Изобретение относится к машиностроению, а именно к вариаторным трансмиссиям с плавным отнулевым управлением скоростью вращения выходных валов приводовпромышленных установок и транспортных средств.
Известен широкодиапазонный клиноременный вариатор, включающий входной и выходной валы, базовый вариатор, дифференциал и прямозубую передачу (см. патент РФ на изобретение №2071577, МПК F16H 9/00 (1995.01), опубл. 10.01.1997 г.). В данной конструкции между входным и выходным валами установлен промежуточный вал, базовый вариатор выполнен с раздвижными коническими шкивами, дифференциал конический, а зубчатая передача состоит из двух цилиндрических шестерен и паразитной шестерни между ними. Одна пара шкивов установлена на входном валу, а другая связана с корпусом (водилом) дифференциала. Одно центральное колесо дифференциала связано с выходным валом, другое - с промежуточным валом. При изменении передаточного отношения базового вариатора от 1 до 2 скорость вращения выходного вала плавно меняется «вниз» от скорости вращения входного вала до 0.
Недостатками аналога являются, во-первых, необходимость в дополнительном гидравлическом оборудовании (со своей электронной системой управления и соответствующими датчиками) для сдвижения-раздвижения шкивов вариатора, во-вторых, базовый клиноременной вариатор является фрикционным, его входной и промежуточный валы расположены на широко разнесённых в пространстве осях, что увеличивает размеры устройства и обуславливает необходимость в паразитной шестерне, т.е. дополнительные потери в трансмиссии.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является вариаторная зубчатая передача, включающая зубчатые элементы в виде червяков, установленные на входном ведущем и перпендикулярном ему промежуточном валах, с возможностью зацепления между собой и продольного скольжения по валам без относительного проворачивания и внешний механизм управления (см. патент РФ на изобретение №2389922, МПК F16H 3/42 (2006.01), опубл. 20.05.2010 г.). Зубчатые элементы вариаторной передачи выполнены коническими. При этом на зубчатых элементах выполнены криволинейные зубья, имеющие изменяющийся поперечный профиль, который при перемещении колес вдоль валов в любой момент обеспечивает зубчатое сопряжение колес. Зубчатые элементы установлены таким образом, что увеличению диаметра и угла наклона зубьев одного колеса отвечает уменьшение диаметра и угла наклона зубьев другого колеса. Изменение передаточного отношения, то есть перемещение упомянутых колес вдоль валов, осуществляется при помощи внешнего механизма управления.
Недостатками прототипа являются повышенные габариты конструкции, сложность её изготовления и управления. Это связано с тем, что конусность зубчатых колес увеличивает их массу и размеры, а для гарантии зацепления конусов последние надо подпирать пружинами, что усложняет конструкцию. Имеет место эффект «волчка», ухудшающий энергетику управления. Кроме того, в отсутствие дифференциального механизма, передача имеет недостаточный диапазон изменения передаточного отношения для использования её как полноценной трансмиссии, например, автомобиля.
Технический результат предлагаемого изобретения заключается в снижении габаритов, упрощении изготовления и повышении надежности.
Технический результат достигается тем, что винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии, включающий зубчатые элементы в виде червяков, установленные на входном ведущем и перпендикулярном ему промежуточном валах, с возможностью зацепления между собой и продольного скольжения по валам без относительного проворачивания и внешний механизм управления, согласно изобретению вариатор дополнительно снабжен гипоидной конической передачей от промежуточного вала к дифференциалу трансмиссии, а червяки выполнены цилиндрическими одинакового диаметра с противофазно изменяющимися углами подъёма линий витков, всегда равными в сумме 90° в точке их контакта, причем каждому продольному положению ведущего червяка соответствует тангенс угла подъёма его витка в точке контакта, равный текущему передаточному числу вариатора.
Данный винтовой вариатор позволит снизить габариты широкодиапазонной трансмиссии, упростить процесс изготовления и повысить надёжность конструкции.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен винтовой вариатор в составе широкодиапазонной трансмиссии в исходном положении, на фиг. 2 - сам винтовой вариатор в крайнем рабочем положении.
Винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии включает зубчатые элементы, выполненные в виде цилиндрических червяков 1 и 2, входной ведущий 3 и перпендикулярный ему промежуточный 4 валы, коническую передачу с гипоидными шестернями 5 и 6 и внешний механизм управления 7. Червяки 1 и 2 выполнены одинакового диаметра и установлены на валах 3 и 4 с возможностью продольного скольжения по ним без относительного проворачивания. Шестерня 5 конической передачи выполнена монолитной с промежуточным валом 4, а шестерня 6 жестко закреплена с корпусом 8 дифференциала, являющимся обязательным элементом широкодиапазонной трансмиссии. Дифференциал включает водило 9, центральное колесо 10, соединенное с входным ведущим валом 3 через шлицевое соединение и центральное колесо 11, соединенное таким же образом с выходным валом 12 трансмиссии.
Винтовой вариатор в составе широкодиапазонной трансмиссии работает следующим образом.
