Способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания Российский патент 2022 года по МПК F02B75/10 C10L10/02 

Описание патента на изобретение RU2775890C1

Изобретение относится к эксплуатации дизельных двигателей наземной и шахтной техники горнодобывающих предприятий, в частности к снижению содержания токсичных компонентов (оксидов азота, углекислого газа, угарного газа) в отработанных газах двигателей дизель-гидравлических локомотивов (ДГЛ).

На горнодобывающих предприятиях, использующих ДГЛ, воздух рабочих зон загрязняется компонентами выхлопных газов. Повышение в воздухе рабочих зон концентрации оксидов азота и угарного газа приводит к профессиональным заболеваниям персонала угольных шахт, около 3% из которых связаны с токсическими воздействиями данных газов. Соответственно, преимущества от применения ДГЛ в угольных шахтах могут быть достигнуты только при условии минимизации вредных выбросов, которые в противном случае приводят к профессиональным заболеваниям органов дыхания.

Известен способ снижения вредных выбросов с отработавшими газами тепловых двигателей транспортных средств, эксплуатируемых в условиях ограниченных объемов (патент РФ №2321759, опубл. 10.04.2008 г.), где в топливо перед его сжиганием вводят присадку, причем в качестве присадки к топливу используют смесь ацетилацетоната железа (10-90 вес.%) и ферроцена (остальное), а объем отработавших газов подвергают контактной обработке водным раствором абсорбента на основе гидроксидов щелочных и/или щелочноземельных металлов, часть обработанных отработавших газов направляют во впускную систему двигателя с предварительным их обогащением кислородом за счет контакта с твердым кислородоносителем на основе надперекисей щелочных или щелочноземельных металлов, а оставшуюся часть отработавших газов удаляют в атмосферу, при этом степень рециркуляции отработавших газов устанавливают в зависимости от нагрузки на тепловой двигатель, ограничивая поступление воздуха во впускную систему двигателя.

Недостатком данного способа является сложная многоступенчатая технология, которая требует дополнительных дорогостоящих конструкций и долгой обработки отработавших газов.

Известен способ уменьшения вредных выбросов с отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания (патент РФ №2301348, опубл. 20.06.2007 г.) путем использования каталитических покрытий на поверхностях деталей камеры сгорания двигателя, отличающийся тем, что в качестве катализатора используют состав, содержащий, масс. %: Серпентин (лизардит и хризотил) 77-86; Хлорит 2-3; Магнетит 1-2; Амфибол 1,5-2; Амакинит 1-2; Магнезит 1-2; Кальцит 0,5-1; Рентгеноаморфная фаза 7-10.

Недостатком данного способа является высокие затраты на производство катализаторов, требующих частую регенерацию или замену.

Известен способ снижения эмиссии оксидов азота NOx с отработавшими газами дизелей (патент РФ №2299233, опубл. 20.05.2007 г.), взятый за прототип, путем введения добавок в дизельное топливо, включающих анилин в количестве 1-7% от массы дизельного топлива в диапазоне изменения коэффициента избытка воздуха α=1,5-3,5.

Недостатком способа является недостаточное снижение содержания токсичных компонентов в отработанных газах, превышающего требования норм Правил безопасности в угольных шахтах (утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 №507) и регламентируемых ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Технической проблемой, на решение которой направлено заявляемое изобретение является снижение вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), а именно оксидов азота, углекислого газа и угарного газа.

Обозначенная проблема успешно решается за счет предлагаемого изобретения, согласно которому в традиционном способе снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания, который заключается во введении в нефтяное дизельное топливо летней марки биодобавки, состоящей из смеси сложных эфиров органических кислот, при этом массовое соотношение при смешивании полученных компонентов составляет, масс. %: нефтяное дизельное топливо летней марки - 90-99; биодобавка - 1-10. При этом отличительными особенностями заявляемого способа является то, что в качестве смеси сложных эфиров органических кислот используют эфиры линоленовой или олеиновой кислот, биодобавку дозируют и вводят в дизельное топливо в отдельной емкости и перемешивают в течение 5-7 минут при температуре окружающего воздуха не ниже температуры помутнения топлива.

