Информационно-аналитическая система мониторинга деятельности судов рыбопромыслового флота, контроля улова, переработки и перемещения водных биологических ресурсов и производимой из них продукции Российский патент 2022 года по МПК G06Q50/02 

Описание патента на изобретение RU2785222C1

Изобретение относится к сфере контроля деятельности судов рыбопромыслового флота и прослеживаемости рыбной продукции с использованием космических систем навигации и связи.

Важнейшей проблемой мирового и национального рыболовства является противодействие незаконному, несообщаемому и нерегулируемому (ННН) промыслу водных биологических ресурсов (ВБР), который пагубно влияет на морские экосистемы и наносит ущерб экономике прибрежных государств. Другой проблемой, связанной с противодействием ННН промыслу, является выявление незаконного поступления ВБР и произведенной из них продукции (рыбной продукции) в коммерческий оборот. Также существует проблема обеспечения необходимых условий транспортировки и хранения ВБР и рыбной продукции, при которых сохраняется их качество. Предлагаемое изобретение направлено на решение указанных проблем.

Действующими в России и ряде стран нормативными актами установлено обязательное оснащение рыбопромысловых судов техническими средствами, обеспечивающими регулярную передачу данных о местоположении в центр мониторинга. В России функционирует отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за промысловой деятельностью судов (ОСМ) Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства). Суда рыбопромыслового флота, контролируемые ОСМ, должны оснащаться специальным оборудованием - техническими средствами контроля (ТСК), которые с установленной периодичностью, но не реже одного раза в два часа, должны передавать по каналу спутниковой связи в центр мониторинга координаты местоположения, скорость движения и курс судна.

Во многих странах, занимающихся рыбным промыслом, активно используются системы мониторинга рыбопромысловых судов (VMS - Vessel Monitoring Systems), базовой функцией которых является контроль перемещения судна с учетом зон, запрещенных для рыбопромысловой деятельности.

Известна система мониторинга рыболовных судов компании Cosmos Business Systems (Греция). Данная VMS собирает информацию о судах в режиме реального времени, в частности: место нахождения, скорость, идентификатор, состояние батареи, состояние устройства.

Известна система мониторинга рыболовных судов McMurdo V-Link VMS, позволяющая государственным органам осуществлять мониторинг и отслеживание судов через спутники, действующие в рамках регулируемых исключительных экономических зон. Судовой терминал системы передает идентификатор судна, его положение, курс и скорость в уполномоченный центр мониторинга, а также содержит внутреннюю память, обеспечивающую хранение мониторинговых данных в течение 90 суток.

Основным недостатком обеих систем является их ограниченная функциональность: в центр мониторинга рыболовства передаются, в основном, навигационные параметры контролируемых рыболовных судов, по которым можно только косвенно судить о том, что судно ведет добычу ВБР или занимается перегрузкой ВБР или рыбной продукции на другое судно.

Некоторые VMS содержат электронный промысловый журнал (ЭПЖ), с помощью которого в составе судовых суточных донесений (ССД) формируются и передаются отчеты о произведенном улове ВБР. Например, ЭПЖ реализован в ОСМ Росрыболовства (Россия) и в системе Vessel Tracking Service (Англия). Системы используют спутниковые технологии связи и автоматически отправляют отчеты и позиции судов в соответствующие организации-регуляторы рыбопромысловой деятельности. Однако наличие в VMS функций ЭПЖ не гарантирует достоверность рапортов о результатах промысла, так как эти данные носят субъективный характер, поскольку формируются и заверяются ответственным лицом (капитаном) посредством цифровой подписи.

Известна навигационно-информационная система мониторинга морских и речных судов и бортовой навигационно-связной комплекс (патент на полезную модель RU 117196, опубликованный 20.06.2012). Навигационно-информационная система предполагает оснащение рыболовных судов специализированными навигационно-связными комплексами. Система обеспечивает расширенные функции сбора, обработки и хранения данных, касающихся осуществления рыболовства. В системе посредством бортовых навигационно-связных комплексов осуществляется сбор информации о навигационных параметрах (координатах местоположения, скорости, курса) судна, информации от сопрягаемого оборудования (датчиков состояния различных судовых систем и механизмов), видеокамеры и т.д., а также накопление этой информации в энергонезависимой памяти («черном ящике») и передачу ее в центр мониторинга по каналам спутниковой и/или наземной связи.

Известна система мониторинга рыболовных судов BlueTraker компании EMA Group (Словения). В терминале системы значительный акцент сделан на высокоуровневую интеграцию механических, электрических и электромагнитных функций в одном корпусе в обеспечение безопасности и защищенности от мошенничества и подмены данных. Наиболее заметные особенности безопасности и защищенности заключаются в комплексном подходе к обнаружению несанкционированного доступа, блокированию антенны, наличии пломб и уникального серийного номера, выгравированного на корпусе, а также индикации состояния устройства. Большое разнообразие интерфейсов обеспечивает взаимодействие с различными судовыми датчиками, подлежащими удаленному контролю из центра мониторинга рыболовства. Это позволяет уполномоченным органам контролировать производственные процессы на судне.

Недостатками навигационно-информационной системы из патента RU 117196, и системы BlueTraker являются - отсутствие комплексного контроля вылова, переработки и учета ВБР и рыбной продукции.

Основным недостатком ОСМ Росрыболовства и многих других существующих систем мониторинга рыболовных судов является отсутствие достоверных данных о работе орудий лова, о реальном объеме улова ВБР и произведенной продукции, что снижает эффективность этих систем в части противодействия ННН промыслу.

Комплексный подход к описанным выше проблемам представлен в патенте на изобретение RU 2 624 361, в котором рассматривается способ контроля промысла водных биологических ресурсов, мониторинговый навигационно-связной комплекс промыслового судна и центр обработки данных для осуществления способа. Навигационные данные и информация от средств видеоконтроля на борту рыбопромысловых судов фиксируется в ЭПЖ и в энергонезависимой памяти («черном ящике»), а также передаются через средства спутниковой связи и/или с использованием наземной подвижной связи стандарта GSM, WiFi или WiMax (в прибрежной зоне) в облачную среду, откуда информация поступает в центр приема, обработки и распространения информации системы мониторинга рыболовства. В способе контрольную информацию, характеризующую ход промысла ВБР и поступающую от множества мониторинговых навигационно-связных комплексов промысловых судов, принимают заранее сформированной облачной средой, включающей центр обработки данных. Причем передают команды управления и/или информационные запросы, в отношении указанной контрольной информации из этой облачной среды, с возможностью динамического изменения средствами этой облачной среды состава центров обработки данных, перечня видов контрольной информации, формируемого из данных о промысловом судне, его движении и производственной деятельности на нем, сведений о разрешении промысла, идентификаторов искажения или неопределенности данных и/или используемых систем связи. При предлагаемом способе достигается повышение достоверности мониторинговых данных. Вместе с тем, предложенный способ не обеспечивает прозрачность жизненного цикла добываемых ВБР, то есть не решает комплексную задачу противодействия ННН промыслу и выявления незаконного поступления ВБР и рыбной продукции в коммерческий оборот.

Известны системы, отслеживающие перемещение продукции от производителя до пунктов реализации.

