Способ капитального ремонта системы топливоподачи газотурбинной установки Российский патент 2022 года по МПК F02C7/22 

Описание патента на изобретение RU2783309C1

Предлагаемое изобретение относится к области газотурбостроения, в частности к системам топливоподачи газотурбинных установок в газоперекачивающих агрегатах.

Известны применяемые в системах топливоподачи газотурбинных двигателей электроприводные дозаторы газа с выполненным плоским дозирующим элементом, из-за чего при недостаточно очищенном газе могут быть сложности с обеспечением плотности в закрытом состоянии дозатора (см., например, Ж. «Газотурбинные технологии», ноябрь 2010 г., стр. 34…38).

Известен топливодозирующий клапан Meggitt Whittaker С422855, представляющий собой линейный регулируемый пробковый плунжерный клапан и который вместе с электронной системой управления двигателем обеспечивает регулирование подачи природного газа в газотурбинный двигатель (см., например, Интернет: https://www.meggittvalves.ru/metering-valves).

Известна система топливоподачи газовой турбины с установленными на трубопроводе топливного газа стопорным и регулирующим клапанами с гидроприводом и запорной арматурой в виде кранов с пневмоуправлением или с ручным приводом (см., например, книгу: А.И. Промтов «Технологическое оборудование компрессорных станций магистральных газопроводов и его эксплуатация». «Гостоптехиздат», Москва, 1962, стр. 174, 183, 184, рис. 105)

Известна топливная система газотурбинного двигателя ДН80Л1 (в составе газоперекачивающего агрегата), где применен клапан управления топливом газовой турбины фирмы АМОТ, модель 8402, с электроприводной поворотной дозирующей системой, управляемой отдельно установленным контроллером (см., например, Комплект материальной части КМЧ-25МН80.06. Руководство по эксплуатации 806108000РЭ, часть 1, стр. 30…33, 39, 40. А также клапан управления топливом газовой турбины модель 8402 компании АМОТ. Руководство по эксплуатации КМЕТ. 035011.001-01-РЭ01. Киев, 2006 г.)

Прямых аналогов не найдено.

Предлагаемое изобретение решает задачу быстрейшего введения в работу газоперекачивающего агрегата, остановленного из-за неполадок в системе топливоподачи ГТУ, вызванных выходом из строя штатного регулирующего клапана ГТУ с поворотной дозирующей системой в нем, с обеспечением надежности работы газотурбинной установки за счет восстановления надежности, точности и быстродействия установленного в системе топливоподачи ГТУ регулирующего клапана.

Указанный технический результат в предлагаемом способе капитального ремонта системы топливоподачи газотурбинной установки (ГТУ), включающей установленные в трубопроводе топливного газа ГТУ отсечную и стопорную запорную арматуру и регулирующий клапан с поворотной дозирующей системой с электроприводом и с отдельно установленным блоком управления им, путем демонтажа из корпуса регулирующего клапана поворотной дозирующей системы с электроприводом и отдельно установленного блока управления клапаном и последующей установки вместо них новых дозирующей системы с электроприводом и отдельно устанавливаемого блока управления клапаном, согласно изобретению достигается тем, что в качестве новой дозирующей системы в регулирующем клапане устанавливают запорно-плунжерную дозирующую систему с линейным электроприводом и отдельно устанавливаемым блоком управления клапаном, для этого на неработающей ГТУ при закрытой запорной арматуре на трубопроводе топливного газа ГТУ, кроме открытого свечевого клапана, демонтируют штатный электропривод регулирующего клапана, демонтируют штатный блок управления клапаном, из корпуса регулирующего клапана демонтируют штатную поворотную дозирующую систему, продувают, при необходимости, внутреннюю полость корпуса клапана сжатым воздухом, производят контрольные замеры глубины и диаметра расточки в корпусе клапана, из которой были удалены все части штатной поворотной дозирующей системы, уточняют соответствие этим размерам размеров в ответных деталях новой запорно-плунжерной дозирующей системы, при необходимости дорабатывают эти ответные детали, после чего устанавливают в штатный корпус клапана детали и узлы новой дозирующей системы, затем на корпусе монтируют линейный электропривод, соединяют его выходной шток со штоком плунжера новой дозирующей системы, размещают отдельно блок управления новой системой и соединяют его посредством электрических цепей с электроприводом клапана.

