СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2022 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2784537C1

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях, в частности, к подводным судам, плавающим в ледовых условиях и разрушающим ледяной покров резонансным методом (1. В.М. Козин. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Изобретения и эксперименты. М.: Академия Естествознания. 2007. 355 с. ISBN 978-5-91327-017-7, см. с. 5-9).

Уровень техники известен из решения, в котором для разрушения ледяного покрова резонансным методом предлагается использовать многокорпусное судно, состоящее из двух подводных корпусов. Для повышения эффективности разрушения льда предложено соединять корпуса между собой с возможностью изменения расстояния между их носовыми и кормовыми оконечностями. Если при этом кормовые оконечности подводных корпусов раздвинуть в горизонтальной плоскости, а носовые - сдвинуть, то между ними возникнет область пониженного давления. Это приведет к возникновении дополнительной вертикальной нагрузки на лед. В результате интенсивность ломки льда между корпусами возрастет, так как к волновой нагрузке добавится нагрузка вследствие уменьшения сил поддержания (реакции упругого основания), что вызовет появление во льду дополнительных изгибных напряжений (1. RU 2100248 С1).

Недостатком решения является ограниченность его ледоразрушающей способности.

Задачей изобретения является увеличение высоты возбуждаемых судном изгибно-гравитационных волн (ИГВ).

Технический результат заключается в увеличении толщины разрушаемого ледяного покрова.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова резонансным методом, реализуемым многокорпусным судном, состоящим из двух подводных корпусов, которые соединяют между собой с возможностью изменения расстояния между их носовыми и кормовыми оконечностями.

Отличительные: между корпусами в их носовых оконечностях формируют гидродинамическую завесу.

Известно (2. Войткунский Я.И. Сопротивление движению судов. - Л.: Судостроение, 1988, 288 с.), что с ростом гидродинамического давления в носовой оконечности судна увеличивается его волновое сопротивление, что приводит к увеличению высоты возбуждаемых гравитационных волн, в том числе и ИГВ. В свою очередь, это приведет к увеличению кривизны профиля ИГВ и соответствующему росту изгибных напряжений в ледяном покрове, т.е. увеличению ледоразрушающей способности ИГВ.

Для повышения давления в носовой оконечности многокорпусного судна и дополнительного понижения давления между его корпусами образуют своеобразную вертикальную гидродинамическую завесу, т.е. формируют поток жидкости, направление скоростей в котором будет ориентировано поперек направлению скоростей набегающего потока, т.е. направлению движения судна. А это, как известно (3. Л.Г. Лойцянский. Механика жидкости и газа. М.: Наука. - 1978. - 736 с.), неизбежно приведет к искривлению линий тока набегающего потока. В свою очередь, отклонение частиц реальной жидкости от своего первоначального направления движения сопровождается изменением давления в потоке жидкости (если при отклонении частиц их скорость падает, то давление растет и наоборот). Таким образом, сформировав в носовой оконечности судна, где всегда возникает область повышенного давления, гидродинамическую завесу (гидродинамическую "стену"), можно не только дополнительно повысить давление перед ней, но и понизить давление за завесой, т.е. в большей степени понизить давление между корпусами судна.

Устройство поясняется графически, где: на фиг. 1 показан вид сверху на многокорпусное судно в походном (исходном) положении; на фиг. 2 - многокорпусное судно в эксплуатационном (ледоразрушающем) режиме; на фиг. 3 - сечение по А-А на фиг. 2 (сечение по плоскости установки насосов).

Изобретение осуществляется следующим образом.