Известна автоматизированная информационная система «Меркурий» (Россия), предназначенная для электронной сертификации сельскохозяйственной продукции (в том числе рыбной продукции) и отслеживания перемещения партии груза, с учетом ее дробления, по территории Российской Федерации в целях повышения пищевой безопасности. Применительно к рыболовству система «Меркурий» обеспечивает формирование электронных ветеринарных сопроводительных документов при вылове ВБР, при производстве и транспортировке рыбной продукции, при смене владельца груза. Каждый электронный сертификат имеет уникальный номер, а также содержит ссылку на электронный сертификат предыдущей транзакции. Таким образом, обеспечивается отслеживание прохождения партии продукции, указанного в каждом сертификате, от производителя до последнего пункта хранения или реализации продукции. Вместе с тем, система «Меркурий» имеет ряд недостатков, не позволяющих в полной мере контролировать уловы, процессы переработки и перемещения ВБР и рыбной продукции. Во-первых, система «Меркурий» оперирует данными по вылову ВБР, сообщаемыми ответственным лицом (капитаном) судна, то есть эти данные носят субъективный характер и их достоверность имеет сильную зависимость от человеческого фактора. Это означает, что система не решает вопросы противодействия ННН промыслу, который относится к нарушениям, осуществляемым самими производителями, т.е. экипажами судов. Во-вторых, система не обеспечивает физическое отслеживание произведенной продукции, а учитывает только электронные документы на ее производство и перемещение. В-третьих, система в качестве единицы отслеживаемой продукции учитывает только партию груза и не позволяет отследить реальные единицы продукции (например, транспортные упаковки), входящие в партию отслеживаемого груза, то есть не защищает от возможной подмены товара в конкретной партии.

Известна система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак» (Россия), которая разработана и поэтапно внедряется в России в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2019 №899-р. Система «Честный знак» позволяет отслеживать прохождение товаров в цепи от производителя до покупателя. Оператор системы формирует коды для каждой единицы товара, которые должны использоваться производителями при маркировке продукции. Система «Честный знак» позволяет учитывать производимую продукцию, начиная от момента ее производства, и отслеживать реализацию продукции конечному потребителю через кассовый аппарат. Развитие системы «Честный знак» подразумевает поэтапное расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, включая пищевую продукцию.

Системы «Меркурий» и «Честный знак» позволяют отслеживать прохождение продукции от производителя до пунктов реализации и, таким образом, решать вопросы пресечения незаконного оборота продукции. Однако эти системы потенциально не решают вопросы противодействия ННН промыслу ВБР, который относится к нарушениям, осуществляемым самими производителями, т.е. экипажами судов.

По технической сущности наиболее близким к предлагаемому техническому решению является комплекс решений для рыболовства, представленный компанией Pole Star Space Applications Limited (Англия), в состав которого входит: система мониторинга судов (VMS); система электронной отчетности по вылову рыбопродукции; система управления квотами; система отчетности по рыбным запасам; система документирования промысла. Принципиальным отличием решений компании Pole Star является то, что, согласно декларируемым функциональным характеристикам, системы обеспечивают сквозной мониторинг добычи, производства и сбыта морской продукции - «от океана до обеденной тарелки». Кроме фиксации местоположения судна с использованием GPS в привязке ко времени, судовые устройства систем VMS Pole Star опционально позволяют подключать и контролировать различные датчики: блок J1939 Data Engine (число оборотов двигателя, данные о потреблении топлива); блок NMEA-2000 передачи данных (эхолот зондирования глубины, надводоной скорости); аналоговые датчики, прикрепленные к барабанам лебедок и гидролинии для контроля постановки и выборки орудия лова. Кроме того, при использовании оборудования спутниковой широкополосной связи обеспечивается: передача данных GPS в реальном времени с разрешением 1 минута; захват видео с низкой скоростью передачи кадров; передача данных с датчиков орудий лова; считывание RFID-меток.

Недостатками VMS Pole Star являются: отсутствие решений, повышающих достоверность навигационных данных по контролируемым судам (координат местоположения, скорости и курса); отсутствие объективного контроля объема улова и его привязки к произведенной рыбной продукции; отсутствие контроля условий хранения и транспортировки ВБР и рыбной продукции.

В отличие от ближайшего аналога и других рассмотренных выше решений предлагаемая информационно-аналитическая система обеспечивает полноценное комплексное решение проблемы противодействия ННН промыслу, неконтролируемой транспортировке и незаконному обороту ВБР, позволяющее с высокой степенью достоверности отслеживать местоположение рыбопромысловых судов и ведение ими промысловых работ в соответствии с имеющимися разрешениями, а также контролировать все этапы жизненного цикла водных биоресурсов (от улова до поставки конечному потребителю) на основе объективного инструментального контроля с минимизацией влияния человеческого фактора и максимальным использованием существующих и создаваемых систем сопровождения и маркировки продукции.

Предлагается информационно-аналитическая система (ИАС), обеспечивающая посредством интегрированных многофункциональных судовых комплексов (ИМСК) сбор и накопление в энергонезависимой памяти («черном ящике») достоверной информации о навигационных параметрах (координатах местоположения, скорости, курса) судна, информации от сопрягаемого судового оборудования (навигационного, технологического и др.), информации от средств видеонаблюдения; автоматический инструментальный контроль объема улова ВБР; автоматическую идентификацию используемых орудий лова; контроль ведения промысловых работ в определенных промысловых зонах в соответствии с имеющимися разрешениями; контроль массы произведенной рыбной продукции и оценку ее соответствия нормам выхода готовой продукции; интеграцию ИМСК с ЭПЖ; отслеживание перемещения маркированной рыбной продукции от судна до потребителя; контроль условий хранения и транспортировки рыбной продукции.

Информационно-аналитическая система мониторинга деятельности судов рыбопромыслового флота, контроля улова, переработки и перемещения водных биологических ресурсов и производимой из них продукции содержит центр мониторинга 1, к которому подключаются автоматизированные рабочие места 2-1…2-I операторов, администраторов и пользователей, взаимодействующий с отраслевой системой мониторинга органа исполнительной власти по государственному контролю в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, например, отраслевой системой мониторинга (ОСМ) Росрыболовства 3, содержащей единую базу данных по контролируемым судам, орудиям лова, видам водных биоресурсов и номенклатуре рыбной продукции, а также содержит интегрированные многофункциональные судовые комплексы 6-1…6-K, предназначенные для установки на суда рыбопромыслового флота с целью определения навигационных данных по сигналам глобальных спутниковых навигационных систем 5, сбора данных об используемых орудиях лова, данных об объеме (массе) улова ВБР и произведенной рыбной продукции, отдельных изображений, потокового видео и другой контролируемой информации и взаимосвязанные для обмена данными с центром мониторинга 1 через сети подвижной связи 4. Накопленная в ИМСК 6-1…6-K информация может быть передана по сети беспроводной связи, например Wi-Fi, в мобильные контрольные терминалы (MKT) 17- 1…17-Р, предназначенные для оснащения сотрудников контрольно-надзорных органов и взаимодействующие с центром мониторинга 1 по сети Интернет 16. Орудия лова 22-1…22-V снабжаются уникальными идентификаторами - маркерами 20-1…20-Т, а товарно-транспортные упаковки с рыбной продукцией 21-1…21-U снабжаются маркерами 19-1…19-S, причем маркеры выполнены, например, по технологии RFID. С помощью установленных на судах считывателей маркеров (RFID-считывателей) 9-1…9-L информация об использовании орудий лова и перемещении произведенной продукции фиксируется в ИМСК 6-1…6-K и затем передается в центр мониторинга 1, ас помощью стационарных и/или ручных считывателей маркеров 18-1…18-R, находящихся вне судов, информация о перемещении маркированной рыбной продукции передается по сети Интернет 16 в центр мониторинга 1. Кроме того, ручными считывателями маркеров могут оснащаться сотрудники контрольно-надзорных органов, пребывающие на судах, для считывания маркеров, установленных на орудиях лова и на товарно-транспортных упаковках с рыбной продукцией. Центр мониторинга 1 на основании данных, получаемых от ИМСК 6-1…6-K и считывателей маркеров 18-1…18-R, и во взаимодействии с ОСМ Росрыболовства 3 осуществляет на программном уровне комплексный мониторинг промысловой деятельности судов, включая контроль соблюдения разрешенных зон вылова, учет объема (массы) улова и произведенной рыбной продукции, контроль перегрузки на другое судно и выгрузки рыбной продукции в порту, перемещения ее от судна до последнего пункта, где производится контроль маркеров товарно-транспортных упаковок.

