Регулируемое сопло турбореактивного двигателя Российский патент 2022 года по МПК F02K1/12 

Описание патента на изобретение RU2771587C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей.

В качестве наиболее близкого аналога выбрано регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные с дозвуковыми створками, а также боковые стенки, жестко соединенные с корпусом (патент RU 2674232, 05.12.2018 г.).

Недостатком прототипа является недостаточная жесткость элементов конструкции, деформация которых приводит к дополнительным газодинамическим потерям при внешнем обтекании воздуха и протекании газа внутри проточной части регулируемого сопла. Результатом этого являются ощутимые потери эффективной тяги газотурбинного двигателя.

Техническим результатом, достигаемым заявленным устройством, является снижение потерь при протекании газа внутри проточной части и внешнем обтекании регулируемого сопла за счет увеличения жесткости элементов его конструкции с сохранением параметров его регулирования, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом.

Указанный технический результат достигается тем, что известное регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные с дозвуковыми створками, а также боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, согласно настоящему изобретению, оно дополнительно снабжено двумя уплотнительными элементами, корпус снабжен выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, при этом каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок, выполнена в поперечном разрезе уголковой формы, образованной двумя пластинами, соединенными по торцам под тупым углом, вершина которого направлена от продольной оси турбореактивного двигателя, причем каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками, кроме того между верхним торцом выходного фланца и близлежащим торцом верхней дозвуковой створки, а также между нижним торцом выходного фланца и близлежащим торцом нижней дозвуковой створки установлено по уплотнительному элементу, жестко соединенному с выходным фланцем, при этом поверхности уплотнительных элементов, близлежащие к соответствующим им дозвуковым створкам, выполнены с возможностью контакта с последними, причем каждая из упомянутых поверхностей уплотнительного элемента образована двумя коническими поверхностями, оси конусов которых совпадают с осью вращения соответствующей дозвуковой створки, кроме того каждая из близлежащих поверхностей дозвуковых и сверхзвуковых створок, расположенных вдоль осей их шарнирных соединений, выполнены коническими.

Общеизвестно, что под действием эксплуатационных нагрузок происходит деформирование элементов регулируемых сопел, в большей степени сопел с плоскими участками, ограничивающими проточную часть. Наиболее значимыми в плане деформаций являются изгибные деформации элементов конструкции, вызванные повышенной температурой и давлением газа внутри проточной части. Накопленная деформация элементов конструкции может составлять десятки миллиметров и приводить к значительному изменению условий внешнего обтекания регулируемого сопла, протекания газа в проточной части и истекания из нее. Минимизация данной деформации элементов сопел является одной из приоритетных задач.

Снабжение корпуса выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, увеличивает изгибную жесткость выходной части корпуса, снижая деформации элементов регулируемого сопла от эксплуатационных нагрузок. Это снижает сопротивление внешнему обтеканию и лучше сохраняет требуемую форму проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Выполнение каждой из дозвуковых и сверхзвуковых створок в поперечном разрезе уголковой формы, образованной двумя пластинами, соединенными по торцам под тупым углом, вершина которого направлена от продольной оси турбореактивного двигателя, увеличивает их изгибную жесткость и снижает деформации элементов регулируемого сопла от эксплуатационных нагрузок. Это снижает сопротивление внешнему обтеканию и лучше сохраняет требуемую форму проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Шарнирное соединение каждой из дозвуковых створок с боковыми стенками позволяет обеспечить уголковую форму непосредственно с входного торца каждой дозвуковой створки, что увеличивает их изгибную жесткость и снижает деформации элементов регулируемого сопла от эксплуатационных нагрузок, а также обеспечивает подвижность дозвуковых створок. Это снижает сопротивление внешнему обтеканию, лучше сохраняет требуемую форму проточной части и возможность регулирования сопла с требуемыми параметрами, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Снабжение регулируемого сопла двумя уплотнительными элементами таким образом, что они жестко соединены с выходным фланцем и установлены между верхним торцом выходного фланца и близлежащим торцом верхней дозвуковой створки, а также между нижним торцом выходного фланца и близлежащим торцом нижней дозвуковой створки, позволяет увеличить изгибную жесткость выходного фланца и уплотнить пространство между выходным фланцем и дозвуковыми створками. Это снижает сопротивление внешнему обтеканию, лучше сохраняет требуемую форму проточной части и снижает утечки газа из проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Выполнение поверхностей уплотнительных элементов, близлежащих к соответствующим им дозвуковым створкам, с возможностью контакта с последними, причем каждая из упомянутых поверхностей уплотнительного элемента образована двумя коническими поверхностями, оси конусов которых совпадают с осью вращения соответствующей дозвуковой створки, позволяет обеспечить требуемую изгибную жесткость и подвижность дозвуковых створок с минимизацией утечек газа из проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Выполнение каждой из близлежащих поверхностей дозвуковых и сверхзвуковых створок, расположенных вдоль осей их шарнирных соединений, коническими позволяет обеспечить требуемую изгибную жесткость и относительную подвижность дозвуковых и сверхзвуковых створок с минимизацией утечек газа из проточной части, что увеличивает КПД регулируемого сопла и газотурбинного двигателя в целом.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На фигуре 1 изображен продольный разрез регулируемого сопла турбореактивного двигателя при минимальных площадях критического и выходного сечений.

