ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ДЕЙСТВИЙ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Российский патент 2022 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение RU2775323C1

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и предназначено для обучения курсантов проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях и оказанию первой помощи пострадавшим и может быть использована для тренировки и контроля подготовленности спасателей в учебных учреждениях и спасательных структурах.

Известен ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ (патент на полезную модель RU 144451 МПК G09B 9/00, 2014 г.) состоящий из кузова автомобиля и разрушаемых силовых элементов, телескопической стойки и шарнира днища, причем, кузов автомобиля выполнен с пассажирским салоном, двигательным отсеком, приборной доской и рулевой колонкой, разрушаемые силовые элементы выполнены в виде быстросъемных вставок из отрезков труб и/или из прутков и/или листового материала, устанавливаемых в местах разрушения, прочность и конфигурация которых соответствуют прочности и конфигурации этих элементов на реальном автомобиле, телескопическая стойка закреплена на полу пассажирского салона, пассажирский салон и двигательный отсек соединены с помощью шарнира днища, установленного перпендикулярно оси симметрии кузова автомобиля и выполненного с возможностью подъема приборной панели и рулевой колонки, а быстросъемность элементов обеспечивается соответствующим быстросъемным исполнением их установочных баз, размещенных на усиленных участках кузова автомобиля.

Недостатком этого тренажера является относительно узкие функциональные возможности, что не позволяет использовать его для подготовки спасателей к работе по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе в различных погодных условиях.

Известны многофункциональные учебно-тренажерные комплексы для обучения методам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий "Деблокатор - 1.01 В" (автомобиль на крыше) и "Деблокатор - 1.01 г" (автомобиль на колесах) (https://zarnitza.ru/catalog/uchlab/dlya-spetsializirovannyh-uchrezhdenij-mchs-i-uchebnye-tsentry/trenazhemye-kompleksy-mchs/mnogofunktsionalnyjj-uchebno-trenazhernyjj-kompleks-dlja-obuchenija-metodam-okazanija-pervojj-pomoshhi-litsam-postradavshim-v-rezultate-dorozhno-transportnykh-proisshestvijj-deblokator-101-g-avtomobil-na-kolesakh/) Тренажер представляет собой комплект взаимосвязанного оборудования, предназначенного для обучения сотрудников спасательных подразделений МЧС оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. Конструкция и комплектность тренажера позволяют производить многократные тренировки по извлечению пострадавших с использованием аварийно-спасательного инструмента, а также по психофизиологической подготовке сотрудников. Тренажер изготовлен на базе легкового автомобиля типа седан отечественного производства с пробегом, имеющего следы эксплуатации. Тренажер снабжен: сменными запасными частями, позволяющими без усилий и в короткий срок привести его в состояние готовности для проведения упражнений; манекенами взрослого мужчины и ребенка, что позволяет наиболее полно охватить весь спектр реанимационного воздействия на пострадавших; системой свето-шумового воздействия с функцией задымления салона автомобиля.

Недостатком этого тренажера является относительно узкие функциональные возможности, что не позволяет использовать его для подготовки спасателей к работе по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе в различных погодных условиях.

Заявителю не известны аналоги и прототипы тренажера для обучения курсантов проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях в различных погодных условиях и при различных условиях психологической обстановки.

Техническим результатом заявленного изобретения является создание тренажера для обучения курсантов проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях в различных погодных условиях и при различных условиях психологической обстановки.

