УЗЕЛ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2023 года по МПК B64C25/26 

Описание патента на изобретение RU2795183C2

Уровень техники

Узел шасси летательного аппарата обычно включает в себя основную несущую стойку, выполненную с возможностью шарнирного соединения с летательным аппаратом, так что она может быть убрана в летательный аппарат для полета и выпущена из летательного аппарата для взлета, посадки и выполнения функции опоры, на которую приходится вес летательного аппарата, когда он находится на земле.

Как правило, предусмотрен подъемник шасси для перемещения основной стойки между выпущенным и убранным положениями. Обычно один конец подъемника шасси выполнен с возможностью шарнирного соединения с летательным аппаратом.

Известно, что узел шасси летательного аппарата оборудован одним или более подкосами, каждый из которых имеет запорное положение, в котором он приспособлен для удерживания основной стойки в выпущенном состоянии. Обычно один конец подкосов выполнен с возможностью шарнирного соединения с летательным аппаратом для восприятия нагрузок.

Каждый подкос, в свою очередь, может удерживаться в запорном положении звеном замка, при этом каждое звено замка имеет запорное положение, в котором оно удерживает соответствующий подкос в запорном положении.

Каждое звено замка может быть оснащено приводом разблокировки, выполненным с возможностью перемещения его из запорного положения в пассивное положение, в котором подкос может складываться из запорного положения в пассивное положение, чтобы позволить основной стойке переместиться в убранное положение подъемником шасси.

Известно, что узел шасси летательного аппарата оборудован замком убранного положения, имеющим запорное положение, в котором основная стойка удерживается в убранном положении в летательном аппарате. Обычно замок убранного положения подвижно соединен с летательным аппаратом.

Известный подкласс узла шасси летательного аппарата имеет восстанавливаемую ("reinstating", "re-erecting" или "self-resurrecting") геометрию, при которой звено замка выполнено так, что его можно поместить в запорное положении, когда узел шасси выпущен, а также поместить в запорное положение, когда узел шасси убран.

Звено замка может крепиться к летательному аппарату или, в качестве альтернативы, к другой части узла шасси. Последняя схема крепления является предпочтительной, поскольку позволяет избежать создания дополнительной точки крепления или "опорной точки" на летательном аппарате.

Данный тип узла шасси с восстанавливаемой геометрией предпочтительно устраняет необходимость в замке убранного положения и опорных точках на летательном аппарате для крепления звена замка. Однако автор настоящего изобретения распознал две проблемы, присущие данной схеме, которые изложены ниже.

Во-первых, чтобы избежать использования последовательного управления в процессе перемещения основной стойки из одного положения в другое, предпочтительно привод разблокировки прикладывает нагрузку в одном направлении в течение одной фазы перемещения основной стойки и прикладывает нагрузку в противоположном направлении в течение противоположной фазы перемещения. Например, может потребоваться, чтобы привод разблокировки сократился для осуществления разблокировки из выпущенного положения и выдвинулся для осуществления разблокировки в убранном положении. Однако также требуется, чтобы привод разблокировки заставил звено замка принять заблокированное положение при состоянии замка убранного положения, соответствующем нахождению основной стойки в убранном положении. Будучи прикрепленными к основной стойке, звено замка и звено подкоса, к которому крепится звено замка, окажутся в одинаковом относительном положении, когда основная стойка убрана и выпущена, что потребует перемены знака нагрузки привода разблокировки для осуществления разблокировки и повторной блокировки, если привод разблокировки установлен в обычном месте между этими двумя частями. Возможное решение заключается в том, чтобы прикрепить один конец привода разблокировки к летательному аппарату, но это потребует создания дополнительной опорной точки.

Во-вторых, требуется некоторое количество энергии, чтобы разблокировать звено замка, вследствие того, что находясь в запорном положении, звено замка обычно заскакивает, по существу, в выровненное положении по линии центров. В случае сбоя в работе, например потери гидравлического давления, подаваемого от первичного источника, привод разблокировки не сможет разблокировать выпуск шасси, позволяя ему выпасть в нижнее положение. Следовательно, полезно добавить второе приводное средство, чтобы разблокировать шасси из убранного положения. Оно может принять форму привода 'сбрасывателя'. Однако желательно расположить привод сбрасывателя так, чтобы случайное срабатывание не привело к разблокировке звена замка, когда оно находится в выпущенном запорном положении. Таким образом, привод сбрасывателя закрепляют на летательном аппарате, что требует дополнительной опорной точки.

Автор настоящего изобретения разработал упрощенный узел шасси с восстанавливаемой геометрией в сравнении с известными узлами.

Сущность изобретения

В общих чертах, варианты осуществления изобретения позволяют создать узел шасси летательного аппарата, имеющий восстанавливаемую геометрию, в котором звено замка может перемещаться для принятия первого запорного положения с целью воспрепятствования перемещению подкоса, когда основная стойка находится в выпущенном положении, и второе запорное положение с целью воспрепятствования перемещению основной стойки при ее пребывании в убранном положении. Привод разблокировки соединен между первым элементом подкоса и звеном замка так, что привод может вывести звено замка из первого запорного положения и заставить его принять второе запорное положение под воздействием силы, действующей в одном направлении. В качестве альтернативы или дополнительно на первом элементе подкоса может быть установлен вспомогательный привод разблокировки, чтобы быть обращенным к звену замка, когда основная стойка находится в убранном положении.

