Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции главной передачи трансмиссий транспортных средств высокой проходимости.
Известно устройство «Дифференциал свободного хода» (авторское свидетельство СССР №1790522, опубл. 23.01.1990), имеющее две обгонные муфты и тела заклинивания в виде заклинивающих пластинок, которые объединены сепараторами. Последние управляются храповыми собачками, которые, в свою очередь, управляются инерционным переключателем автоматики. В качестве инерционного переключателя служит ведущая обойма обгонных муфт. Дифференциал имеет фиксатор ведущей обоймы, что позволяет транспортному средству иметь способность наката.
Недостатками данного устройства является конструктивная сложность, металлоемкость и стоимость изготовления.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство (патент РФ № 2397390, МПК F16H 48/20 (2006.01), опубл. 20.08.2010), содержащее выходные валы, кинематически связанные между собой, по крайней мере, одним сателлитом. Сателлит связан с корпусом посредством одного промежуточного тела, свободно вращающегося в корпусе соосно геометрической оси сателлита. Сопрягаемые поверхности сателлита и промежуточного тела смещены относительно геометрической оси сателлита. Достигается упрощение конструкции дифференциала.
Недостаток известной конструкции заключается в ее сложности, так как при изготовлении шестерни с переменным передаточным числом, в частности для изготовления специального профиля ее зубьев, необходимо специальное оборудование, а также имеется небольшой блокирующий эффект, поскольку увеличение плеча приложения момента сил у известной конструкции возможно только на величину размера зуба.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в расширении функциональных возможностей главной передачи и повышении ее нагрузочной способности, увеличении работоспособности главной передачи в процессе эксплуатации, улучшению ее ремонтопригодности, увеличении долговечности и повышении проходимости транспортных средств.
Указанный технический результат заявляемого изобретения достигается тем, что главная передача ведущего моста с вариаторным распределением крутящего момента, включающая в себя в себя литой чугунный корпус, в котором размещены червяк, сектор, золотник, рейка, поршень и поворотный вал с сошкой, согласно заявленному изобретению обе полуоси ведущих колёс трактора блокированы, передача включает вариаторы со стальным толкающим ремнём, работающим в масляной ванне и с гидравлическим управлением.
Заявляемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена схема трактора с установленной в нем главной передачи ведущего моста с вариаторным распределением крутящего момента, на фиг. 2 – схема совместной работы гидроусилителя рулевого управления и вариаторов главной передачи, на фиг. 3 – схема движения трактора в повороте, на фиг. 4 – схема блокировки главной передачи при крайнем положении его половин.
Главная передача ведущего моста с вариаторным распределением крутящего момента включает в себя гидроусилитель рулевого управления состоящий из литого чугунного корпуса 1, в котором размещены червяк 2, сектор 3, золотник 4, рейка 5, поршень 6 и поворотный вал 7 с сошкой 8. Сектор 3 укреплен на валу 7. Гидроусилитель рулевого управления работает совместно с заявленной главной передачей, состоящей из 2-х вариаторов 13 и 14. Вариаторы левого 13 и правого 14 бортов трактора имеют аналогичную и конструкцию и состоят ведущего шкива 15, ведомого шкива 20, толкающего ремня 21, половины вариатора 15, муфты 16 и зубчатых колес 17,18,19.
Главная передача ведущего моста с вариаторным распределением крутящего момента работает следующим образом.
При повороте рулевого колеса 9 при больших сопротивлениях повороту червяк 2, упираясь в зубья сектора 3, сдвигает золотник 4 на 1,5-2 мм от нейтрального положения, при этом одна полость гидроцилиндра соединяется с нагнетательным маслопроводом насоса 10, а другая со сливом. Под давлением масла поршень 6 через рейку 5 передвигает сектор 3 и рулевая сошка 8, воздействуя на поперечные тяги 11, поворачивает направляющие колеса 12. Одновременно с этим, масло из гидроцилиндра по нагнетательному маслопроводу поступает в масляный вариатор 13 или 14, вызывая перемещение его подвижных половин, изменяя передаточное отношение и уменьшая скорость вращения внутреннего колеса, за счёт чего осуществляется плавный поворот трактора без проскальзывания ведущих колёс и перегрузки трансмиссии.