Центр мониторинга 1 может быть взаимосвязан со следующими системами, обеспечивающими передачу в центр мониторинга (1) сведений о перемещении ВБР и рыбной продукции:

системой контроля холодовой цепи 23 для получения данных об условиях транспортировки (хранения) маркированной рыбной продукции, при этом обеспечивается отслеживание не только перемещение рыбной продукции, но и соответствие условий ее транспортировки (хранения) санитарным нормам;

системой ветеринарной электронной сертификации, например, системой «Меркурий» 24, причем центр мониторинга 1 получает от системы 24, формирующей электронные ветеринарные сопроводительные документы (эВСД), сведения о перемещении (смене собственника) каждой партии рыбной продукции и уникальный номер сертификата на каждую такую партию, в которую входят промаркированные товарно-транспортные упаковки 21-1…21-U, снабженные маркерами 19-1…19-S, и на основании данных, получаемых от ИМСК 6-1…6-K и считывателей маркеров 18-1…18-R, и во взаимодействии с ОСМ Росрыболовства 3 осуществляет на программном уровне отслеживание перемещения каждой промаркированной товарно-транспортной упаковки 21-U в составе указанной партии от судна до пункта реализации;

системой цифровой маркировки и прослеживания товаров, например, системой «Честный знак» 25, причем центр мониторинга 1 получает от системы 25 уникальные коды, сгенерированные для маркировки товарных единиц рыбопродукции, если данный вид рыбопродукции входит в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, после чего путем сопоставления кодов маркеров 19-1…19-S, которыми маркируются товарно-транспортные упаковки 21-1…21-U, с кодами, присваиваемыми товарным единицам рыбной продукции в системе 25, осуществляет на программном уровне отслеживание реализации рыбной продукции конечному потребителю.

Любой ИМСК 6-1…6-K обеспечивает получение от судового комплекса «Электронный промысловый журнал» (ЭПЖ) 14 судовых суточных донесений и передачу их в центр мониторинга 1 с использованием встроенных приемопередающих радиосредств по каналам сети спутниковой связи 4 (например, многофункциональной системы персональной спутниковой связи (МСПСС) «Гонец»), причем центр мониторинга 1 незамедлительно передает получаемые ССД в ОСМ Росрыболовства 3, осуществляющую обработку ССД в штатном режиме. Накопленная в любом ИМСК 6-1…6-K за определенный период времени контролируемая информация, в том числе изображения и потоковое видео, получаемые от видеокамер 11-1…11-М, может быть считана в MKT 17-1…17-Р для ее просмотра и/или передачи в центр мониторинга 1 по широкополосным каналам (например, с использованием технологии VSAT) сети подвижной связи 4 посредством терминала широкополосной связи 8 для дальнейшей комплексной обработки и анализа.

Каждый ИМСК 6-1…6-K имеет идентификационный номер и выполнен с возможностью определения навигационных параметров судна (координат местоположения, скорости, курса) по сигналам глобальных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС, GPS и др.), контроля легальности, состояния и фактов потери орудий лова, определения объема (массы) уловов ВБР, весового контроля произведенной рыбной продукции, контроля маркировки произведенной рыбной продукции, получения отдельных изображений и потокового видео, сбора информации от судового навигационного оборудования (аппаратуры автоматической идентификационной системы (АИС), гироскопа, лага, навигационного эхолота и др.) и другого судового оборудования, снабженного стандартными интерфейсами, информационного обмена с ЭПЖ, автоматического выявления нештатных ситуаций - событий (отключение электропитания, попытка несанкционированного вскрытия корпуса аппаратуры, попытка искажения навигационной и другой собираемой информации и др.), регистрации собираемой информации в энергонезависимой памяти («черном ящике»), информационного взаимодействия с центром мониторинга 1, в том числе передачи идентификационного номера и собираемой информации. ИМСК содержит многофункциональный навигационно-связной комплекс (МНСК) 7 с встроенными приемником глобальных спутниковых навигационных систем, приемо-передающим устройством (например, абонентским терминалом МСПСС «Гонец») и энергонезависимой памятью, предназначенный для сбора и накопления информации от различного судового оборудования и устройств в составе ИМСК, считыватели маркеров 9-1…9-L, модульный комплекс контроля объема улова 10, видеокамеры 11-1…11-М, а также функционально содержит электронные морские весы 12, аппаратуру АИС 13, судовой комплекс ЭПЖ 14 и сопрягаемое судовое оборудование 15-1…15-N.

ИМСК 6-1…6-K обеспечивает возможность подключения абонентского терминала широкополосной связи 8, позволяющего передавать информацию большого объема (например, данные из «черного ящика», отдельные изображения и потоковое видео) в центр мониторинга 1. ИМСК 6-K содержит встроенное в МНСК 7 устройство беспроводной передачи данных (например, с поддержкой технологии беспроводной локальной сети Wi-Fi), позволяющее передавать данные из накопителя («черного ящика») в MKT 17-1…17-Р в случае такой необходимости. MKT 17-1…17-Р обеспечивают установление беспроводного канала передачи данных с ИМСК, задание параметров считывания и считывание по установленному каналу передачи данных содержимого накопителя («черного ящика») ИМСК по заданным параметрам (например, за указанный интервал дат и времени и/или по видам информации). MKT 17-1…17-Р обеспечивают возможность поиска, выбора и отображения считанной из «черного ящика» ИМСК информации, в том числе навигационной информации с возможностью указания местоположения судна на электронной карте, отдельных изображений и потокового видео. MKT 17-1…17-Р обеспечивают возможность установления высокоскоростного соединения с центром мониторинга 1 по сети подвижной связи 4 и передачи считанной из «черного ящика» ИМСК информации.