Отличительным признаком предлагаемого изобретения является то, что в качестве новой дозирующей системы в регулирующем клапане устанавливают запорно-плунжерную дозирующую систему с линейным электроприводом и отдельно устанавливаемым блоком управления клапаном, для этого на неработающей ГТУ при закрытой запорной арматуре на трубопроводе топливного газа ГТУ, кроме открытого свечевого клапана, демонтируют штатный электропривод регулирующего клапана, демонтируют штатный блок управления клапаном, из корпуса регулирующего клапана демонтируют штатную поворотную дозирующую систему, продувают, при необходимости, внутреннюю полость корпуса клапана сжатым воздухом, производят контрольные замеры глубины и диаметра расточки в корпусе клапана, из которой были удалены все части штатной поворотной дозирующей системы, уточняют соответствие этим размерам размеров в ответных деталях новой запорно-плунжерной дозирующей системы, при необходимости дорабатывают эти ответные детали, после чего устанавливают в штатный корпус клапана детали и узлы новой дозирующей системы, затем на корпусе монтируют линейный электропривод, соединяют его выходной шток со штоком плунжера новой дозирующей системы, размещают отдельно блок управления новой системой и соединяют его посредством электрических цепей с электроприводом клапана.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, на которых схематично представлены:

на фиг. 1 - вариант системы топливоподачи газотурбинной установки в составе газоперекачивающего агрегата;

на фиг. 2 - регулирующий клапан (продольный разрез) с штатными поворотной дозирующей системой, электроприводом и отдельно установленным блоком управления клапаном (БУК);

на фиг. 3 - регулирующий клапан (продольный разрез) с новыми запорно-плунжерной дозирующей системой, линейным электроприводом и отдельно установленным блоком управления клапаном (БУК).

В представленном на фиг. 1 варианте системы топливоподачи 1 газотурбинной установки в трубопроводе 2 топливного газа размещены регулирующий клапан 3, стопорный (запорный) клапан 4 и запорные клапаны 5, 6, 7, 8, 9 (для справки - по принятой в ПАО «Газпром» классификации: клапан 5 - кран 12, клапан 6 - кран 12 бис (с ручным приводом), клапан 7 - кран 9 (свечевой), клапан 8 - кран 14 (дежурного горения), клапан 9 - кран 15 (запальный)). Тонкими линиями схематично показана газотурбинная установка (ГТУ).

В регулирующем клапане 3, представленном на фиг. 2, показано размещение в его корпусе 10 деталей штатной поворотной дозирующей системы - запорного органа 11, втулки 12, подшипника 13. На корпусе 10 с помощью проставка 14 установлен штатный электропривод 15 с выходным валом 16, соединенным втулкой 17 со штоком запорного органа 11. Отдельно размещен штатный блок управления клапаном (контроллер) 18.

На фиг. 3 показано размещение в корпусе 10 регулирующего клапана 3 деталей новой дозирующей системы - седла 19, втулки 20, плунжера 21, корпуса уплотнений 22. На корпусе 10 смонтирован линейный электропривод 23 (новый), выходной вал 24 которого соединен муфтой 25 со штоком плунжера 21. Отдельно размещен блок управления клапаном 26 (новый).

Предлагаемый способ капитального ремонта системы топливоподачи газотурбинной установки (ГТУ) осуществляют следующим образом.

В составе капитального ремонта системы топливоподачи 1 ГТУ принимают решение о капитальном ремонте регулирующего клапана 3 из-за выявленных в процессе эксплуатации и не подлежащих среднему ремонту дефектов или из-за выработки им установленного ресурса. На неработающей (остановленной) ГТУ при закрытых запорных клапанах 4, 5, 6, 8, 9 и открытом 7 (свечевом) на трубопроводе 2 топливного газа (см. фиг. 1), с демонтажом (или без него) корпуса 10 (см. фиг. 2) регулирующего клапана 3 из трубопровода топливного газа 2 демонтируют с корпуса 10 штатный электропривод 15 с выходным валом 16, втулкой 17 и проставком 14, демонтируют также штатный БУК 18. Затем из корпуса 10 регулирующего клапана 3 демонтируют штатные подшипник 13, втулку 12 и клапан 11 (детали поворотной дозирующей системы), продувают, при необходимости, внутреннюю полость корпуса 10 сжатым воздухом, производят контрольные замеры глубины и диаметра расточки в корпусе 10, из которой была удалена втулка 12 (а также подшипник 13 и клапан 11) штатной поворотной дозирующей системы, уточняют соответствие этим размерам ответных размеров в новых седле 19, втулке 20 и корпусе уплотнения 22 (при необходимости дорабатывают их). После этого устанавливают (см. фиг. 3) в корпус 10 регулирующего клапана 3 седло 19, втулку 20, плунжер 21 и корпус уплотнения 22 новой дозирующей системы, затем на корпусе 10 монтируют линейный электропривод 23 и соединяют его выходной вал 24 муфтой 25 со штоком плунжера 21. Затем соединяют электропривод 23 посредством электрических цепей с размещаемым отдельно блоком управления 26 новой системы.