Кроме этого, объем отдельной емкости составляет предпочтительно 65 л.

Технический результат заключается в снижении концентрации вредных веществ в отработанных газах ДВС.

В качестве биодобавки могут использоваться органические кислородсодержащие соединения, а именно смесь сложных эфиров органических кислот, например линоленовой или олеиновой.

Такие биодобавки увеличивают полноту сгорания топлива, их можно применять для снижения вредных выбросов в отработавших газах, например, в двигателе шахтного дизель-гидравлического локомотива при различной нагрузке на двигатель.

Способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания осуществляется следующим образом.

Способ реализуется дозированием и введением биодобавки в дизельное топливо в отдельной емкости (65 л) при тщательном перемешивании в течение 5-7 минут при температуре окружающего воздуха не ниже температуры помутнения топлива.

Эффективность предлагаемого состава доказана лабораторными и промышленными испытаниями. Были проведены исследования по определению количества выбросов на дизель-гидравлическом локомотиве Ferrit 110F, а также на стендовом дизельном двигателе. При проведении испытаний условия проведения экспериментов были следующими: температура воздуха - 20,4°С; атмосферное давление - 98,56 кПа; влажность воздуха - 57%.

Результатом стало уменьшение количества оксидов азота, углекислого газа и угарного газа на выхлопе дизельного двигателя при различных режимах двигателя.

Предлагаемый способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания поясняется следующими примерами.

Пример 1. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» с частичной нагрузкой (при 1520 об/мин), используя в топливе 1% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 10-55% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив, количество угарного газа в отработанных газах снижается на 32-74% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 27-35% (табл.2).

Пример 2. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» с частичной нагрузкой (при 1520 об/мин), используя в топливе 5% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 17-83% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив в зависимости от нагрузки двигателя (различное число оборотов), количество угарного газа в отработанных газах снижается на 61-92% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 49-52% (табл. 2).

Пример 3. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» с частичной нагрузкой (при 1520 об/мин), используя в топливе 10% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 21-87% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив в зависимости от нагрузки двигателя (различное число оборотов), количество угарного газа в отработанных газах снижается на 62-94% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 57-65% (табл. 2).

Пример 4. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» на холостых оборотах, используя в топливе 5% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 0-5% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив, количество угарного газа в отработанных газах снижается на 16-70% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 35-38% (табл. 2).

Пример 5. При работе двигателя «John Deere Ferrit 6068F210 (для шахтных условий)» на максимальных оборотах, используя в топливе 5% биодобавки, состоящей из сложных эфиров органических кислот, количество оксидов азота в отработанных газах снижается на 45-98% по сравнению с выбросами нефтяных дизельных топлив в зависимости от нагрузки двигателя (различное число оборотов), количество угарного газа в отработанных газах снижается на 75-93% и количество углекислого газа в отработанных газах снижается на 55-56% (табл. 2).

Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает технический результат и позволяет снизить концентрацию вредных веществ в отработанных газах и, как следствие, улучшить условия труда работников горнодобывающих предприятий.

