Изобретение относится к авиации, а именно к взлетно-посадочным устройствам, и может быть применено на многоцелевых летательных аппаратах. Известны летательные аппараты с лыжными шасси С13. Однако известные лыжные шасси не убираются, что существенно увеличивает лобовое сопротивление летател ного аппарата, а также трудно заменяются на колесные шасси .без существенных доработок. Известна стойка шасси самолета, выполненная по пирамидальной схеме и содержащая амортизатор, шток которого обращен вверх, боковой и задний Кодкосы и лыжу 23. При таком лыжном шасси необходима хорошая колея и, кроме того, невозможна уборка и нагружение элементов шасси большими нагрузками от момента, действующего в плоскости полоза лыжи (например, при страгивании примерзших лыж или при разворотах самолета) . Целью изобретения является повышение надежности работы опоры. Указанная цель достигается тем, что опора снабжена дополнительной стойкой, содержащей подкос и амортизатор, прикрепленные к фюзеляжу с помощью карданов, а к лыже - с помО щью универсального шарнира, причем передний подкос пирамидальной стойки и подкос дополнительной стойки установлены параллельно . в одной плоскости, при этом задний подкос пирамидальной стойки выполнен в виде гидравлического силового цилиндра с замком, фиксируквдим выпущенное положение лыжи, а лыжа снабжена упорным роликом, взаимодействукядим с опорной площадкой фюзеляжа и дoпoлниteльныI I амортизатором стабилизации движения лыжи относительно ее продольной оси. На фиг. .1 показана конструкция лыжного шасси в выпущенном положении; на фиг. 2 - то же, вид сбоку на фиг. 3 - то же, вид спереди на . фиг. 4 - конструкция лыжного шасси в убранном положении, вид спереди. Предлагаемая конструкция содержит лыжу 1, на продольной оси которой расположены гнезда с подшипниками, в которые установлены нижнее звено 2 кардана основного амортизатора 3, соединенного с нижним звеном 2 при помощи промежуточного звена 4, и нижнее звено.5 кардана стабилизирующего амортизатора 6, соединенного с нижним эвеном 5 с помощью промежуто ного эвена 7. Основной 3 и стабилизирующий 6 амортизаторы крепятся к узлам фюзеляжа с помощью промежуточных звеньев 8 и 9 верхних карданов. С узлами фюзеляжа через промежуточные звенья 10 и 11 соединены также боковые . подкосы 12 и 13 основного 3 и стабилизирующего б амор тизаторов. Кроме того, основной амо тизатор 3 шарнирно соединен с задним подкосом 14, причем звенья этог шарнира имеют возможность вращения вокруг своих продольных осей. Задний подкос 14 соединен с узлом фюзе ляжа через промежуточное звено 15. Между лыжей 1 и основным амортизато ром 3 имеется упругая связь в виде поддерживаклдего амортизатора 16, ко торый имеет предварительную затяжку и может как растягиваться, так и сокращаться. Звенья шарнира 17 креп ления поддерживакядего амортизатора 16 к лыже 1 имеют возможность враще ния вокруг своих продольных осей. На лыже установлен ролик 18, а на фюзеляже ответный опорный рельс 19 Нормальную работу опоры шасси обеспечивают следующие геометрические соотношения: продольные оси основного 3 и ста билизиру ощего 6 с1мортизаторов и оси их боковых подкосов 12 и 13 выполне ны параллельно длина основного 3 и стабилизирую щего б амортизаторов одинаковая при их поджатом положении; боковые подкосы 12 и 13 выполнен одинаковой длины. Устройство работает следуюцим образом. Под действием внешней нагрузки основной 3 и стабилизирующий б ai-iop тизаторы сжимаются, что приводит ле жащие в одной плоскости подкосы 12 14 к синхронному повороту вокруг осей их навески на узлах фюзеляжа. При этом происходит перемещение лыжи 1 вверх и несколько в сторону в направлении размаха крыла. Контакт лыжи 1 с поверхностью аэродрома полностью сохраняется, так как она может качаться в поперечном нап равлении на осях, соединяющих ее с головками основного 3 и стабилизиру щего б амортизаторов. Поддерживающий амортизатор . 