Технический результат достигается тем, что тренажер для отработки действий ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий содержит закрытое помещение, длиной не менее 9 м, шириной не менее 6 м, представляющее собой макет проезжей части улицы с дорожной разметкой, оснащенное средствами принудительной вентиляции, снабженное трубопроводом для подачи воды оснащенным минимум двумя дренчерными оросителями размещенным под потолком помещения, снабженное средством водоотведения размещенным на уровне пола помещения выполненным с возможностью подключения к системе канализации здания, разделенное учебно-практические зоны и зону поста руководителя обучением оснащенную пультом управления, изолированную от учебно-практических зон светопрозрачными перегородками, при этом первая учебно-практическая зона, содержит полномасштабный макет легкового автомобиля, на задней части которого размещен полномасштабный макет передней части кабины грузового автомобиля, который установлен с возможностью вертикального перемещения по вертикальным направляющим закрепленным на стене, и снабжена дымогенератором, вторая учебно-практическая зона содержит закрепленный к стене полномасштабный макет передней части легкового автомобиля, третья учебно-практическая зона, содержит закрепленный на полу полномасштабный макет легкового автомобиля с манекеном зажатым в салоне зажатый рулевой колонкой и приборной панелью и с дымогенератором размещенным под капотом, четвертая учебно-практическая зона предназначена для размещения полномасштабного макета опрокинутого на бок легкового автомобиля, пятая учебно-практическая зона содержит закрепленный к стене полномасштабный макет задней части кабины машины «Скорая помощь» и закрепленную к потолку помещения лебедку, шестая учебно-практическая зона содержит закрепленные к стене полномасштабный макет левой боковой части кузова пожарной автоцистерны и полномасштабный макет правой боковой части кузова пожарной автоцистерны, а к пульту управления подключены осветительные приборы, дымогенераторы, акустическая система, сценический вентилятор, закрепленный к одной из стен помещения, дренчерные оросители, средства принудительной вентиляции.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг. 1 приведена схема тренажера для отработки действий ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. На фиг. 2 приведено фото первой и второй учебно-практических зон. На фиг. 3 приведено фото второй учебно-практической зоны. На фиг. 4 приведено фото третьей учебно-практической зоны. На фиг. 5 приведено фото четвертой учебно-практической зоны. На фиг.6 приведено фото пятой учебно-практической зоны. На фиг. 7 приведено фото шестой учебно-практической зоны. На фиг. 8 приведено фото зоны поста руководителя обучением.

Тренажер для отработки действий ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий содержит закрытое помещение, длиной не менее 9 м, шириной не менее 6 м, представляющее собой макет проезжей части улицы с дорожной разметкой. Помещение оснащено средствами принудительной вентиляции (на чертеже не показано). Помещение снабжено трубопроводом 1 для подачи воды, трубы которого вмонтированы в стены и потолок помещения, оснащенным минимум двумя дренчерными оросителями 2 размещенным под потолком помещения. Помещение снабжено средством водоотведения 3 размещенным на уровне пола помещения выполненными с возможностью подключения к системе канализации здания, выполненными, например, в виде ливневой системы водоотведения, представляющей собой желоб из пластика. Помещение снабжено закрепленным на стене сценическим вентилятором 4. Помещение снабжено акустической системой 5. Помещение разделено на учебно-практические зоны 6-11 и зону поста руководителя обучением 12. Зона поста руководителя обучением 12 изолирована от учебно-практических зон светопрозрачными перегородками 13. Зона поста руководителя обучением 12 оснащена пультом управления 14 предназначенным для управления тренажером по моделированию условий выполнения тренировочных заданий. Первая учебно-практическая зона 6, содержит полномасштабный макет легкового автомобиля 15, на задней части которого размещена передняя часть полномасштабного макета кабины грузового автомобиля 16, которая установлена с возможностью вертикального перемещения по вертикальным направляющим закрепленным на стене (на чертеже не показаны) и снабжена дымогенератором 17. Вторая учебно-практическая зона 7 содержит закрепленный к стене полномасштабный макет передней части легкового автомобиля 18. Третья учебно-практическая зона 8, содержит полномасштабный макет легкового автомобиля 19 с манекеном 20 зажатым в салоне зажатый рулевой колонкой и приборной панелью и с дымогенератором 21 размещенным под капотом. Четвертая учебно-практическая зона 9 содержит полномасштабный макет опрокинутого на бок легкового автомобиля 22. Пятая учебно-практическая зона 10 содержит закрепленный к стене полномасштабный макет задней части кабины машины «Скорая помощь» 23 и закрепленную к потолку лебедку 24. Шестая учебно-практическая зона 11 содержит закрепленные к стене полномасштабный макет левой боковой части кузова пожарной автоцистерны 24 и полномасштабный макет правой боковой части кузова пожарной автоцистерны 25. К пульту управления 14 подключены осветительные приборы 26, обеспечивающие освещение помещения и стробоскопы макета левой боковой части кузова пожарной автоцистерны 24 и макета правой боковой части кузова пожарной автоцистерны 25, дымогенераторы 17 и 21, акустическая система 5, сценический вентилятор 4, дренчерные оросители 2, средства принудительной вентиляции.

