Способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания Российский патент 2022 года по МПК G01M15/04 G01M15/10 

Описание патента на изобретение RU2769047C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при оценке технического состояния двигателей внутреннего сгорания с учетом температурного и вибрационного признаков.

Известен способ диагностики и прогнозирования технического состояния машин [Авторское свидетельство №1519350 СССР. МПК G01M 15/00. Опубл. 10.06.97. Бюл. №16], заключающийся в измерении значения диагностических признаков вибрации корпуса у машин, которые испытывают до возникновения отказа, оценивают функции распределения вероятностей признаков вибрации для множества машин и, их относительную долю поля рассеивания погрешности как значение функции распределения соответствующего признака, а по близости функции к 0 или 1 судят о состоянии машины и определяют ее категорию качества по прогнозируемому ресурсу. Недостаток способа диагностики и прогнозирования технического состояния машин заключается в большом количестве проводимых испытаний, требующих измерения вибрации корпуса у значительного количества машин, испытываемых до отказа.

Известен способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы [Патент №2151384 РФ. 7 МПК G01M 15/00, F02M 65/00. Опубл. 27.04.2003. Бюл. №12], заключающийся в измерении и преобразовании сигналов, возникающих в результате взрыва топливной смеси в камере сгорания, причем сигнал с оптического датчика преобразуют в комплексный оптический спектр, а сигнал с акустического датчика - в комплексный акустический спектр, определяют относительный комплексный показатель путем деления акустического спектра на оптический, по величине которого делают заключение о техническом состоянии двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы и прогнозируют процессы разрушения материала деталей. Недостаток способа диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы заключается в том, что дополнительное введение оптического датчика в камеру сгорания влияет на процессы сгорания и показатели акустического датчика, что снижает точность оценки технического состояния.

Известен способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания [а.с .№1546871 МПК G01m 15/00], заключающийся в сравнении измеряемого теплового потока с поверхности диагностируемых частей с эталоном. Измерение теплового потока ведут в местах, лежащих на поверхности выпускного трубопровода напротив выхлопа из цилиндра, а режим работы устанавливают путем изменения частоты вращения, причем для диагностирования величины подачи топлива устанавливают мощность: (0,5-1,0) nmax, для диагностирования угла опережения впрыска: (0,35-1,0)Ne max, при частоте вращения коленвала (0,5-1,0) nmax, а для диагностирования давления впрыска топливной форсунки устанавливают режим по частоте вращения коленчатого вала (0,6-1,0) nmax; без нагружения двигателя (Ne max - максимальная эффективная мощность двигателя, nmax - максимальная частота вращения). Недостаток способа диагностирования двигателя внутреннего сгорания заключается в низкой точности при диагностировании двигателя, имеющего одновременно более одной неисправности и ограниченность применения, так как числовые параметры привязаны к определенному типу двигателя внутреннего сгорания.

Известен способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания [Патент на изобретение №2511801 МПК G01m 15/04; G01m 15/10], заключающийся в измерении теплового поля на поверхности выпускного коллектора, при этом определяют конфигурацию коллектора и коэффициент, учитывающий особенность движения выпускных газов. Температуру выхлопных газов ТВГn определяют по формуле:

где - коэффициент, учитывающий количество окон в коллекторе; αB - коэффициент теплоотдачи воздуха, Вт/К м2; αВГ - коэффициент теплоотдачи выхлопных газов, Вт/К м2; λк - коэффициент теплопроводности материала выпускного коллектора, Вт/Км; Тс1 - температура наружной стенки выпускного коллектора, К; Тв - температура наружного воздуха, К.

Температуру выхлопных газов сравнивают со значениями нормативно-технической документации, дают заключении о техническом состоянии двигателя внутреннего сгорания. Недостаток способа диагностирования двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что при наличии нескольких неисправностей, неоднозначно влияющих на техническое состояние исследование температуры выхлопных газов недостаточно.

