Изобретение относится к области военного дела, а более конкретно к маскировке вооружения и военной техники, и может применяться при оборудовании ложных позиций и районов расположения войск в интересах обеспечения имитации в них бронетанковой техники от средств визуально-оптической, радиолокационной и тепловой разведок воздушно-космического и наземного базирования.
Известно техническое решение сборно-разборного макета боевой машины пехоты - аналог (Руководство по инженерным средствам и приемам маскировки Сухопутных войск. Часть I. Средства и приемы маскировки войск, - М., Воениздат, 1986, стр. 106…107. Всего 264 стр.), состоящее из каркаса, изготавливаемого из пиломатериала и оболочки из ткани, окрашенной в защитный цвет.
Недостатками такого технического решения являются:
- при установке макета стойки рам каркаса забиваются в грунт, а собранный полностью каркас крепится к земле с помощью оттяжек и анкерных кольев, что делает его стационарным, не позволяя имитировать динамику макета в процессе его эксплуатации;
- отсутствие имитации в ИК диапазоне излучения ЭМВ;
- являясь стационарным объектом, при ведении наблюдения за ним техническими средствами оптического диапазона, достаточно легко распознается как ложный.
Известно устройство каркасного сборно-разборного макета - прототип (Ефимов В.А., Кольчевский В.Е., Чермашенцев С.Г. Маскировка. Часть I. Учебник М., изд. ВИА, 1971, стр. 294. Всего 347 стр.), состоящего из каркаса в виде нескольких блоков, изготовленных из стальных и дюралюминиевых труб, а также оболочки из мягких тканевых материалов.
Основными недостатками данного технического решения являются:
- низкая мобильность при наращивании ложной обстановки на позициях и в районах расположения войск;
- невысокая степень детализации;
- отсутствие имитации в ИК диапазоне излучения ЭМВ;
- отсутствие признаков функционирования объекта в процессе его эксплуатации.
Целью предлагаемого технического решения является повышение эксплуатационных характеристик макета бронетехники, за счет использования давления нагретых газов, позволяющих ему имитировать тепловой нагрев поверхностей имитируемой машины, полученный в процессе самоокапывания в ходе оборудования огневой позиции.
Решение поставленной задачи достигается тем, что в известную конструкцию каркасного макета, содержащую каркас из дюралюминиевых труб и одеваемую на него оболочку, он дополнительно содержит осевой опорный балансир, устанавливаемый по центру макета с креплением опор к грунту анкерами, а также встроенное в него внутреннее оборудование, соединенное в единую замкнутую конструкцию, которая включает два гидроцилиндра с поршнями, закрепленные к основанию каркаса на одинаковом расстоянии от центра макета, один в носовой части, а второй - в кормовой, соединенные между собой гидроприводом, две пневмокамеры, последовательно установленные на продольной оси макета, соединенные с гидроцилиндрами посредством пневмопроводов, поддон с направляющими, жестко закрепленный под пневмокамерами и имеющий две торцевые стенки, рамное шасси, с креплением к нему каталитической фитильной печи и с возможностью его перемещения от одной камеры к другой, а оболочка макета представлена полиамидной тканью, окрашенной в массе.
Сущность предлагаемого технического решения поясняется следующими изображениями:
- на фиг. 1 показан общий вид установленного на местности макета (пунктиром - положение макета после перетекания жидкости из одного гидроцилиндра другой);
- на фиг. 2 показана общая схема внутреннего оборудования макета;
- на фиг. 3…5 показаны узлы и сечение, поясняющие конструкцию макета.
Предложенный каркасный сборно-разборный макет бронетехники 1 (фиг. 1…5) состоит из каркаса 2 и одеваемой на него оболочки 3. В предложенном каркасном сборно-разборном макете бронетехники 1, каркас 2 дополнительно содержит осевой опорный балансир 4, устанавливаемый по центру макета с креплением опор к грунту анкерами 5, а также встроенное в него внутреннее оборудование, соединенное в единую замкнутую конструкцию, которая включает два гидроцилиндра 6 с поршнями 7, закрепленные к основанию каркаса на одинаковом расстоянии от центра макета, один в носовой части, а второй - в кормовой, соединенные между собой гидроприводом 8, две пневмокамеры 9, последовательно установленные на продольной оси макета, соединенные с гидроцилиндрами 6 посредством пневмопроводов 10, поддон 11 с направляющими 12, жестко закрепленный под пневмокамерами 9 и имеющий две торцевые стенки 13, рамное шасси 14, с креплением к нему каталитической фитильной печи 15 и с возможностью его перемещения от одной камеры к другой, а оболочка 3 макета представлена полиамидной тканью, окрашенной в массе.