Согласно первому аспекту настоящего изобретения создан узел шасси летательного аппарата, содержащий:

основную несущую стойку, имеющую первый конец, выполненный с возможностью подвижного соединения с летательным аппаратом с обеспечением перемещения стойки между убранным положением для полета и выпущенным положением для взлета и посадки, а также второй конец, выполненный с возможностью формирования узла контакта с землей или соединения с ним;

подкос, содержащий первый элемент подкоса, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента подкоса, чтобы формировать шарнир при вершине подкоса, при этом второй конец первого элемента подкоса выполнен с возможностью шарнирного соединения с летательным аппаратом, а второй конец второго элемента подкоса выполнен с возможностью шарнирного соединения со стойкой, так что подкос может складываться и раскладываться между:

запорным положением, в котором подкос препятствует перемещению стойки из выпущенного положения в убранное положение; а также

пассивным положением, в котором подкос позволяет стойке перемещаться из выпущенного положения в убранное положение;

звено замка, содержащее первый элемент звена, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента звена, чтобы формировать шарнир при вершине звена замка, при этом второй конец первого элемента звена шарнирно соединен со стойкой в первом месте, находящемся ближе к первому концу стойки, чем второму концу, при этом второй конец второго элемента звена соединен с подкосом на шарнире при вершине подкоса или рядом с ним, так что звено замка может складываться и раскладываться между:

первым запорным положением, в котором звено замка препятствует перемещению подкоса из запорного положения в пассивное положение;

пассивным положением, в котором звено замка позволяет подкосу перемещаться из запорного положения в пассивное положение; а также

вторым запорным положением, в котором звено замка препятствует перемещению стойки из убранного положения в выпущенное положение, при этом пассивное положение находится между первым и вторым запорными положениями, когда стойка перемещается между выпущенным положением и убранным положением; а также

отличающийся приводом разблокировки, имеющим первый конец, шарнирно соединенный с первым элементом подкоса в первой точке поворота привода, и второй конец, шарнирно соединенный со звеном замка во второй точке поворота привода, так что привод может перемещать звено замка из первого запорного положения в пассивное положение посредством выдвижения или отведения назад, а также привод может перемещать звено замка из пассивного положения во второе запорное положение посредством того же выдвижения или отведения назад.

Таким образом, узел шасси летательного аппарата согласно первому аспекту изобретения включает в себя привод разблокировки, который прикреплен к верхнему элементу подкоса. Автор настоящего изобретения обнаружил, что это приводит к восстановлению геометрии, при котором привод разблокировки может прикладывать усилие лишь в одном направлении, чтобы разблокировать звено замка при выпущенном положении стойки, а затем заблокировать его снова в убранном положении шасси, тем самым устраняя необходимость в последовательном управлении в процессе перемещения основной стойки из одного положения в другое.

Узел шасси может быть выполнен так, что привод разблокировки может перемещать звено замка из второго запорного положения в пассивное положение посредством действия, противоположного выдвижению или отведению назад.

Первый конец привода разблокировки может соединяться с первым элементом подкоса в месте, находящемся ближе к шарниру при вершине подкоса, чем второму концу первого элемента подкоса. Это может позволить создать схему, в которой рабочий ход привода разблокировки можно уменьшить по сравнению с некоторыми вариантами осуществления.

Второй конец привода разблокировки может быть шарнирно соединен со вторым звеном замка. Это может позволить создать схему, в которой рабочий ход привода разблокировки можно уменьшить по сравнению с некоторыми вариантами осуществления.

Узел шасси летательного аппарата дополнительно может содержать вспомогательный привод разблокировки, включающий в себя концевое исполнительное звено и выполненный с возможностью перемещения концевого исполнительного звена вдоль траектории срабатывания между первым состоянием выдвижения и вторым состоянием выдвижения, при этом вспомогательный привод разблокировки либо установлен на подкосе и выполнен так, что когда звено замка находится во втором запорном положении, звено замка пересекает траекторию срабатывания, но когда звено замка находится в первом запорном положении, звено замка не пересекает траекторию срабатывания, так что перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения разблокирует звено замка посредством вхождения в контакт со звеном замка, когда звено замка находится во втором запорном положении, однако перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения не разблокирует звено замка, когда звено замка находится в первом запорном положении; либо установлен на звене замка и выполнен так, что когда звено замка находится во втором запорном положении, подкос пересекает траекторию срабатывания, но когда звено замка находится в первом запорном положении, подкос не пересекает траекторию срабатывания, так что перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения разблокирует звено замка посредством вхождения в контакт с подкосом, когда звено замка находится во втором запорном положении, однако перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения не разблокирует звено замка, когда звено замка находится в первом запорном положении. Это может позволить создать схему, в которой размер и/или вес привода разблокировки можно уменьшить и/или повысить надежность деблокирования звена замка из второго запорного положения по сравнению с некоторыми вариантами осуществления, не требуя дополнительной опорной точки на летательном аппарате.

Узел шасси летательного аппарата дополнительно может содержать подъемник шасси, выполненный с возможностью изменения по длине между первым состоянием выдвижения и вторым состоянием выдвижения, при этом подъемник шасси соединен с основной стойкой так, что перемещение подъемника шасси из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения заставляет основную стойку переместиться из выпущенного положения в убранное положение.

Подъемник шасси может отличаться от привода разблокировки.

Привод разблокировки может содержать линейный привод и/или вспомогательный привод разблокировки содержит линейный привод, и/или подъемник шасси содержит линейный привод.

