Область техники
Предлагаемое изобретение относится к системам транспортных предприятий, предназначенным для автоматизации, а также обеспечения безопасности пассажирских перевозок, что становится реализуемым за счет возможности сбора и хранения дорожной информации, в частности, информации о пассажиропотоке, организуя тем самым оптимизацию маршрутных сетей, эффективность использования транспортных средств, своевременную оплату проезда и повышение качества контроля оплаты проезда, а также возможность постоянного информирования водителя о текущей дорожной обстановки и формирования аналитической отчетности.
Уровень техники
Из уровня техники известна автономная роботизированная пассажирская транспортная система (см. RU2586758, кл. G08G1/00, публ. 2016г. [1]).
Известное решение [1] относится к области автомобильного транспорта, а конкретно к системам и устройствам автоматизированного управления автомобильным транспортом, способным автоматически или по целевому заданию от руководителя координатора приводить в движение пассажирский автобус.
Известное решение [1] представляет из себя автономную роботизированную пассажирскую транспортную систему, которая состоит из автобусов, маршрутных дорог и остановок для погрузки/выгрузки пассажиров, датчиками фиксирующими и передающими данные о пассажиропотоке в управляющие системы.
Особенностью известной пассажирской системы [1] является то, что управление транспортным средством может осуществляться в автоматическом режиме, в том числе удаленно в режиме реального времени при помощи установленных на автобусе датчиков, способных определять различные параметры движения.
Авторами известной транспортной системы утверждается, что расширяются технические возможности и обеспечивается безопасность эксплуатации.
Следует согласиться с тем, что вопрос автоматизации работы представленной транспортной сети решается, однако, согласиться с тем, что обеспечивается безопасность эксплуатации затруднительно и обусловлено это тем, что управление техникой дистанционно часто сопряжено с ошибками пилотирования, поскольку ориентироваться приходиться исключительно на показания приборов, которые не могут гарантированно обеспечить учет всех возможных обстоятельств и факторов, которые неизбежно возникают на пути следования и могут оказывать влияние на уровень эксплуатации.
Также следует отметить, что оборудовать подобную маршрутную сеть практически трудновыполнимая задача, поскольку помимо самих автобусов, оборудованием, согласно известному техническому решению [1], необходимо снабдить все маршрутные пути следования, включая придорожные области и остановки для посадки/высадки, что потребует использования значительного объема трудовых и финансовых ресурсов, кроме того предлагаемую систему необходимо обслуживать ежедневно и поломка по крайне мере одного датчика на пути следования или остановке может привести к нарушению работы всей маршрутной группы в целом.
Наиболее близким с точки зрения технической сути к заявляемому изобретению является устройство и система учета пассажирских перевозок, известное из RU58756, кл. G07B15/00, публ. 2006г. [2].
Известное решение [2] относится к средствам автоматизированного учета пассажирских перевозок, и может применяться для контроля проездных документов и учета оплаты проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения.
Известное устройство учета пассажирских перевозок [2] содержит средство хранения и обработки информации, обеспечивающее сбор, хранение данных об оплате за проезд и которое выполнено с возможностью обмена данными с устройствами обеспечения контроля и учета, расположенными салоне транспортного средства, также средство хранения и обработки информации соединено с внешними устройствами сбора и хранения информации.
Согласно замыслу автора, средство хранения и обработки информации, в техническом решении [2] соединено с центральным контроллером, с котором в свою очередь соединены устройства чтения и кодирования проездных документов, средство определения местоположения, средство соединения и обмена данными и др.
В соответствии с известным решением [2] решается вопрос расширения функциональных возможностей, затрагивающих возможность контроля оплаты проезда.
Технически известное решение [2] направлено исключительно на контроль оплаты проезда и соблюдения условий оплаты проезда с возможностью, в случае необходимости, покупки дополнительных билетов, если таковые у пассажиров отсутствуют, следовательно, заявленная широкая функциональность по существу обусловлена финансовой составляющей и не оказывает положительного влияния, например, на безопасность или эргономику, таким образом, техническая проблема высокой функциональности в данном случае ограничена и не решает спектр задач, подразумевающих, в частности, улучшение технических параметров.
