ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 9М96 Российский патент 2022 года по МПК F42B10/60 F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2767645C1

Область техники, к которой относится изобретение.

Изобретение относится к области военной техники, а именно ракетам с газодинамической системой управления, и может быть использовано при разработке управляемых ракет, противоракет и баллистических ракет.

Уровень техники.

Известны конструкции систем управления и стабилизации ракет:

- Карпенко А.В. Российское ракетное оружие 1943-1993 г., справочник, издание второе, СПБ, "ПИКА", 1993, стр. 135, 145, 146;

- Авиация ПВО России и научно-технический прогресс: Боевые комплексы и системы вчера, сегодня, завтра / под ред. Е.А. Федосова, М., Дрофа, 2001, стр. 214, 215, 282, 286-290;

- Патент РФ RU 2327949 Cl, F42B 15/00, дата публикации 27.06.2008;

- Патент РФ RU 2380651 Cl, F42B 15/00, дата публикации 27.01.2010;

- Патент США US 20040084564 Al, F42B 15/00, дата публикации 06.05.2004;

- Патент США US 20050011989 Al, F42B 15/00, дата публикации 20.01.2005;

- Патент № RU 2548957 Cl, F42B 15/00, дата публикации 20.04.2015.

Общим недостатком этих изобретений, по-нашему мнению, является необходимость применения доразгона ракеты на участке наведения. Такое выполнение ракеты обеспечивает увеличение располагаемых перегрузок в районе цели на больших высотах от 30 до 40 км за счет проекции тяги двигателя ракеты на нормаль к ее вектору скорости и повышения скоростного напора вследствие увеличения скорости полета ракеты в районе цели.

Однако, на больших высотах эффективность

аэродинамических рулей неизбежно снижается, что приводит к замедленному выходу ракеты на требуемые углы атаки и, соответственно, к снижению вероятности поражения цели. При атаке заатмосферных целей аэродинамические рули становятся полностью неэффективны.

В качестве близкого аналога изобретения может быть рассмотрено техническое решение, предложенное в патенте РФ - «Устройство для управления высокоманевренной ракетой», патент № RU 2146353 Cl, дата публикации 10.03.2000. Положительный эффект данного технического решения по сравнению с аналогами достигается тем, что в ракете, содержащей головку самонаведения, блок управления, маршевый двигатель, аэродинамические рули-элероны, установленные в носовой части ракеты вне зоны воздействия истекающей струи двигателя поперечного управления, аэродинамические поверхности, установленные в хвостовой части ракеты, используется двигатель поперечного управления с по меньшей мере двумя газогенераторами и радиальными соплами, установленный на подшипниках и вращающийся относительно продольной оси ракеты специальным приводом отличающийся тем, что радиальный угол между соседними соплами двигателя поперечного управления, умноженный на целое число, составляет 90°, к каждой заглушке подведен пиропатрон, соединенный линией связи с выходом блока управления, а аэродинамические поверхности скреплены с внешним кольцом подшипника, внутреннее кольцо которого закреплено на газоводе маршевого двигателя.

Недостатками близкого аналога изобретения являются:

- отработка промаха ракеты относительно цели осуществляется двигателем поперечного управления в виде отдельного отсека ракеты, продольная ось которого установлена на подшипнике с обеспечением вращения отсека двигателя поперечного управления относительно продольной оси ракеты по сигналам блока управления, что существенно усложняет конструкцию ракеты и трудозатраты на ее изготовление. Вращение отсека двигателя поперечного управления осуществляется относительно других отсеков ракеты, которые вращаются в противоположную сторону и фиксация которых в пространстве в описании изобретения не предусмотрена;

- управление вектором направления поперечного движения ракеты осуществляется путем вращения отсека двигателя поперечного управления относительно других отсеков ракеты специальным приводом, дополнительно увеличивающей постоянную времени реакции ракеты на управляющее воздействие за счет увеличения момента инерции и массы поворотных частей ракеты;