Согласно второму аспекту настоящего изобретения создан узел шасси летательного аппарата, содержащий:

основную несущую стойку, имеющую первый конец, выполненный с возможностью подвижного соединения с летательным аппаратом с обеспечением перемещения стойки между убранным положением для полета и выпущенным положением для взлета и посадки, а также второй конец, выполненный с возможностью формирования узла контакта с землей или соединения с ним;

подкос, содержащий первый элемент подкоса, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента подкоса, чтобы формировать шарнир при вершине подкоса, при этом второй конец первого элемента подкоса выполнен с возможностью шарнирного соединения с летательным аппаратом, а второй конец второго элемента подкоса выполнен с возможностью шарнирного соединения со стойкой, так что подкос может складываться и раскладываться между:

запорным положением, в котором подкос препятствует перемещению стойки из выпущенного положения в убранное положение; а также

пассивным положением, в котором подкос позволяет стойке перемещаться из выпущенного положения в убранное положение;

звено замка, содержащее первый элемент звена, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента звена, чтобы формировать шарнир при вершине звена замка, при этом второй конец первого элемента звена шарнирно соединен со стойкой в первом месте, находящемся ближе к первому концу стойки, чем второму концу, при этом второй конец второго элемента звена соединен с подкосом на шарнире при вершине подкоса или рядом с ним, так что звено замка может складываться и раскладываться между:

первым запорным положением, в котором звено замка препятствует перемещению подкоса из запорного положения в пассивное положение;

пассивным положением, в котором звено замка позволяет подкосу перемещаться из запорного положения в пассивное положение; а также

вторым запорным положением, в котором звено замка препятствует перемещению стойки из убранного положения в выпущенное положение, при этом пассивное положение находится между первым и вторым запорными положениями, когда стойка перемещается между выпущенным положением и убранным положением; а также

отличающийся вспомогательным приводом разблокировки, включающим в себя концевое исполнительное звено и выполненным с возможностью перемещения концевого исполнительного звена вдоль траектории срабатывания между первым состоянием выдвижения и вторым состоянием выдвижения, при этом вспомогательный привод разблокировки либо:

установлен на подкосе и выполнен так, что когда звено замка находится во втором запорном положении, звено замка пересекает траекторию срабатывания, но когда звено замка находится в первом запорном положении, звено замка не пересекает траекторию срабатывания, так что перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения разблокирует звено замка посредством вхождения в контакт со звеном замка, когда звено замка находится во втором запорном положении, однако перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения не разблокирует звено замка, когда звено замка находится в первом запорном положении; либо

установлен на звене замка и выполнен так, что когда звено замка находится во втором запорном положении, подкос пересекает траекторию срабатывания, но когда звено замка находится в первом запорном положении, подкос не пересекает траекторию срабатывания, так что перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения разблокирует звено замка посредством вхождения в контакт с подкосом, когда звено замка находится во втором запорном положении, однако перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения не разблокирует звено замка, когда звено замка находится в первом запорном положении.

Таким образом, узел шасси согласно второму аспекту снабжен вспомогательным приводом разблокировки, который не требует специальной опорной точки на корпусе летательного аппарата и расположен так, что случайное срабатывание вспомогательного привода разблокировки не приведет к деблокированию шасси, когда оно пребывает в выпущенном состоянии. Это может позволить создать схему, в которой размер и/или вес привода разблокировки можно уменьшить и/или повысить надежность деблокирования звена замка из второго запорного положения по сравнению с некоторыми схемами, не требуя дополнительной опорной точки на летательном аппарате.

Вспомогательный привод разблокировки может быть соединен с подкосом; например, первым элементом подкоса.

Вспомогательный привод разблокировки может жестко соединяться с подкосом или звеном замка, так что перемещение подкоса непосредственно вызывает соответствующее перемещение вспомогательного привода разблокировки. Например, привод может соединяться с помощью механического крепления, например с помощью одного или более гаечно-болтовых соединений, с монтажным ухом на подкосе или звене замка.

Вспомогательный привод разблокировки может содержать линейный привод и соединяться с первым элементом подкоса в таком ориентационном положении, что траектория срабатывания концевого исполнительного звена, по существу, параллельна продольной оси первого элемента подкоса или, по существу, перпендикулярна контактной поверхности звена замка.

В качестве альтернативы вспомогательный привод разблокировки может быть шарнирно соединен с первым элементом подкоса и шарнирно соединен с ножкой, сама же ножка шарнирно соединена с подкосом и образует концевое исполнительное звено.

Вспомогательный привод разблокировки может снабжаться энергией от иного источника питания, чем привод разблокировки, например иных гидравлических или электрических источников питания.

Дополнительные признаки первого аспекта могут применяться ко второму аспекту и наоборот.

Согласно третьему аспекту изобретения предложен летательный аппарат, включающий в себя один или более узлов шасси летательного аппарата согласно первому и/или второму аспектам.

Краткое описание чертежей

Лишь в качестве примера далее будут описаны определенные варианты осуществления изобретения со ссылкой на сопроводительные чертежи, на которых

Фиг. 1 - схема узла шасси летательного аппарата согласно одному варианту осуществления изобретения в выпущенном положении, где подкос и звено замка находятся в запорных положениях;

Фиг. 2 - схема узла шасси по Фиг. 1, где звено замка находится в пассивном положении;

Фиг. 3 - схема узла шасси по Фиг. 1, где звено замка и подкос находятся в пассивном положении;

Фиг. 4 - схема узла шасси по Фиг. 1, где звено замка находится во втором запорном положении, а подкос - в пассивном положении;

Фиг. 5 - схема узла шасси по Фиг. 1, где показан вспомогательный привод разблокировки, когда шасси выпущено;

Фиг. 6 - схема узла шасси по Фиг. 1, где показан вспомогательный привод разблокировки, когда шасси убрано;

Фиг. 7 - схема узла шасси летательного аппарата согласно другому варианту осуществления изобретения с вспомогательным приводом разблокировки другого типа, когда шасси выпущено;

Фиг. 8 - схема узла шасси по Фиг. 7, где показан вспомогательный привод разблокировки, когда шасси убрано.