Расчетная система оплаты проезда, устанавливаемая в салоне транспортного средства, допускает продажу материальных носителей информации в виде билетов пассажирам, что сопряжено с оборудованием дополнительных установочных мест, периодическим обслуживанием, связанным с проверкой работоспособности и состоянием антивандальных средств, а также с необходимостью своевременной замены неисправных узлов и/или целых комплектов, таким образом дополнительным недостатком решения [2] следует считать техническое несовершенство и низкую технологичность используемого транспортного оборудования.
Раскрытие изобретения
Технической проблемой предлагаемого изобретения является создание многофункционального дорожного комплекса, осуществляющего в автоматическом режиме мониторинг и координацию рабочих процессов транспортной маршрутной сети общего пользования с целью улучшения ее рабочих показателей, а также обеспечения рациональности и оптимизации управления при формировании логистических маршрутов.
Техническим результатом предлагаемого изобретения, который обеспечивает решение описанной технической проблемы, является реализация назначения по созданию многоцелевого транспортного автоматизированного комплекса, производящего контроль выполнения совокупности задач, свойственных транспортным рабочим сетям маршрутного назначения, обеспечивая тем самым повышение эффективности и качества оказываемых дорожных услуг с соблюдением высокой производительности при функционировании маршрутной сети за счет оптимизации при работе с информацией, необходимой для формирования логистических путей, а также с соблюдением высокого уровня безопасности перевозок за счет своевременного информирования пассажиров и операторов маршрутной сети о сопутствующей дорожной обстановке.
Указанный технический результат и заданная техническая проблема достигаются в результате того, что масштабируемый дорожный комплекс по автоматическому управлению работой транспортных потоков маршрутных автодорожных сетей состоит из системно объединенной группы программно-аппаратных средств, включающих в себя отдельные автономные соединенные друг с другом рабочие подсистемы, первая часть из которых непосредственно работает с периодически поступающим объемом дорожной маркерной информации, исходящей от коммуникационных подсистем маршрутных транспортных средств, а вторая часть из которых поддерживает обоюдную связь с внешними контрольно-инспекционными структурами (подсистемами), осуществляющими операционный контроль и коррекционное вмешательство в автоматическом режиме в случае нештатной ситуации или принудительно по сигналу инициируемому водителем и/или пассажиром маршрутного транспортного средства и/или незадействованным участником (лицом), при этом в качестве одной из рабочих подсистем объединенной группы программно-аппаратных средств используется третья часть, выполненная в виде модуля управления базами данных, имеющего, по меньшей мере, два канала связи, первый из которых способствует производству взаимного информационного обмена со второй частью программно-аппаратных средств, выполненной в виде коммуникационного сервера приложений, поддерживающего упомянутую связь с внешними контрольно-инспекционными структурами и обеспечивающего анализ поступающих данных, авторизацию пользователей и непосредственное взаимодействие с последними посредством WEB интерфейсов, а второй из каналов связи способствует получению информационных сигналов от упомянутой первой части программно-аппаратных средств, выполненной в виде коммуникационного сервера, осуществляющего аутентификацию отправителя, программную обработку, временное хранение и последующую передачу данных, поступающих в виде упомянутого объема дорожной маркерной информации, исходящей от коммуникационных устройств маршрутных транспортных средств, каждое из которых оснащено модульным контрольно-измерительным средством, регистрационным комплексом, терминалом оплаты проезда и интеллектуальным терминалом водителя.
В соответствии с изобретательским замыслом предлагается к рассмотрению универсальный масштабируемый дорожный комплекс, который в автоматическом режиме поддерживает и контролирует функциональность вверенной транспортной маршрутной сети, в состав, которой, в частности, входит ряд общественных маршрутных транспортных средств для перевозки пассажиров, подготовленные маршрутные пути, остановочные пункты, пункты контроля и осмотра, пункты обслуживания и ремонта, а также другие системы и вспомогательные компоненты, участвующие в работе маршрутной сети.
