Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания Российский патент 2022 года по МПК F02C9/28 F02C9/26 F02C9/00 

Описание патента на изобретение RU2786965C1

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФК).

Наиболее близким к заявленному изобретению по технической сущности и достигаемому техническому результату является способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания, включающий управление расходом топлива в форсажную камеру сгорания по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель, давлению воздуха за компрессором, положению рычага управления двигателем, управление гидроцилиндрами привода створок реактивного сопла по измеренным перепаду давлений газа на турбине двигателя, в котором дополнительно формируют заданное значение пускового расхода топлива в форсажную камеру сгорания по измеренным давлению воздуха за компрессором и температуре воздуха на входе в двигатель, подают в форсажную камеру сгорания пусковой расход форсажного топлива, включают агрегат зажигания форсажной камеры сгорания, контролируют розжиг форсажной камеры сгорания, дополнительно измеряют частоту вращения ротора турбокомпрессора до достижения заранее выбранного значения частоты вращения ротора турбокомпрессора и поддерживают постоянное положение гидроцилиндров привода створок реактивного сопла, при котором обеспечивается заранее выбранное значение площади критического сечения реактивного сопла, и блокируют подачу топлива в основные коллекторы форсажной камеры сгорания (RU 2705500 C1, F02C 9/28, 2018).

В результате анализа известного способа необходимо отметить, что указанный способ не учитывает, что условия в форсажной камере до момента ее розжига и после отличаются, в связи с чем целесообразно использовать разные программы расхода Gт топлива в пусковой коллектор при розжиге и на рабочих режимах ФК, при которых снижается расход на рабочих режимах для обеспечения минимального приращения тяги при включении форсажной камеры на режиме минимального форсирования.

Также указанный способ не учитывает, что в зависимости от условий работы ГТД необходимо корректировать расход топлива в пусковой коллектор ФК, и использование единой программы, например постоянного приведенного расхода топлива, не обеспечивает устойчивое горение топлива в ФК при малых расходах воздуха через ГТД.

Снижение давления и температуры потока газа на входе в форсажную камеру в высотных условиях создает проблемы с запуском ее в работу и ограничивает область ее устойчивой работы.

Задача настоящего изобретения заключается в обеспечении устойчивого розжига и работы форсажной камеры сгорания во всех условиях работы ГТД.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение качества управления ГТД за счет расширения области устойчивой работы форсажной камеры сгорания при сохранении значения минимальной форсажной тяги.

Указанный технический результат обеспечивается тем, что в способе управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель и давлению воздуха за компрессором рассчитывают расход GтЗАП форсажного топлива для розжига форсажной камеры сгорания, подают в пусковой коллектор форсажной камеры сгорания расход GтЗАП форсажного топлива, управляют агрегатом зажигания форсажной камеры сгорания и контролируют розжиг форсажной камеры сгорания, по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель и давлению воздуха за компрессором дополнительно рассчитывают основной расход GтОСН форсажного топлива в пусковой коллектор форсажной камеры сгорания, до момента подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор расход GтЗАП форсажного топлива для розжига форсажной камеры сгорания, а после подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор основной расход GтОСН.

Существенные признаки могут иметь развитие и продолжение.

Дополнительно заранее выбирают пороговую величину Ркпор давления воздуха за компрессором, при давлении воздуха за компрессором ниже пороговой величины Ркпор после подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор расход топлива в диапазоне, который ограничен снизу величиной основного расхода GтОСН, а сверху расходом GтЗАП для розжига.

Дополнительно рассчитывают величину основного расхода GтОСНпор форсажного топлива при пороговой величине Ркпор давления воздуха за компрессором и измеренной температуре воздуха на входе в двигатель, и ограничивают снизу основной расход GтОСН величиной, являющейся минимумом из расхода GтЗАП форсажного топлива для розжига при текущих условиях работы газотурбинного двигателя, и величины GтОСНпор.

