СПОСОБ ОСЛАБЛЕНИЯ ПОЛЯ ТЯГОВОГО КОЛЛЕКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2022 года по МПК B60L9/08 B60L15/08 H02P7/282 

Описание патента на изобретение RU2778097C1

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с коллекторными тяговыми двигателями пульсирующего тока.

Уровень техники

В настоящее время на всех отечественных электровозах переменного тока применяются системы ослабления поля (ОП) тягового электродвигателя (ТЭД) не соответствующие современным требованиям по энергоэффективности. Для организации тяжеловесного движения поездов и повышения технической скорости требуется повышать типовую мощность электровоза для создания необходимой силы тяги, при которой возникают дополнительные потери в тяговой сети. В связи с этим задача совершенствования системы ОП ТЭД является актуальной, так как позволит повысить энергетические показатели электровоза.

Существуют электровозы переменного тока, имеющие многозонный тиристорный выпрямительно-инверторный преобразователь, подключенный к коллекторным тяговым двигателям, при этом для увеличения скорости предусмотрены три дополнительных ступени ослабления поля, которые реализуются путем подключения резисторов ослабления поля параллельно обмотке возбуждения тягового двигателя и индуктивного шунта, предназначенного для исключения бросков тока и облегчения условий коммутации ТЭД при включении режима ослабления поля, колебаниях напряжения в контактной сети или его восстановлении после кратковременного снятия [Электровоз ВЛ85: Руководство по эксплуатации / Тушканов Б. А., Пушкарев Л.А., Позднякова Л.А. и др. - М.: Транспорт, 1992. - 480 с.]. В настоящее время данное устройство применяется на всех отечественных электровозах переменного тока [Электровоз магистральный 2ЭС5К (ЗЭС5К). Руководство по эксплуатации. Книга 1. Описание и работа. Электрические схемы. ОАО «ВЭлНИИ», 2006 г., 339 с.].

Недостатком такого способа является то, что значительная мощность рассеивается на резисторах, что обуславливает сравнительно низкий КПД в режиме ослабления поля.

Существует выпрямительно-инверторный преобразователь [Патент на изобретение № RU 2322749 С1. Заявка №2006140957/09 от 20.11.2006, опубликовано: 20.04.2008, Бюл. №11], в котором параллельно выходу выпрямительно-инверторного преобразователя и тягового двигателя в режиме тяги подключен шунтирующий диод, повышающий коэффициент мощности. Недостатком такого решения является то, что возможность повышения энергоэффективности ОП ТЭД не реализуется.

Наиболее близким к заявляемому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому результату является устройство ослабления магнитного поля тягового электродвигателя электровоза переменного тока [Патент на изобретение № RU 2700243 С1. Заявка №2018144993 от 19.12.2018, опубликовано: 13.09.2019, Бюл. №26], в котором для шунтирования поля применен IGBT транзистор. Недостатком такого способа является достаточно низкий коэффициент мощности, который можно повысить.

Общим техническим результатом применения предлагаемого способа ослабления поля и устройства для его реализации является повышение КПД и коэффициента мощности электровоза переменного тока с коллекторным тяговым приводом.

Раскрытие сущности изобретения

Предлагаемый способ ослабления поля коллекторного тягового двигателя электровоза переменного тока заключается в том, что часть энергии обмотки возбуждения передается и накапливается в индуктивности, включенной последовательно с силовым ключом, который включен на интервале времени от 1 мс после перехода сетевого напряжения через ноль до 9 мс полупериода сетевого напряжения, а при отключении ключа, на интервале от 9 мс до окончания полупериода сетевого напряжения и до 1 мс после перехода сетевого напряжения через ноль, передается на выход выпрямительно-инверторного преобразователя.

Устройство, реализующее предлагаемый способ ослабления поля коллекторного тягового двигателя электровоза переменного тока может быть выполнено из входного диода, подключенного анодом к положительному выводу обмотки возбуждения, индуктивности, подключенной к катоду входного диода, силового ключа, подключенного к индуктивности и отрицательному выводу обмотки возбуждения, выходного диода, подключенного анодом к узлу соединения индуктивности и силового ключа, а катодом - к положительному выводу выпрямительно-инверторного преобразователя, шунтирующего диода, подключенного анодом к узлу соединения силового ключа и отрицательного вывода обмотки возбуждения, а катодом - к узлу соединения индуктивности, силового ключа, и анода выходного диода, а также системы управления силовым ключом.