Подробное описание

На Фиг. 1 показан узел 10 шасси летательного аппарата согласно одному варианту осуществления изобретения. Узел 10 шасси летательного аппарата может представлять собой основной узел шасси или носовой узел шасси.

Основная несущая стойка 12 имеет основную шарнирную опору 14 летательного аппарата на первом, верхнем конце, выполненную с возможностью обеспечения шарнирного соединения с корпусом AF летательного аппарата. Стойка 12 может перемещаться вокруг оси шарнирной опоры 14 между убранным положением для полета и выпущенным положением для взлета, посадка и рулежки.

В данном варианте осуществления стойка 12 представляет собой стойку с масляным амортизатором, имеющую верхний цилиндр 12a и телескопическую скользящую трубку 12b. Однако в других вариантах осуществления стойка может принимать любую подходящую форму и может содержать, например, жесткую стойку.

Второй конец стойки 12, в данном варианте осуществления нижний конец скользящей трубки 12b, когда стойка 12 выпущена, выполнен с возможностью формирования узла контакта с землей или соединения с ним, например колесно-тормозного узла 16. В данном варианте осуществления нижний конец скользящей трубки 12b выполнен с возможностью соединения с узлом контакта с землей. Колесно-тормозной узел может содержать одну или более колесных и тормозных пар, установленных на одной или более осях. В некоторых вариантах осуществления множество осей могут быть смонтированы на тележке шасси или другой поворотной консоли, соединенной с возможностью поворота непосредственно или опосредованно со вторым концом стойки. В других вариантах осуществления узел контакта с землей может содержать полозковое шасси и т.п.

Узел 10 шасси дополнительно содержит подкос 18, выполненный с возможностью удерживания основной стойки 12 в выпущенном состоянии. Подкос 18 содержит первый элемент 18a подкоса, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента 18b подкоса для формирования шарнира 20 при вершине подкоса, при этом второй конец первого элемента 18a подкоса образует шарнирную опору 22 подкоса, посредством которой подкос 18 приспособлен для шарнирного соединения с корпусом AF летательного аппарата. Второй конец второго элемента 18b подкоса образует вторую шарнирную опору 24 подкоса, выполненную с возможностью шарнирного соединения с ухом 12c на внешнем цилиндре 12a стойки 12, так что подкос 14 может складываться и раскладываться между запорным положением, показанным на Фиг. 1, в котором подкос препятствует перемещению стойки из выпущенного положения в убранное положение, и пассивным положением, в котором подкос позволяет стойке перемещаться из выпущенного положения в убранное положение.

В проиллюстрированном варианте осуществления элементы 18a, 18b подкоса представляют собой удлиненные прямые штанги, имеющие «ушные пары» на своих концах для формирования шарнирных опор 22, 24 подкоса и шарнира 20 при вершине подкоса. Таким образом, каждый элемент 18a, 18b подкоса имеет продольную ось L1, L2, проходящую между поворотными осями на его концах. При нахождении в запорном положении продольная ось L1 первого элемента 18a подкоса расположена, по существу, на одной прямой с продольной осью L2 первого элемента 18b подкоса, чтобы установить подкос 18 по схема расположения по линии центров, при которой одна или более опор (не показано) не допускают дальнейшего складывания подкоса 18 в одном направлении поворота вокруг шарнира 20 при вершине. В этом состоянии подкос 18 воспринимает аксиальные нагрузки, прикладываемые к нему основной стойкой 12, стремящейся переместиться из выпущенного положения. Когда подкос 18 находится в сложенном положении, он не воспринимает аксиальные нагрузки, прикладываемые к нему основной стойкой 12, чтобы удерживать основную стойку 12 в выпущенном состоянии. В других вариантах осуществления элементы 18a, 18b подкоса могут иметь любую подходящую форму; например, подкосу не требуется располагаться по линии центров при нахождении в запорном положении, поскольку звено замка (описанное ниже) может удерживать подкос в запорном положении.

Узел 10 шасси дополнительно содержит звено 26 замка, содержащее первый элемент 26a звена, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента 26b звена для формирования шарнира 28 при вершине звена замка, при этом второй конец первого элемента 26a звена образует шарнирную опору 30 звена замка, посредством которой звено замка приспособлено для шарнирного соединения со стойкой 12 в первом месте, находящемся ближе к первому концу стойки 12, чем второму концу. Шарнирная опора 30 звена замка может быть шарнирно соединена с ухом 12d или другими пригодными монтажными конструкциями, продолжающимися от области основной стойки 12 над основной шарнирной опорой 14 летательного аппарата в направлении шарнирной опоры 22 подкоса. Второй конец второго элемента 26b звена образует шарнирную опору, соединенную с возможностью поворота с шарниром 20 при вершине подкоса. В других вариантах осуществления звено замка может иметь любую подходящую точку крепления к основной стойке и подкосу.

Узел 10 шасси имеет восстанавливаемую геометрию. Таким образом, звено 26 замка расположено так, что оно может складываться и раскладываться между следующими положениями: первым запорным положением, показанным на Фиг. 1, в котором звено 26 замка препятствует перемещению подкоса 18 из запорного положения в пассивное положение; пассивным положением, показанным на Фиг. 2 и 3, в котором звено 26 замка позволяет подкосу 18 переместиться из запорного положения в пассивное положение; а также вторым запорным положением, показанным на Фиг. 4, в котором звено 26 замка препятствует перемещению стойки 12 из убранного положения в выпущенное положение.

Пассивное положение находится между первым и вторым запорными положениями, когда стойка перемещается между выпущенным положением и убранным положением.

