Устройство для повышения ледопроходимости судов Российский патент 2022 года по МПК B63B35/08 E02B15/02 

Описание патента на изобретение RU2781166C1

Изобретение относится к средствам применяемым для повышения ледопроходимости судов (ледоходов, кораблей) в реках, морях и океанах.

Известно устройство для повышения ледопроходимости судов путем нарушения прочности ледяного покрова в передней части движения судна (корабля, ледокола) посредством использования ледорезного средства (а.с. №45502).

Недостатком данного устройства является то, что на пропилку пилой толщины льда затрачивается значительное время, при этом движение судна осуществляется с остановами, что приводит к снижению скорости движения судна.

Цель устройства - повышение скорости ледопроходимости судна во льдах, путем уменьшения их сопротивляемости движению судна посредством нарушения монолитной структуры льда, и добавления судну дополнительной тяговой силы к тяговой силе движителя судна.

Указанная цель достигается тем, что для нарушения монолитной структуры ледяного покрова использован способ удара по льду, удара, осуществляемого центробежным ударником, выполненным по конструкции а.с. №1430445 А1, содержащей горизонтально расположенный приводной вал, установленные на нем, вдоль него, в шахматном порядке, гибкие в плоскости вращения тяги, с ударниками на их концах и добавочными грузами на тягах ударников. Причем в устройстве вал и привод вала (приводы валов) смонтированы на плавучих емкостях, имеющих лыжную поверхность скольжения и связанных с корпусом судна посредством кронштейнов.

На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемого устройства;

На фиг. 2 - вид устройства сверху;

На фиг. 3 - возможный вариант использования устройства.

Предлагаемое устройство содержит, установленные на корпусе судна 1 кронштейны 2 с которыми связаны плавучие емкости 3, несущие привод (приводы) 4 и приводной вал 5, на котором вдоль него, в шахматном порядке установлены гибкие, в плоскости вращения, тяги 6 с ударниками 7 на их концах. На тягах 6 ударников 7 установлены добавочные грузы 8. Причем центры тяжести ударников 7 и добавочных грузов 8 размещены на осях тяг 6. Ударники 7 снабжены острыми шипами (режущими кромками) 9.

Указанная техническим решением цель достигается следующим образом.

Для использования устройства в работе опускаются плавучие емкости, несущие механизм центробежных ударников, например, на поверхность воды. При достижении судном до ледяного покрова включается привод вала. Ударники с добавочными грузами на тягах, удаляются под действием центробежных сил на максимальное расстояние относительно оси вала и в этом положении ударники встречают кромку льда, а плавучие емкости в процессе движения судна, упираясь об лед и скользя по его кромке, поднимаются на ледяной покров, далее центробежные ударники встречают ледяную поверхность. Происходит удар по льду, затем возможен отскок, а тяга, уводимая валом по направлению вращения, прогибается и круговая траектория 10 движения ударника 7 изменяется, двигаясь приблизительно поступательно по поверхности льда, имея при этом незначительную центробежную силу. Однако добавочный груз 8, находящийся на тяге 6, и после удара сохраняет круговую траекторию 11, и своей центробежной силой Fг давит на тягу 6 ударника 7, не позволяя отскочить ударнику от поверхности льда, тем самым увеличивая величину времени ударного импульса и силу его удара, и далее прижимая ударник с шипами (режущими кромками) ко льду на участке его траектории приблизительно поступательного движения. При таком ударе в течение очень малого промежутка времени действуют очень большие силы. Величина силы, приложенной к телу во время удара, может в тысячи и даже в десятки тысяч раз превосходить вес тела (1), что позволяет, имея оптимальную массу ударника и добавочного груза, эффективно нарушать монолитную структуру ледяного покрова и большой толщины. Кроме того, ударник, прижатый к поверхности льда, цепляясь шипами (режущими кромками) к его поверхности, и двигаясь поступательно, тянет судно по направлению его движения, то есть дополнительно увеличивает тяговую силу судна, повышая его ледопроходимость.

