ВЫСОТНЫЙ ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2023 года по МПК F02K3/75 

Описание патента на изобретение RU2793000C1

Область техники

Изобретение относится к области авиации и может найти применение при создании экономичных высотных турбовентиляторных двигателей для пассажирских и грузовых самолетов большой дальности полета.

Уровень техники

Известен проект российского авиационного турбовентиляторного двигателя ПД-14 (ПД-14-Википедия), устанавливаемый на среднемагистральный самолет МС-21, проходящий летные испытания. Двигатель выполнен по традиционной двухконтурной схеме с высокой степенью двухконтурности, равной 8,5. Имеет трех ступенчатый компрессор низкого и восьми ступенчатый компрессор высокого давления, двух ступенчатую турбину высокого и шести ступенчатую турбину низкого давления и обеспечивает взлетную тягу 14 тс. Самолет МС-21 имеет традиционную компоновку, самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов, укомплектован двумя двигателями ПД-14, установленными под крыльями на пилонах. Практический потолок самолета 11,5 км. По заявлениям разработчиков проекта самолет имеет предельно достижимые на сегодняшний день характеристики экономичности. Топливная эффективность самолета в крейсерском режиме, равная 14,9 г/кН/с, обеспечивается его высоким коэффициентом аэродинамического качества, равным 18,2, и большой степенью двухконтурности двигателя. Лопатки турбины высокого давления двигателя изготовлены из специальных жаропрочных сплавов, имеют специальное покрытие и систему внутреннего охлаждения.

Недостатком двигателя является невозможность дальнейшего улучшения показателей топливной эффективности в связи с ограниченной высотой использования двигателя.

Известен турбовентиляторный двигатель GE-9X (ru.wikipedia.org/wiki/General_Electric_GE90) фирмы General Electric, устанавливаемый на дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Boeing-777 (https://avia.pro/blog/boeing-777). собравший в себе самые передовые технологии. Двигатель выполнен по двухконтурной схеме со степенью двухконтурности 9. Имеет трех ступенчатый компрессор низкого и десяти ступенчатый компрессор высокого давления, двух ступенчатую турбину высокого и шести ступенчатую турбину низкого давления и обеспечивает взлетную тягу 52,5 тс. Практический потолок самолета 13,1 км. Топливная эффективность самолета в крейсерском режиме равна 14,7 г/кН/с, коэффициент аэродинамического качества равен 15. Повышенная высота полета в крейсерском режиме обеспечивается высокой эффективностью компрессора высокого давления, а также высокой внутренней температурой двигателя. Компрессор высокого давления создает рекордную степень сжатия - 27,1. Температура газов на входе в турбину высокого давления достигает величины 2400°С. Недостатком двигателя является также невозможность дальнейшего улучшения показателей топливной эффективности в связи с ограниченной высотой использования двигателя.

Таким образом, известные технические решения, исчерпавшие возможности дальнейшего повышения степени сжатия компрессора и внутренней температуры двигателя на самолетах, летающих на традиционных крейсерских высотах около 11 км, исчерпали и возможности достижения более высоких показателей экономичности полета.

Вместе с тем насущной проблемой современной гражданской дальнемагистральной и среднемагистральной авиации является необходимость дальнейшего повышения экономической эффективности полетов. Решению этой проблемы в значительной степени способствует наметившаяся тенденция использования перспективных нетрадиционных компоновочных схем самолетов типа «несущего корпуса» (заявка на изобретение №2022112836, РФ), обеспечивающих повышенный коэффициент

аэродинамического качества и позволяющих осуществлять высокоэкономичный крейсерский полет в стратосфере на высотах 20 км и более с меньшими затратами топлива.

Причиной, препятствующей решению технической проблемы дальнейшего повышения экономической эффективности полетов, является отсутствие в настоящее время проектов высотных турбовентиляторных двигателей.

