Привод ДВС, снабженный механизмами Рёло Российский патент 2022 года по МПК F02B75/22 F02B75/32 

Описание патента на изобретение RU2765671C1

Изобретение относится к поршневым машинам с кривошипно-шатунным механизмом привода и может быть использовано в их конструкциях.

Известен поршневой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с приводом, содержащим картер, цилиндр, поршень, шатун, коленчатый вал [1].

В четырехтактных ДВС поступательное движение поршня через шатун преобразуется во вращательное движение коленчатого вала в ряде последовательных подготовительных процессов, в совокупности, образующих рабочий цикл: впуск - сжатие - сгорание смеси воздуха и топлива (рабочий ход) - выпуск. Рабочий цикл происходит за два оборота коленчатого вала.

Известен кривошипно-ползунный четырехзвенный прямолинейно-направляющий механизм [2], в котором точка, находящаяся на окружности, проходящей через точки ползунов, находящихся в направляющих и точку пересечения осей направляющих, описывает прямолинейную траекторию, проходящую через точку пересечения осей ползунов, а в частном случае, при совпадении ее с точкой пересечения осей ползунов, описывает прямолинейную траекторию, перпендикулярную к оси, образующей равные углы с осями направляющих.

Задачей предлагаемого изобретения является создание компактного ДВС высокой удельной мощности с механизмом привода, обеспечивающего двустороннюю передачу нагрузок шатуну, передаваемых им на коленчатый вал в циклах «рабочий ход».

Технический результат достигается снабжением ДВС с приводом, содержащим картер, цилиндр, поршень, шатун, коленчатый вал механизмом, содержащим шарнирно соединенные посредством коромысел ползуны и направляющие, в котором ползуны заменены поршнями, а направляющие - цилиндрами.

На Фиг. 1 показана упрощенная модель единичного блока ДВС в разрезе по осям цилиндров, содержащая картер, средний цилиндр, поршень, шатун, коленчатый вал, снабженная, содержащими шарнирно соединенные посредством коромысел ползуны и направляющие, образующие механизмы в которых ползуны заменены поршнями, а направляющие - цилиндрами. Элементы, не относящиеся к предмету данного изобретения, на модели не показаны.

На Фиг. 2 показана упрощенная модель единичного блока ДВС в разрезе по осям цилиндров, содержащая картер, средний цилиндр с ползуном и направляющими, шатун, коленчатый вал, снабженная, содержащими шарнирно соединенные посредством коромысел ползуны и направляющие, образующие механизмы в которых ползуны заменены поршнями, а направляющие - цилиндрами. Элементы, не относящиеся к предмету данного изобретения, на модели не показаны.

На Фиг. 3 показана упрощенная, частично детализованная модель многоблочного ДВС, содержащая картер, цилиндры, поршни, шатуны, коленчатый вал, в рядном исполнении средних цилиндров. Элементы, не относящиеся к предмету данного изобретения, на модели не показаны.

На Фиг. 4 показана частично детализованная модель многоцилиндрового ДВС с одним поршнем в среднем цилиндре и четырьмя парами боковых поршней без элементов, не относящихся к предмету данного изобретения.

На Фиг. 5 показана модель компоновки двух ДВС с редуктором между ними.

ДВС, фиг. 1, с приводом, содержащим картер, цилиндр, поршень, шатун, коленчатый вал, снабженный, содержащими шарнирно соединенные посредством коромысел ползуны и направляющие, образующие механизмы в которых ползуны заменены поршнями, а направляющие - цилиндрами, состоит из картера 1, в котором установлены средний цилиндр 2 и боковые цилиндры 3, а также коленчатый вал 4, имеющий шарнирную связь посредством шатуна 5 со штоком 6, который шарнирно соединен с коромыслами 7, на которых шарнирно установлены поршни 8, помещенные в боковые цилиндры 3. В средний цилиндр 2 помещен поршень 9, соединенный со штоком 6.

Работа ДВС с указанным выше приводом заключается в преобразовании возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение выходного вала и происходит следующим образом.

В установленных в картер 1 среднем цилиндре 2 и боковых цилиндрах 3, поршни 8 и 9, имеющие возможность перемещения и получающие энергию от теплового расширения газов, посредством штока 6 и коромысел 7 через шатун 5 передают движение на коленчатый вал 4, заставляя его вращаться. Особенностью работы данного ДВС является то, что в боковых цилиндрах 3, образующих механизмы организованы и одновременно происходят одноименные рабочие процессы, отличные от процесса в среднем цилиндре 2, что обеспечивает равномерное чередование рабочих тактов и способствует равномерному распределению боковых нагрузок, передаваемых посредством штока 6 и связанного с ним поршня 9 на стенки среднего цилиндра 2, а также уменьшает усилия, стремящиеся сместить и повернуть ось штока 6, связанного с шатуном 5 от оси симметрии коромысел 7. В боковых цилиндрах 3 рабочие процессы происходят как при прямом, так и при обратном перемещении штока 6, передающего усилия на шатун 5, в обоих направлениях. В среднем цилиндре 2 вместо поршня 9 может быть установлен ползун 10, взаимодействующий с направляющей 11 (см. фиг. 2).

Коромысло 7 входит во вращательные пары А и В с ползунами (поршнями 8), скользящими в неподвижных направляющих b-b и d-d (скользящими в цилиндрах 3). При движении поршня 8 (ползуна) в цилиндре 3 (в направляющих b-b) точка С коромысла 7, совпадающая с точкой пересечения осей направляющих b-b и d-d (совпадающая с точкой пересечения осей цилиндров 3) описывает прямолинейную траекторию а-а, перпендикулярную к оси Ох, образующей равные углы α с осями направляющих b-b и d-d. Таким образом, привод ДВС оснащен кривошипно-ползунным четырехзвенным прямолинейно-направляющим механизмом что подтверждается графически и проверено объемным моделированием.

