Изобретение относится к составам жидких топлив для дизельных двигателей на основе биотоплива и может быть использовано для получения жидкого топлива, синтезируемого из органического сырья, в основном, растительного происхождения, эквивалентного по физико-химическим характеристикам нефтяному дизельному топливу, но обладающего лучшими экологическими характеристиками.
Известный состав жидкого топлива, включающий смесь биотоплива с нефтяным топливом, описан в заявке Франции (FR 2492402, С10L 1/18, 23.04.1982). Известно, что широкое использование тепловых двигателей, использующих нефтепродукты, привело к повышенному загрязнению воздуха, почвы и водоемов. Вредные вещества, попадающие в воздух при хранении и использовании нефтяных топлив, способствуют нарушению газообмена в организме, появлению кислородного голодания и возникновению нарушения функционирования всех систем организма; обладают канцерогенными, тератогенными, мутагенными свойствами. Под воздействием вредных веществ, попадающих в почву непосредственно или с атмосферными осадками из воздуха, в почве происходят значительные изменения. Корневая система в этих условиях утрачивает способность поглощать влагу из почвы, а сами растения не удерживают ее в листьях и теряют устойчивость к засухе. Жесткие законы по охране окружающей среды заставляют шире использовать биотопливо вместо нефтепродуктов для минимизации отрицательного влияния вредных выбросов отработавших газов дизельных двигателей на здоровье населения и окружающую среду. Весьма перспективным сырьем для производства топлива является растительная биомасса, которая является постоянно возобновляемым источником органического сырья. Наиболее предпочтительными для создания дизельного топлива являются продукты переработки растительных масел (переэтерификации, а точнее алкоголиза одноатомными алифатическими спиртами). В качестве ближайшего аналога выбран российский патент (RU 2129587, С10L 1/18, 1/22, 21.10.1993), где описан состав топлива, включающий от 10 до 50% (об.) биотоплива.
Существенным недостатком этого топлива на основе биотоплива является наличие в его составе нефтяного дизельного топлива, сжигание которого приводит к значительному загрязнению окружающей среды. Применение нефтяных фракций обусловлено тем, что в состав биотоплива входят только высококипящие сложные эфиры метилового спирта и высокомолекулярных алифатических непредельных кислот. А для дизельных двигателей оптимальным является использование топлив с широким фракционным и групповым составом. Еще одним недостатком наличия дизельных нефтяных фракций является предрасположенность этих топлив к образованию парафинов при низких температурах. Это ухудшает их низкотемпературные характеристики, что приводит к необходимости применения дополнительно одной или более депрессорных присадок, модифицирующих кристаллы парафина и/или понижающих температуру текучести топлив.
Задачей настоящего изобретения является создание состава жидкого топлива для дизельных двигателей с широким фракционным и групповым составом на основе биотоплива. Физико-химические свойства топлива предлагаемого состава эквивалентны свойствам нефтяного дизельного топлива. При этом жидкое топливо предлагаемого состава не содержит нефтяных компонентов, а потому обладает лучшими экологическими характеристиками и не требует применения дополнительно депрессорных присадок.
Решение поставленной задачи достигается созданием нового состава жидкого топлива для дизельных двигателей, представляющего собой смесь 50% (об.) биотоплива и 10% (об.) октилового эфира масляной кислоты, 10% (об.) гептилового эфира валериановой кислоты, 10% (об.) нонилового эфира валериановой кислоты, 10% (об.) нонилового эфира капроновой кислоты, 10% (об.) изоамилового эфира масляной кислоты. Такие сложные эфиры можно получить этерификацией алифатических кислот меньшей молекулярной массы C4-C7 спиртами C5-С10. Этерификация алифатических кислот протекает в водной среде в присутствии серной кислоты при температуре 100-101°С по уравнению:
Реакция обратима, для сдвига равновесия в сторону образования сложных эфиров образующуюся воду отгоняют и улавливают в ловушке. Получены следующие сложные эфиры: октиловый эфир масляной кислоты C3H7COOC8H17; гептиловый эфир валериановой кислоты C4H9COOC7H15, нониловый эфир валериановой кислоты C4H9COOC9H19, нониловый эфир капроновой кислоты C5H11COOC9H19, изоамиловый эфир масляной кислоты С4Н9СООС5Н11. Спирты и кислоты, использованные в процессе синтеза, можно получать синтетическим путем из углеводородов и их функциональных производных, а можно и из возобновляемого растительного сырья. Такую кислоту, как масляная, можно получить из крахмала, сахара, глицерина при различных бактериальных процессах брожения (Bacterium butylicus, Granulobacter). Эти процессы используются в промышленных масштабах. Н- валериановая кислота образуется наряду с другими жирными кислотами при окислении стеариновой кислоты и касторового масла. Капроновая кислота образуется при маслянокислом брожении сахара. Изоамиловый спирт является одной из основных частей сивушных масел (источником его образования в процессе брожения является аминокислота лейцин, входящая в состав белков). Сложные эфиры октилового спирта обнаружены в эфирных маслах различных видов Heracleum, а эфиры нонилового спирта - в масле корок померанцев.
Топливо предлагаемого состава может применяться как жидкое топливо для дизельных двигателей без каких-либо ограничений и дополнительных изменений в конструкции двигателя и топливоподающей аппаратуры.