Центр мониторинга 1 содержит программно-технические комплексы, включающие средства вычислительной техники, каналообразующее оборудование, средства защиты информации и программный комплекс, все вместе образующие облачную среду, обеспечивающую аналитическую обработку, хранение и передачу больших объемов информации и данных, причем в указанной облачной среде сформирована единая интеграционная шина, позволяющая организовать информационное взаимодействие с сопрягаемыми системами и оборудованием, а также содержащая программные компоненты, реализующие функции учета и контроля работы орудий лова, функции формирования, верификации отраслевых кодов для маркировки орудий лова и рыбной продукции и привязки кодов для маркировки рыбной продукции к эВСД в системе «Меркурий» или подобной ей системе и кодам цифровой маркировки в системе «Честный знак» или подобной ей системе, функции контроля и верификации объемов уловов ВБР и произведенной рыбной продукции, функции отслеживания перемещения и условий транспортировки и хранения маркированной рыбной продукции, функции интеллектуального анализа получаемых от ИМСК 6-1…6-K фото- и видеоматериалов, а также расширенные функции электронного промыслового журнала, учитывающие получаемые от ИМСК 6-1…6-K навигационные данные, данные объективного контроля работы орудий лова, объемов улова ВБР и произведенной рыбной продукции.

ИМСК 6-1…6-K выполнены на основе многофункционального навигационно-связного комплекса МНСК 7, который конструктивно может состоять из одного или нескольких взаимосвязанных устройств и содержит минимум один вычислитель (контроллер), встроенный приемник глобальных спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС, GPS и др.), абонентский терминал МСПСС «Гонец», накопитель данных большого объема («черный ящик»), стандартные интерфейсы для сопряжения с внешним оборудованием (например, Ethernet, CAN, USB, RS-232, RS-422, RS-485), средства защиты каналов передачи данных, устройство электропитания, обеспечивающее подключение ИМСК 6-1…6-K к судовой сети электропитания, кроме того, ИМСК 6-1…6-K содержат считыватели маркеров 9-1…9-L орудий лова и товарно-транспортных упаковок с рыбной продукцией, модульный комплекс контроля объема улова 10, видеокамеры 11-1…11-М, а также функционально включает электронные морские весы 12, судовую аппаратуру АИС 13, судовой комплекс ЭПЖ 14 и сопрягаемое штатное судовое оборудование 15-1…15-N. Также к любому ИМСК 6-1…6-K может подключаться абонентский терминал широкополосной связи 8 для передачи в центр мониторинга 1 данных большого объема, в том числе отдельных изображений и потокового видео в режиме онлайн, данные, накопленные в «черном ящике».

Модульный комплекс контроля объема улова 10 конфигурируется в зависимости от типа судна и используемых орудий лова в одном из трех вариантов: для определения объемно-весовых параметров улова ВБР на основе бесконтактного измерения геометрии трала, выбираемого на промысловую палубу, для определения объемно-весовых параметров улова ВБР в приемном бункере на основе измерения степени заполнения бункера, для определения объемно-весовых параметров улова краба, добываемого с помощью крабовых ловушек, с использованием технологий компьютерного зрения, причем, независимо от варианта конфигурации, данный комплекс включает вычислитель 26, взаимосвязанный с многофункциональным навигационно-связным комплексом 7 посредством интерфейса 27. При использовании на судне-краболове модульный комплекс контроля объема улова 10 содержит как минимум одну видеокамеру 28 и считыватель кода маркера крабовой ловушки 29, причем для оценки объема улова (количества особей) краба используется технология компьютерного зрения, при которой вычислитель 26 обеспечивает получение и обработку изображений с видеокамеры 28 с использованием алгоритмов нейронной сети. Считыватель кода маркера крабовой ловушки 29 позволяет автоматически отследить легальность орудия лова, а также факт потери ловушки.

Для определения объема ВБР в приемном бункере модульный комплекс контроля объема улова 10 содержит датчики определения степени заполнения бункера 29, причем вычислитель 26 на программном уровне вычисляет объем ВБР по степени заполнения бункера, исходя из известного значения объема и геометрии бункера, а затем по известному значению удельной массы ВБР конкретного вида вычисляется масса ВБР в бункере. Определение объема ВБР в трале осуществляется по принципу бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, подобному описанному в патенте на полезную модель RU 127 358, причем для реализации этого принципа комплекс контроля объема улова содержит видеокамеру 31 и лазерные модули 32, устанавливаемые на кормовой портал 33 судна, причем что вычислитель 26 обеспечивает вычисление объема трала 35 при его перемещении по промысловой палубе 34 судна.

MKT 17-1…17-Р выполнены на основе серийно выпускаемых планшетных компьютеров, снабженных устройством беспроводной передачи данных, совместимым со стандартом беспроводной сети аналогично интегрированному многофункциональному судовому комплексу, например, Wi-Fi, и сетевым устройством, обеспечивающим взаимодействие с центром мониторинга 1 по сети Интернет 16. В MKT 17-1…17-Р функции управления информационным обменом с ИМСК 6-1…6-K и центром мониторинга 1, формирования параметров считывания «черного ящика» ИМСК, управления считыванием данных из «черного ящика» МНСК, управления передачей данных в центр мониторинга, а также поиска, выбора и отображения выбранной информации на экране планшетного компьютера, реализуются с помощью специального программного обеспечения, загружаемого в планшетный компьютер.

Получение в ИМСК 6-1…6-K достоверной информации о навигационных параметрах судна обеспечивается применением комплекса технических и алгоритмических средств: вычислением навигационных параметров, например, с помощью многосистемного спутникового навигационного приемника ГЛОНАСС/GPS/GALILEO/BeiDou; использованием дополнительного датчика инерциальной навигации (датчика угловой скорости (ДУС) или гироскопа), позволяющего отслеживать изменение курса судна и сравнивать с данными, поступающими от навигационного приемника; использованием данных, формируемых сопрягаемым судовым навигационным оборудованием (гирокомпасом, лагом, аппаратурой автоматической идентификационной системы (АИС)). Выявляемые ИМСК 6-1…6-K расхождения между навигационными данными, получаемыми от разных источников, фиксируются как события, а факты таких событий передаются в центр мониторинга системы. Сбор информации от различного технологического оборудования (например, от электронных морских весов 12, датчики температуры в морозильной камере 15-1…15-N) и другого судового оборудования обеспечивается в ИМСК 6-1…6-K посредством стандартных интерфейсов (RS-232, RS-422, RS-485, Can, Ethernet) с использованием стандартных протоколов информационного обмена (например, NMEA-0183, NMEA-2000). Получение в ИМСК 6-1…6-K видеоинформации обеспечивается подключением стандартных видеокамер 11-1…11-М, например, цифровых видеокамер с интерфейсом Ethernet. Благодаря наличию накопителя данных большого размера («черного ящика») и аппаратных вычислительных средств, в ИМСК 6-1…6-К реализуются функции видеофиксации: запись с заданным интервалом времени и хранение изображений заданного разрешения и качества; запись с нескольких видеокамер и хранение потокового видео с заданными разрешением, качеством (битрейтом) и частотой кадров; передача по расписанию, по событию или по запросу из центра мониторинга изображений или потокового видео с заданными параметрами по доступному каналу широкополосной связи. В ИМСК поддерживается инструментальный контроль объема улова ВБР несколькими способами, в зависимости от типа судна и вида добываемых ВБР.

Для определения весовых характеристик улова может использоваться прямое взвешивание улова ВБР (практически не используется из-за отсутствия на судах оборудования, рассчитанного на взвешивание больших масс), либо объемно-весовые способы. При использовании объемно-весовых способов масса улова может быть рассчитана, например, из объема улова через известные коэффициенты удельной массы выловленной рыбы.