Тренажер для отработки действий ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий работает следующим образом. Заявляемый тренажер используют для обучения курсантов проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Руководитель обучением устанавливает для каждой учебно-практической зоны заявляемого тренажера заданное исходное положение, размещает манекен или манекены, имитирующие пострадавших, Таким образом, имитируют дорожно-транспортные происшествия и создают задачи по их ликвидации различной степени сложности. Например, в первой учебно-практической зоне 6, для имитации наезда грузового автомобиля на легковой, полномасштабный макет передней части кабины грузового автомобиля 16 по вертикальным направляющим опускают максимально низко на полномасштабный макет легкового автомобиля 15, включают (по сигналу направляемому с пульта управления 14) дымогенератор 17, имитирующий горение (дым из помещения удаляют средствами принудительной вентиляции, включением по сигналу с пульта управления 14). Руководитель обучением, предварительно и/или в процессе выполнения задания курсантами, с пульта управления 14 изменяет параметры микроклимата помещения, имитируя различные погодные условия. Например, для имитации дождя включает подачу воды из дренчерных оросителей 2, для имитации ветра включает сценический вентилятор 4, для имитации темного времени суток выключает осветительные приборы 26, при наличии окон в помещении, затемняет окна (опускает жалюзи), для имитации горения и задымления включает дымогенераторы 17 и/или 21. Руководитель обучением с пульта управления 14, предварительно и/или в процессе выполнения задания курсантами, включает стробоскопы макета левой боковой части кузова пожарной автоцистерны 24 и макета правой боковой части кузова пожарной автоцистерны 25, акустическую систему 5, транслирующую, например, звука столкновения машин, крики пострадавших и т.п., имитируя психологическую обстановку при ДТП. Обучаемые отрабатывают согласованные действия в составе одного или нескольких звеньев с использованием гидравлического аварийно - спасательного инструмента, носилок, огнетушителей и т.п.

В первой учебно-практической зоне 6 обучаемые отрабатывают действия по деблокированию пострадавших, стабилизации транспортного средства, получают навыки работы с гидравлическим пожарным механизированным инструментом.

Вторая учебно-практическая зона 7 имитирует столкновение транспортного средства и человека на пешеходном переходе, располагая манекен или манекены у полномасштабного макета передней части легкового автомобиля 18. Обучаемые отрабатывают действия по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП.

Третья учебно-практическая зона 8 содержащая полномасштабный макет легкового автомобиля 19 с манекеном 20 зажатым в салоне зажатый рулевой колонкой и приборной панелью и с дымогенератором 21 размещенным под капотом, предназначена для получения опыта и навыков работы по обесточиванию аккумулятора, деблокированию пострадавшего, отжима рулевой колонки, резке конструкций автомобиля. Получение навыков работы по резке крыши автомобиля может быть осуществлено многократно, путем использования в местах резки конструкции металлических вставок в каркас корпуса полномасштабного макета легкового автомобиля 19.

В четвертой учебно-практической зоне 9, содержащей полномасштабный макет опрокинутого на бок легкового автомобиля 22 обучаемые отрабатывают выполнение работ по стабилизации автомобиля -установку опор под передней и задней стойками лежащего автомобиля, подпорку днища автомобиля механическими, гидравлическими домкратами, а так же деблокировку пострадавшего (манекена) и оказание первой помощи. Стабилизация транспортного устройства необходима для предотвращения перемещений автомобиля, которое в следствии может оказать негативное воздействие на находящихся в нем людей.

Пятая учебно-практическая зона 10 содержащая закрепленный к стене полномасштабный макет задней части кабины машины «Скорая помощь» 23 и закрепленную к потолку лебедку 24 предназначена для отработки действий по эвакуации и переноске пострадавшего на носилках из деформированного автомобиля в кабину машины «Скорая помощь» и действий по осуществлению специального крепления универсальных носилок «Спайдер» на вертолете.