При отсутствии усилия на рулевом колесе 9, золотник распределителя 4 возвращается в нейтральное положение и поворот колес прекращается. При прямолинейном движении трактора происходит перемещение половин ведущего шкива вариатора 15, при этом перемещается и муфта 16, выполненная как единое целое с одной из половин вариатора. При этом муфта 16 своими наружными шлицами входит в зацепление с внутренними шлицами зубчатого колеса 17, которое через колесо 18 и колесо 19, выполненное как одно целое с одной из половин ведомого шкива вариатора 20, блокирует вариатор, что исключает пробуксовывание ремня 21 вариатора при максимальных нагрузках. Аналогичная конструкция и у ведомого шкива 20 вариатора, что позволяет трактору при максимальном повороте колес через зубчатую передачу блокировать вариатор, тем самым, не допуская пробуксовки ремня 21 вариатора.
Вариаторы обеспечивают различную скорость вращения ведущих колёс трактора в повороте и их постоянную блокировку, что улучшает проходимость трактора в сложных дорожных и внедорожных условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
ТРАКТОР | 2009 |
|
RU2401759C2 |
ПРОПАШНОЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2009 |
|
RU2392163C1 |
МАШИНА | 2009 |
|
RU2401762C1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2008 |
|
RU2385249C1 |
Система автоматического вождения тракторного агрегата на склонах | 1985 |
|
SU1391519A1 |
Рулевое управление трактора | 1984 |
|
SU1221002A1 |
Система автоматического вождения тракторного агрегата на склонах | 1982 |
|
SU1055366A1 |
АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОВОРАЧИВАЕМОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2289518C1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ВЕЗДЕХОДА И ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ РУЛЕВАЯ СИСТЕМА С ТАКИМ РУЛЕВЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2022 |
|
RU2788245C1 |
Изобретение относится к области машиностроения. Главная передача ведущего моста с вариаторным распределением крутящего момента включает в себя в себя литой чугунный корпус, в котором размещены червяк, сектор, золотник, рейка, поршень и поворотный вал с сошкой. Обе полуоси ведущих колёс трактора блокированы. Передача включает вариаторы со стальным толкающим ремнём, работающим в масляной ванне и с гидравлическим управлением. Обеспечивается расширение функциональных возможностей главной передачи и повышение нагрузочной способности, увеличение работоспособности в процессе эксплуатации, улучшение ремонтопригодности, увеличение долговечности и повышение проходимости транспортных средств. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
1. Главная передача ведущего моста с вариаторным распределением крутящего момента, включающая в себя литой чугунный корпус, в котором размещены червяк, сектор, золотник, рейка, поршень и поворотный вал с сошкой, отличающаяся тем, что обе полуоси ведущих колёс трактора блокированы, передача включает вариаторы со стальным толкающим ремнём, работающим в масляной ванне и с гидравлическим управлением.
2. Главная передача по п.1, отличающаяся тем, что шестерня установлена на вал ведущего шкива вариатора и изготовлена с одной из половин вариатора как единое целое.
Трансмиссия механическая с гидравлическими дифференциальными связями ведущих колес и многорежимной системой электронного управления их блокировкой для автотранспортного средства повышенной проходимости | 2018 |
|
RU2692737C1 |
Механическая трансмиссия с системой автоматического управления распределением крутящих моментов между колесами автотранспортного средства (4к4) с отключаемым приводом одного из ведущих мостов | 2019 |
|
RU2706681C1 |
US 5064017 A1, 12.11.1991. |
Авторы
Даты
2025-03-17—Публикация
2024-09-02—Подача