Вначале под ледяным покровом начинают перемещать подводное многокорпусное судно 1 с резонансной скоростью при параллельном относительно друг друга расположении его корпусов (фиг. 1). Если разрушения льда не происходит, то при помощи приводов 2 (фиг. 1, фиг. 2) кормовые оконечности подводных корпусов раздвигают, а носовые оконечности сдвигают в горизонтальной плоскости. В соответствии с теоремой о подъемной силе крыла, а также согласно решению [1], между подводными корпусами возникнет область пониженного давления 3 (фиг. 2). В результате к волновой нагрузке на ледяной покров от ИГВ добавится нагрузка от этой области, способствующей уменьшению силы плавучести льда и, как следствие этого, появлению во льду дополнительных изгибных напряжений. Если и этого окажется недостаточно для разрушения ледяного покрова, то во время движения судна включают насосы 4, предварительно установленные в носовых оконечностях подводных корпусов в плоскостях, перпендикулярных их диаметральным плоскостям и способных откачивать за борт воду, находящуюся в пространстве между легким и прочным корпусами судна (фиг. 3). Всасывающие 5 и нагнетающие 6 отверстия насосов, расположенных в разных корпусах, ориентированы навстречу друг другу под противоположными углами наклона а, что позволит обеспечить циркуляционное движение воды 7 между ними (фиг. 3), при этом наиболее эффективные для создания более мощной циркуляции воды углы наклона определяют предварительно либо экспериментально, либо теоретически. В результате в носовой оконечности многокорпусного судна сформируется гидродинамическая завеса или гидродинамическая "стена" 8, что приведет к возникновению областей повышенного (перед ней) 9 и пониженного 10 (за ней) давлений (фиг. 2). В свою очередь, это приведет к возбуждению ИГВ большей интенсивности по сравнению с аналогом (увеличению суммарной высоты ИГВ) т.е. - к повышению эффективности разрушения ледяного покрова: достижению заявленного технического результата.

Похожие патенты RU2784537C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2022
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Чингалаев Сергей Алексеевич
RU2807134C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2022
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Некозырева Ксения Сергеевна
  • Духнов Константин Александрович
RU2801370C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2021
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Бабичева Елена Григорьевна
RU2784539C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2021
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Баурин Никита Олегович
RU2779895C1
Способ разрушения ледяного покрова 2022
  • Козин Виктор Михайлович
RU2775904C1
Способ разрушения ледяного покрова 2022
  • Козин Виктор Михайлович
RU2792464C1
Способ разрушения ледяного покрова 2021
  • Шишмарев Константин Александрович
  • Вирц Рудольф Александрович
RU2763625C1
Устройство для разрушения ледяного покрова 2022
  • Шишмарев Константин Александрович
  • Вирц Рудольф Александрович
RU2792063C1
Способ разрушения ледяного покрова 2022
  • Козин Виктор Михайлович
RU2775047C1
Способ разрушения ледяного покрова 2022
  • Козин Виктор Михайлович
RU2795357C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 784 537 C1

Реферат патента 2022 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к судоходству в ледовых условиях. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в возбуждении подводным многокорпусным судном в ледяном покрове резонансных изгибно-гравитационных волн. Два подводных корпуса многокорпусного судна соединяют между собой с возможностью изменения расстояния между их носовыми и кормовыми оконечностями. Между корпусами в их носовых оконечностях с помощью предварительно установленных в корпусах судов насосов формируют гидродинамическую завесу. Это увеличит высоту возбуждаемых изгибно-гравитационных волн, т.е. их ледоразрушающую способность. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 784 537 C1

Способ разрушения ледяного покрова резонансным методом, реализуемым многокорпусным судном, состоящим из двух подводных корпусов, которые соединяют между собой с возможностью изменения расстояния между их носовыми и кормовыми оконечностями, отличающийся тем, что между корпусами в их носовых оконечностях формируют гидродинамическую завесу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2784537C1

МНОГОКОРПУСНОЕ СУДНО 1991
  • Козин В.М.
  • Шепель В.Т.
  • Ризван А.А.
  • Кобец Т.И.
RU2100248C1
SU 1688550 A1, 20.02.1996
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2005
  • Козин Виктор Михайлович
  • Ломакина Наталья Сергеевна
  • Попова Нина Анатольевна
RU2277492C1

RU 2 784 537 C1

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Земляк Виталий Леонидович

Жуков Дмитрий Сергеевич

Даты

2022-11-28Публикация

2021-11-30Подача