Согласно конструкции дорожного комплекса, основными компонентами, обеспечивающими реализацию указанного назначения и достижение заданного технического результата является группа технических средств, включающая в себя отдельные (автономные) взаимодействующие друг с другом подсистемы выполненные в виде коммуникационного сервера, взаимодействующего с маршрутными транспортными средствами, коммуникационного сервера приложений, взаимодействующего с внешними контрольно-инспекционными структурами, а также в виде модуля управления базами данных для хранения и структуризации получаемой и обрабатываемой информации, при этом объединение указанных технических средств обеспечивает мгновенный обмен получаемыми данными, их обработку и временное хранение, что позволяет отслеживать получаемые информационные потоки, распределять их в нужные кластеры хранилища информации и, в частности, производить информирование подразделений контрольно-инспекционных служб в определенные моменты времени, создавая условия для оперативного принятия решений с целью оптимизации работы маршрутных сетей и повышения эффективности эксплуатации дорожных маршрутных сетей.
Технические допустимости коммуникационного сервера, позволяющие, в частности, осуществлять аутентификацию отправителя, обработку, хранение и передачу данных, поступающих от маршрутных транспортных средств, технические допустимости коммуникационного сервера приложений, позволяющие, в частности, поддерживать связь с внешними контрольно-инспекционными структурами, обеспечивать анализ поступающих данных, авторизацию пользователей и непосредственное взаимодействие с последними посредством WEB интерфейсов, а также технические допустимости модуля управления базами данных, позволяющие, в частности, по имеющимся двум каналам связи поддерживать информационное взаимодействие с первыми двумя упомянутыми средствами (коммуникационный сервер и коммуникационный сервер приложений) способны обеспечивать единовременную комплексную обработку данных от нескольких групп контрольно-регистрационных устройств маршрутных транспортных средств, передавая обработанные сигналы во внешние управляющие системы, обеспечивая тем самым анализ и контроль нескольких происходящих производственных процессов, происходящих непосредственно в ходе эксплуатации маршрутной сети, чем обеспечиваются высокий уровень технологичности, автоматизации и соответственно производительности.
По совокупности имеющихся технических преимуществ предлагаемое техническое решение предназначено для повышения эффективности качества оказания транспортных услуг и безопасности перевозок за счет обеспечения всех участников перевозки (пассажиров и операторов) маршрутных транспортных систем информацией, в частности, о пассажиропотоке для оптимизации работы транспортных сетей, эффективности использования транспортных средств, оплат проезда и повышения качества контроля оплаты проезда, что становится возможным за счет интеграции в комплекс подсистем мониторинга пассажиропотока, интеллектуальных систем водителя и систем оплаты проезда, которые согласно замыслу обеспечивают информирование участников перевозки и при необходимости формируют аналитическую отчетность для облегчения построений логистических маршрутов.
Таким образом, предлагаемое выше конструктивное выполнение заявляемого масштабируемого дорожного комплекса по автоматическому управлению работой транспортных потоков маршрутных автодорожных сетей с учетом его характеристик и технических особенностей, образует совокупность признаков, достаточных для достижения заданного технического результата, заключающегося в реализации назначения по созданию многоцелевого транспортного автоматизированного комплекса, производящего контроль выполнения совокупности задач, свойственных транспортным рабочим сетям маршрутного назначения, обеспечивая тем самым повышение эффективности и качества оказываемых дорожных услуг с соблюдением высокой производительности при функционировании маршрутной сети за счет оптимизации при работе с информацией, необходимой для формирования логистических путей, а также с соблюдением высокого уровня безопасности перевозок за счет своевременного информирования пассажиров и операторов маршрутной сети о сопутствующей дорожной обстановке, а также для решения существующей технической проблемы по созданию многофункционального дорожного комплекса, осуществляющего в автоматическом режиме мониторинг и координацию рабочих процессов транспортной маршрутной сети общего пользования с целью улучшения ее рабочих показателей, а также обеспечения рациональности и оптимизации управления при формировании логистических маршрутов.
Краткое описание чертежей
На фиг. 1 схематично обозначены компоненты дорожного комплекса и связи между ними;
На фиг. 2 схематично обозначен набор подсистем, установленных на маршрутное транспортное средство;
На фиг. 3 схематично представлен возможный вариант оснащения нескольких маршрутных транспортных средств.
Осуществление изобретения
Предлагаемое изобретение поясняется конкретным примером выполнения и реализации, которые, однако, не являются единственно возможными, но наглядным образом демонстрируют достижение указанной совокупностью существенных признаков заданного технического результата, а также решение существующей технической проблемы.