- выполнения двигателя поперечного управления в составе, по меньшей мере, двух автономных газогенераторов, причем каждый газогенератор содержит свой венец радиальных сопел, размещенных вблизи центра масс ракеты и, при необходимости, соединенных с камерой сгорания газоводом, что не только усложняет конструкцию двигателя поперечного управления, но и выводит сопла двигателя поперечного управления как первого, так и второго венца из точного размещения по центру масс ракеты, что вызывает эксцентриситет прилагаемых сил поперечного управления, однако специальных устройств компенсации эксцентриситета, препятствующих развороту ракеты по углам курса и тангажа в изобретении не предусмотрено.

Указанные недостатки снижают динамику ракеты на время разворота ракеты в направлении цели и вызывают, вследствие этого, повышенные промахи ракеты относительно цели и повышенный расход топлива (рабочего тела).

В качестве прототипа изобретения могут быть рассмотрены технические решения, изложенное в статье «Попасть в боеголовку: Триумф», https://www.popmech.ru/weapon/8210-popast-v-boegolovku-triumf/, дата выкладки на сайт 04.06.2016. Положительный эффект данного технического решения по сравнению с аналогами достигается тем, что в ракете, содержащей корпус, систему управления, боевое снаряжение и автономную двигательную установку, реализован газодинамический способ управления ракетой с использованием автономной двигательной установки поперечного управления. Она применяется на конечной фазе наведения, когда имеется достоверная информация о положении цели. Газодинамическая система управления представляет собой двигательную установку, сопла которой расположены по окружности ЗУР в районе центра масс.

Недостатками прототипа изобретения являются:

1) в случае применении множества ракетных двигателей традиционной конструкции (пример: ракета ERINT - 180 радиально расположенных импульсных ракетных двигателей - 10 колец по 18 двигателей) - это невозможность управления тягой двигателей поперечного управления в зависимости от реализуемого промаха и температуры заряда твердого топлива, разброс тяги отдельных двигателей вследствие естественных причин индивидуального изготовления;

2) при использовании двигателей с регулируемой подачей газа (пример: ракета Aster - двигательная установка поперечного управления выполнена в виде твердотопливного газогенератора с четырьмя щелевыми соплами, оборудованными регулирующими клапанами):

- применение специальных клапанных механизмов, выполненных из тугоплавких материалов, традиционно дорогих и сложных в получении и обработке;

- ограничение удельного импульса двигателя вследствие невозможности использования топлива с температурой горения, превышающей термостойкость существующих конструкционных материалов.

Раскрытие сущности изобретения.

Ракета содержит корпус, размещенные в нем боевое снаряжение, аппаратуру системы управления и двигательную установку поперечного управления, состоящую из газогенератора, и большого количества сопел, соединенных с газогенератором, закрытые крышками, которые имеют независимое открытие, причем сопла двигательной установки поперечного управления размещаются в центре массы ракеты и обеспечивают изменение траектории движения только центра масс ракеты без изменения углового положения ее строительной оси по тангажу и курсу и использования для наведения на цель аэродинамических сил или тяги маршевой двигательной установкой с продольным соплом.

Система управления обеспечивает управление тягой двигательной установки за счет открытия сопел двигательной установки поперечного управления по командам системы управления ракетой.

Система управления обеспечивает поперечное тяговое воздействие на ракету расчетной величины для компенсации реализуемого в конкретных условиях промаха за счет открытия одновременно двух сопел двигательной установки поперечного управления, суммарная тяга которых направлена по биссектрисе угла между осями включенных сопел и пропорциональна удвоенному косинусу половины угла между осями включенных сопел.

При достижении заданного поперечного смещения ракеты для компенсации промаха ракеты относительно цели система управления обеспечивает создание противоположной тяги двигательной установки за счет одновременного открытия сопел двигательной установки поперечного управления оппозитных ранее открытым, суммарная тяга которых компенсирует тягу ранее открытых сопел.

