СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2012 года по МПК H02P7/29 H02P7/292 H02P25/10 B60L9/12 B60W10/08 

Описание патента на изобретение RU2464697C2

Изобретение относится к электротехнике, а именно к аппаратуре для преобразования энергии, коллекторным электродвигателям постоянного тока, а также к электрическому транспорту железных дорог.

Известен коллекторный двигатель постоянного тока, например (М.Г.Чиликин, А.С.Сандлер, Общий курс электропривода, М.: Энергоиздат, 1981, 576 с.). Недостатком таких мощных двигателей является то, что они не могут сами по себе подключаться к промышленной сети переменного тока вследствие значительной индуктивности обмоток, что обеспечивает сравнительно малый коэффициент мощности.

Известен коллекторный двигатель постоянного тока, запитываемый от сети переменного тока с использованием диодного или тиристорного моста, например (Б.А.Тушканов, Н.Г.Пушкарев, Л.А.Позднякова и др. Электровоз ВЛ-85. Руководство по эксплуатации. М., 1992, 480 с.) Недостатком является то, что сам по себе этот способ не позволяет изменять коэффициент мощности, остающийся сравнительно невысоким (до 84%).

Известен способ регулирования мощности двигателей постоянного тока, при котором частично шунтируют обмотки возбуждения двигателей (ослабляют поле), в том числе с использованием индуктивных шунтов, например (Б.П.Петров, А.Д.Степанов, Оборудование и автоматизация электрического подвижного состава, М.: Госэнергоиздат, 1963, 304 с.; Б.А.Тихменев, Л.М.Трахтман, Подвижной состав электрифицированных железных дорог. Теория работы электрооборудования. Электрические схемы и аппараты, М.: Транспорт, 1980, 471 с.). Техническим недостатком является то, что подобное ослабление поля само по себе не сильно изменяет коэффициент мощности двигателя.

Известен способ регулирования скорости тяговых двигателей электровоза постоянного тока с импульсным регулированием (патент RU 2316107), являющийся наиболее близким прототипом (аналогом), в котором последовательно с каждым электродвигателем или группой электродвигателей включают импульсный преобразователь и увеличивают коэффициент заполнения до значения, равного единице. При измерении тока якоря вычисляют момент двигателя до и после шунтировки обмотки возбуждения. При включении ослабления поля вводят новый рассчитанный коэффициент заполнения, что обеспечивает отсутствие бросков тока. Техническим недостатком является то, что сам по себе способ не изменяет коэффициент мощности при подключении к сети переменного тока двигателя постоянного тока.

Технической задачей данного изобретения является повышение коэффициента мощности устройства, содержащего коллекторный электродвигатель и диодный или тиристорный выпрямительный мост и запитываемого от однофазной сети переменного тока.

Решение технической задачи достигается тем, что после перехода напряжения сети через ноль обмотка возбуждения частично шунтируется с помощью резистора, включаемого электронным ключом. В этот момент времени с помощью подобного шунтирования достигается уменьшение поля возбуждения, а следовательно, уменьшается эквивалентное сопротивление якоря, увеличивается ток двигателя. Через некоторое время (2-7 мс) электронный ключ размыкается, поле возбуждения увеличивается, ток якоря уменьшается. Таким образом, ток двигателя и ток сети сдвигается к переходу через ноль, что уменьшает угол между током и напряжением, а следовательно, увеличивает коэффициент мощности.

Также для частичной шунтировки обмотки возбуждения ключ может работать в режиме широтно-импульсной модуляции.

Устройство для реализации способа приведено на фиг.1. Оно состоит из трансформатора 1, диодного или тиристорного выпрямительного моста 2, коллекторного электродвигателя 3, включающего в себя якорь 4 и обмотку возбуждения 5, одного или более резистора ослабления поля 6, одного или более ключа 7, системы управления ослаблением поля 8. Обмотка возбуждения подключается параллельно резистору ослабления поля и ключу, а резистор ослабления поля и ключ включаются последовательно.

Резистор ослабления поля может быть выполнен с промежуточным выводом, или состоящим из двух резисторов, а параллельно к одной из частей резистора может быть подключен ключ.

В качестве ключей могут использоваться IGBT транзисторы (модули).

Устройство может быть использовано в промышленности, а также быть установлено на электровоз переменного тока.

Временные диаграммы работы устройства показаны на фиг.2. Устройство управления ослаблением поля анализирует моменты перехода напряжения через ноль и вырабатывает сигналы управления ключами, обеспечивающими ослабление поля. Ослабление поля приводит к увеличению тока якоря и, соответственно, двигателя. Поскольку ослабление поля включается ключами в моменты времени 0-2 мс от момента перехода напряжения через ноль, а выключается в моменты времени 2-7 мс от момента перехода напряжения через ноль, что приводит к увеличению тока в указанные моменты времени, смещению тока к моменту перехода напряжения через ноль и увеличению коэффициента мощности. Также для шунтирования обмотки возбуждения ключ может применяться в режиме широтно-импульсной модуляции.

Техническим результатом является увеличение коэффициента мощности устройства.

Список использованных источников

1. М.Г.Чиликин, А.С.Сандлер, Общий курс электропривода, М.: Энергоиздат, 1981, 576 с.

2. Б.А.Тушканов, Н.Г.Пушкарев, Л.А.Позднякова и др. Электровоз ВЛ-85. Руководство по эксплуатации. М., 1992, 480 с.

3. Б.П.Петров, А.Д.Степанов, Оборудование и автоматизация электрического подвижного состава, М.: Госэнергоиздат, 1963, 304 с.

4. Б.А.Тихменев, Л.М.Трахтман, Подвижной состав электрифицированных железных дорог. Теория работы электрооборудования. Электрические схемы и аппараты, М.: Транспорт, 1980, 471 с.