На фиг. 1 - фиг. 3 представлены следующие компоненты, используемые в работе предлагаемого масштабируемого дорожного комплекса:
1 - коммуникационный сервер приложений;
2 - коммуникационный сервер;
3 - модуль управления базами данных;
4 - транспортное средство;
5 - контролеры;
6 - операторы пассажиропотока;
7 - операторы контрольно-ревизионной службы (КРС);
8 - группа автоматизированных рабочих мест;
9 - автоматизированное рабочее место контролера контрольно-ревизионной службы (КРС);
10 - автоматизированное рабочее место оператора пассажиропотока;
11 - автоматизированное рабочее место оператора контрольно-ревизионной службы (КРС);
12 - терминал оплаты;
12.1 - первый терминал оплаты (ТОП-1);
12.2 - второй терминал оплаты (ТОП-2);
12.3 - третий терминал оплаты (ТОП-М);
13 - терминал водителя;
13.1 - интеллектуальный терминал водителя;
14 - автомобильный бортовой компьютер;
14.1 - первый многофункциональный бортовой компьютер (МАК-1);
14.2 - второй многофункциональный бортовой компьютер (МАК-2);
15 - счетчики подсчета пассажиров;
15.1 - первый счетчик подсчета пассажиров (СПП-1);
15.2 - второй счетчик подсчета пассажиров (СПП-2);
16 - автобусный парк предприятия;
17 - первая группа транспортных средств;
18 - вторая группа транспортных средств;
19 - третья группа транспортных средств.
И так, предлагаемый масштабируемый дорожный комплекс по автоматическому управлению работой транспортных потоков маршрутных автодорожных сетей состоит из объединенной группы программно-аппаратных средств.
Группа программно-аппаратных средств включает в себя отдельные автономные соединенные друг с другом рабочие подсистемы.
Первая часть упомянутых рабочих подсистем выполнена в виде коммуникационного сервера 2, который непосредственно работает с периодически поступающим объемом дорожной маркерной информации, исходящей от коммуникационных подсистем пассажирских маршрутных транспортных средств.
Вторая часть упомянутых рабочих подсистем выполнена в виде коммуникационного сервера приложений 1, который поддерживает обоюдную связь с внешними контрольно-инспекционными структурами, осуществляющими операционный контроль и коррекционное вмешательство в автоматическом режиме в случае нештатной ситуации или принудительно по сигналу, инициируемому водителем и/или пассажиром маршрутного транспортного средства и/или незадействованным участником (лицом).
В качестве еще одной из упомянутых рабочих подсистем используется третья часть, выполненная в виде модуля управления базами данных 3.
Указанный модуль управления базами данных 3 имеет два канала связи, первый из которых способствует производству взаимного информационного обмена со второй указанной частью программно-аппаратных средств, выполненной в виде коммуникационного сервера приложений 1, а второй из которых способствует получению информационных сигналов от упомянутой первой части программно-аппаратных средств, выполненной в виде коммуникационного сервера 2.
Коммуникационный сервер приложений 1 как уже было упомянуто осуществляет поддержку связи с внешними контрольно-инспекционными структурами, и обеспечивает анализ поступающих данных, авторизацию пользователей и непосредственное взаимодействие с последними посредством WEB-интерфейсов.
Следует отметить, что коммуникационный сервер 2 осуществляет аутентификацию отправителя, программную обработку, временное хранение и последующую передачу данных, поступающих в виде упомянутого объема дорожной маркерной информации, которая как уже было упомянуто исходит от коммуникационных устройств используемых пассажирских маршрутных транспортных средств 4.
Маршрутные транспортные средства 4 оснащены модульным контрольно-измерительным средством, регистрационным комплексом, а также терминалом оплаты проезда 12 и интеллектуальным терминалом водителя 13.
Согласно изобретению, в качестве внешних контрольно-инспекционных структур, т.е. подсистем, входящих в состав масштабируемого дорожного комплекса используются служба контролеров 5, операторы пассажиропотока 6 и операторы контрольно-ревизионной службы, при этом в работе служб используются автоматическое рабочее место 9 контролера контрольно-ревизионной службы (КРС), автоматическое рабочее место 10 оператора пассажиропотока и автоматическое рабочее место 11 оператора контрольно-ревизионной службы (КРС).