Похожие патенты RU2775890C1

название год авторы номер документа
БИОТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2012
  • Пантелеев Евгений Валентинович
  • Пантелеев Павел Евгеньевич
  • Пантелеева Галина Викторовна
RU2544239C2
Многофункциональная комплексная присадка к топливам 2015
  • Булавин Николай Михайлович
RU2609767C1
СОСТАВ ЖИДКОГО ТОПЛИВА 2008
  • Нагорнов Станислав Александрович
  • Романцова Светлана Валерьевна
  • Матвеев Олег Владимирович
  • Ликсутина Анна Павловна
  • Рязанцева Ирина Александровна
RU2374302C1
АНТИДЫМНАЯ ПРИСАДКА 2011
  • Захарова Тамара Витальевна
  • Пожаров Михаил Владимирович
  • Цыпцына Анна Валерьевна
  • Гайдай Светлана Павловна
  • Истомин Сергей Викторович
  • Крюков Николай Петрович
RU2472844C1
Кислородсодержащее композиционное дизельное топливо 2023
  • Хуснутдинов Исмагил Шакирович
  • Сафиулина Алия Габделфаязовна
  • Сафина Дина Наилевна
  • Шангараева Альфия Зуфаровна
  • Хуснутдинов Сулейман Исмагилович
RU2813456C1
СПОСОБ УЛАВЛИВАНИЯ И ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ 2019
  • Войнов Кирилл Николаевич
RU2705354C1
ПОЛНОСТЬЮ СГОРАЮЩЕЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2006
  • Валентайн Джеймс М.
RU2360950C2
АНТИДЫМНАЯ ПРИСАДКА 2011
  • Захарова Тамара Витальевна
  • Пожаров Михаил Владимирович
  • Цыпцына Анна Валерьевна
  • Гайдай Светлана Павловна
  • Истомин Сергей Викторович
  • Крюков Николай Петрович
RU2472847C1
УСТРОЙСТВО ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ, АВТОНОМНОГО ОТОПЛЕНИЯ, ГЕНЕРАЦИИ ВОДОРОДСОДЕРЖАЩЕГО ГАЗА И СПОСОБ РАБОТЫ УСТРОЙСТВА 2010
  • Снытников Павел Валерьевич
  • Кириллов Валерий Александрович
  • Собянин Владимир Александрович
  • Пармон Валентин Николаевич
RU2440507C1
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ 1999
  • Дыбок В.В.
  • Дружинин П.В.
  • Ашкинази Л.А.
  • Сердюк Д.В.
  • Сердюк В.В.
  • Свирид В.А.
RU2151168C1

Реферат патента 2022 года Способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при эксплуатации дизельных двигателей наземной и шахтной техники горнодобывающих предприятий. Способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания заключается во введении в нефтяное дизельное топливо летней марки биодобавки, состоящей из смеси сложных эфиров органических кислот. Массовое соотношение при смешивании полученных компонентов составляет, масс. %: нефтяное дизельное топливо летней марки - 90-99; биодобавка - 1-10. В качестве смеси сложных эфиров органических кислот используют эфиры линоленовой или олеиновой кислот. Биодобавку дозируют и вводят в дизельное топливо в отдельной емкости и перемешивают в течение 5-7 минут при температуре окружающего воздуха не ниже температуры помутнения топлива. Технический результат заключается в снижении вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 775 890 C1

1. Способ снижения вредных выбросов в двигателях внутреннего сгорания, заключающийся во введении в нефтяное дизельное топливо летней марки биодобавки, состоящей из смеси сложных эфиров органических кислот, при этом массовое соотношение при смешивании полученных компонентов составляет, масс. %:

нефтяное дизельное топливо летней марки 90-99 биодобавка 1-10,

отличающийся тем, что в качестве смеси сложных эфиров органических кислот используют эфиры линоленовой или олеиновой кислот, биодобавку дозируют и вводят в дизельное топливо в отдельной емкости и перемешивают в течение 5-7 минут при температуре окружающего воздуха не ниже температуры помутнения топлива.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что объем отдельной емкости составляет предпочтительно 65 л.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2775890C1

БИОТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2012
  • Пантелеев Евгений Валентинович
  • Пантелеев Павел Евгеньевич
  • Пантелеева Галина Викторовна
RU2544239C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ПРИСАДКИ 2012
  • Монсалье Ги
  • Арль Виржини
  • Орбэ Доминик
  • Лальман Мишель
RU2557824C2
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1982
  • Роберт Драйден Тэк[Gb]
  • Джон Ричардсон Тиндол Брейзиер[Gb]
  • Кеннес Лютас[Gb]
RU2014347C1
1969
  • Санин П.И.
  • Арабян С.Г.
  • Шер В.В.
  • Холомонов И.А.
  • Гордаш Ю.Т.
  • Алимова М.М.
  • Федонюк В.В.
SU334869A1
CN 108865299 A, 23.11.2018.

RU 2 775 890 C1

Авторы

Мешков Анатолий Алексеевич

Харитонов Игорь Леонидович

Малых Игорь Борисович

Бедняков Виталий Анатольевич

Даты

2022-07-11Публикация

2021-10-19Подача