Исследованы различные эксплуатационные характеристики топлива предлагаемого состава, состоящего из 50% (об.) биотоплива (метиловые эфиры рапсового масла) и 10% (об.) октилового эфира масляной кислоты, 10% (об.) гептилового эфира валериановой кислоты, 10% (об.) нонилового эфира валериановой кислоты, 10% (об.) нонилового эфира капроновой кислоты, 10% (об.) изоамилового эфира масляной кислоты. В таблице 1 приводятся значения различных физико-химических характеристик нефтяного дизельного топлива (ДТ), метиловых эфиров рапсового масла (биотопливо) и топлива предлагаемого состава.
Как видно из полученных данных, топливо предлагаемого состава соответствует товарному летнему дизельному топливу практически по всем параметрам, в том числе и по температурам помутнения и застывания, что исключает необходимость использования дополнительно депрессорных присадок. Кроме того, экологические характеристики предлагаемого топлива лучше, чем товарного дизельного топлива или биотоплива (таблица 2). Сравнительные моторные испытания проводились на тракторном дизеле 4Ч11/12,5 (Д-243) в штатной комплектации по стандартной методике. Как видно из полученных данных, содержание оксида углерода (II) и углеводородов, а также дымность в выхлопных газах имеют самые низкие показатели при работе двигателя на топливе предлагаемого состава.
Использование жидкого топлива на основе биотоплива позволяет сохранить природный энергетический баланс. Растительное сырье в естественных условиях усваивается аэробными организмами - при этом биогенном процессе выделяется определенное количество энергии, так же как в процессе техногенного окисления, в том числе сжигания топлива в двигателе. В работах И.Б.Грудникова с сотр. [Грудников И.Б., Грегор Е.И. Об оценке энергии процессов окисления в техногенных и биогенных ситемах / Химия и технология топлив и масел, 2006 г., №6. С.36-37] на примере окисления битумов показано, что несмотря на существенное различие природы биогенных и техногенных процессов окисления, для оценки энергии этих процессов успешно используется одинаковый подход: отнесение количества выделяющейся энергии к количеству потребленного в процессе кислорода. По этой методике были рассчитаны теплоты сгорания продуктов алкоголиза растительных масел - метиловых или этиловых эфиров высших жирных кислот, и они составили 4,68 ккал на 1 литр потребленного кислорода. Таким образом, теплоты, выделяющиеся при аэробном метаболизме растительных остатков и при использовании продуктов переработки растительного сырья в качестве биотоплива, в расчете на 1 литр потребляемого кислорода практически одинаковы, что соответствует концепции единства законов природы.
Использование жидкого топлива предлагаемого состава позволяет создавать технологии с высокими природоохранными характеристиками за счет исключения применения токсичных веществ нефтяного происхождения, уменьшать вредное воздействие мобильной энергетики на окружающую среду, повлиять на расширение сырьевой энергетической базы, исключить применение дополнительно депрессорных присадок.
| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| ПРИСАДКА ДЛЯ БЕНЗИНОВ И ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ И СОДЕРЖАЩАЯ ЕЕ ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2004 |
|
RU2270231C1 |
| Кислородсодержащее композиционное дизельное топливо | 2023 |
|
RU2813456C1 |
| СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ МЕЛАССЫ СВЕКЛОВИЧНОЙ ОБЕДНЕННОЙ | 2012 |
|
RU2507272C1 |
| Кислородсодержащее композиционное дизельное топливо с регулируемыми низкотемпературными свойствами | 2023 |
|
RU2811842C1 |
| ЖИРНОКИСЛОТНЫЕ ПОБОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ | 2008 |
|
RU2515625C2 |
| ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ВИЗЕЛЬ" И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2006 |
|
RU2418845C2 |
| СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2346027C2 |
| СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗВЕТВЛЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 2008 |
|
RU2456330C2 |
| СОПОЛИМЕРИЗАТ С ВЫСОКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОДНОРОДНОСТЬЮ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ХОЛОДНОЙ ТЕКУЧЕСТИ ЖИДКИХ ТОПЛИВ | 2011 |
|
RU2565055C2 |
| БИОТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2014 |
|
RU2553988C1 |
Изобретение относится к составам жидких топлив для дизельных двигателей на основе биотоплива и может быть использовано для получения жидкого топлива, синтезируемого из органического сырья, в основном, растительного происхождения, эквивалентного по физико-химическим характеристикам нефтяному дизельному топливу, но обладающего лучшими экологическими характеристиками. Топливо представляет собой смесь 50% (об.) биотоплива, 10% (об.) октилового эфира масляной кислоты, 10% (об.) гептилового эфира валериановой кислоты, 10% (об.) нонилового эфира валериановой кислоты, 10% (об.) нонилового эфира капроновой кислоты, 10% (об.) изоамилового эфира масляной кислоты. Технический результат - изобретение позволяет уменьшить вредное воздействие энергетики на окружающую среду, расширить сырьевую энергетическую базу за счет возобновляемого сырья. 2 табл.
Состав жидкого топлива для дизельных двигателей на основе биотоплива (метиловых эфиров рапсового масла), отличающийся тем, что топливо представляет собой смесь 50 об.% биотоплива, 10 об.% октилового эфира масляной кислоты, 10 об.% гептилового эфира валериановой кислоты, 10 об.% нонилового эфира валериановой кислоты, 10 об.% нонилового эфира капроновой кислоты, 10 об.% изоамилового эфира масляной кислоты.
| RU 2001134211 А, 10.09.2003 | |||
| US 4541838 A, 17.09.1985. |
Авторы
Даты
2009-11-27—Публикация
2008-05-22—Подача