Ведущий червяк 1, установленный на входном валу 3 и центральное колесо 10 дифференциала вращаются с угловой скоростью ω1. Здесь и далее индексы переменных соответствуют порядковому номеру элемента конструкции. Ведомый червяк 2, установленный на промежуточном валу 4, и шестерня 5 конической передачи вращаются со скоростью ω2= -ω1∙tgγ1, где γ1 - угол подъёма линии витка червяка 1 в точке контакта червяков 1 и 2.
Шестерня 6 конической передачи, корпус 8 и водило 9 дифференциала вращаются со скоростью ω6=ω9 =-ω2=ω1∙tgγ1. По правилу сложения скоростей в дифференциале с одинаковыми центральными колесами ω9=0,5(ω1+ω12), поэтому скорость вращения выходного вала 12 равна ω12=ω1(2⋅tgγ1-1). При смещении червяка 1 вдоль вала 3 угол γ1 плавно меняется от 26,6° (фиг. 1) до 45° (фиг. 2), а частота вращения выходного вала 12 трансмиссии ω12 плавно нарастает от 0 до ω1=ω3 входного вала 3. Витки червяков 1 и 2 нарезают таким образом, чтобы при их продольном сдвиге tgγ1 менялся 0,5 до 1 по линейному закону. Поскольку входной 3 и промежуточный 4 валы перпендикулярны, линия витков ведомого червяка 2 должна отвечать условию отсутствия заклинивания в зацеплении: γ2=90°-γ1. При этом ведомый червяк 2 самоустанавливается вдоль промежуточного вала 4 в нужное положение без внешнего принуждения. Благодаря цилиндрической форме червяков, необходимость в подпирающих пружинах для зубчатых элементов, в отличие от прототипа, отпадает.
Участки входного 3 и промежуточного 4 валов, вдоль которых перемещаются червяки 1 и 2, также как и их центральные отверстия, имеют одинаковое, например, квадратное сечение для предотвращения относительного проворачивания на них червяков. Передача вращения от промежуточного вала 4 вариатора к водилу 9 дифференциала происходит с помощью гипоидных конических шестерен 5 и 6, непересекающиеся валы которых скрещены под углом 90°, что позволяет избежать применения дополнительной паразитной шестерни и упростить конструкцию.
В автомобилях такая трансмиссия может заменить гидротрансформатор с клиноременным вариатором или автоматическую коробку передач со сцеплением, так как можно даже отказаться от управления скоростью вращения двигателя, поддерживая её на экономически выгодном уровне.
Данный винтовой вариатор по сравнению с прототипом позволит снизить габариты широкодиапазонной трансмиссии, упростить процесс изготовления и повысить надёжность конструкции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Базовый вариатор бесступенчатой трансмиссии | 2023 |
|
RU2806457C1 |
Зубчатая широкодиапазонная трансмиссия | 2022 |
|
RU2782871C1 |
Базовый вариатор широкодиапазонной трансмиссии | 2021 |
|
RU2763619C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2021 |
|
RU2756733C1 |
ШИРОКОДИАПАЗОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2020 |
|
RU2729847C1 |
РЕВЕРСНЫЙ РЕДУКТОР | 2022 |
|
RU2794601C1 |
ШИРОКОДИАПАЗОННЫЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 1992 |
|
RU2071577C1 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 1999 |
|
RU2169870C2 |
Вариатор | 2021 |
|
RU2756392C1 |
ВАРИАТОРНЫЙ ПРИВОД МОБИЛЬНОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2205110C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии включает зубчатые элементы, выполненные в виде цилиндрических червяков, входной ведущий и перпендикулярный ему промежуточный валы, коническую передачу с гипоидными шестернями и внешний механизм управления. Червяки выполнены одинакового диаметра и установлены на валах с возможностью продольного скольжения по ним без относительного проворачивания. Шестерня конической передачи выполнена монолитной с промежуточным валом, а шестерня жестко закреплена с корпусом дифференциала, являющимся обязательным элементом широкодиапазонной трансмиссии. Дифференциал включает водило, центральное колесо, соединенное с входным ведущим валом через шлицевое соединение и центральное колесо, соединенное таким же образом с выходным валом трансмиссии. Обеспечивается снижение габаритов, упрощение изготовления и повышение надежности. 2 ил.
Винтовой вариатор широкодиапазонной трансмиссии, включающий зубчатые элементы в виде червяков, установленные на входном ведущем и перпендикулярном ему промежуточном валах с возможностью зацепления между собой и продольного скольжения по валам без относительного проворачивания и внешний механизм управления, отличающийся тем, что вариатор дополнительно снабжен гипоидной конической передачей от промежуточного вала к дифференциалу трансмиссии, а червяки выполнены цилиндрическими одинакового диаметра с противофазно изменяющимися углами подъёма линий витков, всегда равными в сумме 90° в точке их контакта, причем каждому продольному положению ведущего червяка соответствует тангенс угла подъёма его витка в точке контакта, равный текущему передаточному числу вариатора.
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩЕНИЯ И ВАРИАТОРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2008 |
|
RU2389922C2 |
Базовый вариатор широкодиапазонной трансмиссии | 2021 |
|
RU2763619C1 |
CN 206738506 U, 12.12.2017. |
Авторы
Даты
2023-03-22—Публикация
2022-11-29—Подача