Способ строительства железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты Российский патент 2022 года по МПК E01B1/00 E01B2/00 

Описание патента на изобретение RU2785238C1

Изобретение относится к области строительства железных дорог в районах вечной мерзлоты.

Известны следующие способы прокладки железнодорожного полотна, основанные на методах сохранения и укрепления слоя вечной мерзлоты.

1. Стабилизация грунта с помощью тепловых насосов [1].

2. Использование криогеля [2].

3. Использования термоизоляционной прокладки между слоем вечной мерзлоты и верхним строением пути [3].

Недостатками данных способов является необходимость смены съёмных насадок при изменении режима замораживания грунта, осуществляемому, по меньшей мере, дважды в год – при наступлении тёплого и холодного времени года, что влечет к сокращению срока службы и надежности железнодорожного полотна.

Технический результат настоящего изобретения заключается в увеличении надежности железнодорожного полотна и срока службы в условиях вечной мерзлоты.

Технический результат достигается тем, что шпалы укладываются непосредственно на сваи, причем сваи забиваются попарно под каждую шпалу, при этом стабилизация железнодорожного полотна происходит в двух плоскостях, горизонтальной и вертикальной.

Пример выполнения

На фиг. 1 представлена схема установки свай под железнодорожным полотном. В грунт 1 забивается деревянная свая 2, укладываются шпалы 3, к которым крепятся рельсы 4. И шпалы и сваи изготавливаются из лиственницы.

Длина сваи определяется несущей способностью самой сваи и грунта. Критерием несущей способности сваи называется максимальная величина нагрузки, которую способна выдержать погруженная в грунт свая, не подвергаясь деформации.

Чтобы железнодорожное полотно не сдвигалось в горизонтальной плоскости, его следует стабилизировать с боков пути и вдоль пути, как показано на фиг. 2. Это делается с помощью дополнительных свай 1, в которые упираются шпалы 2 с укрепленными на них рельсами 3.

Теперь необходимо закрепить железнодорожное полотно в вертикальной плоскости. Для этого мы предлагаем использовать анкерное крепление, которое широко используется для крепления горных выработок. В этом случае потолок выработки с помощью анкеров крепится к нетронутому массиву породы. Бурение шпуров под анкеры производится снизу вверх, то есть кровля выработки подшивается к массиву. Нами предлагается наоборот: подшивать верхнее строение железнодорожного полотна к зоне вечной мерзлоты. То есть бурение шпуров осуществляется сверху вниз, и таким образом верхнее строение пути в вертикальной плоскости подшивается к мерзлому грунту, как показано на фиг. 3. К шпалам 1 с укрепленными на них рельсами 2 крепится накладка 3 с помощью анкера 4.

В горном деле анкеры устанавливают по одиночке, то есть каждый анкер поддерживает свой участок одной подкладкой. Мы предлагаем использовать анкеры попарно.

Как показано на фиг. 3, накладки укладываются между двумя шпалами и притягиваются к мерзлому грунту.

Таким образом, железнодорожное полотно стабилизируется в двух плоскостях, горизонтальной и вертикальной, в горизонтальной плоскости железнодорожное полотно стабилизируется с боков пути и вдоль пути, в вертикальной плоскости железнодорожное полотно крепится с помощью анкеров попарно, что способствует увеличению надежности и срока службы железнодорожного полотна.

Список использованных источников

1. Патент RU № 2761790 Способ комбинированной круглогодичной температурной стабилизации грунта / А.Ю. Лаврик, Г.В. Буслаев, М.В. Двойников, Ю.Л. Жуковский; Патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет». - №2021109950; заявл. 12.04.2021; опубл. 13.12.2021.

2. Патент RU № 2754141 Способ защиты грунта от эрозии / А.В. Дарымов, А.В. Величкин, Д.Н. Одинцов, Д.А. Кашурин, А.Б. Осокин, Э.В. Николайчук, Д.И. Михальченко; патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым". - №2020140353; заявл. 07.12.2020; опубл. 30.08.2021.

3. Патент RU № 2687723 Способ устройства основания для верхнего строения пути на вечномерзлых грунтах / О.Л. Скутина, Л.В. Федянина, А.И. Скурихин; патентообладатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный университет путей сообщения" (УрГУПС). - № 2018125409; заявл. 10.07.2018; опубл. 15.05.2019.

Похожие патенты RU2785238C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2018
  • Скутина Ольга Леонидовна
  • Федянина Людмила Владимировна
  • Скурихин Антон Игоревич
RU2687723C1
РЕЛЬСОВОЕ ЗВЕНО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Бикбау Ян Марсельевич
  • Цуркан Олег Николаевич
  • Пасечник Виктор Демидович
RU2381317C2
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА И КОНСТРУКЦИЯ ЭСТАКАД И МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ В УСЛОВИЯХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ 2012
  • Бикбау Марсель Янович
  • Бикбау Ульяна Марсельевна
RU2513574C2
СПОСОБ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОДНОГО ПРЕПЯТСТВИЯ В РАЙОНАХ ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ 2016
  • Третьяков Владимир Афанасьевич
RU2641810C2
РЕЛЬСОВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ 2017
  • Горностаев Альберт Васильевич
  • Ланчкин Сергей Викторович
RU2700098C2
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА 2007
  • Юркин Владимир Ильич
RU2354771C2
КОМПЛЕКС ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОДОРОГИ НА СВАЯХ 2010
  • Рачкин Сергей Михайлович
  • Королев Борис Александрович
RU2453650C1
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПЛИТА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 2007
  • Бикбау Марсель Янович
RU2373317C2
РЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА 1990
  • Буйнов Роберт Иннокентьевич
RU2016947C1
Подрельсовое устройство железнодорожного пути и способ укладки по меньшей мере одного подрельсового устройства железнодорожного пути 2020
  • Сычев Вячеслав Петрович
  • Локтев Алексей Алексеевич
  • Сычева Анна Вячеславовна
  • Кузнецова Наталья Владимировна
  • Сычев Петр Вячеславович
RU2746554C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 785 238 C1

Реферат патента 2022 года Способ строительства железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, в частности, к способам строительства железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты. Способ заключается в укладке шпал непосредственно на сваи. Сваи забивают попарно под каждую шпалу. Путь стабилизируют в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Увеличивается срок службы полотна в условиях вечной мерзлоты. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 785 238 C1

1. Способ строительства железнодорожного полотна в условиях вечной мерзлоты, включающий укладку шпал непосредственно на сваи, отличающийся тем, что сваи забиваются попарно под каждую шпалу, при этом стабилизация железнодорожного полотна происходит в двух плоскостях, горизонтальной и вертикальной.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что железнодорожное полотно в горизонтальной плоскости стабилизируется с боков пути и вдоль пути.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что железнодорожное полотно в вертикальной плоскости крепится с помощью анкеров попарно.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что и сваи, и шпалы изготавливаются из лиственницы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2785238C1

РЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА 1990
  • Буйнов Роберт Иннокентьевич
RU2016947C1
Многорельсовая эстакадная дорога на сваях, револьверный агрегат и способ строительства дороги 2016
  • Савельев Александр Сергеевич
RU2623786C1
РЕЛЬСОВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ 2017
  • Горностаев Альберт Васильевич
  • Ланчкин Сергей Викторович
RU2700098C2
CN 108560328 A, 21.09.2018.

RU 2 785 238 C1

Авторы

Ермолаев Владимир Александрович

Фукс Михаил Леонидович

Даты

2022-12-05Публикация

2022-08-04Подача