Наиболее близким прототипом является способ диагностики двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в измерении температуры выпускных газов на минимальной и максимальной частоте вращения. Температура выпускных газов на минимальной частоте вращения определяется по формуле:

где - коэффициент, учитывающий количество окон коллектора; αВГ - коэффициент теплоотдачи выпускных газов, Вт/(К м2); αВ - коэффициент теплоотдачи воздуха Вт/(К м2); δ - толщина стенки выпускного коллектора, м; λk - коэффициент теплопроводности материала выпускного коллектора Вт/(К м); Tcnmin; Tcnmax - температура наружной стенки выпускного коллектора на минимальной и максимальной частотах вращения соответственно, К; Т** - индекс тепловой нагрузки внешней среды.

Температура выпускных газов на максимальной частоте вращения определяется по формуле:

Комплексный показатель на минимальной частоте вращения Nn min определяется по формуле:

где kT - коэффициент, учитывающий значимость температурного признака; kв - коэффициент, учитывающий значимость вибрационного признака; Тэ - эталонная температура, К; Vэ - эталонная скорость вибрации, м/с; - температура выпускных газов на минимальной частоте вращения; Vmin - скорость вибрации выпускных газов на минимальной частоте вращения, м/с.

Комплексный показатель на максимальной частоте вращения Nn max определяется по формуле:

где kT - коэффициент, учитывающий значимость температурного признака; kв - коэффициент, учитывающий значимость вибрационного признака; Тэ - эталонная температура, К; Vэ - эталонная скорость вибрации, м/с; - температура выпускных газов на максимальной частоте вращения; Vmax - скорость вибрации выпускных газов на максимальной частоте вращения, м/с.

По предельному отклонению комплексного показателя Nn max от критического значения определяют место неисправности и техническое состояние двигателя внутреннего сгорания. Недостаток способа диагностики двигателя внутреннего сгорания, что комплексный показатель не учитывает фактических значений температуры и скорости вибрации наружной стенки выхлопного коллектора в условиях повышенной температуры окружающей среды.

Задача, на которую направлено изобретение, заключается в повышении наглядности комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания.

Технический результат заключается в формировании цифрового кода на основе температурного и вибрационного признаков с учетом фактических значений температуры и скорости вибрации наружной стенки выхлопного коллектора.

Технический результат достигается тем, что способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания, заключающийся в определении комплексного показателя с учетом температуры и вибрации выпускных газов, а также их эталонных значений на максимальной и минимальной частоте вращения отличающийся тем, что фактические значения температуры и вибрации наружной стенки выхлопного коллектора измеряются на режиме полной мощности, температурный признак определяется по формуле: где σUt - стандартное отклонение температуры, Вт; Utфакт - фактическое значение температуры наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; МUt - среднее арифметическое значение температуры, Вт, а вибрационный признак определяется по формуле: где σUv - стандартное отклонение вибрации, Вт; Uvфакт - фактическое значение вибрации наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; MUv - среднее арифметическое значение вибрации, Вт, при этом комплексная оценка определяется по формуле: устанавливается статус технического состояния: 0<КО≤0,5 - исправное; КО>0,5 - неисправное и формируется цифровой код: КО: ТП[Utфакт]VП[Uvфакт].

Заявленный способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания соответствует критерию «новизна», так как имеет следующие отличия от прототипа:

1. Для учета температуры Utфакт и вибрации Uvфакт наружной стенки выхлопного коллектора измеряются их фактические значения на режиме полной мощности.

2. Для перевода фактического значения температуры наружной стенки выхлопного коллектора в безразмерную величину определяется температурный признак ТП по формуле:

где σUt - стандартное отклонение температуры, Вт; Utфакт - фактическое значение температуры наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; MUt - среднее арифметическое значение температуры, Вт.

3. Для перевода фактического значения вибрации наружной стенки выхлопного коллектора в безразмерную величину определяется вибрационный признак VII по формуле:

где σUv - стандартное отклонение вибрации, Вт; Uvфакт - фактическое значение вибрации наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; MUv - среднее арифметическое значение вибрации, Вт.

4. Для установления статуса технического состояния определяется комплексная оценка КО по формуле:

где ТП - температурный признак; VП - вибрационный признак; если 0<КО≤0,5 - исправное техническое состояние; КО>0,5 - неисправное техническое состояние

5. Для повышения наглядности комплексной оценки формируется цифровой код технического состояния:

где КО - комплексная оценка; ТП - температурный признак; VП - вибрационный признак; Utфакт - фактическое значение температуры наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; Uvфакт - фактическое значение вибрации выхлопного коллектора, Вт.

Способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания работает следующим образом. Измеряются фактические значения температуры Utфакт и вибрации Uvфакт на режиме полной мощности путем установки пьезоэлектрических датчиков на наружной стенке выхлопного коллектора. Температурный признак ТП с учетом фактического значения температуры наружной стенки выхлопного коллектора Utфакт определяется формуле:

где σUt - стандартное отклонение температуры, Вт; Utфакт - фактическое значение температуры наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; MUt -среднее арифметическое значение температуры, Вт.

Стандартное отклонение температуры σUt определяется по формуле:

где Utmin - минимальное значение температуры, Вт; Utmax - максимальное значение температуры, Вт.

Среднее арифметическое значение температуры MUt определяется по формуле:

Вибрационный признак VП с учетом фактического значения вибрации наружной стенки выхлопного коллектора Uvфакт определяется по формуле:

где σUv - стандартное отклонение вибрации; Uvфакт - фактическое значение вибрации выхлопного коллектора, Вт; MUv - среднее арифметическое значение вибрации.

Стандартное отклонение вибрации σUv определяется по формуле:

где Uvmin - минимальное значение вибрации, Вт; Uvmax - максимальное значение вибрации, Вт.

Среднее арифметическое значение вибрации MUv определяется по формуле:

Комплексная оценка КО технического состояния определяется по формуле:

где ТП - температурный признак; VП - вибрационный признак.

Определяется статус технического состояния: 0<КО≤0,5 - исправное; КО>0,5 - неисправное.

Цифровой код технического состояния формируется следующим образом:

где КО - комплексная оценка; ТП - температурный признак; VП - вибрационный признак; Utфакт - фактическое значение температуры наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; Uvфакт - фактическое значение вибрации выхлопного коллектора, Вт.

Пример. Двигатель внутреннего сгорания типа 3Д6 работает на режиме полной мощности.

Utфакт =5 Вт (Utmax=8 Вт; Utmin=4 Вт) и

Uvфакт = 10 Вт (Uvmax=12 Вт; Uvmin=6 Вт)

Температурный признак ТП двигателя внутреннего сгорания типа 3Д6 составляет:

Стандартное отклонение температуры σUt составляет:

Среднее арифметическое значение температуры MUt составляет:

MUt=4+1=5 Вт

Вибрационный признак VП двигателя внутреннего сгорания типа 3Д6 составляет:

Стандартное отклонение вибрации σUv составляет:

Среднее арифметическое значение вибрации MUv составляет:

MUv=6+1,5=7,5 Вт

Комплексная оценка КО составляет:

Цифровой код технического состояния составляет: 1,25: 0,5[5]2,0[10].

Заявленный способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания позволяет повысить ее наглядность путем формирования цифрового кода с учетом температурного и вибрационного признаков на основе фактических значений температуры и скорости вибрации наружной стенки выхлопного коллектора.

Похожие патенты RU2769047C1

название год авторы номер документа
Способ диагностики двигателя внутреннего сгорания 2019
  • Колпаков Валерий Евгеньевич
  • Гурьев Юрий Владимирович
  • Раскевич Сергей Станиславович
  • Клишев Валерий Геннадьевич
RU2735049C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Колпаков Валерий Евгеньевич
  • Тишкин Леонид Владимирович
RU2511801C2
Метод оценки технического состояния корабельных дизелей в условиях эксплуатации 2020
  • Медведев Денис Игоревич
  • Халиуллин Юрий Михайлович
  • Горохова Марина Николаевна
  • Раскевич Сергей Станиславович
  • Серченко Денис Викторович
RU2774729C2
Способ вибродиагностики электродвигателей постоянного тока с применением метода вейвлет-анализа 2021
  • Сенной Николай Николаевич
  • Цветков Павел Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Бабинцев Егор Викторович
  • Шевелев Геннадий Михайлович
RU2769990C1
СИСТЕМА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ 2004
  • Фрейман В.Б.
  • Фрейман К.В.
  • Сапелкин В.С.
RU2245533C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
Способ вибродиагностики технического состояния газотурбинных двигателей на ресурсосберегающих режимах с применением теории инвариантов 2020
  • Шигапов Ильяс Ильгизович
  • Попов Николай Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Сенной Николай Николаевич
  • Соколов Антон Григорьевич
  • Голубев Константин Геннадьевич
RU2754476C1
Способ вибродиагностики технического состояния газотурбинных двигателей на ресурсосберегающих режимах с применением теории инвариантов 2020
  • Шигапов Ильяс Ильгизович
  • Попов Николай Николаевич
  • Казаринов Александр Николаевич
  • Сенной Николай Николаевич
  • Соколов Антон Григорьевич
  • Голубев Константин Геннадьевич
RU2754479C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА С НЕЙРО-НЕЧЕТКОЙ СЕТЬЮ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2020
  • Епихин Алексей Иванович
RU2737457C1
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ ДЛЯ ПРИБОРА КОНТРОЛЯ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ 2014
  • Кого Томоюки
  • Огисо Макото
  • Хагимото Таига
  • Мацумото Арифуми
  • Такаока Кадзуя
  • Нисидзима Хирокадзу
  • Фуруи Кендзи
RU2623321C1