Автоматическая идентификация орудия лова позволяет обнаруживать незаконное применение неучтенного орудия лова, а также оперативно выявлять потерю орудия лова, которая может привести к негативным экологическим последствиям. В предлагаемой системе для автоматической идентификации орудий лова может использоваться известный принцип радиочастотной идентификации (RFTD), при котором орудия лова снабжаются специальными устройствами - RFID-маркерами, содержащими уникальный идентификатор и другую информацию об орудие лова в соответствии с требованиями национальных или международных стандартов. Автоматическая идентификация орудия лова (крабовой ловушки, трала или другого) осуществляется, в частности, при его выборке (подъеме) на судно. В случае потери орудия лова ИМСК 6-1…6-K зафиксирует координаты данного места, что позволит осуществить быстрый поиск и подъем утерянного орудия лова. Контрольно-надзорные органы в сфере рыболовства могут при необходимости проверить легальность орудий лова с помощью ручного сканера RFID-маркеров. Контроль ведения промысловых работ в определенных промысловых зонах в соответствии с имеющимися разрешениями обеспечивается определением соответствия географического места, в котором выявлено использование орудия лова на конкретном судне, и географической зоны, в которой этому судну разрешена добыча ВБР. Кроме того, учитывается суммарная масса добытых ВБР в указанной географической зоне и проверяется, что это масса не превысила допустимого значения, указанного в разрешительных документах на вылов.

Для определения массы произведенной рыбной продукции могут использоваться электронные морские весы, например, типа ВТС-60 компании «ТехноСити», Россия, имеющие стандартный интерфейс для передачи результатов измерений во внешнее устройство. С целью автоматического учета произведенной рыбной продукции на каждую товарно-транспортную упаковку с рыбной продукцией, подлежащую взвешиванию, устанавливается специальный маркер, содержащий уникальный идентификатор. В предлагаемой системе в качестве такого маркера используется RFID-метка, при этом для идентификации упаковки не требует обеспечения прямой видимости между считывателем и маркером. При расположении RFID-считывателя рядом с морскими весами каждая промаркированная товарно-транспортная упаковка с рыбной продукцией, установленная на весы, будет автоматически зарегистрирована в системе с указанием ее идентификатора и массы.

Интеграция ИМСК 6-1…6-K с ЭПЖ позволяет дополнять данные по объему добытых ВБР информацией о видах ВБР, указываемой в ЭПЖ ответственным лицом на судне, а также сравнивать все данные, получаемые от ИМСК, с данными, имеющимися в ЭПЖ, и автоматически выявлять расхождения между этими данными. Это является одним из способов противодействия незаконному промыслу.

Отслеживание перемещения маркированной рыбной продукции от судна до потребителя препятствует незаконному поступлению рыбной продукции в коммерческий оборот. При считывании маркера товарно-транспортной упаковки на любой стадии ее перемещения проводится сравнение считанного кода маркера с кодом, учтенным в системе при формировании упаковки с рыбной продукцией. В случае выявления несоответствия такая продукция считается контрафактной. В предлагаемой системе контроль прохождения маркированных товарно-транспортных упаковок на любой стадии их перемещения и хранения может осуществляться стационарными и ручными считывателями RFID-маркеров, информационно-связанными с центром мониторинга по сети Интернет.

Интеграция с системой ветеринарной электронной сертификации типа системы «Меркурий» 24 позволит повысить эффективность отслеживания рыбной продукции при ее перемещении от судна до пункта реализации (пункта смены собственника рыбной продукции). В предлагаемой системе каждая товарно-транспортная упаковка с рыбной продукцией учитывается наряду с уникальным номером сертификата на партию продукции, присваиваемый в системе «Меркурий». Таким образом, на основе информации о месте нахождения партии рыбной продукции, получаемой от системы «Меркурий», и информации о входящих в эту партию упаковках, обеспечивается прослеживаемость рыбной продукции от судна до пункта реализации. Интеграция в перспективе с национальной системой цифровой маркировки и прослеживания товаров типа системы «Честный знак» 25 позволит контролировать реализацию учтенной рыбной продукции конечному потребителю, если соответствующие виды рыбной продукции будут включены в перечень товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке.

Контроль условий хранения и транспортировки рыбной продукции необходим для контроля соблюдения температурного режима в среде хранения и транспортировки продукции, необходимого для сохранения качества продукции. Контроль обеспечивается с помощью устройства, снабженного, по крайней мере, одним датчиком температуры, а также энергонезависимой памятью, в которую записываются показания датчика. Мониторинг холодовой цепи представлен, например, в изобретении CN 10 6 292 421, где предполагается размещение модулей мониторинга на складе, транспортном средстве, холодильном контейнере. Модули мониторинга регистрируются на сервере, к ним добавляются коды и описания. Для модулей устанавливается временной интервал, в соответствии с которым модули передают на сервер данные о температуре и влажности. Когда контролируемый объект поступает на склад, транспортное средство или холодильный контейнер, этот объект оснащается кодовой меткой. Идентификационное устройство связано с модулем мониторинга холодовой цепи; кодовая метка сканируются через идентификационное устройство и данные сканирования загружаются на сервер. Сервер хранит и вычисляет данные о температуре и влажности, контролируемые модулями мониторинга, и данные сканирования, полученные устройством идентификации. В предлагаемой системе предусмотрено информационное сопряжение с внешней системой контроля холодовой цени.

Осуществление изобретение может быть проиллюстрировано на примере блок-схемы предлагаемой ИАС, представленной на фиг. 1 и включающей:

центральный программно-технический комплекс (центр мониторинга) 1, к которому подключены распределенные автоматизированные рабочие места 2-1…2-I операторов, администраторов и пользователей системы, причем центр мониторинга 1 взаимосвязан для обмена информацией с системой контроля промысловых судов (VMS) 3, функции которой в Российской Федерации выполняет ОСМ Росрыболовства;

ИМСК 6-1…6-K, устанавливаемые на суда рыбопромыслового флота, обеспечивающие определение навигационных параметров судна по сигналам, излучаемым космическими аппаратами глобальных спутниковых навигационных систем 5 (ГЛОНАСС, GPS и других) и взаимосвязанные для обмена данными с центром мониторинга 1 через сети подвижной связи 4;

каждый ИМСК 6-1…6-K включает свой МНСК 7, к которому подключаются абонентский терминал широкополосной связи 8, средства идентификации (считыватели) 9-1…9-L, обеспечивающие считывание уникальных кодов с маркеров 19-1…19-S и 20-1…20-Т, модульный комплекс контроля объема улова 10, видеокамеры 11-1…11-М, электронные морские весы 12, судовая аппаратура АИС 13, судовой комплекс «Электронный промысловый журнал» (ЭПЖ) 14, судовое навигационное оборудование (гирокомпас, лаг, навигационный эхолот и др.) и другое контролируемое оборудование (например, датчик морозильной камеры) 15-1…15-М;

маркеры 19-1…19-S, размещаемые на товарно-транспортных упаковках с рыбной продукцией 21-1…21-U;

маркеры 20-1…20-Т, закрепляемые на орудиях лова (крабовых ловушках, тралах и т.п.) 22-1…22-V;

средства идентификации (считыватели) 18-1…18-R, обеспечивающие считывание уникальных кодов с маркеров 19-1…19-S, 20-1…20-Т, информационно связанные по сети Интернет 16 с центром мониторинга 1;

MKT 17-1…17-Р, взаимодействующие с одной стороны с ИМСК 6-1…6-K по сети беспроводной связи (Wi-Fi) для считывания «черного ящика» и с другой стороны - с центром мониторинга 1 по сети Интернет 16;

центр мониторинга 1 взаимосвязан с VMS (ОСМ Росрыболовства) 3 и использует необходимую информацию из базы данных ОСМ Росрыболовства.

