Изобретение относится к области подводной тренировочной техники и предназначено для совершенствования практических навыков и уяснения физических основ судоподъемного дела водолазами и инженерами аварийно-спасательных подразделений.
Известен подводный тренажер для тренировки экипажей спасательных судов, спасательных глубоководных аппаратов, операторов необитаемых подводных аппаратов и водолазов по поиску, оказанию помощи и спасанию экипажа аварийной подводной лодки (ПЛ), лежащей на грунте, содержащий прочный и легкий корпус, надстройку, включающую аварийно-спасательные устройства ПЛ, используемые спасателями, балластную цистерну с клапаном вентиляции, имеющим ручное управление, баллоны-воздухохранители и трубопровод подачи воздуха в балластную цистерну с воздушным клапаном, имеющим ручное управление, на тренажере установлена система управления погружением и всплытием по гидроакустическому каналу, включающая переносную гидроакустическую станцию, используемую с судна, преобразователь гидроакустических сигналов в электрические, подсистему дистанционного управления клапанами, преобразующую электрический сигнал в механическое действие по управлению клапанами, дополнительный вентиляционный трубопровод балластной цистерны, снабженный вентиляционным клапаном с дистанционным управлением и страхующим клапаном с ручным управлением, дополнительный трубопровод подачи сжатого воздуха в балластную цистерну, снабженный воздушным клапаном с дистанционным управлением и страхующим клапаном с ручным управлением [1].
Подводный тренажер имеет конструкцию, не в полной мере соответствующую приобретению навыков выполнения типовых действий при проведении судоподъемных работ и отличающуюся большой сложностью в части касающейся обеспечения всплытия из-за применения системы управляемых клапанов. На нем не могут быть отработаны элементы подключения продувочных рукавов, работы с клапанами, стропами и судоподъемными понтонами, включая найтовку, применение судоподъемных штоков и штоковых захватов, а также продемонстрированы основополагающие принципы подъема затонувших объектов способом продувки с правильным распределением подъемных сил, включая принцип автостабилизации дифферента при всплытии за счет рационального размещения отжимных труб.
Задачей изобретения является расширение возможностей тренажера с обеспечением производства полного комплекса типовых работ, выполняемых при судоподъеме и уменьшение его строительной стоимости за счет отказа от сложной и дорогостоящей системы управления всплытием и заменой ее комплектом рационально размещаемых отжимных труб, обеспечивающих практическую реализацию принципа автостабилизации дифферента при всплытии, благодаря которому в отстающей при всплытии оконечности тренажера самопроизвольно за счет расширения газа в отсеках происходит наращивание подъемной силы, а в опережающей при всплытии оконечности, наоборот, подъемная сила уменьшается.
Задача достигается приданием тренажеру максимально простой конструкции, которой соответствует прямоугольная форма корпуса 8, разделенного поперечной переборкой 14 на два отсека, продуваемых и балластируемых независимо один от другого, с установкой в каждом отсеке съемной горловины 16 для спуска по лестнице 18 внутрь отсека, отжимных труб 12, смещенных к оконечностям корпуса, наличием в нижней части корпуса прочных конструкций 15, не выступающих за габариты корпуса 8 и предназначенных для остропки мягких судоподъемных понтонов, установкой на палубе обухов 10 с такелажными скобами 9 и битенгами 2, позволяющих отрабатывать натяжение найтовов 7 (стропов) с применением ручной тали 4 в качестве средства механизации обтяжки. Затопление (балластировка) тренажера обеспечивается одновременным поступлением воды через горловины с крышками 19, открываемыми приводами 1, и выходом воздуха через клапаны вентиляции 5. При затоплении тренажер удерживают плавкраном за подъемные обухи 11. Всплытие (продувка) тренажера обеспечивается последовательной продувкой его отсеков сжатым воздухом через продувочные рукава, подключаемые через продувочные вентили 6. Сначала всплытие осуществляется одной оконечностью после продувки одного отсека, затем второй оконечностью из положения статического равновесия после продувки второго отсека. Остойчивость тренажера и всплытие при продувке отсеков, не менее чем на %, обеспечивается наличием твердого балласта 13.