Заявленное изобретение поясняется следующим подробным описанием его осуществления со ссылкой на графические материалы, на которых представлены:

на фиг. 1 - схема системы управления ГТД с ФК;

на фиг. 2 - график функциональной зависимости расхода топлива в пусковой коллектор ФК от давления воздуха за компрессором при температуре Твх воздуха на входе в двигатель, равной 15°С;

на фиг. 3 - график функциональной зависимости расхода топлива в пусковой коллектор ФК на основном режиме работы.

Система управления для реализации заявленного способа (фиг. 1) содержит задатчик 1 основного расхода GтОСН форсажного топлива, задатчик 2 расхода GтЗАП. Выходы задатчиков 1 и 2 подключены соответственно к первому и второму входам управляемого переключателя 3. Выход управляемого переключателя 3 подключен к дозатору 4 форсажного топлива (ДТФ) в пусковой коллектор ФК 5 ГТД 6. Контроль горения ФК 5 осуществляется датчиком 7 (ДП) горения топлива. Выход датчика 7 управляет переключением управляемого переключателя 3. Параметры работы двигателя измеряются блоком 8 датчиков. Блок 8 датчиков содержит датчик температуры Твх воздуха на входе в двигатель и датчик давления Рк воздуха за компрессором. Выход датчика Рк подключен к первым входам задатчиков 1 и 2. Выход датчика Твх подключен к вторым входам задатчиков 1 и 2.

В соответствии с п. 2 формулы настоящего изобретения может быть выбрана любая форма программы подачи расхода топлива в пусковой коллектор после подтверждения розжига ФК 5, лежащая в пределах от GтОСН до GтЗАП (см. пунктир на фиг. З).

Для реализации способа по п. 3 настоящей формулы система дополнительно содержит второй задатчик 9 основного расхода форсажного топлива в пусковой коллектор ФК 5, идентичный задатчику 1, селектор 10 минимального уровня и селектор 11 максимального уровня, а также задатчик 12 постоянного сигнала.

Выход задатчика 12 постоянного сигнала подключен к первому входу задатчика 9, ко второму входу которого подключен выход датчика температуры Твх воздуха на входе в двигатель. Выход задатчика 9 подключен к первому входу селектора 10, ко второму входу которого подключен выход задатчика 2. Выход селектора 10 подключен ко второму входу селектора 11, к первому входу которого подключен выход задатчика 1. Выход селектора 11 подключен к первому входу переключателя 3 вместо выхода задатчика 1.

Система для реализации способа может быть скомпонована из известных блоков и элементов.

В качестве датчиков могут быть использованы стандартные датчики контроля параметров работы ГТД 6, например, терморезистивные датчики температуры, резистивные датчики давлений, стандартные линейные дифференциальные трансформаторы для измерения линейных или угловых перемещений.

Задатчики 1 и 9 являются стандартными и реализуют следующую известную функциональную зависимость:

например вида:

где const 1 - постоянное значение.

При этом величина основного расхода GтОСН выбирается из условия обеспечения минимального приращения тяги на минимальном форсированном режиме.

Задатчик 2 является стандартным и реализует следующую известную функциональную зависимость:

На фиг. 2 представлен график возможных функциональных зависимостей в координатах Gт, Рк при Твх, равным 15°С.

Для розжига ФК 5 используется расход с обогащением зоны горения по мере снижения расхода воздуха через двигатель для обеспечения устойчивого розжига. Фактические зависимости определяются расчетно-экспериментальным путем.

Переключатель 3 является стандартным и выбран таким образом, что при подаче на его управляемый вход сигнала логической единицы, переключатель 3 подключает к своему выходу свой первый вход, соответственно, при подаче на управляемый вход переключателя 3 сигнала логического нуля, к выходу переключателя 3 подключен его второй вход.

В качестве датчика 7 горения топлива в ФК 5 может быть использован известный ионизационный датчик пламени. Выходом датчика является логический сигнал: 1 - есть горение, 0 - нет горения.

Селекторы 10 и 11 являются стандартными.

