Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, в частности к мягким надувным понтонам, используемым при выполнении работ по подъему затонувших объектов и уменьшении осадки объектов на плаву с целью их буксировки по мелководью.
Известен мягкий судоподъемный понтон (МСП), состоящий из надувной цилиндрической оболочки, стропов подвесной системы, проходящих через карманы и объединенных в нижней части грузовыми скобами, торцевых ремней, штуцеров для продувки в верхней части по оконечностям и в средней части понтона и травящих клапанов, выбранный в качестве прототипа, см., например, мягкие судоподъемные понтоны ООО «Дайвтеносервис»[1].
Указанный понтон аналогичен по своей конструкции и техническому исполнению другим отечественным и зарубежным МСП фирм «Азарт», «Тетис Про», «Ю-Райс», «J.W. Automarine» (Великобритания). Давление внутри оболочек МСП низкое и не превышает 0,2 кг/см2, по достижению которого происходит его сбрасывание через травящие клапаны. Это обеспечивает сохранность оболочки от воздействия внутреннего избыточного давления. Оболочка МСП делается тонкой, однослойной из неэластичного воздухонепроницаемого материала и собирается из лоскутов с наличием склеенных или термически обработанных соединительных швов. Такая конструкция ограничивает возможности применения МСП:
ограничивается скорость подъема затонувших объектов;
предъявляются повышенные требования к отсутствию на поднимаемом затонувшем объекте выступающих частей;
не допускается продувка понтона избыточным давлением свыше 10 кг/см2;
отсутствует возможность контроля внутреннего давления в оболочке МСП путем его измерения;
требуется принятие мер по созданию равномерной загрузки стропов во избежание появления в оболочке местных избыточных напряжений.
Наиболее существенным недостатком МСП с низким внутренним давлением является практическая невозможность их использования при лаговой остропке, при которой МСП находится у борта поднимаемого объекта и за счет наклона стропов давит на него с усилием, сопоставимым с величиной подъемной силы, создаваемой МСП. При этом из-за низкого давления внутри оболочки МСП не способен распрямиться и обеспечить требуемое положение возле борта, обеспечивающее наибольшую подъемную силу и заданное техническим проектом подъема (технологической картой) положение. Вместо окружности поперечное сечение МСП имеет форму эллипса или «груши», развернутой утолщением вверх. При продувке происходит неравномерное наполнение оболочки с образованием пузырей и разрушением карманов подвесной системы.
Задачей изобретения является устранение указанных выше недостатков.
Задача решается тем, что оболочку МСП предлагается выполнить толстостенной, бесшовной и выдерживающей повышенное внутреннее рабочее давление не ниже 2,0 кг/см2 и предельное давление не менее 4,0 кг/см2. Примером возможного конструктивного исполнения оболочки являются пневматические ролик-мешки (ПРМ), производства ООО «НЛП «Сибрезинотехника», г. Омск, которые выпускаются по ТУ 2549-012-23 770232-2015 [2]. ПРМ состоит из резинокордной оболочки с коническими торцами. Он имеет две резьбовые втулки на конических торцах, к одной из них подключен узел контроля давления и вентиль для подачи сжатого воздуха, на другой установлен рым-болт для перемещения ролик-мешка при эксплуатации. Силовой армирующий каркас, выполненный из высокопрочной кордной ткани, обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей длине ролик-мешка и значительный запас прочности. Наружный слой, выполненный из износостойкой резины, защищает ролик-мешок от истирания и других внешних воздействий в жестких условиях эксплуатации. Прочность ПРМ наглядно демонстрирует возможность перемещения на них крупногабаритных объектов с целью обеспечения бездокового ремонта на берегу.
Новыми отличительными признаками являются:
повышенное на порядок внутреннее давление;
бесшовная многослойная оболочка повышенной прочности с силовым армирующим каркасом из кордной ткани;
наличие контрольного манометра, показывающего давление внутри МСП.
Указанные отличительные признаки обеспечивают:
противодействие сжатию МСП при контакте с поверхностью поднимаемого объекта и, как следствие, сохранение его округлой формы, способствующей работе МСП на полную грузоподъемность;
увеличение стойкости МСП к различного рода повреждениям, связанным с наличием выступающих частей на поднимаемом объекте, а также возникновением деформации мягкой оболочки в виде вспучивания, ведущих к разрушению как оболочки, так и строповой подвески;
возможность контролировать давление внутри МСП при его продувке, на основании чего осуществляется настройка и регулировка травяще-предохранительных клапанов.
На фиг. 1 сверху показаны формы продольной и поперечной проекций существующих МСП, деформирующихся при продувке, а снизу - предлагаемого МСП с повышенным внутренним давлением, сохраняющего форму.