Заявленный способ был осуществлен при выполнении капитального ремонта системы топливоподачи газотурбинной установки ГТК-10-4 (в составе газоперекачивающего агрегата) на компрессорной станции (КС) «Новоуренгойская» ООО «ГазпромтрансгазСургут» с установленным в ней регулирующим клапаном (управления топливом) АМОТ с электроприводной поворотной дозирующей системой и отдельно установленным блоком управления (контроллером) с использованием для этого комплекта материальной части, выполненного на базе топливного регулирующего клапана ТРК-2-6ВЭМ производства ООО «НПФ «ЭМ-ТУРБО» (г. Санкт-Петербург). Топливные регулирующие клапаны ТРК-2-6ВЭМ, разработанные в ООО «НПФ «ЭМ-ТУРБО», установлены в составе десяти газоперекачивающих агрегатов на четырех КС ПАО «Газпром» и имеют на начало декабря 2021 г. общую наработку более тридцати тысяч часов.

На начало декабря 2021 г. наработка ГТУ после капремонта системы топливоподачи в ней превысила две тысячи часов.

Похожие патенты RU2783309C1

название год авторы номер документа
КЛАПАН РЕГУЛИРУЮЩИЙ 2021
  • Сурский Александр Иванович
  • Иванов Виктор Анатольевич
  • Кочевин Федор Георгиевич
RU2781138C1
СИСТЕМА ПОДАЧИ ПУСКОВОГО ГАЗА К ТУРБОДЕТАНДЕРУ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Новиков Михаил Иванович
  • Сурский Александр Иванович
RU2270927C2
КЛАПАН ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИЙ 1999
  • Новиков М.И.
  • Сурский А.И.
RU2172885C2
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Новиков М.И.
  • Сурский А.И.
RU2184258C2
Система подачи топлива в камеру сгорания авиационного газотурбинного двигателя 2017
  • Потапов Алексей Юрьевич
  • Скирдов Геннадий Павлович
  • Осипов Игорь Викторович
  • Крутяков Сергей Станиславович
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Абрамов Владимир Александрович
  • Шайхелисламов Илфар Миннисламович
  • Грязнов Дмитрий Юрьевич
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Полищук Сергей Анатольевич
  • Денисенко Дмитрий Александрович
RU2636360C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Новиков М.И.
  • Сурский А.И.
RU2209989C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРОСТАРТЕРОМ 2004
  • Новиков Михаил Иванович
  • Сурский Александр Иванович
  • Демагин Александр Васильевич
  • Тупогуз Юрий Александрович
RU2283963C2
БЛОК НАСОСНЫЙ ДЛЯ ПРОМЫВКИ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2019
  • Власов Андрей Викторович
  • Ощепков Сергей Евгеньевич
  • Пешин Александр Валерьевич
  • Пискунов Андрей Александрович
  • Фоминых Анатолий Викторович
  • Чепкасов Евгений Анатольевич
RU2730564C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЯ 1998
  • Иванов Е.Н.
  • Лысенко А.А.
RU2146771C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ПРИВОД ДЛЯ КЛАПАНА 2004
  • Новиков М.И.
  • Сурский А.И.
RU2266456C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 783 309 C1

Реферат патента 2022 года Способ капитального ремонта системы топливоподачи газотурбинной установки