Шестая учебно-практическая зона 11 содержит закрепленные к стене полномасштабный макет левой боковой части кузова пожарной автоцистерны 24 и полномасштабный макет правой боковой части кузова пожарной автоцистерны 25 предназначена для размещения и хранения аварийно-спасательного оборудования, используемого обучаемыми при выполнении заданий и для подачи огнетушащих веществ на ликвидацию имитационного горения автомобилей. Вода от дренчерных оросителей 2 и огнетушащие вещества удаляются из помещения средством водоотведения 3 в канализацию здания.

Зона поста руководителя обучением 12 изолирована от учебно-практических зон светопрозрачными перегородками 13 для исключения попадания воды от дренчерных оросителей 2 и для обеспечения возможности руководителю обучением наблюдать за действиями обучаемых, для оценки правильности выполнения задания и для принятия решения, например, по усложнению условий тренировочного задания, путем изменения погодных условий и/или условий психологической обстановки.

Изготовленный экспериментальный образец тренажера для отработки действий ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, по результатам испытаний во время тренировок для подготовки личного состава противопожарной службы показал работоспособность предложенной конструкции. Результаты испытаний заявляемого тренажера в целом подтвердили его эффективность для учебно-тренировочных занятий по отработке способов и приемов ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Похожие патенты RU2775323C1

название год авторы номер документа
Тренировочный комплекс для отработки действий пожарных и спасателей при проведении пожарной разведки и спасательных работ 2022
  • Малый Игорь Александрович
  • Булгаков Владислав Васильевич
  • Шарабанова Ирина Юрьевна
  • Федоринов Александр Сергеевич
  • Костяев Александр Алексеевич
  • Казанцев Семен Григорьевич
  • Шипилов Роман Михайлович
  • Икрянов Павел Владимирович
  • Карасева Светлана Николаевна
  • Чистов Павел Вячеславович
RU2804981C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 2023
  • Присяжнюк Сергей Прокофьевич
  • Присяжнюк Андрей Сергеевич
  • Соколов Александр Николаевич
  • Храбан Александр Владимирович
  • Петров Артем Александрович
  • Малый Игорь Александрович
  • Булгаков Владислав Васильевич
  • Шарабанова Ирина Юрьевна
  • Орлов Олег Иванович
  • Самойлов Дмитрий Борисович
  • Баканов Максим Олегович
  • Данилов Павел Владимирович
  • Федоринов Александр Сергеевич
RU2816401C1
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ СОГЛАСОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ДЕБЛОКИРОВАНИИ ПОСТРАДАВШИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЗАВАЛЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ 2022
  • Малый Игорь Александрович
  • Булгаков Владислав Васильевич
  • Федоринов Александр Сергеевич
  • Казанцев Семен Григорьевич
  • Орлов Евгений Артурович
  • Шипилов Роман Михайлович
  • Гринченко Борис Борисович
  • Смирнов Владимир Александрович
RU2793942C1
Противопожарная насосно-рукавная система 2019
  • Ридигер Павел Дмитриевич
  • Кривошапка Георгий Васильевич
  • Борисов Олег Юрьевич
  • Грибалев Филипп Игоревич
  • Борзов Виктор Александрович
  • Перминов Алексей Владимирович
  • Возжин Константин Юрьевич
  • Климов Владимир Юрьевич
  • Белов Александр Николаевич
  • Кирюшин Алексей Сергеевич
  • Шарапов Максим Евгеньевич
  • Еньков Владимир Сергеевич
  • Саркисянц Михаил Вячеславович
  • Саратовкин Андрей Юрьевич
  • Соболев Виталий Александрович
  • Климов Алексей Геннадьевич
  • Суарес Антон Антониович
  • Чегодаев Дмитрий Вячеславович
  • Милованов Андрей Алексеевич
  • Должанский Алексей Анатольевич
  • Опарин Максим Валерьевич
RU2722615C1
Комплект тренировочной одежды пожарного 2023
  • Малый Игорь Александрович
  • Шарабанова Ирина Юрьевна
  • Шипилов Роман Михайлович
  • Казанцев Семен Григорьевич
  • Карасева Светлана Николаевна
RU2810156C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 2013
  • Тетерин Иван Михайлович
  • Алешков Михаил Владимирович
  • Ищенко Андрей Дмитриевич
  • Роенко Владимир Васильевич
  • Пряничников Виктор Алексеевич
  • Храмцов Сергей Петрович
  • Пряничников Александр Владимирович
  • Кармес Алексей Петрович
RU2548828C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ВОЖДЕНИЯ БЕЗРЕЛЬСОВЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ АВТОДРОМЕ, УЧЕБНОЕ БЕЗРЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И СИСТЕМА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА 2003
  • Николаев А.Н.
RU2240600C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МЧС РОССИИ 2015
  • Ковязин Никита Юрьевич
  • Королева Светлана Валерьевна
  • Петров Дмитрий Леонидович
RU2610113C1
Установка для удаления токсичных веществ 1990
  • Ерошкин Вячеслав Владимирович
  • Степанов Константин Николаевич
  • Курносов Николай Иванович
SU1720657A1
Имитационно-тренажерный комплекс обучения населения действиям в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в быту 2023
  • Ощепкова Елена Васильевна
  • Ощепков Сергей Викторович
  • Фисенко Вадим Петрович
RU2809395C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 775 323 C1