Монтаж каркасного сборно-разборного макета бронетехники производится следующим образом. Собирается и устанавливается макет. В один из гидроцилиндров 6 заливается жидкость (полностью). В качестве жидкости используется - вода (зимой - антифриз). Проверяется герметичность пневмокамер 9 и пневмопроводов 10. Устанавливается на рамном шасси 14 и включается в работу каталитическая фитильная печь 15 (далее - КФП-1-180). Макет с наклоном (в сторону заполненного жидкостью гидроцилиндра) окончательно устанавливается на осевом опорном балансире 4, который приподнимает его над уровнем грунта. На собранный таким образом макет одевается оболочка 3.
Работает макет бронетехники следующим образом. КФП-1-180 нагревает одну из пневмокамер 9. С ростом температуры объем газа в ней увеличивается, при этом общее состояние газа в данном случае выражается уравнением Клайперона - Менделеева:
где Р - давление газа, Па;
V - объем газа, м3;
m - масса газа, г;
μ - мольная масса вещества, г/моль;
Т - абсолютная температура, К;
R - универсальная газовая постоянная, 8,314 Дж/моль⋅К
Данное уравнение применимо к веществу в газообразном состоянии (двуокись азота), если плотность этого вещества меньше плотности его насыщенных паров при тех же температурах (Кошкин Н.И. и др. Справочник по элементарной физике. - М: изд. Наука, 1964.). С увеличением объема газа (объем пневмокамеры постоянен) увеличивается его внутреннее давление на пневмокамеру 9, которое через пневмопровод 10 будет передаваться на поршень 7 в гидроцилиндре 6. В результате, в определенный момент времени, поршень 7 начнет выталкивать жидкость из гидроцилиндра 6, которая по гидроприводу 8 перетечет в противоположный гидроцилиндр 6. В результате такого перетекания центр тяжести макета переместится в противоположную от балансира сторону, и он совершит колебательное движение в вертикальной плоскости, при котором корма макета опустится, а нос поднимется. После такого движения вместе с макетом изменится и положение поддона с пневмокамерами. Рамное шасси, вместе с установленной на нем каталитической фитильной печью, скатится вниз до упора в торцевую стенку поддона и начнет нагревать противоположную пневмокамеру, после чего процесс повторится. При этом газ в первой пневмокамере начнет остывать, уменьшаясь в объеме, тем самым уменьшая давление на поршень в гидроцилиндре. Используя свойства газа по тепловыделению и форму конструкции пневмокамеры (больше или меньше поверхность соприкосновения с окружающим наружным воздухом) можно регулировать частоту колебательных движений макета, имитируя с высокой степенью достоверности работу бронетехники с оборудованием для самоокапывания при подготовке огневой позиции. Немаловажное значение имеет работа макета в автоматическом режиме (без обслуживающего расчета), при этом время имитации колебательного движения может задаваться исходя из длительности времени работы источника тепловой энергии (КФП-1-180).
Макет имитирует реальную технику в полном спектре излучения ЭМВ, в котором работают современные средства разведки и наведения оружия противника. При этом источник ИК - излучения является площадным, а не точечным. Кроме того источник тепловой энергии изменяет интенсивность излучения по времени, а также по месту расположения, что полностью отвечает реальной картине теплового излучения объекта.
Наличие встроенного в каркас внутреннего оборудования обеспечивает изменение центра тяжести макета в автоматическом режиме, с периодичностью, напрямую связанной с теплопроводностью пневмокамер, а также от изменения в них объемов газа в зависимости от их температуры.
Использование предлагаемого технического решения позволяет убедительно дезинформировать разведку противника относительно действительных объектов военной техники. Макет прост в изготовлении. Все основные конструктивные элементы широко известны в машиностроении (Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике, в 7 томах. Издание второе. - М: изд. Физико-математической литературы, 1979.).