В качестве коммуникационных устройств, используемых маршрутных транспортных средств 4 используются интерфейсы передачи данных, при этом маршрутные транспортные средства 4 оснащены модульным контрольно-измерительным средством, который может быть выполнен в виде автомобильного бортового компьютера 14, регистрационным комплексом, выполненным в виде счетчика подсчета пассажиров 15, терминалом оплаты 12 и терминалом водителя 13, выполняемым в виде интеллектуального терминала водителя.
Автомобильный бортовой компьютер 14 может представлять из себя устройство, которое выполняет, следующие функции:
- сбор, хранение и обработка данных, касающихся информации о пассажиропотоке;
- определение местоположения посредством систем ГЛОНАСС, GPS;
- передача данных по беспроводным каналам связи стандарта GSM на коммуникационный сервер 2.
Бортовой компьютер 14 представляет из себя устройство, реализующее основной функционал автомобильного компьютера.
Конструктивно бортовой компьютер выполнен в стандарте 1DIN.
Основные компоненты, входящие в состав: компьютер, энергонезависимое хранилище данных; ethernet роутер, навигационный приемник стандарта ГЛОНАСС, GPS, GSM модем, клавиатура, дисплей, устройства считывания карт водителя, принтер.
Счетчик подсчета пассажиров 15 предназначен для подсчета пассажиров, вошедших в транспортное средство и вышедших из него во время остановки, а также для видеорегистрации событий, происходящих в области дверей маршрутного транспортного средства 4.
Счетчик подсчета пассажиров 15 обладает, следующей функциональностью:
- подсчет количества пассажиров, вошедших и вышедших из маршрутного транспортного средства 4;
- видеозапись событий в месте остановки во время остановки маршрутного транспортного средства 4;
для посадки и высадки пассажиров;
- передача данных в коммуникационный сервер 2 по запросу или автоматически через заданный интервал времени о количестве вошедших и вышедших пассажиров;
- трансляция видео происходящего в зоне посадки и высадки пассажиров, в частности, для визуального контроля с целью обеспечения безопасности происходящего.
Метод подсчета пассажиров может быть основан на измерении расстояния до объектов и построения карты расстояний, при этом определяется на карте участки нахождения пассажиров, отслеживается перемещение пассажиров, а также производится фиксирование входа и выхода пассажиров.
С целью контроля корректности подсчета счетчик пассажиров 15 ведет видеозапись происходящих событий в области наблюдений и сохраняет информацию в энергонезависимой памяти.
Для обмена данными счетчик пассажиров 15 может иметь различные интерфейсы, в
частности Ethernet и RS-485.
Архитектура счетчика пассажиров 15 позволяет подключать другие интерфейсы не нарушая общий принцип функционирования, в качестве таких интерфейсов могут применяться WiFi, Bluetooth или проводной CAN.
Терминал оплаты 12 является автоматическим устройством, предназначенным для приема безналичных платежей, валидации банковских и транспортных кард, а также других электронных средств оплаты проезда.
Терминал оплаты 12 имеет возможность интерактивного взаимодействия с пассажирами, имеется возможность вывода информации на дисплей и информировать пассажира о ходе процесса оплаты проезда.
Терминал оплаты 12 имеет полнофункциональное программное обеспечение и работает с финансовой системой в самостоятельном режиме. Устройство имеет возможность загружать черные списки и работать в режиме прямых и отложенных транзакций.
Терминал оплаты 12 может работать совместно с другими системами маршрутного транспортного средства, в частности, с автомобильном компьютером 14 и счетчиком подсчета пассажиров 15.
Терминал оплаты 12 содержит следующие основные компоненты: блок питания, фильтр напряжения бортовой сети, центральное процессорное устройство, оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство, интерфейсы NFC, Ethernet и др., модуль приема и обработки сигналов GPS/ГЛОНАСС, модули безопасного доступа и другие компоненты.
Интеллектуальный терминалом водителя 13 обеспечивает взаимодействие водителя маршрутного транспортного средства 4 с системой.
Основные составляющие терминала водителя 13: экран, клавиатура, блок обработки, контроллер, вычислитель и интерфейсы для подключения к транспортной маршрутной сети.
Терминал водителя 13 не требует передачи большого объема графических данных по интерфейсам связи, а обеспечивает их обработку и визуализацию самостоятельно.
