Приемное устройство автоматической локомотивной сигнализации с функцией восстановления полезного сигнала Российский патент 2023 года по МПК B61L25/06 

Описание патента на изобретение RU2795355C1

Заявляемое изобретение относится к смежным областям железнодорожной автоматики и телемеханики и локомотивного хозяйства. Изобретение обеспечивает повышение устойчивости функционирования автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия (АЛСН) в условиях действия электромагнитных помех большой интенсивности.

Система АЛСН служит для обеспечения условий безопасности движения поездов на перегонах и станциях при скоростях движения до 140 км/ч. Основными функциями АЛСН являются реализация повторительно-предупредительной локомотивной светофорной сигнализации в кабине машиниста; однократный и периодический контроль бдительности машиниста при движении в зоне сближения с препятствием; автоматический контроль скорости движения поезда в определенных точках пути в зоне сближения с препятствием; автоматическое экстренное торможение поезда, если нарушены условия контроля бдительности машиниста или скорость движения поезда [1].

Все функции АЛСН выполняются локомотивными устройствами, которые действуют на основании результатов дешифрации импульсных сигналов числового кода, поступающих на локомотив из напольных устройств автоблокировки или электрической централизации по рельсовым линиям [1].

Сигналы числового кода в процессе распространения по рельсовой линии искажаются под действием стационарных и случайных помех, что может привести к неправильной дешифрации, сбоям в работе локомотивных устройств АЛСН и к нарушениям требований безопасности движения.

Стационарные помехи образуются из нечетных гармоник обратного тягового тока и непрерывно действуют на электрифицированных переменным током участках железных дорог, на частотах кратных промышленной частоте 50 Гц. Случайные импульсные и квазинепрерывные помехи чаще всего возникают вследствие действия электромагнитных полей объектов инфраструктуры железных дорог и реже от электромагнитных полей искровых коммутационных или грозовых разрядов [2, 3].

Известно устройство приема сигналов автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) [4], которое решает одну из частных задач - повышение помехоустойчивости приемного устройства автоматической локомотивной сигнализации при воздействии мощных стационарных помех переменного тягового тока за счет использования режекторного фильтра, настроенного на частоту 50 Гц.

Известно устройство подавления импульсных помех на входе локомотивного приемника АЛС [5]. Технический результат при внедрении данного устройства заключается в повышении эффективности подавления импульсных помех на входе локомотивного приемника АЛС, которое достигается за счет использования схемы адаптивного регулирования порога амплитудного ограничителя сигналов АЛС пропорционально колебаниям их уровня в рельсовой линии при движении локомотива.

Известно также приемное устройство автоматической локомотивной сигнализации [6]. Техническим результатом использования этого устройства является повышение помехоустойчивости приемника сигналов АЛС за счет бланкирования отдельных сигналов при обнаружении их искажения.

Известно устройство для распознавания кодового сигнала на фоне аддитивных помех [7]. Техническим результатом использования данного устройства является повышение помехоустойчивости приемника. Этого удается достичь за счет использования цифровой обработки сигнала с применением средств адаптивной фильтрации.

Представленные выше приемники позволяют повысить помехоустойчивость системы АЛС за счет подавления стационарных и случайных помех. Однако все эти устройства не обеспечивают эффективного подавления низкочастотных импульсных и квазинепрерывных помех, которые возникают по причинам действия магнитного поля объектов инфраструктуры в процессе движения поезда и действуют на частотах сигнала АЛС.

Известен однополосный цифровой фильтр для автоматической локомотивной сигнализации [8]. Технический результат при внедрении данного устройства заключается в повышении эффективности подавления стационарных и случайных помех на входе локомотивного приемника АЛСН за счет сужения полосы пропускания и реализации цифрового фильтра с бесконечной импульсной характеристикой (БИХ). Указанный локомотивный фильтр рассматривается как техническое решение-прототип.

Основным конструктивно-техническим недостатком выбранного прототипа является проблема самовозбуждения по цепи обратной связи БИХ-фильтра, что может привести к снижению его устойчивости и генерации собственных колебаний.

Задачей предлагаемого устройства является повышение устойчивости работы локомотивных устройств АЛСН при действии стационарных и случайных (в т.ч. низкочастотных импульсных и квазинепрерывных) помех большой интенсивности на электрифицированных переменным током участках железных дорог.

Технический результат достигается за счет формирования полезного сигнала на основании идентификации принятой кодовой посылки блоком принятия решения. Для этого применяются блоки расчета взаимнокорреляционной функции (ВКФ) между принятым из рельсовой линии сигналом АЛС в виде смеси сигнал/шум и заданными опорными эталонными сигналами числовых кодов КЖ, Ж и З. При превышении уровня взаимно-корреляционной функции над установленным порогом, в блоке принятия решения определяется тип принятой кодовой посылки и происходит формирование соответствующего эталонного сигнала числового кода, который подается на исполнительное реле локомотивных приборов безопасности для его усиления и дешифрации. Таким образом, исключаются искажения формо-временных параметров сигналов АЛС на этапе фильтрации и достигается повышение порогового значения отношения сигнал/шум.