При совместной работе центра мониторинга 1 и ОСМ Росрыболовства 3 обеспечивается:

единство информации по всем судам рыбопромыслового флота; формирование уникальных кодов для маркировки орудий лова и рыбной продукции;

учет и контроль работы легальных (маркированных) орудий лова, выявление фактов использования нелегальных орудий лова;

учет объемов уловов ВБР и произведенной рыбной продукции на основе объективных данных, получаемых от ИМСК 6-1…6-K;

автоматизированный анализ получаемых от ИМСК 6-1…6-K фотовидеоматериалов;

расширенные функции ЭПЖ с учетом получаемых от ИМСК 6-1…6-K данных объективного контроля объемов улова ВБР и произведенной продукции;

сопряжение с внешней системой контроля холодовой цепи 23;

сопряжение с системами, обеспечивающими прослеживание рыбной продукции, например

системой электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» 24, причем обеспечивается привязка кодов, формируемых центром мониторинга 1 для маркировки рыбной продукции, к эВСД на рыбную продукцию и осуществляется отслеживание ее перемещения до последнего пункта реализации, указанного в эВСД;

системой цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак» 25, причем обеспечивается привязка кодов, формируемых центром мониторинга 1 для маркировки рыбной продукции, к кодам, присваиваемым рыбной продукции в указанной системе, и осуществляется контроль реализации этой продукции конечному потребителю.

ИМСК 6-1…6-K обеспечивает следующие основные функции:

а) определение навигационных параметров судна (географических координат, скорости, курса судна) по сигналам глобальных спутниковых навигационных систем 5;

б) получение дополнительной навигационной информации от судового навигационного оборудования 15-1…15-N и судовой аппаратуры АИС 13 с целью обеспечения возможности верификации навигационных параметров судна, вычисляемых по сигналам ГНСС 5; получение данных от другого судового оборудования (из состава 15-1…15-N), позволяющего отслеживать состояние технологических процессов (например, замораживания рыбной продукции);

в) контроль легальности орудий лова 22-1…22-V, оснащенных маркерами 20-1…20-Т, с помощью считывателей 9-1…9-L;

г) определение массы (объема) уловов ВБР посредством модульного комплекса контроля объема улова 10;

д) измерение массы произведенной из добытых ВБР рыбной продукции, помещенной в товарно-транспортные упаковки 21-1…21-U, на которую наносятся маркеры 19-1…19-S, посредством морских весов 12, при этом в зоне взвешивания устанавливается одна из видеокамер 11-1…11-М, обеспечивающая получение отдельных изображений (снимка) при осуществлении взвешивания рыбной продукции, а также одно из средств идентификации 9-1…9-L, обеспечивающее считывание маркеров 19-1…19-S на товарно-транспортных упаковках 21-1…21-U;

е) сопряжение с ЭПЖ для передачи навигационных параметров судна, данных о состоянии орудия лова, данных об объеме добытых ВБР и произведенной рыбной продукции;

ж) накопление собираемой информации в энергонезависимой памяти большого объема («черном ящике»):

и) видеофиксация судовой обстановки с помощью видеокамер 11-1…11-М, при этом отдельные изображения или потоковое видео записываются в «черный ящик»;

к) информационное взаимодействие (передача мониторинговой информации, прием команд и запросов) с центром мониторинга 1 по каналам подвижной связи, используемым в национальной системе VMS (ОСМ Росрыболовства), причем для использования в Российской Федерации используются каналы многофункциональной системы персональной спутниковой связи (МСПСС) «Гонец», абонентский терминал МСПСС «Гонец» встроен в МНСК 7;

л) информационное взаимодействие с центром мониторинга 1 по каналам широкополосной связи посредством терминала широкополосной связи 8, если требуется передача данных большого объема: фрагментов содержимого «черного ящика», отдельных изображений или потокового видео в режиме онлайн.

Процесс идентификации орудия лова проиллюстрирован на примере крабовой ловушки (фиг. 2, 3). На ловушке жестко закрепляется RFID-маркер. В месте выборки ловушек размещается RFID-считыватель, а в зоне выборки ловушек дополнительно размещается видеокамера. Для каждой выбранной ловушки в ИМСК 6-1…6-K будет получена информация о ее идентификаторе и сопутствующий фотоснимок.

Реализация модульного комплекса контроля объема улова зависит от типа промыслового судна и используемых орудий лова. Для судов, осуществляющих траловый лов, комплекс контроля улова может строиться по принципу бесконтактного измерения объема улова в выбранном трале, предложенному в патенте на полезную модель RU 127 358, публикация 27.04.2013. Более универсальным способом контроля, применимым при траловом, кошельковом и других способах лова, является определение объемно-весовых параметров улова внутри приемного бункера. Для этого в приемном бункере должен размещаться соответствующий датчик (или система датчиков), например, датчик уровня заполнения бункера. В качестве датчика уровня заполнения бункера может использоваться, например, бесконтактный ультразвуковой датчик, предназначенный для непрерывного измерения уровня жидких продуктов и сыпучих сред, например, уровнемер EasyTREK. При ловле краба в основном используются крабовые ловушки. Учитывая относительно небольшие размеры крабовой ловушки, для определения массы улова могут использоваться стандартные морские весы, либо применяться объемно-весовые способы, например, на основе системы технического зрения (машинной обработки видеоизображений).

Несмотря на то, что в ИАС каждая товарно-транспортная упаковка с рыбной продукцией маркируется уникальным идентификатором, также сохраняется возможность традиционной маркировки упаковок рыбопродукции стандартными штрих-кодами или другими товарными идентификаторами. В базе данных центра мониторинга 1 обеспечивается взаимная привязка таких товарных идентификаторов (штрих-кодов) и RFID-маркеров. Таким образом, двойной контроль маркировки (по товарному идентификатору и RFID-маркеру) на любом этапе перемещения рыбной продукции позволит оперативно выявлять факты фальсификации.

Данные о массе каждой взвешиваемой единицы записываются в «черный ящик» ИМСК 6-1…6-K и передаются в ЭПЖ 14. Суммарное значение веса рыбной продукции, прошедшей весовой контроль, передается в центр мониторинга 1. При осуществлении выгрузки (перегрузки на другое су/дно) рыбной продукции перемещение каждой маркированной товарно-транспортной единицы фиксируется с помощью считывателя 9-1, записывается в «черный ящик» ИМСК 6-1…6-K и передается в ЭПЖ 14. Перечень выгруженных товарно-транспортных единиц рыбной продукции передается в центр мониторинга 1 по сети подвижной связи 4.

Информация, накопленная в «черном ящике» ИМСК 6-1…6-K, может быть считана напрямую в центр мониторинга 1 по каналам широкополосной связи, если установлен терминал широкополосной связи 8. Для контрольно-надзорных органов, имеющих доступ на промысловые суда, предусмотрены MKT 17-1…17-Р, выполняемые на базе планшетных компьютеров.