Особенностью интеллектуального терминала 13 является то, что имеется кнопочная клавиатура, которая позволяет с высокой эргономичностью выполнять быстрые операции ввода данных, тем самым водитель меньше отвлекается от вождения по сравнению с сенсорным вводом данных. Однако для высокой функциональности возможность сенсорного ввода все же сохранена.
На приложенной фиг. 1, как уже было указано, схематично указаны компоненты дорожного комплекса и связи между ними, при этом представлен практический вариант осуществления, предлагаемого масштабируемого дорожного комплекса.
Как следует из представленной на фиг. 1 схемы, работа предлагаемого масштабируемого дорожного комплекса построена на организованном движении маршрутных транспортных средств 4, на которых установлен ряд многофункциональных электронных устройств, к числу которых относятся упомянутые терминал оплаты 12, интеллектуальный терминал водителя 13, автомобильный бортовой компьютер 14, счетчик подсчета пассажиров 15.
Перечисленные устройства 12, 13, 14 и 15, как уже было указано выше имеют возможность обмениваться регистрируемой дорожной информацией и имеют возможность ее передачи на внутренние и внешние системы с целью обеспечения контроля качества, а также безопасности пассажирских перевозок.
В качестве обозначенных внутренних и внешних дорожных систем используются, в частности, коммуникационный сервер 2, модуль управления базами данных 3, коммуникационный сервер приложений 1 и взаимодействующие с ним внешние контрольно-инспекционные подсистемы, конструкционные особенности которых подразумевают наличие службы контролеров 5, операторов пассажиропотока 6 и операторов контрольно-ревизионной службы.
Следует подробнее указать, что данные, поступающие от маршрутных транспортных средств 4, передаются на коммуникационный сервер 2, который в свою очередь взаимодействует с модулем управления базами данных 3 и коммуникационным сервером приложений 1.
При этом коммуникационный сервер 2, согласно техническому замыслу, обеспечивает:
- аутентификацию отправителя;
- обработку данных;
- хранение данных;
- передачу данных.
Следует отметить, что доступ пользователей/участников производится через сервер коммуникационный сервер приложений 1, который обеспечивает:
- авторизацию пользователей/участников;
- анализ поступающих данных;
- непосредственное взаимодействие с пользователем/участником через интерфейсы связи.
Данные от маршрутных транспортных средств 4 будут передаваться на коммуникационный сервер 2, который в свою очередь обеспечит выполнение указанной аутентификации отправителя, предварительную обработку дорожных данных, размещение данных в модуле управления базами данных 3 и передачу обратных данных на маршрутные транспортные средства 4, преподносимых в виде сообщений, настроек и т.п.
Доступ пользователей/участников к данным, как указано, организован через коммуникационный сервер приложений 1, который обеспечит авторизацию пользователей, анализ поступивших данных по количествам оплат и пассажиропотоку, а также взаимодействие с пользователями/участниками через WEB интерфейс.
На фиг. 2 схематично приведен вариант применяемого маршрутного транспортного средства 4 с используемым набором электронного функционального оборудования, которое является неотъемлемой частью рассматриваемого изобретения, к числу такого оборудования относится счетчики пассажиров 15, терминалы оплаты 12, автомобильные компьютеры 14 и терминал интеллектуальный водителя 13.
Применение предлагаемой архитектуры строения позволит исключать дублирование оборудования, устанавливаемого на маршрутное транспортное средство 4, что способствует сокращению транспортных расходов транспортных компаний на оснащение новых и уже находящихся в эксплуатации транспортных систем.
Кроме того, применение данного варианта оснащения маршрутного транспортного средства 4 позволит создавать практически на любом типе маршрутного транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров, масштабируемого решения, направленного на решение целевых транспортных задач, в частности, таких как:
- контроль работы водителя;
- оплата проезда;
- контроль оплаты проезда;
- мониторинг анализа пассажиропотока;
- технический мониторинг работы транспортного средства;
- безопасность на маршрутном транспортном средстве;
- диспетчерское управление транспортными перевозками.
Следует считать, что задача контроля работы водителей решается установкой на маршрутное транспортное средство 4 автомобильного бортового компьютера 14, одна из функций которого автоматизированный контроль, в том числе, скоростного режима, режимов труда и отдыха и др.