Положительный эффект предлагаемого технического решения заключается в улучшении динамики ракеты за счет исключения из обобщенной постоянной времени реакции ракеты на управляющее воздействие составляющей времени, необходимой для разворота ракеты по углу места или курсу, отсутствии необходимости постоянной работы двигательных установок ракеты (продольных и поперечных), снижении вследствие этого общего расхода топлива (рабочего тела), равенства тяги каждого из открываемых сопел вследствие их питания от одного газогенератора, управления величиной и направлением действия боковой силы двигательной установки поперечного управления без использования клапанной системы, действующей в горячем газе, вследствие этого возможности использования в двигательной установке поперечного управления ракетного топлива с предельным значением удельного импульса.

Осуществление изобретения.

Пример осуществления изобретения приведен на фиг. 1 где:

1. Корпус ракеты.

2. Центр масс ракеты.

3. Двигательная установка поперечного управления.

4. Сопла двигательной установки поперечного управления.

5. Вектор тяги первого сопла.

6. Вектор тяги второго сопла.

7. Результирующий вектор тяги двигательной установки поперечного управления.

Похожие патенты RU2767645C1

название год авторы номер документа
ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА 2020
  • Доронин Виктор Валентинович
  • Соколовский Виктор Владимирович
  • Болев Алексей Владимирович
  • Самонов Виктор Алексеевич
  • Филиппов Владимир Сергеевич
  • Кириллов Иван Петрович
  • Смирнов Виктор Иванович
  • Янцевич Михаил Владимирович
RU2742897C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОЙ РАКЕТОЙ 1998
  • Архангельский И.И.
  • Болотов Е.Г.
  • Мизрохи В.Я.
  • Светлов В.Г.
RU2146353C1
РАКЕТА 2014
  • Богацкий Владимир Григорьевич
  • Смирнов Анатолий Георгиевич
  • Орелиов Григорий Рафаилович
  • Мынкин Владимир Александрович
RU2548957C1
МАНЕВРИРУЮЩАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ С КОМБИНИРОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ДВИЖЕНИЕМ 2010
  • Алиев Али Вейсович
  • Лошкарев Анатолий Николаевич
  • Сермягин Константин Викторович
  • Миронов Андрей Николаевич
RU2427507C1
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ, ВОЗВРАЩАЕМАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЕ ЗАПУСКА ПРИ ВОЗВРАЩЕНИИ И СИСТЕМА ВЕРТОЛЕТНОГО ПОДХВАТА ВОЗВРАЩАЕМОЙ СТУПЕНИ 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2609539C1
Ракета с воздушно-реактивным двигателем 2017
  • Ярославцев Михаил Иванович
RU2685002C2
СВЕРХЗВУКОВАЯ РАКЕТА С ДВИГАТЕЛЕМ НА ПОРОШКООБРАЗНОМ МЕТАЛЛИЧЕСКОМ ГОРЮЧЕМ 2009
  • Малинин Владимир Игнатьевич
  • Виноградов Сергей Михайлович
  • Иванов Олег Михайлович
  • Гуреев Владимир Валентинович
  • Марченко Анатолий Иосифович
RU2410291C1
РАКЕТА С ПОДВОДНЫМ СТАРТОМ 2007
  • Мельников Валерий Юрьевич
  • Натаров Борис Николаевич
  • Сабиров Юрий Рахимзянович
RU2352894C1
Сверхзвуковой управляемый реактивный снаряд 2022
  • Асташов Владислав Сергеевич
  • Белобрагин Борис Андреевич
  • Иванов Игорь Владимирович
  • Носов Юрий Егорович
  • Паршутин Алексей Валерьевич
  • Сафронов Даниил Владимирович
  • Смирнов Александр Владимирович
RU2790656C1
Реактивный снаряд с газодинамической системой стабилизации 2020
  • Аляжединов Вадим Рашитович
  • Белобрагин Борис Андреевич
  • Захаров Олег Львович
  • Базарный Алексей Николаевич
  • Трегубов Виктор Иванович
  • Захаров Сергей Олегович
  • Попов Сергей Викторович
  • Борисов Олег Григорьевич
  • Ерохин Владимир Викторович
RU2756195C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 767 645 C1