Ход поршня L(cp.) в среднем цилиндре определяется по формуле:

L(cp.)=2R, где R - радиус кривошипа коленчатого вала.

Ход поршня L(бок.) в боковом цилиндре определяется по формуле:

L(бок.)=2R Sinα, где R - радиус кривошипа коленчатого вала, α - 0,5 угла между осями боковых цилиндров (см. фиг. 1).

Рабочий объем среднего цилиндра для выравнивания усилий, передаваемых его поршнем посредством штока и шатуна на коленчатый вал, с суммарными усилиями, передаваемыми на шатун двумя поршнями в боковых цилиндрах, должен быть, примерно, равен суммарному рабочему объему боковых цилиндров, что обеспечит равномерную нагрузку на шатун во всех тактах работы двигателя.

Единичные блоки ДВС, с целью повышения мощности, могут быть соединены в многоблочный агрегат с общим картером и единым коленчатым валом (см. фиг. 4).

Для уравновешивания двух ДВС, например, в двухмоторном летательном аппарате, может быть использован принцип взаимного гашения колебаний одинаковых встречно движущихся масс, при их симметричном расположении по отношению к редуктору 12, имеющему выходной вал 13, на который они передают крутящий момент (см. фиг. 5).

Источники информации

1. А.С. Орлин, М.Г. Круглов, «Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей», Москва, «Машиностроение», 1990, стр. 5, 6.

2. И.И. Артоболевский, «Механизмы в современной технике» в 7 томах, том 2, Москва, «Наука», 1979, стр. 473, 474, механизмы 1471, 1472.

Похожие патенты RU2765671C1

название год авторы номер документа
ДВС с противоположными цилиндрами, снабженный механизмом, изменяющим направление передачи усилий 2021
  • Иванов Александр Васильевич
  • Столяров Сергей Павлович
RU2768343C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Иванов Александр Васильевич
RU2436973C1
Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания 2021
  • Кореневский Геннадий Витальевич
RU2776460C1
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДВИГАТЕЛЬ, СНАБЖЕННАЯ ПРЯМИЛАМИ УАТТА 2015
  • Иванов Александр Васильевич
  • Столяров Сергей Павлович
  • Столяров Андрей Сергеевич
RU2612868C2
Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания 2020
  • Кореневский Геннадий Витальевич
RU2739105C1
Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания с переменными степенями сжатия и расширения 2022
  • Кореневский Геннадий Витальевич
RU2784514C1
Объемная поршневая машина 1982
  • Чемерский Анатолий Васильевич
SU1038510A1
Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания и способ его работы 2019
  • Кореневский Геннадий Витальевич
RU2729562C1
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2011
  • Иванов Александр Васильевич
  • Столяров Сергей Павлович
RU2467174C2
ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Виноградов Геннадий Иванович
RU2020249C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 765 671 C1

Реферат патента 2022 года Привод ДВС, снабженный механизмами Рёло

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания с приводом содержит по меньшей мере один единичный блок, содержащий картер (1), средний цилиндр (2), боковые цилиндры (3), поршни, шатун (5) и коленчатый вал (4). Двигатель снабжен штоком (6) и коромыслами (7). Коленчатый вал (4) шарнирно связан посредством шатуна со штоком (6). Шток (6) шарнирно соединен с коромыслами (7). На коромыслах (7) шарнирно установлены поршни (8), помещенные в боковые цилиндры (3), образующие механизмы Рёло. В средний цилиндр (2) помещен поршень (9), соединенный со штоком (6). Технический результат заключается в улучшении компактности двигателя и в повышении удельной мощности. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 765 671 C1

1. Двигатель внутреннего сгорания с приводом, содержащий, по меньшей мере, один единичный блок, содержащий картер, средний цилиндр, боковые цилиндры, поршни, шатун и коленчатый вал, отличающийся тем, что двигатель снабжен штоком и коромыслами, коленчатый вал шарнирно связан посредством шатуна со штоком, шток шарнирно соединен с коромыслами, на коромыслах шарнирно установлены поршни, помещенные в боковые цилиндры, образующие механизмы Рёло, а в средний цилиндр помещен поршень, соединенный со штоком.

2. Двигатель с приводом по п. 1, отличающийся тем, что в боковых цилиндрах организованы и одновременно происходят одноименные рабочие процессы, отличные от процесса в среднем цилиндре.

3. Двигатель с приводом по п. 1, отличающийся тем, что единичные блоки, соединены в многоблочный агрегат с общим картером и единым коленчатым валом.

4. Двигатель с приводом по п. 1, отличающийся тем, что два одноблочных двигателя уравновешены на принципе взаимного гашения колебаний одинаковых встречно движущихся масс при их симметричном и на общей оси средних цилиндров расположении по отношению к редуктору, на который они передают крутящий момент.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2765671C1

Паста для получения проводящих покрытий на поверхности, например керамики, стекла или слюды, способом вжигания 1960
  • Симанович И.М.
  • Югов В.А.
SU133568A1
И.И
Артоболевский "Механизмы в современной технике", том 2, М, "Наука", главная редакция физико-математической литературы, 1979 г., стр
Способ смены деревянных мостовых ферм 1922
  • Петропавловский С.Д.
SU473A1
US 1874195 A, 30.08.1932
DE 102008047719 A1, 08.04.2010
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания 1989
  • Агафонов Евгений Федорович
SU1760141A1
US 5924394 A, 20.07.1999.

RU 2 765 671 C1

Авторы

Иванов Александр Васильевич

Столяров Сергей Павлович

Даты

2022-02-01Публикация

2021-03-22Подача