Предлагаемый способ и устройство для его реализации позволят повысить КПД и коэффициент мощности электровоза переменного тока с коллекторным тяговым приводом.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 представлена функциональная блок-схема силовых цепей электровоза в режиме тяги по заявляемому способу ослабления поля.

На фиг. 2 представлены временные диаграммы формирования импульсов управления ключом 7.

Осуществление изобретения

Устройство для реализации способа ослабления поля, подключенное к коллекторному тяговому электродвигателю электровоза в режиме тяги показано на фиг. 1. Выпрямительно-инверторный преобразователь электровоза 1 запитывается от тягового трансформатора 2, в свою очередь запитанного от сети переменного тока напряжением 25 кВ через токоприемник 12. К выходу выпрямительно-инверторного преобразователя подключен тяговый двигатель, состоящий из якоря 3 и обмотки возбуждения 4. Устройство, подключенное к обмотке возбуждения коллекторного тягового двигателя, состоит из входного диода 5, подключенного анодом к положительному выводу обмотки возбуждения 4, индуктивности 6, подключенной к катоду входного диода 5, силового ключа 7, подключенного к индуктивности 6 и отрицательному выводу обмотки возбуждения 4, выходного диода 9, подключенного анодом к узлу соединения индуктивности 6 и силового ключа 7, а катодом - к положительному выводу выпрямительно-инверторного преобразователя 1, шунтирующего диода 10, подключенного анодом к узлу соединения силового ключа 7 и отрицательного вывода обмотки возбуждения 4, а катодом - к узлу соединения индуктивности 6, силового ключа 7, и анода выходного диода 9, а также системы управления силовым ключом 8.

Техническим результатом использования устройства является возможность выполнения способа ослабления поля.

В качестве силового ключа 7 может использоваться IGBT транзистор. Техническим результатом является возможность исполнения устройства на современной электронной базе.

Между узлом соединения катода входного диода 5, индуктивности 6 и узлом соединения отрицательного вывода обмотки возбуждения 4, силового ключа 7, анода шунтирующего диода 10 может быть подключен конденсатор 11 для улучшения переходных процессов.

Техническим результатом является увеличение надежности устройства.

Для работы схемы может быть использован следующий алгоритм, проиллюстрированный на фиг. 2.

Система управления силовым ключом 8 замыкает ключ на интервале времени от 0 мс до 1 мс и размыкает его на интервале от 9 мс до 10 мс полупериода сетевого напряжения после перехода сетевого напряжения через ноль при частоте сети 50 Гц.

На интервале времени замкнутого ключа 7 ток обмотки возбуждения 4 частично шунтируется через цепь входного диода 5, индуктивность 6, силового ключа 7, а энергия - накапливается в индуктивности 6. При размыкании ключа на интервале времени от 9 мс до окончания полупериода сетевого напряжения и до 1 мс после перехода сетевого напряжения через ноль, ток индуктивности через выходной диод 9 передается на выход выпрямительно-инверторного преобразователя 1. Шунтирующий диод 10 предназначен для увеличения коэффициента мощности схемы путем недопущения отрицательного напряжения на выходе выпрямительно-инверторного преобразователя.

Похожие патенты RU2778097C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗКИ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Баринов Игорь Александрович
RU2724981C2
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД 2007
  • Солтус Константин Павлович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2384424C2
Электрический привод электровоза 2022
  • Попов Юрий Иванович
  • Михальчук Николай Львович
  • Савоськин Анатолий Николаевич
  • Пудовиков Олег Евгеньевич
  • Чучин Антон Александрович
RU2788223C1
УСТРОЙСТВО ОСЛАБЛЕНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Волчек Татьяна Витальевна
RU2700243C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ ПРИ РЕКУПЕРАТИВНОМ ТОРМОЖЕНИИ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Портной Александр Юрьевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
RU2475374C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗОВ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ВИП НА IGBT ТРАНЗИСТОРАХ (МОДУЛЯХ) ПО КРИТЕРИЮ ПОТРЕБЛЕНИЯ МАКСИМАЛЬНО АКТИВНОЙ МОЩНОСТИ 2014
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
RU2557006C1
Устройство для повышения коэффициента мощности выпрямительно-инверторного преобразователя однофазного переменного тока 2020
  • Иванов Александр Витальевич
  • Власьевский Станислав Васильевич
  • Малышева Ольга Александровна
RU2760815C1
Способ реализации рекуперативного торможения без балластных резисторов на электровозах переменного тока 2019
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Томилов Вячеслав Станиславович
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Волчек Татьяна Витальевна
RU2721084C1
СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ БЛОКОВ ПУСКОТОРМОЗНЫХ РЕЗИСТОРОВ 2010
  • Андросов Николай Николаевич
  • Булатов Вадим Львович
  • Дубских Николай Иванович
  • Карпов Михаил Анатольевич
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Манько Николай Григорьевич
  • Подосенов Станислав Германович
  • Рахимов Дамир Альмирович
  • Тарасов Роман Владиславович
RU2465152C2
МНОГОЗОННЫЙ ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ 2012
  • Портной Александр Юрьевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Полуянов Алексей Геннадьевич
RU2498490C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 778 097 C1