5. Патент RU 2316107.

Похожие патенты RU2464697C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОСЛАБЛЕНИЯ ПОЛЯ ТЯГОВОГО КОЛЛЕКТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2022
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
RU2778097C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ ПРИ РЕКУПЕРАТИВНОМ ТОРМОЖЕНИИ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Портной Александр Юрьевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
RU2475374C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ ПРИ РЕКУПЕРАТИВНОМ ТОРМОЖЕНИИ ЭЛЕКТРОВОЗА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2010
  • Портной Александр Юрьевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
RU2458452C2
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗКИ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Баринов Игорь Александрович
RU2724981C2
Способ реализации рекуперативного торможения без балластных резисторов на электровозах переменного тока 2019
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Томилов Вячеслав Станиславович
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Волчек Татьяна Витальевна
RU2721084C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ МНОГОЗОННОГО ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ 2014
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
RU2573821C2
МНОГОЗОННЫЙ ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ 2012
  • Портной Александр Юрьевич
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Полуянов Алексей Геннадьевич
RU2498490C1
УСТРОЙСТВО ОСЛАБЛЕНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Волчек Татьяна Витальевна
RU2700243C1
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ 2019
  • Баринов Игорь Александрович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Яговкин Дмитрий Александрович
  • Томилов Вячеслав Станиславович
RU2728891C1
СПОСОБ ОСЛАБЛЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВА 2011
  • Руденко Владимир Федорович
  • Егоров Михаил Александрович
  • Спиридонов Дмитрий Сергеевич
RU2471652C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 464 697 C2

Реферат патента 2012 года СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в коллекторных электродвигателях и в электрическом транспортном средстве. Техническим результатом является повышение коэффициента мощности. Способ увеличения коэффициента мощности устройства, содержащего диодный или тиристорный выпрямитель и коллекторный электродвигатель, заключается в том, что в момент 0-2 мс после перехода напряжения сети через ноль включается ослабление поля, а в момент 2-7 мс после перехода напряжения через ноль ослабление поля выключается. Для шунтирования обмотки возбуждения ключ может применяться в режиме широтно-импульсной модуляции. Устройство для реализации способа состоит из трансформатора, диодного или тиристорного выпрямительного моста, коллекторного электродвигателя, включающего в себя якорь и обмотку возбуждения, одного или более резистора ослабления поля, одного или более ключа. Резистор ослабления поля может выполняется с промежуточным выводом или состоящим из двух резисторов, а параллельно к одной из частей резистора может подключаться ключ. В качестве ключей могут использоваться IGBT транзисторы (модули). Устройство может быть установлено на электровоз переменного тока. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 464 697 C2

1. Способ увеличения коэффициента мощности устройства, содержащего диодный или тиристорный выпрямитель и коллекторный электродвигатель, отличающийся тем, что после перехода напряжения через ноль обмотка возбуждения частично шунтируется на время, меньшее полупериода сети, а затем шунтирование снимается.

2. Способ увеличения коэффициента мощности по п.1, отличающийся тем, что время включения шунтирования находится в диапазоне 0-2 мс после перехода напряжения сети через ноль, время отключения шунтирования находится в диапазоне 2-7 мс после перехода напряжения через ноль.

3. Способ увеличения коэффициента мощности по п.1, отличающийся тем, что для частичной шунтировки обмотки возбуждения ключ используется в режиме широтно-импульсной модуляции.

4. Устройство для реализации способа по п.1, состоящее из трансформатора, диодного или тиристорного выпрямительного моста, коллекторного электродвигателя, включающего в себя якорь и обмотку возбуждения, одного или более резистора ослабления поля, одного или более ключа, системы управления ослаблением поля, отличающееся тем, что обмотка возбуждения подключена параллельно резистору ослабления поля и ключу, а резистор ослабления поля и ключ включены последовательно.

5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что резистор ослабления поля выполнен с промежуточным выводом или состоящим из двух резисторов, а параллельно к одной из частей резистора подключен ключ.

6. Устройство по п.4, отличающееся тем, что в качестве ключей используются IGBT-транзисторы (модули).

7. Устройство по п.4, отличающееся тем, что установлено на электровоз переменного тока.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2464697C2

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА ПОСТОЯННОГО ТОКА С ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ 2004
  • Беляев Александр Васильевич
  • Рутштейн Арнольд Максович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2316107C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СГЛАЖИВАНИЯ ПУЛЬСАЦИЙ МАГНИТНОГО ПОТОКА ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2005
  • Кулинич Юрий Михайлович
  • Бобровников Яков Юрьевич
RU2285327C1
ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПИТАНИЕМ ОТ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2004
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Кривной Александр Михайлович
  • Литовченко Виктор Васильевич
  • Ярец Валерий Владимирович
  • Чирин Сергей Иванович
RU2281599C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ 2008
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2368051C1
US 2003042859 A1, 06.03.2003
US 201000027978 A1, 04.02.2010
СПОСОБ РАЗЛИВКИ РЕЛЬСОВОЙ СТАЛИ НА МНЛЗ 2004
  • Павлов В.В.
  • Годик Л.А.
  • Козырев Н.А.
  • Сапаев Н.М.
  • Дементьев В.П.
  • Кузнецов Е.П.
  • Обшаров М.В.
  • Шумкин Г.Ф.
  • Моренко А.В.
RU2264885C1
WO 2004073140 A1, 26.08.2004.

RU 2 464 697 C2

Авторы

Портной Александр Юрьевич

Мельниченко Олег Валерьевич

Шрамко Сергей Геннадьевич

Даты

2012-10-20Публикация

2010-10-27Подача