В проиллюстрированном варианте осуществления элементы 26a, 26b звена замка представляют собой удлиненные прямые штанги, имеющие «ушные пары» на своих концах для формирования шарнирных опор 20, 30 звена замка и шарнира 28 при вершине замка. Таким образом, каждый элемент 26a, 26b звена замка имеет продольную ось L3, L4, проходящую между поворотными осями на их концах. При нахождении в запорном положении продольная ось L3 элемента 26a звена замка расположена, по существу, на одной прямой с продольной осью L4 второго элемента 26b звена замка, чтобы установить звено 26 замка по схеме расположения по линии центров, при которой одна или более опор (не показано) не допускают дальнейшего складывания звена 26 замка в одном направлении поворота вокруг шарнира 28 при вершине. Могут использоваться пружины (не показано) в различных местах, чтобы удерживать звенья замка в их заблокированных положениях, когда шасси выпущено или убрано. Находясь в первом запорном положении, звено 26 замка воспринимает аксиальные нагрузки, приложенные к нему подкосом 18. Звено 26 замка также воспринимает нагрузки, приложенные к нему основной стойкой 12, стремящейся переместиться из убранного положения, когда оно находится во втором запорном положении. Когда звено 26 замка находится в сложенном положении, оно не воспринимает приложенные к нему аксиальные нагрузки. В других вариантах осуществления элементы 26a, 26b звена замка могут иметь любую подходящую форму.

Узел 10 шасси дополнительно содержит привод 32 разблокировки, имеющий первый конец, шарнирно соединенный посредством первой шарнирной опоры 34 привода с первым элементом 18a подкоса, чтобы формировать первую точку поворота привода. Второй конец привода 32 шарнирно соединен со звеном 26 замка посредством второй шарнирной опоры 36 привода, чтобы формировать вторую точку поворота привода. Вторая шарнирная опора 36 привода расположена так, чтобы быть ближе к шарниру 28 при вершине замка, чем второму концу второго элемента 26b звена замка, с целью обеспечения выигрыша в силе, но это не является обязательным условием; например, вторая шарнирная опора 36 привода может располагаться на другой стороне вершины 20 подкоса, так что привод 32 разблокировки оказывает толкающее усилие, а не тянущее усилие, чтобы выполнить разблокировку из выпущенного положения, совершая при этом реверс в убранном положении.

Привод 32 разблокировки выполнен с возможностью изменения расстояния между первой шарнирной опорой 34 привода и второй шарнирной опорой 36 привода, так что в данном варианте осуществления привод 32 может перемещать звено 26 замка из первого запорного положения в пассивное положение посредством отведения назад. Это проиллюстрировано на Фиг. 2. В вариантах осуществления изобретения подъемник 38 шасси может иметь любую пригодную конфигурацию, например, соединяться на одном конце с опорной точкой на корпусе AF летательного аппарата, а на другом конце - с ухом 12e на основной стойке 12. В других вариантах осуществления привод разблокировки может соединяться с первым элементом подкоса в месте, расположенном ближе к шарнирной опоре 22 подкоса, чем шарниру 20 при вершине подкоса, и соединяться с любым звеном 26a, 26b звена 26 замка, так что привод разблокировки также служит в качестве подъемника шасси.

После того как звено 26 замка разблокировано, дальнейшее раскладывание заставляет подкос 18 принять ломаную форму и разложиться с переходом в пассивное положение. Как показано на Фиг. 3, подъемник 38 шасси может затем переместить основную стойку 12 в убранное положение, при этом одновременно подкос 18 и звено 26 замка совершают пассивный поворот благодаря перемещению основной стойки 12. По ходу уборки шасси геометрия узла и нагрузка, создаваемая подъемником шасси, «пересиливают» привод 32 разблокировки и заставляют его изменить направление и выдвинуться, а его ось заставляют перейти через центр шарнира 20 при вершине подкоса. По мере того как основная стойка 12 приближается к убранному положению, привод 32 разблокировки продолжает оказывать тянущее усилие и вытягивает звено 26 замка в линию, а затем располагает по линии центров, заставляя звено 26 замка принять второе запорное положение.

Таким образом, узел 10 шасси включает в себя привод 32 разблокировки, который прикреплен к верхнему элементу 18a подкоса. Автор настоящего изобретения обнаружил, что это приводит к восстановлению геометрии, при котором привод 32 разблокировки может прикладывать усилие лишь в одном направлении, чтобы разблокировать звено 26 замка при выпущенном положении стойки, а затем заблокировать его снова в убранном положении шасси, тем самым устраняя необходимость в последовательном управлении в процессе перемещения основной стойки 12 из одного положения в другое.

Когда основная стойка 12 должна быть выпущена, привод 32 разблокировки может перемещать звено замка из второго запорного положения в пассивное положение посредством выдвижения.

Как показано на Фиг. 5, в проиллюстрированном варианте осуществления узел 10 шасси дополнительно содержит линейный вспомогательный привод 40 разблокировки или привод "сбрасывателя", выполненный с возможностью дополнения или замены силы разблокирования, прикладываемой к звену 26 замка приводом 32 разблокировки, когда звено 26 замка удерживает основную стойку 12 в убранном положении; например, если привод разблокировки вышел из строя. Вспомогательный привод 40 разблокировки выполнен с возможностью изменения по длине между первым состоянием выдвижения и вторым состоянием выдвижения. Вспомогательный привод 40 разблокировки установлен на первом элементе 18a подкоса так, что он обращен к звену 26 замка, когда основная стойка 12 находится в убранном положении, показанном на Фиг. 6, так что выдвижение вспомогательного привода 40 разблокировки заставляет концевое исполнительное звено, которое в данном варианте осуществления представляет собой свободный конец E привода 40, перемещаться вдоль траектории срабатывания, чтобы прийти в соприкосновение с контактной поверхностью на звене 26 замка для разблокирования звена 26 замка, когда звено 26 замка находится во втором запорном положении. Контактная поверхность может содержать опорный элемент A, предусмотренный или установленный на звене 26 замка для контакта со свободным концом E вспомогательного привода 40 разблокировки, когда он приводится в действие для выдвижения. Предпочтительно траектория срабатывания, по существу, ортогональна контактной поверхности, по меньшей мере, участок траектории срабатывания, прилегающий к контактной поверхности.