Раскрытие сущности изобретения

Предлагается высотный турбовентиляторный двигатель, содержащий воздухозаборник, вентилятор и имеющий два контура движения воздушного потока, внутренний и внешний. Внутренний контур содержит компрессор низкого давления, соединенный валом ротора низкого давления с турбиной низкого давления, и компрессор высокого давления, соединенный полым валом ротора высокого давления с турбиной высокого давления, камеру сгорания и сопло. Наружный контур обеспечивает движение воздуха, нагнетаемого вентилятором, до выхода из сопла без подвода тепловой энергии. При крейсерском полете на стратосферной высоте 20 км и более вследствие падения плотности и давления окружающего воздуха эффективность работы внешнего контура резко снижается даже при достаточно большой степени двухконтурности двигателя. С подъемом на высоту свыше 11 км уменьшается аэродинамическое сопротивление самолета, в результате чего уменьшается расход топлива, увеличивается экономическая эффективность полета. В связи с этим, для повышения высотности двигателя при подъеме на высоту выше 11 км необходимо перекрывать неэффективный на этой высоте внешний контур таким образом, чтобы весь входящий в воздухозаборник воздушный поток направлялся во внутренний контур. Для этого двигатель снабжен устройством, установленным на наружной стороне внутреннего контура в районе компрессора и камеры сгорания. Оно содержит гидроцилиндры, оси которых параллельны оси двигателя. Своими штоками гидроцилиндры соединены шарнирно с цилиндрической шайбой, охватывающей по периметру весь внутренний контур. При движении штоков шайба перемещается вдоль оси двигателя. Шайба шарнирно соединена тягами со створками, установленными также шарнирно на торце корпуса внутреннего контура. В исходном состоянии створки разделяют воздушный поток на внутренний и внешний. Створки установлены с нахлестом друг относительно друга. При движении шайбы по направлению движения воздушного потока створки раскрываются и перекрывают внешний контур движения воздушного потока, направляя весь входящий в воздухозаборник воздушный поток во внутренний контур. А при движении шайбы против направления движения воздушного потока створки закрываются и открывают внешний контур движения воздушного потока. С внешней стороны устройство частично закрыто обтекателем.

Задачей этого изобретения является разработка высотного турбовентиляторного двигателя, обеспечивающего полет самолета, обладающего большим коэффициентом аэродинамического качества, на крейсерской высоте 20 км и более, что позволяет уменьшить расход топлива.

Поставленная задача решается тем, что высотный турбовентиляторный двигатель, содержащий воздухозаборник, вентилятор, два контура движения воздушного потока, внутренний и внешний, внутренний контур содержит компрессор низкого давления, соединенный валом ротора низкого давления с турбиной низкого давления, компрессор высокого давления, соединенный полым валом ротора высокого давления с турбиной высокого давления, камеру сгорания и сопло, и наружный контур, также заканчивающийся соплом, согласно изобретению, с целью повышения высотности двигателя он снабжен устройством, имеющим возможность перекрыва на заданной высоте полета внешний контур движения воздушного потока и направлять весь входящий в воздухозаборник воздушный поток во внутренний контур, установленным на наружной стороне внутреннего контура в районе компрессора и камеры сгорания и состоящим из гидроцилиндров, штоками соединенных шарнирно с цилиндрической шайбой, охватывающей по периметру весь внутренний контур, имеющий возможность перемещения вдоль оси двигателя и соединенной шарнирно тягами со створками, установленными с нахлестом друг относительно друга, закрепленными в свою очередь шарнирно на торце корпуса внутреннего контура и имеющими возможность разделять воздушный поток на внутренний и внешний, так что при движении шайбы по направлению движения воздушного потока створки имеют возможность раскрываться и перекрывать внешний контур движения воздушного потока, направляя весь входящий в воздухозаборник воздушный поток во внутренний контур, а при движении шайбы против направления движения воздушного потока створки могут закрываются и открывать внешний контур движения воздушного потока, при этом с внешней стороны устройство частично закрыто обтекателем.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 приведена вертикальная проекция высотного турбовентиляторного двигателя с установленным на нем устройством обеспечения высотности, находящимся в исходном состоянии.