В частности, задача контроля оплаты проезда может иметь несколько вариантов решения, например, (фиг. 3):
1. Установка на маршрутное транспортное средство 4 терминалов оплаты проезда 12, а также при необходимости масштабирования допустима установка дополнительных терминалов оплаты (12.2 и 12.3, ТОП-2, ТОП-М).
2. Установка на маршрутное транспортное средство 4 ведомых терминалов оплаты 12 проезда (12.2, ТОП-2), работающих под управлением многофункционального автомобильного компьютера 14, в частности 14.1 или 14.2, МАК-1, МАК-2).
В допустимых вариантах решения технической задачи, в частности, контроля оплаты проезда, данные об оплатах могут передаваться на коммуникационный сервер 2.
Доступ к данным операторы контрольно-ревизионной службы 7 и служба контролеров 5 могут получать, в частности, через АРМ “Оператор КРС” (поз. 11) и мобильный АРМ “Контролер КРС” (поз. 9) соответственно.
Для повышения качества контроля оплаты проезда на маршрутные транспортные средства 4 или на группы маршрутных транспортных средств (17, 18 и 19), могут быть установлены счетчики пассажиров 15, которые выполняют подсчет пассажиров, входящих в маршрутное транспортное средство 4 и выходящих из него. На основе этих данных можно определить количество пассажиров, из общего количества перевезенных, оплативших и не оплативших проезд.
Кроме того, функцию контроля оплаты проезда может выполнять непосредственно водитель. Для этого на маршрутное транспортное средство 4, оснащенное счетчиками пассажиров 15, необходимо установить терминал водителя 13 (интеллектуальный терминал водителя), который будет отображать информацию о количестве не оплативших проезд пассажирах.
Техническая задача мониторинга пассажиропотока решается установкой на маршрутное транспортное средство 4 счетчиков пассажиров 15, выполняющих подсчет количества вошедших и вышедших пассажиров, и многофункционального автомобильного бортового компьютера (МАК-1 или МАК-2, поз. 14.1, 14.2), передающего данные на коммуникационный сервер 2. Обработка данных о пассажиропотоке реализуется в дорожном комплексе в АРМ “Пассажиропоток” (поз. 10), который предназначен для определения важнейших ключевых характеристик пассажиропотока.
Задачи мониторинга дорожной ситуации решается установкой на маршрутное транспортное средство 4 многофункционального бортового компьютера 14 (поз. 14.1, поз. 14.2, МАК-1 или МАК-2), который выполняет функцию сбора и передачи на коммуникационный сервер 2 данных о местоположении маршрутного транспортного средства 4, данных от различных подключенных датчиков (датчики топлива, температуры и т.п.), данных о технических параметрах маршрутного транспортного средства.
Задача обеспечения транспортной безопасности может решатся установкой на маршрутном транспортном средстве 4 видеокамер и многофункционального автомобильного бортового компьютера 14, в частности, 14.2 (МАК-2), выполняющих функции видеонаблюдения, видеозаписи, хранения и аудиоинформирования (оповещения) пассажиров/участников.
Задачи диспетчерского управления пассажирскими перевозками решается размещением на маршрутном транспортном средстве 4 технических средств многофункционального автомобильного компьютера, в частности 14.2 (МАК2) и интеллектуального терминала водителя 13.1, что обеспечит:
- взаимодействие с внешними подсистемами диспетчерского управления пассажирскими перевозками, включая службу контролеров 5, операторов пассажиропотока 6 и операторов 7 контрольно-ревизионной службы;
- визуализацию рабочей и оперативной информации (маршрутного расписания, маршрутной карты, сообщений);
- информирование пассажиров/участников;
- оперативную двухстороннюю голосовую и текстовую связь между водителем и диспетчером автобусного парка предприятия 16.
Таким образом, обеспечивается реализация назначения по созданию многоцелевого транспортного автоматизированного комплекса, производящего контроль выполнения совокупности задач, свойственных транспортным рабочим сетям маршрутного назначения, обеспечивая тем самым повышение эффективности и качества оказываемых дорожных услуг с соблюдением высокой производительности при функционировании маршрутной сети за счет оптимизации при работе с информацией, необходимой для формирования логистических путей, а также с соблюдением высокого уровня безопасности перевозок за счет своевременного информирования пассажиров и операторов маршрутной сети о сопутствующей дорожной обстановке.