Реферат патента 2022 года ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОТРАБОТКИ ДЕЙСТВИЙ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Предложен тренажер для отработки действий ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Тренажер представляет из себя закрытое помещение 9×6 м2, представляющее собой макет проезжей части улицы с дорожной разметкой. Помещение оснащено вентиляцией, оросителями, канализацией. Помещение разделено на учебно-практические зоны и зону поста руководителя с пультом управления. Учебно-практические зоны содержат макеты автомобилей. Достигается создание тренажера для обучения курсантов проведению аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях в различных погодных условиях и при различных условиях психологической обстановки. 8 ил.

Формула изобретения RU 2 775 323 C1

Тренажер для отработки действий ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, отличающийся тем, что содержит закрытое помещение длиной не менее 9 м, шириной не менее 6 м, представляющее собой макет проезжей части улицы с дорожной разметкой, оснащенное средствами принудительной вентиляции, снабженное трубопроводом для подачи воды, оснащенным минимум двумя дренчерными оросителями, размещенным под потолком помещения, снабженное средством водоотведения, размещенным на уровне пола помещения, выполненным с возможностью подключения к системе канализации здания, разделенное на учебно-практические зоны и зону поста руководителя обучением, оснащенную пультом управления, изолированную от учебно-практических зон светопрозрачными перегородками, при этом первая учебно-практическая зона содержит полномасштабный макет легкового автомобиля, на задней части которого размещен полномасштабный макет передней части кабины грузового автомобиля, который установлен с возможностью вертикального перемещения по вертикальным направляющим, закрепленным на стене, и снабжен дымогенератором, вторая учебно-практическая зона содержит закрепленный к стене полномасштабный макет передней части легкового автомобиля, третья учебно-практическая зона содержит закрепленный на полу полномасштабный макет легкового автомобиля с манекеном, зажатым в салоне рулевой колонкой и приборной панелью, и с дымогенератором, размещенным под капотом, четвертая учебно-практическая зона предназначена для размещения полномасштабного макета опрокинутого на бок легкового автомобиля, пятая учебно-практическая зона содержит закрепленный к стене полномасштабный макет задней части кабины машины «Скорая помощь» и закрепленную к потолку помещения лебедку, шестая учебно-практическая зона содержит закрепленные к стене полномасштабный макет левой боковой части кузова пожарной автоцистерны и полномасштабный макет правой боковой части кузова пожарной автоцистерны, а к пульту управления подключены осветительные приборы, дымогенераторы, акустическая система, сценический вентилятор, закрепленный к одной из стен помещения, дренчерные оросители, средства принудительной вентиляции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2775323C1

CN 201532724 U, 21.07.2010
CN 207938213 U, 02.10.2018
CN 106875705 A, 20.06.2017.

RU 2 775 323 C1

Авторы

Малый Игорь Александрович

Костяев Александр Алексеевич

Краснов Иван Александрович

Кичайкин Владимир Васильевич

Ниткин Андрей Николаевич

Чумаков Евгений Сергеевич

Даты

2022-06-29Публикация

2021-12-23Подача