Готовность предложенного технического устройства к реализации характеризуется наличием производственных мощностей по изготовлению используемых металлических деталей и узлов (предприятия промышленности с наличием токарно-фрезерных цехов, ремонтные предприятия автомобильной и тракторной техники, парковое оборудование воинских частей), табельных средств инженерного вооружения (КФП-1-180), производства опорных балансиров, используемых в весах, машинах для испытания материалов, измерительных приборах, рессорных подвесках подвижного ж.-д. состава, в паровых шахтных насосах, буровых станках, гидроцилиндров, пневмокамер с пневмопроводами широко представленных в линейке выпускаемой продукции российскими предприятиями отечественного машиностроения, станкостроения и автомобилестроениея, а также производства полиамидной ткани, (ОАО «Владимирский химзавод»).
Теоретические исследования, проведенные в процессе разработки изобретения, подтвердили, что в современных условиях по основным тактико-техническим характеристикам и по критерию оценки «эффективность боевого применении - стоимость» предложенное техническое решение имеет показатели примерно в 2,5-3 раз выше по сравнению с известными аналогами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИМИТАТОР ТЕПЛОВОЙ ЦЕЛИ | 2021 |
|
RU2764417C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МАСКА | 2022 |
|
RU2798448C1 |
РАДИОЛОКАЦИОННО-ТЕПЛОВОЙ ИМИТАТОР ЦЕЛИ | 2021 |
|
RU2765485C1 |
ТЕПЛОВОЙ ИМИТАТОР ТЕХНИКИ | 2021 |
|
RU2765366C1 |
СПОСОБ МАСКИРОВКИ НАДВОДНОГО ОБЪЕКТА У СТАЦИОНАРНОГО ПРИЧАЛА | 2023 |
|
RU2815194C1 |
ЗАЩИТНОЕ КАРКАСНО-ТКАНЕВОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2015 |
|
RU2597013C1 |
Макет самолета, имитирующий военную технику | 2023 |
|
RU2822468C1 |
ЗАЩИТНО-МАСКИРОВОЧНОЕ СООРУЖЕНИЕ АРКТИЧЕСКИХ БОЕВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ | 2017 |
|
RU2641362C1 |
Самоходный макет военной техники | 2022 |
|
RU2794932C1 |
Фортификационное сооружение для ракетных пусковых установок | 2020 |
|
RU2734036C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к каркасным сборно-разборным макетам бронетехники. Макет содержит каркас и одеваемую на него оболочку, осевой опорный балансир, встроенное в опорный балансир внутреннее оборудование. Опорный балансир устанавливается по центру макета с креплением опор к грунту анкерами. Внутреннее оборудование соединено в единую замкнутую конструкцию, которая включает два гидроцилиндра с поршнями, две пневмокамеры, поддон с направляющими. Гидроцилиндры закреплены к основанию каркаса на одинаковом расстоянии от центра макета и соединены между собой гидроприводом. Пневмокамеры последовательно установлены на продольной оси макета и соединены с гидроцилиндрами посредством пневмопроводов. Поддон с направляющими жестко закреплен под пневмокамерами и имеет две торцевые стенки, рамное шасси с креплением к нему каталитической фитильной печи и возможность его перемещения от одной камеры к другой. Оболочка макета представлена полиамидной тканью, окрашенной в массе. Достигается повышение эффективности ведения боевых действий. 5 ил.
Каркасный сборно-разборный макет бронетехники, содержащий каркас и одеваемую на него оболочку, отличающийся тем, что каркас дополнительно содержит осевой опорный балансир, устанавливаемый по центру макета с креплением опор к грунту анкерами, а также встроенное в него внутреннее оборудование, соединенное в единую замкнутую конструкцию, которая включает два гидроцилиндра с поршнями, закрепленные к основанию каркаса на одинаковом расстоянии от центра макета, один в носовой части, а второй - в кормовой, соединенные между собой гидроприводом, две пневмокамеры, последовательно установленные на продольной оси макета, соединенные с гидроцилиндрами посредством пневмопроводов, поддон с направляющими, жестко закрепленный под пневмокамерами и имеющий две торцевые стенки, рамное шасси с креплением к нему каталитической фитильной печи и с возможностью его перемещения от одной камеры к другой, а оболочка макета представлена полиамидной тканью, окрашенной в массе.
НАДУВНОЙ МАКЕТ ОБЪЕКТА ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ И ОБЪЕКТ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ | 2007 |
|
RU2355994C2 |
СКЛАДЫВАЮЩИЙСЯ МАКЕТ | 1999 |
|
RU2183809C2 |
US 3685830 A1, 22.08.1972. |
Авторы
Даты
2022-09-13—Публикация
2022-05-05—Подача