Новым отличительным признаком тренажера является наличие в отсеках отжимных труб 12, смещенных к оконечностям корпуса, что позволяет реализовать способ подъема затонувшего объекта с автостабилизацией всплытия по дифференту. Для объяснения обучаемым принципа автостабилизации предусмотрена установка отжимных труб в двух позициях - со смещением к оконечностям и по середине длины отсеков в дополнительный вырез с крышкой 3. При размещении труб по середине продуваемых отсеков принцип автостабилизации не реализуется, и вода при появлении дифферента из обоих отсеков отжимается одинаково. Происходит беспрепятственный рост дифферента, следствием чего он способен достичь критического уровня и привести к аварии, сопровождающейся потерей поднимаемым тренажером продольной остойчивости и его обратным затоплением. При смещении отжимных труб к оконечностям продуваемый объем в опережающей оконечности стравливается, а в отстающей при всплытии оконечности увеличивается. Проявлением действия принципа автостабилизации является меньший дифферент в начале всплытия, наглядно демонстрирующий целесообразность рационального размещения подъемных труб. Новым техническим решением по сравнению с прототипом является установка штокового устройства, уложенного в нишу и закрытого съемной крышкой 20 в готовности к применению.
На фиг. 1 показана конструкция судоподъемного тренажера на виде сбоку.
На фиг. 2 показана конструкция судоподъемного тренажера на виде сверху.
На фиг. 3 показана конструкция судоподъемного тренажера в разрезе.
На фиг. 4 показаны подъемные силы и значения дифферента при различном расположении отжимных труб на тренажере (без реализации и с реализацией принципа автостабилизации по дифференту).
Технико-экономическое преимущество судоподъемного тренажера по сравнению с подводным тренажером, описанным в патенте РФ №2622520 от 20.07.2015 г. и принятым за прототип, заключается в упрощении конструкции тренажера и расширении его функциональных возможностей для обучения специалистов аварийно-спасательной службы типовым работам, выполняемым при судоподъеме.
Литература
1. Патент РФ №2622520 от 20.07.2015 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАЛЬНОЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2020 |
|
RU2744100C1 |
СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2017 |
|
RU2675955C2 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2019 |
|
RU2720299C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА МЕТОДОМ ПРОДУВКИ С АВТОСТАБИЛИЗАЦИЕЙ ПО ДИФФЕРЕНТУ И СКОРОСТИ ВСПЛЫТИЯ | 2022 |
|
RU2779337C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ | 2011 |
|
RU2518683C2 |
Подводный тренажер для тренировки экипажей спасательных судов | 2015 |
|
RU2622520C2 |
Устройство для продувки внутреннего объема затонувшего корабля | 2023 |
|
RU2810008C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБЪЕКТОВ | 2017 |
|
RU2657618C1 |
ПОНТОН ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ НА ПЛАВУ АВАРИЙНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2015 |
|
RU2605659C1 |
Способ подъема объекта, затонувшего на глубине | 2023 |
|
RU2809782C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тренажерам. Тренажер имеет прямоугольную форму корпуса, разделенного поперечной переборкой на два отсека. Оба отсека продуваемы и балластируемы независимо один от другого и оборудованы съемными горловинами для спуска по лестнице внутрь них. В каждом отсеке установлены отжимные трубы, смещенные к оконечностям корпуса. В нижней части корпуса содержатся прочные конструкции, не выступающие за габариты корпуса, предназначенные для остропки мягких судоподъемных понтонов. На палубе содержатся обухи с такелажными скобами и битенгами, позволяющие отрабатывать натяжение найтовов с применением ручной тали в качестве средства механизации обтяжки. Достигается возможность тренировки работ, необходимых при судоподъеме. 4 ил.
Тренажер, имеющий прямоугольную форму корпуса, разделенного поперечной переборкой на два отсека, продуваемых и балластируемых независимо один от другого и оборудованных съемными горловинами для спуска по лестнице внутрь них, отличающийся тем, что в каждом отсеке установлены отжимные трубы, смещенные к оконечностям корпуса, в нижней части корпуса содержатся прочные конструкции, не выступающие за его габариты и предназначенные для остропки мягких судоподъемных понтонов, а на палубе содержатся обухи с такелажными скобами и битенгами, позволяющие отрабатывать натяжение найтовов с применением ручной тали в качестве средства механизации обтяжки.
Подводный тренажер для тренировки экипажей спасательных судов | 2015 |
|
RU2622520C2 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2019 |
|
RU2720299C1 |
Устройство для измерения расхода топлива | 1988 |
|
SU1569559A1 |
Авторы
Даты
2022-08-02—Публикация
2021-06-16—Подача