Задатчик 12 является стандартным задатчиком постоянного значения. Задатчик 12 формирует значение Ркпор. Данное значение выбирается расчетно-экспериментальным путем и характеризует область работы двигателя, при которой не обеспечивается устойчивое горение топлива в форсажной камере при дозировании основного расхода GтОСН и необходимо увеличение данного расхода.

Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания осуществляется следующим образом.

При переводе рычага управления двигателем (РУД) в форсажную область электронный регулятор подает команду на начало дозирования топлива в ФК 5 ГТД 6 и включение агрегата зажигания (устройства на схеме не показаны).

Задатчики 1 и 2 по показаниям датчиков Твх и Рк рассчитывают расходы топлива: основной расход GтОСН и расход GтЗАП форсажного топлива для розжига ФК 5 соответственно.

ФК 5 не запущена, горения топлива в ней нет, и на выходе датчика 7 формируется сигнал логического нуля, согласно которому переключатель 3 подключает к своему выходу второй вход. К дозатору 4 форсажного топлива в пусковой коллектор ФК 5 подключается сигнал задатчика 2 расхода форсажного топлива для розжига ФК 5.

Дозатор 4 подает топливо в пусковой коллектор ФК 5, после заполнения коллектора топливом оно через форсунки распыляется и, т.к. работает агрегат зажигания, загорается. Датчик 7 фиксирует горение топлива в ФК 5, формирует на своем выходе сигнал логической единицы, согласно которому переключатель 3 меняет свое состояние: к дозатору 4 оказывается подключен сигнал с задатчика 1. Одновременно с этим электронный регулятор выключает агрегат зажигания.

Согласно выбранным зависимостям основной расход GтОСН форсажного топлива меньше расхода GтЗАП поэтому сразу после воспламенения топлива расход снижается, обеспечивая минимальное приращение тяги относительно максимального режима работы двигателя.

При эксплуатации двигателя в высотных условиях по мере снижения скорости и увеличения высоты полета снижается давление воздуха за компрессором и давление газа в ФК 5, условия горения топлива в ФК 5 ухудшаются, и выбранная, исходя из законов приведения, зависимость основного расхода форсажного топлива от параметров работы ГТД 6 перестает обеспечивать надежное горение топлива в ФК 5, поэтому необходимо увеличивать расход в ФК 5 относительно основной программы дозирования.

Рассмотрим осуществление способа по п. 2 формулы изобретения в части коррекции основного расхода GтОСН форсажного топлива.

Задатчик 12 формирует на своем выходе постоянный сигнал, численно равный величине давления воздуха за компрессором двигателя, при котором следует начинать коррекцию расхода топлива в пусковой коллектор ФК 5.

Задатчик 9 формирует на своем выходе величину основного расхода GтОСНпор расхода топлива при Рк, равном Ркпор. Пока расход GтОСНпор меньше, чем GтЗАП селектор 10 минимального уровня выбирает сигнал задатчика 9, иначе - сигнал задатчика 2. На фиг. 3 пунктиром показано выходное значение MIN10 селектора 10 минимального уровня.

Пока сигнал, сформированный селектором 10 минимального уровня, меньше основного расхода GтОСН, формируемого задатчиком 1, на первый вход переключателя 3 поступает сигнал задатчика 1, иначе - селектора 11.

Таким образом, при условиях работы ФК 5 при давлении воздуха за компрессором выше выбранного порога, коррекции основного расхода GтОСН не происходит, ниже - следует постепенное обогащение зоны горения, вплоть до совпадения с расходом GтЗАП. На фиг. 3 жирной линией показана итоговая зависимость расхода топлива от давления воздуха за компрессором, формируемая селектором 11 максимального уровня (МАХ11) и дозируемая в ФК 5 на основном режиме работы.

Заявленный способ обеспечивает устойчивое горение топлива в ФК 5 во всей области эксплуатации двигателя.