Реферат патента 2022 года СПОСОБ ОСЛАБЛЕНИЯ ПОЛЯ ТЯГОВОГО КОЛЛЕКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Группа изобретений относится к управлению электродвигателей постоянного тока электровоза. Способ ослабления поля коллекторного тягового двигателя электровоза переменного тока заключается в том, что часть энергии обмотки возбуждения передают и накапливают в индуктивности, включенной последовательно с силовым ключом. При этом силовой ключ замыкают на интервале времени от 0 мс до 1 мс после перехода сетевого напряжения через ноль и размыкают на интервале от 9 мс до 10 мс полупериода сетевого напряжения после перехода сетевого напряжения через ноль при частоте сети 50 Гц. При этом во время размыкания ключа накопленную в индуктивности энергию передают на выход выпрямительно-инверторного преобразователя. Также заявлено устройство для реализации указанного способа, которое состоит из входного диода, силового ключа, индуктивности, выходного диода, шунтирующего диода и системы управления силовым ключом. Технический результат заключается в увеличении КПД и коэффициента мощности электровоза. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 778 097 C1

1. Способ ослабления поля коллекторного тягового двигателя электровоза переменного тока, отличающийся тем, что часть энергии обмотки возбуждения передается и накапливается в индуктивности, включенной последовательно с силовым ключом, который замыкается на интервале времени от 0 мс до 1 мс после перехода сетевого напряжения через ноль и размыкается на интервале от 9 мс до 10 мс полупериода сетевого напряжения после перехода сетевого напряжения через ноль при частоте сети 50 Гц, и во время размыкания ключа накопленная в индуктивности энергия передается на выход выпрямительно-инверторного преобразователя.

2. Устройство для реализации способа ослабления поля по п. 1, подключенное к обмотке возбуждения коллекторного тягового двигателя, отличающееся тем, что состоит из входного диода, подключенного анодом к положительному входу обмотки возбуждения, индуктивности, подключенной к катоду входного диода, силового ключа, подключенного к индуктивности и отрицательному выходу обмотки возбуждения, выходного диода, подключенного анодом к узлу соединения индуктивности и силового ключа, а катодом – к выходу выпрямительно-инверторного преобразователя, шунтирующего диода, подключенного анодом к узлу соединения силового ключа и отрицательного вывода обмотки возбуждения, а катодом – к узлу соединения индуктивности, силового ключа, и анода выходного диода, а также системы управления силовым ключом.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что в качестве силового ключа используется IGBT транзистор.

4. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что между узлом соединения катода входного диода с индуктивностью и узлом соединения отрицательного вывода обмотки возбуждения с силовым ключом и анодом шунтирующего диода подключен конденсатор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2778097C1

СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Портной Александр Юрьевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
RU2464697C2
УСТРОЙСТВО ОСЛАБЛЕНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Волчек Татьяна Витальевна
RU2700243C1
ПРИВОД ЭЛЕКТРОВОЗА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ И СМЕШАННЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 2010
  • Солтус Константин Павлович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2444448C1
EP 3229365 A1, 11.10.2017.

RU 2 778 097 C1

Авторы

Портной Александр Юрьевич

Шрамко Сергей Геннадьевич

Мельниченко Олег Валерьевич

Линьков Алексей Олегович

Яговкин Дмитрий Андреевич

Даты

2022-08-15Публикация

2022-03-28Подача