Реферат патента 2022 года ЗЕНИТНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 9М96

Изобретение относится к области военной техники, а именно ракетам с газодинамической системой управления, и может быть использовано при разработке управляемых ракет, противоракет и баллистических ракет. Ракета содержит корпус (1), размещенные в нем систему энергопитания, боевое снаряжение, аппаратуру системы управления, маршевую двигательную установку и двигательную установку поперечного управления (3). Двигательная установка поперечного управления (3) состоит из газогенератора, соединенного с соплами (4), размещенными в экваториальной плоскости ракеты в центре ее масс (2). Сопла (4) закрыты крышками, которые имеют независимое открытие. Система управления обеспечивает поперечное тяговое воздействие на ракету расчетной величины за счет открытия одновременно двух сопел двигательной установки поперечного управления (3), суммарная тяга которых направлена по биссектрисе угла между осями включенных сопел и пропорциональна удвоенному косинусу половины угла между осями включенных сопел. При достижении заданного поперечного смещения ракеты для компенсации промаха относительно цели система управления обеспечивает создание противоположной тяги двигательной установки за счет одновременного открытия сопел двигательной установки поперечного управления (3), оппозитных ранее открытым, суммарная тяга которых компенсирует тягу ранее открытых сопел. Обеспечивается управляемое изменение траектории движения только центра масс ракеты без изменения углового положения строительной оси ракеты по тангажу и курсу, что улучшает динамику ракеты, снижает расход топлива, позволяет использовать в двигательной установке поперечного управления ракетное топливо с предельным значением удельного импульса. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 767 645 C1

Ракета, содержащая корпус, размещенные в нем систему энергопитания, боевое снаряжение, аппаратуру системы управления, маршевую двигательную установку и двигательную установку поперечного управления, отличающаяся тем, что двигательная установка поперечного управления состоит из газогенератора, соединенного с соплами в экваториальной плоскости ракеты в центре ее масс, сопла закрыты крышками, которые имеют независимое открытие, система управления обеспечивает поперечное тяговое воздействие на ракету расчетной величины за счет открытия одновременно двух сопел двигательной установки поперечного управления, суммарная тяга которых направлена по биссектрисе угла между осями включенных сопел и пропорциональна удвоенному косинусу половины угла между осями включенных сопел, при достижении заданного поперечного смещения ракеты для компенсации промаха относительно цели система управления обеспечивает создание противоположной тяги двигательной установки за счет одновременного открытия сопел двигательной установки поперечного управления, оппозитных ранее открытым, суммарная тяга которых компенсирует тягу ранее открытых сопел.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2767645C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКОМАНЕВРЕННОЙ РАКЕТОЙ 1998
  • Архангельский И.И.
  • Болотов Е.Г.
  • Мизрохи В.Я.
  • Светлов В.Г.
RU2146353C1
US 5054712 A, 08.10.1991
JPH 04227495 A, 17.08.1992
БЛОК ГАЗОРЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 1999
  • Денежкин Г.А.
  • Макаровец Н.А.
  • Семилет В.В.
  • Петуркин Д.М.
  • Борисов О.Г.
  • Филатов В.Г.
  • Обозов Л.И.
  • Пастушков Е.П.
  • Гельфонд М.Л.
  • Розен И.С.
RU2176374C2

RU 2 767 645 C1

Авторы

Доронин Виктор Валентинович

Соколовский Виктор Владимирович

Болев Алексей Владимирович

Самонов Виктор Алексеевич

Филиппов Владимир Сергеевич

Кириллов Иван Петрович

Янцевич Михаил Владимирович

Даты

2022-03-18Публикация

2020-10-19Подача