На фиг.2 приведена вертикальная проекция высотного турбовентиляторного двигателя с установленным на нем устройством обеспечения высотности, находящимся в положении полного перекрытия внешнего контура

На этих фигурах:

1 - воздухозаборник;

2 - вентилятор;

3 - компрессор низкого давления;

4 - компрессор высокого давления;

5 - вал ротора низкого давления;

6 - вал ротора высокого давления;

7 - камера сгорания;

8 - турбина высокого давления;

9 - турбина низкого давления;

10 - сопло;

11 - гидроцилиндр;

12 - шток гидроцилиндра;

13 - цилиндрическая шайба;

14 - тяга;

15 - створка;

16 - обтекатель.

Осуществление изобретения

Пример возможной реализации предложенного технического решения.

На фиг.1 изображен высотный турбовентиляторный двигатель в разрезе. Двигатель имеет воздухозаборник 1, вентилятор 2 и два контура движения воздушного потока, внутренний и внешний. Внутренний контур содержит компрессор низкого давления 3, компрессор высокого давления 4, вал ротора низкого давления 5, полый вал ротора высокого давления 6, камеру сгорания 7, турбину высокого давления 8, турбину низкого давления 9 и сопло 10. Вал ротора низкого давления 5 соединяет вентилятор 2 и компрессор низкого давления 3 с турбиной низкого давления 9. Вал ротора высокого давления 6 соединяет компрессор высокого давления 4 с турбиной высокого давления 8. Устройство, повышающее высотность двигателя включает гидроцилиндр 11, шток которого 12 шарнирно соединен с цилиндрической шайбой 13. Шайба 13 тягой 14 шарнирно соединена со створкой 15. Створка 15 шарнирно закреплена на торце внутреннего контура и обеспечивает перекрытие внешнего контура движения воздушного потока на высотах полета более 11 км. На фиг.1 створка 15 находится в исходном положении и обеспечивает независимую работу обоих контуров движения воздушного потока. На фиг.2 створка 15 находится в раскрытом положении, в котором она перекрывает внешний контур воздушного потока. Раскрытие створки 15 производится путем перемещения штока 12 цилиндра 11 и соединенного с ним цилиндрической шайбы 13 по направлению движения воздушного потока. Возвращение створки 15 в исходное положение производится путем перемещения штока 12 цилиндра 11 и соединенного с ним цилиндрической шайбы 13 в направлении, противоположном движению воздушного потока. С внешней стороны устройство частично закрыто обтекателем 16. Гидроцилиндры расположены равномерно по периметру внутреннего контура двигателя. Их количество составляет не менее четырех.

Высотный турбовентиляторный двигатель, сравниваемый с приведенным на фиг.1 и фиг.2, имеет следующие характеристики: диаметр вентилятора 1900 мм, степень двухконтурности 8,5. Имеет трех ступенчатый компрессор низкого и восьми ступенчатый компрессор высокого давления, двух ступенчатую турбину высокого и шести ступенчатую турбину низкого давления и обеспечивает взлетную тягу 14 тс. Крейсерская высота полета 20 км.

Высотный турбовентиляторный двигатель работает следующим образом. При подъеме самолета до высоты полета 11 км двигатель работает в режиме двухконтурности. На высоте 11 км подается команда, по которой гидроцилиндры втягивают в себя штоки, в результате чего створки перекрывают внешний контур движения воздушного потока. При этом весь воздушный поток, поступающий в воздухозаборник, направляется во внутренний контур. При снижении высоты полета самолета до 11 км подается другая команда, по которой гидроцилиндры выдвигают штоки, в результате чего створки возвращаются в исходное положение, открывая внешний контур движения воздушного потока.

В результате применения настоящего изобретения техническое решение, направленное на разработку высотного турбовентиляторного двигателя, обеспечивающего повышение экономичности полета, реализуется за счет применения устройства, перекрывающего при подъеме на высоту 11 км внешний контур движения воздушного потока и направляющего при этом весь входящий в воздухозаборник воздушный поток во внутренний контур, и, напротив, открывающего внешний контур при снижении высоты полета до 11 км, и состоящего из гидроцилиндров, которые своими штоками перемещают цилиндрическую шайбу и связанные с ней тяги, шарнирно связанные со створками, и, в итоге, поворачивают створки, управляющие перекрытием внешнего канала движения воздушного потока.