На фигуре 2 изображен один из уплотнительных элементов регулируемого сопла турбореактивного двигателя.

Регулируемое реактивное сопло турбореактивного двигателя, содержит последовательно установленные корпус 1, содержащий выходной фланец 2 прямоугольной формы, жестко закрепленные на вертикальных участках фланца 2 две боковые стенки 3, две дозвуковые створки 4 и две сверхзвуковые створки 5, причем каждая из дозвуковых створок 4 соединена с боковыми стенками 3 посредством шарнирных соединений 6, дозвуковые створки 4 в свою очередь попарно соединены с сверхзвуковыми створками 5 посредством шарнирных соединений 7. Дозвуковые створки 4 и сверхзвуковые створки 5 соединены с механизмами управления и могут проворачиваться под их действием, регулируя тем самым площадь критического и выходного сечений. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя также содержит два уплотнительных элемента 8, жестко закрепленных на горизонтальных участках выходного фланца 2 и расположенных между последним и соответствующими дозвуковыми створками 4. При этом максимально близкая к торцам дозвуковых створок поверхность 9 каждого из уплотнительных элементов 8 образована двумя коническими поверхностями (фиг. 2), оси конусов которых совпадают с осью вращения соответствующей дозвуковой створки, при этом в эксплуатации поверхности 9 могут контактировать с торцами дозвуковых створок 4 под действием эксплуатационных нагрузок. Также смежные поверхности 10 дозвуковых створок 4 и сверхзвуковых створок 5 вдоль их шарнирного соединения 7 выполнены коническими. Такое выполнение поверхностей 9 и 10, а также наличие уплотнительных элементов 8, снижает утечки из проточной части в подвижных соединениях соответствующих элементов регулируемого сопла, а также снижает деформации последних в эксплуатации.

Устройство работает следующим образом.

В процессе работы турбореактивного двигателя изменяются площади критического и выходного сечений сопла за счет поворота дозвуковых и сверхзвуковых створок 4 и 5 под действием механизмов управления. При этом происходит относительное перемещение смежных поверхностей, а именно, торцов дозвуковых створок 4 относительно конических поверхностей 9 и поверхностей 10. Выполнение данных поверхностей коническими и то, что смежные поверхности могут контактировать, снижает утечки газа через зазоры между ними. Также в работе от эксплуатационных нагрузок элементы регулируемого сопла подвергаются деформациям, которые реализуются как на элементах, образующих проточную часть, так и на элементах внешнего обвода. Конструктивно данные деформации минимизируются.

Такое выполнение позволяет за счет увеличения жесткости элементов конструкции и ее оригинальности снизить потери при внешнем обтекании и внутри проточной части с сохранением параметров регулирования сопла, что увеличивает его КПД и газотурбинного двигателя в целом.