Реферат патента 2022 года Способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при оценке технического состояния двигателей внутреннего сгорания с учетом температурного и вибрационного признаков. Технический результат достигается тем, что способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания, заключающийся в определении комплексного показателя с учетом температуры и вибрации выпускных газов, а также их эталонных значений на максимальной и минимальной частоте вращения, отличающийся тем, что фактические значения температуры и вибрации наружной стенки выхлопного коллектора измеряются на режиме полной мощности, температурный признак определяется по формуле где σUt - стандартное отклонение температуры, Вт; Utфакт - фактическое значение температуры наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; MUt - среднее арифметическое значение температуры, Вт, а вибрационный признак определяется по формуле где σUv - стандартное отклонение вибрации, Вт; Uvфакт - фактическое значение вибрации наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; MUv - среднее арифметическое значение вибрации, Вт, при этом комплексная оценка определяется по формуле устанавливается статус технического состояния: исправное; КО>0,5 - неисправное и формируется цифровой код: КО:ТП[Utфакт]VП[Uvфакт]. Заявленный способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания позволяет повысить ее наглядность путем формирования цифрового кода с учетом температурного и вибрационного признаков на основе фактических значений температуры и скорости вибрации наружной стенки выхлопного коллектора.

Формула изобретения RU 2 769 047 C1

Способ комплексной оценки технического состояния двигателей внутреннего сгорания, заключающийся в определении комплексного показателя с учетом температуры и вибрации выпускных газов, а также их эталонных значений на максимальной и минимальной частоте вращения, отличающийся тем, что фактические значения температуры и вибрации наружной стенки выхлопного коллектора измеряются на режиме полной мощности, температурный признак определяется по формуле где σUt - стандартное отклонение температуры, Вт; Utфакт - фактическое значение температуры наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; MUt - среднее арифметическое значение температуры, Вт, а вибрационный признак определяется по формуле где σUv - стандартное отклонение вибрации, Вт; Uvфакт - фактическое значение вибрации наружной стенки выхлопного коллектора, Вт; MUv - среднее арифметическое значение вибрации, Вт, при этом комплексная оценка определяется по формуле устанавливается статус технического состояния: 0<КО≤0,5 - исправное; КО>0,5 - неисправное и формируется цифровой код: КО:ТП[Utфакт]VП[Uvфакт].

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2769047C1

Способ диагностики двигателя внутреннего сгорания 2019
  • Колпаков Валерий Евгеньевич
  • Гурьев Юрий Владимирович
  • Раскевич Сергей Станиславович
  • Клишев Валерий Геннадьевич
RU2735049C2
RU 2019105456 A, 26.08.2020
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Колпаков Валерий Евгеньевич
  • Тишкин Леонид Владимирович
RU2511801C2
Установка для электрохимической обработки проволоки, фольги или ленты 1989
  • Бункина Наталья Алексеевна
  • Журавель Раиса Ивановна
  • Семочкин Сергей Яковлевич
  • Чекунов Эдуард Григорьевич
SU1677096A1
US 20050125183 A1, 09.06.2005.

RU 2 769 047 C1

Авторы

Горохова Марина Николаевна

Клишев Валерий Геннадьевич

Медведев Денис Игоревич

Лапидус Алексей Яковлевич

Шигапов Ильяс Ильгизович

Даты

2022-03-28Публикация

2021-05-26Подача