16 в этом случае растягивается. При качании лыжи 1 вокруг поперечной оси звена 2 работ ет только стабилизирующий аг/юртизатор б, а задний конец лыжи 1 перемещается не только в вертикальном направлении, но и несколько в сторо ну. Благодаря вертикальным осям звеньев 2 и 5 происходит некоторый поворот лыжи 1 относительно этих осей и при этом не возникают дЬполнительные нагрузки на конструкцию шасси и фюзеляжа самолета. Уборка лыжи достигается за счет схемы, состоящей из двух звеньев параллелограг.1ма. Одно звено состоит из основного амортизатора 3 и бокового подкоса 12, второе - из стабилизируюцего амортизатора б и бокового подкоса 13. При уборке первое звено поворачивается вокруг оси 20 (фиг. 3), проходящей через болты крепления амортизатора 3 и бокового подкоса 12 к промежуточным звеньям 8 и 10. Второе звено поворачивается аналогично первому звену. При таком движении звеньев параллелограмма происходит плоскопараллельное перемещение лыжи 1 в направлении к фюзеляжу, что обеспечивается карданными подвесками лыжи 1 и продольными и поперечными осями звеньев 2 и 5. Во всех перечисленных соединениях при уборке лыжи происходит относительное перемещение. В процессе уборки лыжи, при ее подходе к обтекателю 21 (фиг. 4), установленному на фюзеляже, ролик 18 набегает на рельс 19 и постепенно отклоняет лыжу 1 таким образом, что в конце уборки она по всему периметру прилегает к обтекателю 21 и устанавливается на замок убранного положения известной конструкции (на чертежах не показан). Все перемещени я лыжи, амортизаторов и подкосов обеспечены соосностью и параллельностью болтов крепления подкосов, амортизаторов и лыжи. Уборка и выпуск лыжи осуществляется подкосом 14, который одновременно является гидравлическим силовым цилиндром и имеет встроенный замок выпущенного положения лыжи. Такая конструкция основной опоры убирающегося лыжного шасси самолета позволяет получить большую колею при минимёшьном весе и минимальных размерах обтекателя, разместить узлы крепления и конструкцию шасси полностью снаружи фюзеляжа самолета без контура герметизации. Формула изобретения Основная опора убирающегося лыжного шасси самолета, содержащая пирамидальную стойку, закрепленную посредством карданов на фюзеляже самолета, амортстойку, передний и задний подкосы и лыжу, отличающаяс я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства, она снабжена дополнительной стойкой, содержащей подкос и амортизатор, прикрепленные к фюзеляжу с помощью карданов, а к лыже - с помощью универсального шарнира, причем передний
подкос пирамидальной стойки и подкос дополнительной стдйки установлены параллельно в одной плоскости, при этом задний подкос пирамидальной стойки выполнен в виде гидравлического силового цилиндра с замком, фиксируидим выпущенное положение лыжи, а лыжа снабжена упорным роликом, взаимодействующим с опорной площадкой фюзеляжа и дополнительным амортизатором стабилизации лыжи относитель но ее продольной оси.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Техническое описание сгииолета АН-12П, Киев, 1963, с. 7.
2.Техническое описание самолета Ан-2. Изд. 2, Киев, 1956., с, 104107,-фиг. 109.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пирамидальная стойка убирающегося шасси летательного аппарата | 1976 |
|
SU593400A1 |
ЛЫЖНОЕ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1980 |
|
RU1074011C |
ЛЫЖНОЕ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1989 |
|
RU1793641C |
УБИРАЮЩЕЕСЯ ЛЫЖНОЕ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1984 |
|
RU1213659C |
ШАССИ С ФЮЗЕЛЯЖНОЙ УСТАНОВКОЙ | 2012 |
|
RU2617295C2 |
ОПОРА ШАССИ САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2307046C2 |
Трансформируемый самолет-амфибия вертикального взлета и посадки | 2017 |
|
RU2662311C1 |
ОСНОВНАЯ ОПОРА ШАССИ САМОЛЕТА | 2005 |
|
RU2297366C1 |
ЛЫЖНО-КОЛЕСНОЕ ВЫДВИЖНОЕ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2021 |
|
RU2769263C1 |
УБИРАЮЩАЯСЯ ОПОРА ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2014 |
|
RU2545239C1 |
18
16
Авторы
Даты
1982-11-30—Публикация
1976-04-01—Подача