Изобретение относится к области газотурбостроения, в частности к системам топливоподачи газотурбинных установок в газоперекачивающих агрегатах. Способ капитального ремонта системы топливоподачи газотурбинной установки (ГТУ), включающей установленные в трубопроводе топливного газа ГТУ отсечную и стопорную запорную арматуру и регулирующий клапан с поворотной дозирующей системой с электроприводом и с отдельно установленным блоком управления им, путем демонтажа из корпуса регулирующего клапана поворотной дозирующей системы с электроприводом и отдельно установленного блока управления клапаном и последующей установки вместо них новых дозирующей системы с электроприводом и отдельно устанавливаемого блока управления клапаном, при этом в качестве новой дозирующей системы в регулирующем клапане устанавливают запорно-плунжерную дозирующую систему с линейным электроприводом и отдельно устанавливаемым блоком управления клапаном, для этого на неработающей ГТУ при закрытой запорной арматуре на трубопроводе топливного газа ГТУ, кроме открытого свечевого клапана, демонтируют штатный электропривод регулирующего клапана, демонтируют штатный блок управления клапаном, из корпуса регулирующего клапана демонтируют штатную поворотную дозирующую систему, продувают, при необходимости, внутреннюю полость корпуса клапана сжатым воздухом, производят контрольные замеры глубины и диаметра расточки в корпусе клапана, из которой были удалены все части штатной поворотной дозирующей системы, уточняют соответствие этим размерам размеров в ответных деталях новой запорно-плунжерной дозирующей системы, при необходимости дорабатывают эти ответные детали, после чего устанавливают в штатный корпус клапана детали и узлы новой дозирующей системы, затем на корпусе монтируют линейный электропривод, соединяют его выходной шток со штоком плунжера новой дозирующей системы, размещают отдельно блок управления новой системой и соединяют его посредством электрических цепей с электроприводом клапана. Изобретение обеспечивает повышение надежности работы газотурбинной установки за счет восстановления надежности, точности и быстродействия установленного в системе топливоподачи ГТУ регулирующего клапана. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 783 309 C1

Способ капитального ремонта системы топливоподачи газотурбинной установки (ГТУ), включающей установленные в трубопроводе топливного газа ГТУ отсечную и стопорную запорную арматуру и регулирующий клапан с поворотной дозирующей системой с электроприводом и с отдельно установленным блоком управления им, путем демонтажа из корпуса регулирующего клапана поворотной дозирующей системы с электроприводом и отдельно установленного блока управления клапаном и последующей установки вместо них новых дозирующей системы с электроприводом и отдельно устанавливаемого блока управления клапаном, отличающийся тем, что в качестве новой дозирующей системы в регулирующем клапане устанавливают запорно-плунжерную дозирующую систему с линейным электроприводом и отдельно устанавливаемым блоком управления клапаном, для этого на неработающей ГТУ при закрытой запорной арматуре на трубопроводе топливного газа ГТУ, кроме открытого свечевого клапана, демонтируют штатный электропривод регулирующего клапана, демонтируют штатный блок управления клапаном, из корпуса регулирующего клапана демонтируют штатную поворотную дозирующую систему, продувают, при необходимости, внутреннюю полость корпуса клапана сжатым воздухом, производят контрольные замеры глубины и диаметра расточки в корпусе клапана, из которой были удалены все части штатной поворотной дозирующей системы, уточняют соответствие этим размерам размеров в ответных деталях новой запорно-плунжерной дозирующей системы, при необходимости дорабатывают эти ответные детали, после чего устанавливают в штатный корпус клапана детали и узлы новой дозирующей системы, затем на корпусе монтируют линейный электропривод, соединяют его выходной шток со штоком плунжера новой дозирующей системы, размещают отдельно блок управления новой системой и соединяют его посредством электрических цепей с электроприводом клапана.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2783309C1

Исполнительный орган комбайна 1956
  • Балыков В.М.
  • Ксенофонтов Н.М.
SU113539A2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2319024C1
Система подачи топлива в камеру сгорания авиационного газотурбинного двигателя 2017
  • Потапов Алексей Юрьевич
  • Скирдов Геннадий Павлович
  • Осипов Игорь Викторович
  • Крутяков Сергей Станиславович
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Абрамов Владимир Александрович
  • Шайхелисламов Илфар Миннисламович
  • Грязнов Дмитрий Юрьевич
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Полищук Сергей Анатольевич
  • Денисенко Дмитрий Александрович
RU2636360C1
US 7878003 B1, 01.02.2011.

RU 2 783 309 C1

Авторы

Сурский Александр Иванович

Иванов Виктор Анатольевич

Даты

2022-11-11Публикация

2021-12-27Подача