Изобретение относится к области работ по подъему затонувших объектов, в частности, кораблей, судов, плавучих доков и других плавучих сооружений, имеющих значительные по величине внутренние объемы, продувка которых газовыми средами ведет к созданию необходимых для подъема сил плавучести.
Известен способ подъема затонувшего объекта путем осушения его отсеков продувкой сжатым воздухом. Способ заключается в герметизации верхней части корпуса затонувшего объекта, разделенного на отдельные отсеки, в установке в отсеках отжимных труб и в подаче в отсеки по воздушным рукавам сжатого воздуха, который отжимает воду, выходящую через отжимные трубы [1]. Данный способ принят за прототип.
Недостаток способа, взятого в качестве прототипа, заключается в неконтролируемом быстром (динамичном) увеличении дифферента и скорости вертикального перемещения поднимаемого объекта при всплытии, вызванных одномоментным преодолением силы присоса, создающим избыточную подъемную илу, расширением внутренних воздушных объемов с самопродувкой неполностью продутых отеков вследствие падения внешнего гидростатического давления и их перемещением в сторону опережающей при всплытии оконечности. Возникает опасность механического разрушения продутых объемов и обратного затопления поднимаемого объекта.
Задачей изобретения является обеспечение безопасности подъема затонувшего объекта за счет ограничения динамики всплытия поднимаемого объекта и придания ему управляемого характера.
Задача решается тем, что отжимные трубы, имеющие достаточно большое проходное сечение, в отсеках поднимаемого объекта, лежащего на глубине, равной не более одной трети от его длины, размещают со сдвигом в сторону ближе расположенной оконечности, а отсеки полностью продувают по нижние края отжимных труб в определенной последовательности, начиная с крайнего отсека в более заглубленной оконечности, которую планируется поднять в первую очередь, с переходом к продувке крайнего, расположенного ближе к середине поднимаемого объекта отсека в противоположной оконечности, затем переходят к следующему отсеку в оконечности, планируемой к подъему в первую очередь, и снова возвращаются в противоположную оконечность до тех пор, пока не произойдет всплытие поднимаемого объекта одной, заранее заданной оконечностью. По окончании всплытия продувают оставшуюся на грунте оконечность, что приводит к полному всплытию поднимаемого объекта на поверхность. Особенностью создания сил плавучести является обусловленная размещением отжимных труб со смещением форма водоизмещающих объемов, величина которых в поднимаемой в первую очередь более заглубленной оконечности заведомо больше благодаря меньшему непродуваемому клиновидному объему. С началом всплытия знак дифферента меняется, и непродуваемые клиновидные объемы за счет выхода воздуха через отжимные трубы появляются в поднимаемой оконечности, уменьшая скорость всплытия и ограничивая дифферент. Этим реализуется автостабилизация процесса всплытия.
Новыми отличительными признаками являются размещение отжимных труб в продуваемых отсеках со смещением к оконечностям поднимаемого объекта и их продувка в определенной последовательности с чередованием продуваемых отсеков, начиная с отсека в поднимаемой в первую очередь более заглубленной оконечности.
На фиг. 1 показана схема размещения отжимных труб и на виде сбоку очередность продувки отсеков поднимаемого объекта при подъеме первой, более заглубленной оконечности.
На фиг. 2 показана схема изменения формы продутых объемов при смене знака дифферента, за чет которой реализуется принцип автостабилизации пространственного перемещения.
На фиг. 3 показана схема размещения отжимных труб в поперечном сечении поднимаемого объекта.
На фиг. 1-3 обозначены вода (1), поверхность воды (2), поднимаемый объект (3), отжимная труба (4), воздушный рукав (5), непродуваемый клиновидный объем (6), продутый объем (7), грунт (8).
Технико-экономическое преимущество заявляемого способа подъема затонувшего объекта по сравнению известным аналогом, принятым за прототип, заключается в обеспечении безопасного подъема затонувшего объекта и в исключении дополнительных расходов при выполнении судоподъемных работ, связанных с авариями, вызванными разрушением продуваемых объемов избыточным внутренним давлением при быстром (динамичном) всплытии.
Литература
1. Справочник специалиста аварийно-спасательной службы ВМФ. Часть 1. Методы аварийно-спасательных и судоподъемных работ. М.: Военное издательство, 1963. - С. 143.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2019 |
|
RU2720299C1 |
Способ подъема объекта, затонувшего на глубине | 2023 |
|
RU2809782C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2020 |
|
RU2748283C1 |
СУДОПОДЪЕМНЫЙ ТРЕНАЖЕР | 2021 |
|
RU2777286C1 |
Устройство для продувки внутреннего объема затонувшего корабля | 2023 |
|
RU2810008C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА ОСУШЕНИЕМ ОТСЕКОВ | 2020 |
|
RU2801982C2 |
СОСТАВНАЯ ОТЖИМНАЯ ТРУБА | 2023 |
|
RU2806836C1 |
Устройство для подъема затонувших объектов | 1990 |
|
SU1804408A3 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН РЫЧАЖНОГО ТИПА ДЛЯ СБРОСА ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ ПРОДУВАЕМЫХ ОТСЕКОВ ПОДНИМАЕМОГО ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2022 |
|
RU2780362C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ СУДОВ | 2011 |
|
RU2518683C2 |
Изобретение относится к области работ по подъему затонувших объектов, в частности кораблей, судов, плавучих доков и плавучих сооружений, имеющих значительные по величине внутренние объемы, продувка которых газовыми средами ведет к созданию необходимых для подъема сил плавучести. Для подъема затонувшего объекта герметизируют верхнюю часть корпуса объекта, разделенного на отдельные отсеки, устанавливают в отсеках отжимные трубы и подают в отсеки по воздушным рукавам сжатый воздух, который отжимает воду, выходящую через отжимные трубы. Размещение отжимных труб в продуваемых отсеках выполняют со смещением к оконечностям поднимаемого объекта. Продувку производят в определенной последовательности с чередованием продуваемых отсеков, начиная с отсека в поднимаемой в первую очередь более заглубленной оконечности. Достигается безопасность подъема затонувшего объекта за счет ограничения динамики всплытия поднимаемого объекта и придания ему управляемого характера. 3 ил.
Способ подъема затонувшего объекта, заключающийся в герметизации верхней части корпуса затонувшего объекта, разделенного на отдельные отсеки, в установке в отсеках отжимных труб и в подаче в отсеки по воздушным рукавам сжатого воздуха, который отжимает воду, выходящую через отжимные трубы, отличающийся тем, что размещение отжимных труб в продуваемых отсеках выполняют со смещением к оконечностям поднимаемого объекта, а продувку производят в определенной последовательности с чередованием продуваемых отсеков, начиная с отсека в поднимаемой в первую очередь более заглубленной оконечности, чем обеспечивается автостабилизация всплытия, выраженная в автоматическом уменьшении дифферента и скорости вертикального перемещения за счет изменения формы непродуваемых объемов в отсеках.
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2020 |
|
RU2748283C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2019 |
|
RU2720299C1 |
Устройство для измерения расхода топлива | 1988 |
|
SU1569559A1 |
KR 1020080022642 A, 12.03.2008. |
Авторы
Даты
2022-09-06—Публикация
2022-01-18—Подача