На фиг. 2 показаны конструкция МСП с повышенным внутренним давлением, которая определяет технологию его применения при лаговой остропке. Стропы подвески 7, закрепленные шлейками 9 к оболочке 1, скобами 11 присоединяют к стропам, заведенным под корпус поднимаемого объекта, так, чтобы существовал плотный контакт оболочки с его корпусом, как ранее показано на фиг. 1. Непродутые МСП на тонких стропах подвешивают у борта за мягкие обухи 3. Продувка МСП сжатым воздухом выполняется через вентиль 5 по присоединенному к продувочному штуцеру 6 нагнетательному рукаву 4 под повышенным по сравнению с существующими МСП давлением до 10 кг/см2. При этом крышки отверстий для выпуска воздуха из МСП 2, расположенные в его верней части, закрыты. Давление внутри МСП либо контролируют по манометру 8, либо при снятом манометре констатируют полную продувку за счет срабатывания травяще-предохранительных клапанов 10. При всплытии поднимаемого объекта избыток воздуха, возникающий при его расширении вследствие падения внешнего гидростатического давления, сбрасывается травяще-предохранительными клапанами. По окончанию продувки вентиль перекрывают, и нагнетательный рукав отсоединяют. Расстропка МСП осуществляется в обратном порядке, начиная с открытия крышек для сброса давления и стравливания воздуха из МСП.
Особенность работы МСП с повышенным внутренним давлением заключается в том, что происходит полное распрямление оболочки МСП, которому не препятствует воздействие со стороны борта объекта. Благодаря наличию армирующего каркаса оболочка работает аналогично бескамерной автомобильной шине, которая сжимается и деформируется при низком внутреннем давлении и хорошо держит форму при полном заполнении сжатым воздухом.
Требуемые инвестиции для разработки и изготовления предложенного МСП с повышенным внутренним давлением около 450 тыс. руб. В настоящее время выполнено эскизное проектирование конструкции МСП.
Литература
1. «Руководство по эксплуатации. Понтоны судоподъемные мягкие (МСП-5, МСП-10, МСП-20)» ШУИД. 305446.004РЭ, СПб., 2016.
2. Пневматические ролик-мешки [Электронный ресурс]. - URL: sibrezina@bk.ru (дата обращения: 10.03.2022).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗБОРНЫЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2011 |
|
RU2483969C1 |
МЯГКИЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2016 |
|
RU2688618C2 |
ПОНТОН ДЛЯ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ОБЪЕКТОВ | 2014 |
|
RU2567703C1 |
МЯГКИЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2011 |
|
RU2487047C1 |
МЯГКИЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2016 |
|
RU2679301C2 |
МЯГКИЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2014 |
|
RU2602444C2 |
СУДОПОДЪЕМНЫЙ ТРЕНАЖЕР | 2021 |
|
RU2777286C1 |
СТАЛЬНОЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2020 |
|
RU2744100C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН РЫЧАЖНОГО ТИПА ДЛЯ СБРОСА ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ ИЗ ПРОДУВАЕМЫХ ОТСЕКОВ ПОДНИМАЕМОГО ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА | 2022 |
|
RU2780362C1 |
СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2017 |
|
RU2675955C2 |
Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, а именно к мягким надувным понтонам. Мягкий судоподъемный понтон (МСП) состоит из оболочки и закрепленными на ней строповой подвески, штуцера с вентилем для подключения нагнетательного рукава для продувки сжатым воздухом, травяще-предохранительных клапанов и закрытых съемными крышками отверстий для выпуска из оболочки сжатого воздуха. Оболочка выполнена бесшовной многослойной с повышенной прочностью за счет силового армирующего каркаса из кордной ткани с закрепленными на ней мягкими обухами и способна выдерживать повышенное давление до 2 кг/см2 при срабатывании травяще-предохранительных клапанов во время продувки и до 4 кг/см2 при всплытии МСП вместе с поднимаемым объектом, когда при резком падении внешнего гидростатического давления ограниченные по пропускной способности травяще-предохранительные клапаны не способны обеспечить быстрый своевременный сброс внутреннего давления. Достигается повышение внутреннего давления в понтоне, возможность контроля давления внутри МСП при его продувке и увеличение стойкости МСП к различного рода повреждениям. 2 ил.
Мягкий судоподъемный понтон (МСП), состоящий из оболочки и закрепленными на ней строповой подвески, штуцера с вентилем для подключения нагнетательного рукава для продувки сжатым воздухом, травяще-предохранительных клапанов и закрытых съемными крышками отверстий для выпуска из оболочки сжатого воздуха, отличающийся тем, что оболочка выполнена бесшовной многослойной с повышенной прочностью за счет силового армирующего каркаса из кордной ткани с закрепленными на ней мягкими обухами и способна выдерживать повышенное давление до 2 кг/см2 при срабатывании травяще-предохранительных клапанов во время продувки и до 4 кг/см2 при всплытии МСП вместе с поднимаемым объектом, когда при резком падении внешнего гидростатического давления ограниченные по пропускной способности травяще-предохранительные клапаны не способны обеспечить быстрый своевременный сброс внутреннего давления.
МЯГКИЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2016 |
|
RU2688618C2 |
МЯГКИЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2014 |
|
RU2602444C2 |
МЯГКИЙ СУДОПОДЪЕМНЫЙ ПОНТОН | 2016 |
|
RU2679301C2 |
Способ получения электропроводных пленок на эмали | 1959 |
|
SU135321A1 |
Авторы
Даты
2022-12-06—Публикация
2022-04-18—Подача