Изобретение найдет широкое применение в промышленности, а именно в транспортной области, где оно может быть реализовано в качестве контролирующей работу дорожной сети автоматической системы, обладающей для этого необходимым функционалом.
Предлагаемое изобретение относится к системам транспортных предприятий, предназначенным для автоматизации, а также обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Масштабируемый дорожный комплекс по автоматическому управлению работой транспортных потоков маршрутных автодорожных сетей состоит из системно объединенной группы программно-аппаратных средств, включающих в себя отдельные автономные соединенные друг с другом рабочие подсистемы. Первая часть из которых непосредственно работает с периодически поступающим объемом дорожной маркерной информации, исходящей от коммуникационных подсистем маршрутных транспортных средств. Вторая часть из которых поддерживает обоюдную связь с внешними контрольно-инспекционными подсистемами, осуществляющими операционный контроль и коррекционное вмешательство в автоматическом режиме в случае нештатной ситуации или принудительно по сигналу, инициируемому водителем, и/или пассажиром маршрутного транспортного средства, и/или незадействованным участником. При этом в качестве одной из рабочих подсистем объединенной группы программно-аппаратных средств используется третья часть, выполненная в виде модуля управления базами данных, имеющего по меньшей мере два канала связи, первый из которых способствует производству взаимного информационного обмена со второй частью программно-аппаратных средств, выполненной в виде коммуникационного сервера приложений, поддерживающего упомянутую связь с внешними контрольно-инспекционными структурами и обеспечивающего анализ поступающих данных, авторизацию пользователей и непосредственное взаимодействие с последними посредством WEB интерфейсов, а второй из каналов связи способствует получению информационных сигналов от упомянутой первой части программно-аппаратных средств, выполненной в виде коммуникационного сервера, осуществляющего аутентификацию отправителя, программную обработку, временное хранение и последующую передачу данных, поступающих в виде упомянутого объема дорожной маркерной информации, исходящей от коммуникационных устройств маршрутных транспортных средств, которые оснащены модульным контрольно-измерительным средством, регистрационным комплексом, терминалом оплаты проезда и интеллектуальным терминалом водителя. Обеспечивается повышение производительности и безопасности. 3 ил.
Масштабируемый дорожный комплекс по автоматическому управлению работой транспортных потоков маршрутных автодорожных сетей, состоящий из системно объединенной группы программно-аппаратных средств, включающих в себя отдельные автономные соединенные друг с другом рабочие подсистемы, первая часть из которых непосредственно работает с периодически поступающим объемом дорожной маркерной информации, исходящей от коммуникационных подсистем маршрутных транспортных средств, а вторая часть из которых поддерживает обоюдную связь с внешними контрольно-инспекционными подсистемами, осуществляющими операционный контроль и коррекционное вмешательство в автоматическом режиме в случае нештатной ситуации или принудительно по сигналу, инициируемому водителем, и/или пассажиром маршрутного транспортного средства, и/или незадействованным участником, при этом в качестве одной из рабочих подсистем объединенной группы программно-аппаратных средств используется третья часть, выполненная в виде модуля управления базами данных, имеющего по меньшей мере два канала связи, первый из которых способствует производству взаимного информационного обмена со второй частью программно-аппаратных средств, выполненной в виде коммуникационного сервера приложений, поддерживающего упомянутую связь с внешними контрольно-инспекционными структурами и обеспечивающего анализ поступающих данных, авторизацию пользователей и непосредственное взаимодействие с последними посредством WEB интерфейсов, а второй из каналов связи способствует получению информационных сигналов от упомянутой первой части программно-аппаратных средств, выполненной в виде коммуникационного сервера, осуществляющего аутентификацию отправителя, программную обработку, временное хранение и последующую передачу данных, поступающих в виде упомянутого объема дорожной маркерной информации, исходящей от коммуникационных устройств маршрутных транспортных средств, которые оснащены модульным контрольно-измерительным средством, регистрационным комплексом, терминалом оплаты проезда и интеллектуальным терминалом водителя.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ ДЛЯ ВЯЗКИ БАХРОМЫ | 1939 |
|
SU58756A1 |
Приспособление для продвигания фильма в киноаппаратах | 1929 |
|
SU13808A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ | 2014 |
|
RU2596993C2 |
JP 2003256884 A, 12.09.2003. |
Авторы
Даты
2022-11-30—Публикация
2022-05-19—Подача