В процессе выгрузки/перегрузки рыбной продукции может проводиться дополнительный контроль маркированных товарно-транспортных единиц продукции с помощью ручных считывателей маркеров 18-1…18-R (фиг. 4, 5), связанных с центром мониторинга 1 для передачи считываемых кодов маркеров по сети Интернет 16. С помощью ручных и стационарных считывателей маркеров 18-1…18-R, связанных с центром мониторинга 1 по сети Интернет 16, обеспечивается контроль загрузки маркированной рыбной продукции на транспортные рефрижераторы, а также контроль выгрузки рыбной продукции и хранение ее на складах (фиг. 6). При информационном сопряжении с внешней системой контроля холодовой цепи 23 центр мониторинга 1 получает от этой системы данные об условиях транспортировки (хранения) маркированной рыбной продукции. Таким образом, отслеживается не только перемещение продукции, но и соответствие условий ее транспортировки (хранения) санитарным нормам.

Модульный комплекс контроля объема улова 10, основным элементом которого является вычислитель 26 взаимосвязан с МНСК 7 посредством интерфейса 27 (фиг. 7). Модульный комплекс 10 включает комплект электронных устройств сбора данных, состав которого зависит от типа судна и используемых орудий лова. Например, для судна-краболова комплект электронных устройств сбора данных включает как минимум одну видеокамеру 28 и считыватель 29 кода маркера крабовой ловушки. В данной реализации модульный комплекс осуществляет оценку объема улова краба в каждой ловушке или определение количества особей краба с использованием технологий компьютерного зрения. Вычислитель обеспечивает получение и обработку изображений с видеокамеры с использованием алгоритмов нейронной сети для идентификации особей краба. Считыватель кода маркера крабовой ловушки позволяет автоматически отследить легальность орудия лова, а также факт потери ловушки.

Для определения объема ВБР в трале комплект электронных устройств сбора данных включает видеокамеру 31 и лазерные модули 32, устанавливаемые на кормовой портал 33, что обеспечивает вычисление объема трала 35 при его перемещении по промысловой палубе 34 судна. Для определения объема ВБР в приемном бункере 30 комплект электронных устройств сбора данных включает датчики 29 определения степени заполнения бункера. При известных объеме и геометрии бункера объем ВБР вычисляется по степени заполнения бункера, далее по известному значению удельной массы ВБР конкретного вида вычисляется масса ВБР в бункере.

Похожие патенты RU2785222C1

название год авторы номер документа
Информационно-аналитическая система мониторинга водных биологических ресурсов и способ ее использования 2020
  • Кошманов Владимир Фёдорович
  • Логутова Лариса Викторовна
  • Матвеев Сергей Вячеславович
  • Перминов Анатолий Николаевич
  • Ревяков Геннадий Алексеевич
RU2735357C1
Способ контроля промысла водных биологических ресурсов, мониторинговый навигационно-связной комплекс промыслового судна и центр обработки данных для осуществления способа 2016
  • Зимин Игорь Борисович
  • Кошманов Владимир Фёдорович
  • Логутова Лариса Викторовна
  • Ревяков Геннадий Алексеевич
RU2624361C1
Способ и устройство контроля ведения промысловых работ с использованием трала при осуществлении мониторинга судов рыбопромыслового флота 2017
  • Гришин Алексей Владимирович
  • Зимин Игорь Борисович
  • Кошманов Владимир Федорович
RU2666170C1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБРАБОТКИ РЫБОПРОМЫСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 2015
  • Тимошенков Валерий Григорьевич
  • Смирнов Станислав Алексеевич
RU2582624C1
ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПОИСКА И ОБЛОВА РЫБЫ И МОРСКИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО РЕАГИРУЮЩИХ НА СВЕТ 2009
  • Еремин Юрий Викторович
  • Балло Алексей Владимирович
  • Бурлаков Дмитрий Борисович
  • Филатов Виктор Николаевич
  • Бойцов Анатолий Николаевич
  • Баринов Василий Владимирович
  • Карпушин Иван Сергеевич
  • Лисиенко Светлана Владимировна
  • Осипов Евгений Валерьевич
  • Пак Афанасий
  • Чернецов Виктор Владимирович
RU2436168C2
РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ СУДНО С КОРПУСОМ КОМБИНИРОВАННОЙ ФОРМЫ И ПОВОРОТНЫМИ ВИНТОРУЛЕВЫМИ КОЛОНКАМИ 2014
  • Алешкин Александр Николаевич
  • Гармаш Дмитрий Евгеньевич
  • Карпова Надежда Алексеевна
  • Наумова Татьяна Бернхардовна
RU2548243C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗА МЕСТ СКОПЛЕНИЙ ПЕЛАГИЧЕСКИХ РЫБ-ПЛАНКТОНОФАГОВ 2012
  • Старицын Дмитрий Константинович
  • Устинова Елена Ивановна
  • Филатов Виктор Николаевич
  • Ерёмин Юрий Викторович
  • Балло Алексей Владимирович
RU2495566C1
Способ определения пространственного распределения биомассы рыб 2018
  • Малин Михаил Игоревич
  • Флёрова Екатерина Александровна
  • Ключников Артём Сергеевич
RU2736887C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГИДРОАКУСТИЧЕСКОЙ РЫБОПОИСКОВОЙ АППАРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Кондратенко В.М.
  • Егоров В.М.
  • Коготков С.М.
RU2139554C1
СПОСОБ ЯРУСНОГО РЫБОЛОВНОГО ПРОМЫСЛА НА МЕЛКОВОДНЫХ АКВАТОРИЯХ 2010
  • Карпушин Иван Сергеевич
  • Азовцев Анатолий Иванович
  • Ганнесен Виталий Витальевич
  • Максимов Егор Андреевич
  • Соловьева Екатерина Евгеньевна
RU2442325C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 785 222 C1

Реферат патента 2022 года Информационно-аналитическая система мониторинга деятельности судов рыбопромыслового флота, контроля улова, переработки и перемещения водных биологических ресурсов и производимой из них продукции

Использование: изобретение относится к сфере контроля деятельности судов рыбопромыслового флота и прослеживаемости рыбной продукции с использованием космических систем навигации и связи. Сущность: информационно-аналитическая система мониторинга деятельности судов рыбопромыслового флота, контроля улова, переработки и перемещения водных биологических ресурсов и производимой из них продукции содержит центр мониторинга, взаимодействующий с отраслевой системой мониторинга; интегрированные многофункциональные судовые комплексы, каждый из которых имеет свой идентификационный номер и включает многофункциональный навигационно-связной комплекс и установлен на контролируемых судах для сбора, накопления и регистрации в энергонезависимой памяти и передачи данных, включающих, по меньшей мере, идентификационный номер, навигационные данные, данные об используемых орудиях лова, данные о количественных характеристиках улова и произведенной продукции, изображения, данные о нештатных ситуациях, при этом интегрированные многофункциональные судовые комплексы связаны с судовым оборудованием, выбранным из перечня, включающего, по меньшей мере, аппаратуру автоматизированной идентификационной системы и судовой комплекс «Электронный промысловый журнал», и центром мониторинга; RFID идентификаторы для орудий лова и расположенные на судах считыватели RFID идентификаторов, связанные с соответствующими интегрированными многофункциональными судовыми комплексами и центром мониторинга, RFID идентификаторы и считыватели данных RFID идентификаторов, связанные через сеть Интернет с центром мониторинга; средства системы ветеринарной электронной сертификации «Меркурий», связанные с центром мониторинга; средства системы маркировки и прослеживания товаров типа системы «Честный знак», связанные с центром мониторинга; средства системы контроля холодовой цепи, связанные с центром мониторинга. Технический результат: обеспечение полноценного комплексного решения проблемы противодействия ННН промыслу, неконтролируемой транспортировке и незаконному обороту ВБР, позволяющего с высокой степенью достоверности отслеживать местоположение рыбопромысловых судов и ведение ими промысловых работ в соответствии с имеющимися разрешениями, а также контролировать все этапы жизненного цикла водных биоресурсов (от улова до поставки конечному потребителю) на основе объективного инструментального контроля с минимизацией влияния человеческого фактора и максимальным использованием существующих и создаваемых систем сопровождения и маркировки продукции. 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 785 222 C1