Применение предложенного устройства возможно не только на ледоколах, но и на суднах во избежание оказаться в ледовом плену в осенне-зимний период, поскольку, при движении множества судов, не каждое судно имеет возможность плавать после ледокола, а так же на судах при вскрытии рек, озер для раннего весеннего судоходства.

В рамках предложенной формулы возможны некоторые конструктивные изменения устройства, например, на кронштейнах возможна установка защитного щитка от возможных летящих кусочков льда от шипов ударника или иной конструкции связи плавучих емкостей с корпусом судна и др.

Похожие патенты RU2781166C1

название год авторы номер документа
Арктическая ледорезная машина 2019
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Щипицын Анатолий Георгиевич
RU2718192C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2011
  • Максин Сергей Валерьевич
  • Попов Сергей Викторович
  • Базлев Дмитрий Анатольевич
  • Апарин Юрий Яковлевич
  • Пантелеев Алексей Витальевич
  • Сорокин Юрий Владимирович
RU2463200C1
Рабочий орган льдоскалывающей машины 1987
  • Павлов Григорий Павлович
SU1430445A1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА И ПОЛУПОГРУЖНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2013
  • Щербаков Владимир Николаевич
RU2535346C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 1991
  • Таланов Борис Петрович
RU2048373C1
СПОСОБ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ДЛЯ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ 2014
  • Воробьев Александр Валентинович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
RU2554374C1
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 2000
  • Спасский И.Д.
  • Баранов И.Л.
  • Гераськин Г.В.
  • Карлинский С.Л.
  • Котов А.В.
  • Суханов С.О.
RU2175292C2
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2017
  • Жигалов Владимир Иванович
RU2651415C1
ЛЕДОКОЛ С ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЕГО МАССЫ 2000
  • Кочергин И.Н.
RU2172273C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ 1990
  • Таланов Борис Петрович
RU2034737C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 781 166 C1

Реферат патента 2022 года Устройство для повышения ледопроходимости судов

Изобретение относится к устройствам, облегчающим движение судам при преодолении ледяных покрытий рек, морей, океанов. Устройство для повышения ледопроходимости судов содержит центробежные ударники, размещенные на концах гибких в плоскости их вращения тяг, установленных на горизонтально расположенном приводном валу, вдоль него. Причем на тягах ударников размещены добавочные грузы. Конструкция механизма центробежного ударника установлена на плавучих емкостях с лыжной поверхностью скольжения, связанных с корпусом судна и размещенных впереди по ходу движения судна. Применение устройства возможно не только на ледоколах, но и на других судах, во избежание ледового плена. Технический результат - повышение скорости судна во льдах путем уменьшения их сопротивления движению судна и добавления судну дополнительной тяговой силы к тяговой силе движителя судна. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 781 166 C1

1. Устройство для повышения ледопроходимости судов, содержащее конструкцию механизма для нарушения прочности ледяного покрова, отличающееся тем, что в конструкции механизма, позволяющей обеспечить нарушение прочности ледяного покрова, использован механизм, позволяющий выполнить удар по льду, приводящий к нарушению монолитной структуры льда от удара механизма, осуществляемого центробежным ударником с добавочным грузом к ударнику, причем конструкция механизма установлена в передней части по ходу движения судна на плавучих емкостях с лыжной поверхностью скольжения, связанных с корпусом судна.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что конструкция механизма центробежного ударника с добавочным грузом выполнена с горизонтально расположенным приводным валом, на котором вдоль него установлены гибкие в плоскости вращения тяги с ударником на их концах и с добавочными грузами на тягах ударников.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2781166C1

CN 105197192 A, 30.12.2015
Рабочий орган льдоскалывающей машины 1987
  • Павлов Григорий Павлович
SU1430445A1
KR 20170123166 A, 07.11.2017
JP S5699887 A, 11.08.1981
CN 103074875 A, 01.05.2013
KR 20130075111 A, 05.07.2013
RU 2017142444 A, 06.06.2019.

RU 2 781 166 C1

Авторы

Павлов Григорий Павлович

Даты

2022-10-06Публикация

2022-06-10Подача