимальных величины;

3) величины, оставшиеся в массивах А1…А10, усредняют, рассчитывая их среднее арифметическое значение, получая величины m1…m10;

4) среднее арифметическое значение величин m1…m10 считают оценкой интегрального показателя летной нагрузки IPLN, по величине которого летную нагрузку оценивают как:

«адекватная», если величина IPLN не превышает 0,5, «неадекватная», если величина IPLN находится в диапазоне от 0,5 до 1, «существенно неадекватная», если величина IPLN превышает 1 - считая, что если летная нагрузка «неадекватная», то летчик нуждается в дополнительных тренировках выполнения посадки с использованием радиокомпаса и занятиях по психофизиологической подготовке, а если летная нагрузка «существенно неадекватная», то летчик направляется на курсы повышения квалификации или на дополнительные занятия с инструктором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2765537C1

RU 2001130178 A, 20.06.2003
CN 104133473 B, 05.11.2014
JP 4813058 B2, 09.11.10211
US 9950112 B2, 07.11.2013.

RU 2 765 537 C1

Авторы

Коронков Сергей Олегович

Хабибуллин Газинур Абдулхакович

Богомолов Алексей Валерьевич

Карпова Татьяна Михайловна

Свиридюк Георгий Анатольевич

Даты

2022-01-31Публикация

2021-01-27Подача