Похожие патенты RU2793000C1

название год авторы номер документа
Способ работы двухконтурного турбореактивного двигателя 2023
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2823411C1
СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЁТ 2022
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2780253C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ ПАССАЖИРСКИЙ САМОЛЁТ 2023
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2813394C1
МАЛОЗАМЕТНЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2693427C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСКОРЕННОЙ ДОСТАВКИ ПАССАЖИРОВ НА МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ 2019
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2731518C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАССОВОЙ ДОСТАВКИ ТУРИСТОВ В СТРАТОСФЕРУ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА ЗЕМЛЮ 2018
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2730300C2
БЕСПИЛОТНЫЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРИ ВОЗДУШНОМ БАЗИРОВАНИИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2686561C1
Устройство для борьбы с кристаллическим обледенением двигателей ТРДД 2023
  • Мокеев Вячеслав Дмитриевич
  • Хусаинов Ильдар Рамилевич
  • Саляхов Роман Рустэмович
RU2814576C1
СВЕРХЗВУКОВОЙ МАЛОЗАМЕТНЫЙ САМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2682054C1
ДИРИЖАБЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ БОЛЬШЕГРУЗНЫХ СТУПЕНЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ 2024
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2821861C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 793 000 C1

Реферат патента 2023 года ВЫСОТНЫЙ ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к двигателям. Высотный турбовентиляторный двигатель содержит воздухозаборник, вентилятор, два контура движения воздушного потока и две турбины. Двигатель снабжен устройством, перекрывающим на заданной высоте полета внешний контур движения воздушного потока и направляющим весь входящий в воздухозаборник воздушный поток во внутренний контур. Устройство установлено на наружной стороне внутреннего контура в районе компрессора и камеры сгорания и состоит из гидроцилиндров, штоками соединенных шарнирно с цилиндрической шайбой. Шайба соединена шарнирно тягами со створками, закрепленными шарнирно на торце корпуса внутреннего контура. С внешней стороны устройство частично закрыто обтекателем. Достигается уменьшение расхода топлива. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 793 000 C1

Высотный турбовентиляторный двигатель, содержащий воздухозаборник, вентилятор, два контура движения воздушного потока, внутренний и внешний, внутренний контур содержит компрессор низкого давления, соединенный валом ротора низкого давления с турбиной низкого давления, компрессор высокого давления, соединенный полым валом ротора высокого давления с турбиной высокого давления, камеру сгорания и сопло, и наружный контур, также заканчивающийся соплом, отличающийся тем, что он снабжен устройством, имеющим возможность перекрывать на заданной высоте полета внешний контур движения воздушного потока и направлять весь входящий в воздухозаборник воздушный поток во внутренний контур, установленным на наружной стороне внутреннего контура в районе компрессора и камеры сгорания и состоящим из гидроцилиндров, штоками соединенных шарнирно с цилиндрической шайбой, охватывающей по периметру весь внутренний контур, имеющей возможность перемещения вдоль оси двигателя и соединенной шарнирно тягами со створками, установленными с нахлестом относительно друг друга, закрепленными в свою очередь шарнирно на торце корпуса внутреннего контура и имеющими возможность разделять воздушный поток на внутренний и внешний, так что при движении шайбы по направлению движения воздушного потока створки имеют возможность раскрываться и перекрывать внешний контур движения воздушного потока, направляя весь входящий в воздухозаборник воздушный поток во внутренний контур, а при движении шайбы против направления движения воздушного потока створки могут закрываться и открывать внешний контур движения воздушного потока, при этом с внешней стороны устройство частично закрыто обтекателем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2793000C1

Кювета для спектральных исследований твердых веществ в контролируемой среде 1983
  • Вайнштейн Петр Михайлович
  • Ежовский Юрий Константинович
  • Еремеева Маргарита Андреевна
  • Кузнецова Галина Николаевна
  • Иванова Елена Александровна
SU1122931A1
ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДВОЙНЫМ ОБТЕКАНИЕМ 2007
  • Пауэлл Брэндон Флауэрз
  • Декер Джон Джаред
RU2472961C2
US 4185457 A1, 29.01.1980
US 3514952 A1, 02.06.1970.

RU 2 793 000 C1

Авторы

Петрищев Владимир Федорович

Даты

2023-03-28Публикация

2022-06-06Подача