Похожие патенты RU2786965C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2018
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Инюкин Алексей Александрович
  • Королев Виктор Викторович
RU2705500C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2018
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Инюкин Алексей Александрович
  • Королев Виктор Викторович
RU2706518C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Королёв Виктор Владимирович
RU2634997C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Вовк Михаил Юрьевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Королёв Виктор Владимирович
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2631974C2
Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания 2022
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Королев Виктор Владимирович
RU2781460C1
Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания 2019
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Королев Виктор Владимирович
  • Крылов Николай Дмитриевич
RU2720059C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2014
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Потапов Алексей Юрьевич
  • Денисенко Дмитрий Александрович
  • Гуминский Анатолий Анатольевич
  • Крутяков Сергей Станиславович
RU2555784C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королев Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2466287C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Королёв Виктор Владимирович
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2652267C2
Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания 2022
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Королев Виктор Владимирович
RU2786967C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 786 965 C1

Реферат патента 2022 года Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения. Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания заключается в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель и давлению воздуха за компрессором рассчитывают расход GтЗАП форсажного топлива для розжига форсажной камеры сгорания, подают в пусковой коллектор форсажной камеры сгорания расход GтЗАП форсажного топлива, управляют агрегатом зажигания форсажной камеры сгорания и контролируют розжиг форсажной камеры сгорания, при этом по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель и давлению воздуха за компрессором дополнительно рассчитывают основной расход GтОСН форсажного топлива в пусковой коллектор форсажной камеры сгорания, до момента подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор расход GтЗАП форсажного топлива для розжига форсажной камеры сгорания, а после подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор основной расход GтОСН. Технический результат - повышение качества управления газотурбинным двигателем за счет расширения области устойчивой работы форсажной камеры сгорания при сохранении значения минимальной форсажной тяги. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 786 965 C1

1. Способ управления газотурбинным двигателем с форсажной камерой сгорания, заключающийся в том, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель и давлению воздуха за компрессором рассчитывают расход GтЗАП форсажного топлива для розжига форсажной камеры сгорания, подают в пусковой коллектор форсажной камеры сгорания расход GтЗАП форсажного топлива, управляют агрегатом зажигания форсажной камеры сгорания и контролируют розжиг форсажной камеры сгорания, отличающийся тем, что по измеренным температуре воздуха на входе в двигатель и давлению воздуха за компрессором дополнительно рассчитывают основной расход GтОСН форсажного топлива в пусковой коллектор форсажной камеры сгорания, до момента подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор расход GтЗАП форсажного топлива для розжига форсажной камеры сгорания, а после подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор основной расход GтОСН.

2. Способ управления по п. 1, отличающийся тем, что заранее выбирают пороговую величину Ркпор давления воздуха за компрессором, при давлении воздуха за компрессором ниже пороговой величины Ркпор после подтверждения розжига форсажной камеры сгорания подают в пусковой коллектор расход топлива в диапазоне, который ограничен снизу величиной основного расхода GтОСН, а сверху расходом GтЗАП для розжига.

3. Способ управления по п. 2, отличающийся тем, что дополнительно рассчитывают величину основного расхода GтОСНпор форсажного топлива при пороговой величине Ркпор давления воздуха за компрессором и измеренной температуре воздуха на входе в двигатель и ограничивают снизу основной расход GтОСН величиной, являющейся минимумом из расхода GтЗАП форсажного топлива для розжига при текущих условиях работы газотурбинного двигателя и величины GтОСНпор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2786965C1

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ 2018
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Инюкин Алексей Александрович
  • Королев Виктор Викторович
RU2705500C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1989
  • Клибанов В.И.
  • Ковалев Ю.И.
  • Молчанов Е.П.
SU1760799A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С ФОРСАЖНОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Бондарев Леонид Яковлевич
  • Зеликин Юрий Маркович
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Королев Виктор Владимирович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2466287C1

RU 2 786 965 C1

Авторы

Зеликин Юрий Маркович

Королев Виктор Владимирович

Даты

2022-12-26Публикация

2022-02-17Подача