Вспомогательный привод 40 разблокировки установлен неподвижно относительно элемента 18a подкоса; например, с помощью пары гаечно-болтовых креплений или любого другого подходящего крепления, либо посредством сцепления. Предпочтительно, когда вспомогательный привод 40 разблокировки находится на верхнем элементе 18a подкоса и расположен так, чтобы быть обращенным к звену 26 замка, когда основная стойка 12 находится в убранном положении, геометрия основной стойки 12, подкоса 18 и звена 26 замка предполагает, что вспомогательный привод 40 разблокировки не будет обращен к звену 26 замка, когда стойка находится в выпущенном состоянии. Это показано на Фиг. 5. Таким образом, когда звено 26 замка находится в первом запорном положении, случайное срабатывание вспомогательного привода 40 разблокировки не сможет разблокировать звено 26 замка.

Как показано на Фиг. 7 и 8, в другом варианте осуществления узел 50 шасси может быть оснащен линейным вспомогательным приводом 52 разблокировки, выполненным с возможностью выдвижения или отведения назад для перемещения поворотной ножки 54, шарнирно закрепленной на части подкоса 18, такой как шарнир 20 при вершине. Привод 52 шарнирно соединен с подкосом 18 посредством шарнирной опоры 56 и шарнирно соединен с ножкой 54 посредством шарнирной опоры 58. Как показано на Фиг. 8, когда стойка находится в убранном положении, качающаяся ножка 54 расположена достаточно близко к опоре A звена замка, чтобы разблокировать звено замка посредством в данном случае выдвижения вспомогательного привода 52. Однако, когда стойка 12 находится в выпущенном состоянии, показанном на Фиг. 7, выдвижение привода 52 не заставит ножку 54 соприкоснуться с опорой A.

В других вариантах осуществления вспомогательный привод разблокировки может быть выполнен с возможностью воздействия непосредственно на звено замка, а не на опору на нем.

В других вариантах осуществления вышеописанные примеры могут быть изменены так, что вспомогательный привод разблокировки установлен на звене замка и выполнен с возможностью контакта с подкосом, чтобы звено замка приняло ломаную форму. Такие варианты осуществления имеют преимущество в том, что силовые линии привода разблокировки и вспомогательного привода разблокировки относительно разобщены, что уменьшает вероятность повреждения, вызванного общей причиной. Предпочтительно вспомогательный привод разблокировки снабжается энергией от иного источника питания, чем привод разблокировки, например иного гидравлического источника питания.

В других вариантах осуществления узел шасси может иметь любую восстанавливаемую геометрию (т.е. привод разблокировки может не соединяться с первым элементом 18a подкоса) и быть оснащенным вспомогательным приводом 40 разблокировки согласно вышеприведенному описанию.

В проиллюстрированном варианте осуществления привод 32 разблокировки, вспомогательный привод 40 разблокировки и подъемник 38 шасси представляют собой линейные приводы, однако в других вариантах осуществления может использоваться привод любого пригодного типа.

Следует отметить, что вышеупомянутые варианты осуществления иллюстрируют, но не ограничивают изобретение, при этом специалисты в данной области техники смогут предложить многие альтернативные варианты осуществления без отхода от объема изобретения, определяемого прилагаемой формулой изобретения.

Похожие патенты RU2795183C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО РАЗБЛОКИРОВКИ ШАССИ В ВЫПУЩЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ И ШАССИ, ОСНАЩЕННОЕ ТАКИМ УСТРОЙСТВОМ 2011
  • Дюко Доминик
RU2523366C1
УСТРОЙСТВО УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Дюбюиссон Марк
  • Брюн Марк
RU2488523C2
ШАССИ С ФЮЗЕЛЯЖНОЙ УСТАНОВКОЙ 2012
  • Салмон Джеймс Джейсон
  • Бармичев Сергей Д.
  • Лонг Майкл Аллан
RU2617295C2
ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С РАЗБЛОКИРОВКОЙ СРЕДСТВА СТАБИЛИЗАЦИИ СКЛАДЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДКОСА 2009
  • Мартине Лоран
  • Буалле Франсуа
  • Балдуччи Жерар
RU2453471C1
СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИРЕНСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ СТОЯНКЕ И ПОДКОС-ПОДЪЕМНИК (ВАРИАНТЫ) 2016
  • Спивак Евгений Евгеньевич
  • Серяков Николай Николаевич
RU2628002C1
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ПЕРЕДНИХ СТВОРОК НИШИ ШАССИ САМОЛЕТА 2010
  • Дубовский Эдуард Александрович
  • Табакин Евгений Эдуардович
RU2427502C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШАССИ 2009
  • Алло Жан-Люк
  • Шмидт Роберт Кайл
RU2487053C2
УЗЕЛ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СПОСОБ СБОРКИ ТАКОГО УЗЛА 2018
  • Коттет, Джастин
  • Касворт, Джеймс
  • Зонненбург, Георг
RU2760071C2
Основная опора убирающегося лыжного шасси самолета 1976
  • Смирнов Н.П.
SU575839A1
УБИРАЮЩАЯСЯ ОПОРА ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Козлов Михаил Дмитриевич
  • Абрашкин Анатолий Ильич
  • Костюченко Александр Павлович
  • Спивак Евгений Евгеньевич
  • Спивак Сергей Евгеньевич
  • Егупов Виталий Дмитриевич
RU2545239C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 795 183 C2