Похожие патенты RU2771587C1

название год авторы номер документа
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Лефёров Александр Александрович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Гусенко Сергей Михайлович
RU2774568C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Лефёров Александр Александрович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Гусенко Сергей Михайлович
RU2776002C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Лефёров Александр Александрович
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2774567C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Лефёров Александр Александрович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Гусенко Сергей Михайлович
RU2765669C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Лефёров Александр Александрович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
  • Куликов Антон Викторович
  • Гусенко Сергей Михайлович
RU2773170C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Лефёров Александр Александрович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2778420C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Лефёров Александр Александрович
  • Луковкин Роман Олегович
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2768648C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Лефёров Александр Александрович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2776001C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Лефёров Александр Александрович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Луковкин Роман Олегович
RU2773171C1
Регулируемое сопло турбореактивного двигателя 2021
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Лефёров Александр Александрович
  • Куприянов Николай Дмитриевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2769323C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 771 587 C1

Реферат патента 2022 года Регулируемое сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции регулируемых сопел турбореактивных двигателей. Регулируемое сопло турбореактивного двигателя содержит последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму. Каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок выполнена в поперечном разрезе уголковой формы, образованной двумя пластинами, соединенными по торцам под тупым углом, вершина которого направлена от продольной оси турбореактивного двигателя. Каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками. Между верхним торцом выходного фланца и близлежащим торцом верхней дозвуковой створки, а также между нижним торцом выходного фланца и близлежащим торцом нижней дозвуковой створки установлено по уплотнительному элементу, жестко соединенному с выходным фланцем. Поверхности уплотнительных элементов, близлежащие к соответствующим им дозвуковым створкам, выполнены с возможностью контакта с последними и образованы двумя коническими поверхностями, оси конусов которых совпадают с осью вращения соответствующей дозвуковой створки. Каждая из близлежащих поверхностей дозвуковых и сверхзвуковых створок, расположенных вдоль осей их шарнирных соединений, выполнены коническими. Технический результат заключается в увеличении жесткости элементов сопла. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 771 587 C1

Регулируемое сопло турбореактивного двигателя, содержащее последовательно установленные корпус, имеющий в выходном сечении прямоугольную форму, дозвуковые створки и сверхзвуковые створки, шарнирно соединенные с дозвуковыми створками, а также боковые стенки, жестко соединенные с корпусом, отличающееся тем, что регулируемое сопло снабжено двумя уплотнительными элементами, корпус снабжен выходным фланцем, жестко соединенным с боковыми стенками по торцам, при этом каждая из дозвуковых и сверхзвуковых створок выполнена в поперечном разрезе уголковой формы, образованной двумя пластинами, соединенными по торцам под тупым углом, вершина которого направлена от продольной оси турбореактивного двигателя, причем каждая из дозвуковых створок шарнирно соединена с боковыми стенками, кроме того между верхним торцом выходного фланца и близлежащим торцом верхней дозвуковой створки, а также между нижним торцом выходного фланца и близлежащим торцом нижней дозвуковой створки установлено по уплотнительному элементу, жестко соединенному с выходным фланцем, при этом поверхности уплотнительных элементов, близлежащие к соответствующим им дозвуковым створкам, выполнены с возможностью контакта с последними, причем каждая из упомянутых поверхностей уплотнительного элемента образована двумя коническими поверхностями, оси конусов которых совпадают с осью вращения соответствующей дозвуковой створки, кроме того каждая из близлежащих поверхностей дозвуковых и сверхзвуковых створок, расположенных вдоль осей их шарнирных соединений, выполнены коническими.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2771587C1

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 2013
  • Дергачев Александр Анатольевич
  • Марцун Юрий Викторович
  • Минасбеков Дэвиль Авакович
  • Миронов Юрий Михайлович
  • Михеев Сергей Григорьевич
  • Хомяков Михаил Алексеевич
  • Чебаков Александр Владимирович
RU2534838C1
Плоское сопло турбореактивного авиационного двигателя 2017
  • Гусев Павел Никитович
  • Демченко Александр Валерьевич
  • Рыжков Владимир Михайлович
RU2674232C1
Воздухораспределитель для автоматических воздушных железнодорожных тормозов 1926
  • В. Гильденбранд
SU6414A1
US 4978071 A1, 18.12.1990.

RU 2 771 587 C1

Авторы

Лефёров Александр Александрович

Демченко Александр Валерьевич

Рыжков Владимир Михайлович

Куликов Антон Викторович

Гусенко Сергей Михайлович

Даты

2022-05-06Публикация

2021-07-20Подача