1. Информационно-аналитическая система мониторинга деятельности судов рыбопромыслового флота, контроля улова, переработки и перемещения водных биологических ресурсов и производимой из них продукции, характеризующаяся тем, что данная система содержит:

а) центр мониторинга (1), к которому подключаются автоматизированные рабочие места (2-1…2-I) операторов, администраторов и пользователей, взаимодействующий с

отраслевой системой мониторинга органа исполнительной власти по государственному контролю в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (3), в состав которой входит

единая база данных по контролируемым судам, орудиям лова, видам водных биологических ресурсов и номенклатуре продукции, причем

аппаратно-программные средства центра мониторинга (1) обеспечивают комплексный мониторинг промысловой деятельности контролируемых судов, включая контроль соблюдения правил лова, учет количества улова и произведенной продукции, контроль перегрузки на другое судно и выгрузки в порту, перемещения от судна до последнего пункта, где производится контроль идентификаторов (маркеров) упаковки, соответствие условий транспортировки и хранения продукции санитарным нормам, причем

информационно-аналитическая система информационно связана с системой маркировки и прослеживания товаров, обеспечивающей передачу в центр мониторинга (1) уникальных кодов, сгенерированных для маркировки товарных единиц продукции (если данный вид продукции входит в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке), и сведений о реализации продукции;

б) интегрированные многофункциональные судовые комплексы (6-1 … 6-K), каждый из которых имеет свой идентификационный номер и включает многофункциональный навигационно-связной комплекс (7) со встроенными приемником по меньшей мере одной глобальной спутниковой навигационной системы, приемо-передающим устройством, например абонентским терминалом системы «Гонец», и энергонезависимой памятью и установлен на контролируемых судах для сбора, накопления и регистрации в энергонезависимой памяти и передачи данных, включающих, по меньшей мере, идентификационный номер, навигационные данные, данные об используемых орудиях лова, данные о количественных характеристиках улова и произведенной продукции, данные о нештатных ситуациях,

при этом каждый интегрированный многофункциональный судовой комплекс (6-1…6-K) включает:

считыватели (RFID-считыватели) маркеров (9-1…9-L) орудий лова,

модульный комплекс контроля улова (10), обеспечивающий бесконтактное измерение объема улова в выбранном трале и включающий видеокамеру (31) и лазерные модули (32), устанавливаемые на кормовой портал (33), при этом вычислитель (26) рассчитывает объем трала (35) при его перемещении по промысловой палубе,

видеокамеры (11-1…11-М),

связан с оборудованием, выбранным из перечня, включающего, по меньшей мере, аппаратуру автоматизированной идентификационной системы (13) и судовой комплекс «Электронный промысловый журнал» (14),

обеспечивает подключение абонентского терминала системы широкополосной связи (8)

и взаимодействуют с центром мониторинга (1) через систему спутниковой связи (4), например систему «Гонец»;

в) маркеры (RFID-метки) (20-1…20-Т) орудий лова (22-1…22-V), идентификация которых осуществляется посредством считывателей маркеров (RFID-считывателей) (9-1…9-L), связанных с соответствующими интегрированными многофункциональными судовыми комплексами (6-1…6-K),

маркеры (RFID-метки) (19-1…19-S) товарно-транспортных упаковок с рыбной продукцией (21-1…21-U) и считыватели маркеров (RFID-считыватели) (18-1…18-R), связанные через сеть Интернет (16) с центром мониторинга (1).

2. Информационно-аналитическая система по п. 1, характеризующаяся тем, что модульный комплекс контроля объема улова (10) содержит датчики определения степени заполнения приемного бункера (29), при этом вычислитель (26) рассчитывает объем водных биологических ресурсов по степени заполнения бункера исходя из известного значения объема и геометрии бункера, а также массу водных биологических ресурсов в бункере по известному значению удельной массы конкретного вида водного биологического ресурса.

3. Информационно-аналитическая система по п. 1, характеризующаяся тем, что при использовании на судне-краболове модульный комплекс контроля объема улова (10) содержит по меньшей мере одну видеокамеру (28) и считыватель кода маркера крабовой ловушки (29), который позволяет автоматически отследить легальность орудия лова и факт потери ловушки, при этом вычислитель (26) обеспечивает получение и обработку изображений с видеокамеры (28) для оценки объема улова (количества особей) краба.

4. Информационно-аналитическая система по любому из пп. 1-3, характеризующаяся тем, что интегрированные многофункциональные судовые комплексы (6-1…6-K) связаны с мобильными контрольными терминалами (17-1…17-Р), предназначенными для оснащения сотрудников контрольно-надзорных органов.

5. Информационно-аналитическая система по любому из пп. 1-3, характеризующаяся тем, что она информационно связана с системой ветеринарной электронной сертификации типа «Меркурий» (24), обеспечивающей передачу в центр мониторинга (1) сведений о перемещении товарно-транспортных упаковок с рыбной продукцией (21-1…21-U) в составе партии с уникальным номером сертификата, указанным в электронном ветеринарном сопроводительном документе (эВСД).

6. Информационно-аналитическая система по любому из пп. 1-3, характеризующаяся тем, что она информационно связана с системой маркировки и прослеживания товаров типа системы «Честный знак» (25).

7. Информационно-аналитическая система по любому из пп. 1-3, характеризующаяся тем, что она информационно связана с системой контроля холодовой цепи (23), обеспечивающей передачу в центр мониторинга (1) сведений об условиях транспортировки (хранения) маркированной рыбной продукции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2785222C1

Информационно-аналитическая система мониторинга водных биологических ресурсов и способ ее использования 2020
  • Кошманов Владимир Фёдорович
  • Логутова Лариса Викторовна
  • Матвеев Сергей Вячеславович
  • Перминов Анатолий Николаевич
  • Ревяков Геннадий Алексеевич
RU2735357C1
https://cfmc.ru/ сайт Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр системы мониторинга рыболовства и связи"
Высотомер 1954
  • Шиллингер В.И.
SU105471A1
Способ контроля промысла водных биологических ресурсов, мониторинговый навигационно-связной комплекс промыслового судна и центр обработки данных для осуществления способа 2016
  • Зимин Игорь Борисович
  • Кошманов Владимир Фёдорович
  • Логутова Лариса Викторовна
  • Ревяков Геннадий Алексеевич
RU2624361C1
Устройство для непрерывной энергохимической переработки твердого топлива 1958
  • Острейко Б.И.
SU117196A1
CN 203759750 U, 06.08.2014.

RU 2 785 222 C1

Авторы

Зимин Игорь Борисович

Кошманов Владимир Фёдорович

Матвеев Сергей Вячеславович

Перминов Анатолий Николаевич

Даты

2022-12-05Публикация

2021-08-02Подача