Реферат патента 2023 года УЗЕЛ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к шасси летательного аппарата. Узел (10) шасси летательного аппарата содержит основную несущую стойку (12), подкос (18), звено замка (26), привод разблокировки (32). Звено замка (26) может перемещаться для принятия первого запорного положения с целью воспрепятствования перемещению подкоса (18), когда основная стойка (12) находится в выпущенном положении, и второго запорного положения с целью воспрепятствования перемещению основной стойки (12) при ее пребывании в убранном положении. Привод разблокировки (32) имеет первый конец, шарнирно соединенный с первым элементом (18а) подкоса в первой точке поворота привода, и второй конец, шарнирно соединенный со звеном замка (26) во второй точке поворота привода. Привод выполнен с возможностью перемещения звена замка из первого запорного положения в пассивное положение посредством выдвижения или отведения назад и с возможностью перемещения звена замка из пассивного положения во второе запорное положение посредством того же выдвижения или отведения назад. Достигается упрощение конструкции узла шасси. 3 н. и 12 з.п ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 795 183 C2

1. Узел шасси летательного аппарата, содержащий:

основную несущую стойку, имеющую первый конец, выполненный с возможностью подвижного соединения с летательным аппаратом, с обеспечением перемещения стойки между убранным положением для полета и выпущенным положением для взлета и посадки, и второй конец, выполненный с возможностью формирования узла контакта с землей или соединения с ним;

подкос, содержащий первый элемент подкоса, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента подкоса с формированием шарнира при вершине подкоса, при этом второй конец первого элемента подкоса выполнен с возможностью шарнирного соединения с летательным аппаратом, и второй конец второго элемента подкоса выполнен с возможностью шарнирного соединения со стойкой, так что подкос выполнен с возможностью складывания и раскладывания между:

запорным положением, в котором подкос выполнен с возможностью препятствования перемещению стойки из выпущенного положения в убранное положение; и

пассивным положением, в котором подкос выполнен с возможностью обеспечения перемещения стойки из выпущенного положения в убранное положение;

звено замка, содержащее первый элемент звена, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента звена с формированием шарнира при вершине звена замка, при этом второй конец первого элемента звена шарнирно соединен со стойкой в первом месте, находящемся ближе к первому концу стойки, чем второму концу, при этом второй конец второго элемента звена соединен с подкосом на шарнире при вершине подкоса или рядом с ним, так что звено замка выполнено с возможностью складывания и раскладывания между:

первым запорным положением, в котором звено замка выполнено с возможностью препятствования перемещению подкоса из запорного положения в пассивное положение;

пассивным положением, в котором звено замка выполнено с возможностью обеспечения перемещения подкоса из запорного положения в пассивное положение; и

вторым запорным положением, в котором звено замка выполнено с возможностью препятствования перемещению стойки из убранного положения в выпущенное положение, при этом пассивное положение находится между первым и вторым запорными положениями при перемещении стойки между выпущенным положением и убранным положением; и

отличающийся тем, что узел шасси летательного аппарата содержит привод разблокировки, где привод разблокировки имеет первый конец, шарнирно соединенный с первым элементом подкоса в первой точке поворота привода, и второй конец, шарнирно соединенный со звеном замка во второй точке поворота привода, так что привод выполнен с возможностью перемещения звена замка из первого запорного положения в пассивное положение посредством выдвижения или отведения назад, и тем, что привод выполнен с возможностью перемещения звена замка из пассивного положения во второе запорное положение посредством того же выдвижения или отведения назад.

2. Узел по п.1, в котором узел шасси выполнен так, что привод разблокировки выполнен с возможностью перемещения звена замка из второго запорного положения в пассивное положение посредством действия, противоположного выдвижению или отведению назад.

3. Узел по любому предшествующему пункту, в котором первый конец привода разблокировки соединен с первым элементом подкоса в месте, находящемся ближе к шарниру при вершине подкоса, чем второму концу первого элемента подкоса.

4. Узел по любому предшествующему пункту, в котором второй конец привода разблокировки шарнирно соединен со вторым звеном замка.

5. Узел по любому предшествующему пункту, дополнительно содержащий вспомогательный привод разблокировки, включающий в себя концевое исполнительное звено и выполненный с возможностью перемещения концевого исполнительного звена вдоль траектории срабатывания между первым состоянием выдвижения и вторым состоянием выдвижения, при этом вспомогательный привод разблокировки либо:

установлен на подкосе и выполнен так, что когда звено замка находится во втором запорном положении, звено замка пересекает траекторию срабатывания, и когда звено замка находится в первом запорном положении, звено замка не пересекает траекторию срабатывания, так что перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения разблокирует звено замка посредством вхождения в контакт со звеном замка, когда звено замка находится во втором запорном положении, и перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения не разблокирует звено замка, когда звено замка находится в первом запорном положении; либо

установлен на звене замка и выполнен так, что когда звено замка находится во втором запорном положении, подкос пересекает траекторию срабатывания, и когда звено замка находится в первом запорном положении, подкос не пересекает траекторию срабатывания, так что перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения разблокирует звено замка посредством вхождения в контакт с подкосом, когда звено замка находится во втором запорном положении, и перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения не разблокирует звено замка, когда звено замка находится в первом запорном положении.

6. Узел по любому предшествующему пункту, дополнительно содержащий подъемник шасси, выполненный с возможностью изменения по длине между первым состоянием выдвижения и вторым состоянием выдвижения, при этом подъемник шасси соединен с основной стойкой так, что перемещение подъемника шасси из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения вызывает перемещение основной стойки из выпущенного положения в убранное положение.

7. Узел по п.6, в котором подъемник шасси отличен от привода разблокировки.

8. Узел по любому предшествующему пункту, в котором привод разблокировки содержит линейный привод, и/или, будучи подчиненным п.5, вспомогательный привод разблокировки содержит линейный привод, и/или, будучи подчиненным п.6 или 7, подъемник шасси содержит линейный привод.

9. Узел шасси летательного аппарата, содержащий:

основную несущую стойку, имеющую первый конец, выполненный с возможностью подвижного соединения с летательным аппаратом с обеспечением перемещения стойки между убранным положением для полета и выпущенным положением для взлета и посадки, и второй конец, выполненный с возможностью формирования узла контакта с землей или соединения с ним;

подкос, содержащий первый элемент подкоса, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента подкоса с формированием шарнира при вершине подкоса, при этом второй конец первого элемента подкоса выполнен с возможностью шарнирного соединения с летательным аппаратом, и второй конец второго элемента подкоса выполнен с возможностью шарнирного соединения со стойкой, так что подкос выполнен с возможностью складывания и раскладывания между:

запорным положением, в котором подкос выполнен с возможностью препятствования перемещению стойки из выпущенного положения в убранное положение; и

пассивным положением, в котором подкос выполнен с возможностью обеспечения перемещения стойки из выпущенного положения в убранное положение;

звено замка, содержащее первый элемент звена, имеющий первый конец, шарнирно соединенный с первым концом второго элемента звена с формированием шарнира при вершине звена замка, при этом второй конец первого элемента звена шарнирно соединен со стойкой в первом месте, находящемся ближе к первому концу стойки, чем второму концу, при этом второй конец второго элемента звена соединен с подкосом на шарнире при вершине подкоса или рядом с ним, так что звено замка выполнено с возможностью складывания и раскладывания между:

первым запорным положением, в котором звено замка выполнено с возможностью препятствования перемещению подкоса из запорного положения в пассивное положение;

пассивным положением, в котором звено замка выполнено с возможностью обеспечения перемещения подкоса из запорного положения в пассивное положение; и

вторым запорным положением, в котором звено замка выполнено с возможностью препятствования перемещению стойки из убранного положения в выпущенное положение, при этом пассивное положение находится между первым и вторым запорными положениями при перемещении стойки между выпущенным положением и убранным положением; и

отличающийся тем, что узел шасси летательного аппарата содержит вспомогательный привод разблокировки, где вспомогательный привод разблокировки включает в себя концевое исполнительное звено и выполнен с возможностью перемещения концевого исполнительного звена вдоль траектории срабатывания между первым состоянием выдвижения и вторым состоянием выдвижения, при этом вспомогательный привод разблокировки либо:

установлен на подкосе и выполнен так, что при нахождении звена замка во втором запорном положении, звено замка пересекает траекторию срабатывания, и при нахождении звена замка в первом запорном положении, звено замка не пересекает траекторию срабатывания, так что перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения разблокирует звено замка посредством вхождения в контакт со звеном замка при нахождении звена замка во втором запорном положении, и перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения не разблокирует звено замка при нахождении звена замка в первом запорном положении; либо

установлен на звене замка и выполнен так, что при нахождении звена замка во втором запорном положении, подкос пересекает траекторию срабатывания, и при нахождении звена замка в первом запорном положении, подкос не пересекает траекторию срабатывания, так что перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения разблокирует звено замка посредством вхождения в контакт с подкосом при нахождении звена замка во втором запорном положении, и перемещение концевого исполнительного звена из первого состояния выдвижения во второе состояние выдвижения не разблокирует звено замка при нахождении звена замка в первом запорном положении.

10. Узел по п.9, в котором вспомогательный привод разблокировки соединен с первым элементом подкоса.

11. Узел по п.9 или 10, в котором вспомогательный привод разблокировки жестко соединен с подкосом, так что перемещение подкоса непосредственно вызывает соответствующее перемещение вспомогательного привода разблокировки.

12. Узел по п.11, в котором вспомогательный привод разблокировки содержит линейный привод и соединен с первым элементом подкоса в таком ориентационном положении, что траектория срабатывания концевого исполнительного звена, по существу, перпендикулярна поверхности второго элемента звена замка, с которым концевое исполнительное звено входит в контакт, чтобы звено замка приняло ломаную форму.

13. Узел по п.9 или 10, в котором вспомогательный привод разблокировки шарнирно соединен с первым элементом подкоса и шарнирно соединен с ножкой, сама же ножка шарнирно соединена с подкосом и образует концевое исполнительное звено.

14. Узел по любому из пп.9-13, в котором вспомогательный привод разблокировки снабжается энергией от иного источника питания, чем привод разблокировки.

15. Летательный аппарат, включающий в себя один или более узлов шасси летательного аппарата по любому предшествующему пункту.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2795183C2

US2012037752 A1, 16.02.2012
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДИФФУЗИОННОГО СОКА 1999
  • Славянский А.А.
  • Гаврилов А.М.
  • Кулаковская Л.А.
  • Матюха С.В.
  • Добровольский Н.Г.
RU2161202C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ВЫПУСКА И УБОРКИ ШАССИ САМОЛЁТА 2015
  • Малахов Евгений Владимирович
  • Александров Илья Викторович
RU2588357C1
ШТАТИВ ДЛЯ ВЫСУШИВАНИЯ ОСАДКОВ В ПРОБИРКАХ 1932
  • Попов С.А.
SU37349A1

RU 2 795 183 C2

Авторы

Беннетт Айан Роберт

Даты

2023-05-02Публикация

2018-12-07Подача