Предложенное техническое решение поясняется фиг.1, на которой представлена структурная схема предлагаемого приемного устройства автоматической локомотивной сигнализации с функцией восстановления полезного сигнала переменного тока числового кода АЛСН. В состав разрабатываемого устройства входят фильтр низких частот 2, блок расчета ВКФ между сигналами y(t) и кода КЖ 3, блок расчета ВКФ между сигналами y(t) и кода Ж 4, блок расчета ВКФ между сигналами y(t) и кода З 5, а также блок принятия решения со встроенным формирователем эталонного сигнала числового кода 6.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. На вход устройства с приемных катушек 1 поступает смесь полезного сигнала АЛСН и аддитивных помех x(t). Смесь сигнал/шум x(t) проходит через фильтр низких частот 2, предназначенный для исключения действия высокочастотных помех на остальные каскады устройства. Далее отфильтрованный сигнал y(t) поступает одновременно на блоки расчета ВКФ 3, 4 и 5. Каждый из блоков проводит расчет ВКФ между сигналом y(t) и соответствующим опорным эталонным сигналом числовых кодов КЖ, Ж и З. На выходе блока 3 формируется сигнал ccf_kzh(t), на выходе блока 4 формируется сигнал ccf_zh(t) и на выходе блока 5 формируется сигнал ccf_z(t). Сигналы ccf_kzh(t), ccfjzh(t) и ccf_z(t) одновременно поступают на входы блока принятия решения 6, в котором по уровню ВКФ над установленным порогом, принимается решение о типе принятой кодовой посылки и формирование соответствующего эталонного сигнала числового кода. Далее сформированный сигнал АЛСН, который соответствует типу идентифицированного в блоке принятия решения, поступает на исполнительное реле локомотивных приборов безопасности для его усиления и дешифрации 7.

Таким образом, применение приемного устройства автоматической локомотивной сигнализации с функцией восстановления полезного сигнала обеспечивает повышение устойчивости работы локомотивных устройств АЛСН за счет корреляционной обработки принятой смеси сигнал/шум из рельсовой линии при действии стационарных и случайных помех большой интенсивности на электрифицированных переменным током участках железных дорог.

Список использованных источников

1.Венцевич Л.Е. Локомотивные устройства обеспечения безопасности движения поездов и расшифровка информационных данных их работы. - М.: Маршрут, 2006. - 328 с.

2. Шаманов В.И.: Электромагнитная совместимость систем железнодорожной автоматики и телемеханики: учеб. пособие. - М.: ФГБОУ «УМЦ на ЖДТ», 2013.-244 с.

3. Пультяков А.В. Системный анализ устойчивости работы систем автоматической локомотивной сигнализации / А.В. Пультяков, М.Э. Скоробогатов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2018. Т.57, №1. С. 79-89.

4. Локомотивный приемник сигналов автоматической локомотивной сигнализации для участков с электротягой переменного тока: пат.94944 РФ: МПК B61L 25/06 / Шаманов В.И.; Заявитель и патентообладатель ГОУ ВПО МГУПС (МИИТ). - №2009143604/22; Заявл. 26.11.2009; Опубл. 10.06.2010; Бюл. №16.

5. Устройство подавления импульсных помех на входе локомотивного приемника АЛС: пат. 2618616 РФ: МПК7 B61L 25/06 / Аргунов И.А., Вихрова Н.Ю., Розенберг Е.Н., Табунщиков А.К.; Заявитель и патентообладатель ОАО «НИИАС». - №2015154775; Заявл. 21.12.2015, Опубл. 04.05.2017; Бюл. №13.

6. Приемное устройство автоматической локомотивной сигнализации: пат. 165420 РФ: МПК7 B61L 23/00 / Леушин В.Б., Юсупов P.P., Блачев К.Э.; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО СамГУПС. - №2015155567/11; Заявл. 23.12.2015; Опубл. 20.10.2016; Бюл. №29.

7. Устройство для распознавания кодового сигнала на фоне аддитивных помех: пат. 192635 РФ: МПК7 Н04В 1/10 / Григорашвили Ю.Е., Макаров Н.В., Покровский Р.В., Шунин Е.В.; Заявитель и патентообладатель ООО «РЖН». -№2019108216; Заявл. 21.03.2019; Опубл. 24.09.2019; Бюл. №27.

8. Однополосный цифровой фильтр для автоматической локомотивной сигнализации: пат.2727077 РФ: МПК7 B61L 25/06 / Скоробогатов М.Э., Пультяков А.В., Демьянов В.В.; Заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО ИрГУПС. - №2019114631; Заявл. 13.05.19; Опубл. 17.07.20; Бюл. №20.

Похожие патенты RU2795355C1

название год авторы номер документа
Однополосный цифровой фильтр для автоматической локомотивной сигнализации 2019
  • Скоробогатов Максим Эдуардович
  • Пультяков Андрей Владимирович
  • Демьянов Владислав Владимирович
RU2727077C1
Адаптивный приемник сигналов автоматической локомотивной сигнализации 2023
  • Киселева Светлана Владимировна
  • Кузьмин Андрей Игорьевич
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Мурин Сергей Анатольевич
  • Панферов Игорь Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2796436C1
Локомотивное устройство управления движением поезда 2016
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Гришаев Сергей Юрьевич
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Румянцев Сергей Владимирович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2629582C1
УСТРОЙСТВО РЕГИСТРАЦИИ СИГНАЛОВ И ПАРАМЕТРОВ КОДОВ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ (АЛСН) 2006
  • Логинов Сергей Николаевич
  • Кузнецов Денис Евгеньевич
  • Мариночкин Павел Николаевич
  • Правдолюбов Андрей Эвальдович
  • Соколов Андрей Николаевич
  • Кравцов Юрий Александрович
  • Никифоров Борис Данилович
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Абрамов Валерий Михайлович
RU2317589C1
Устройство контроля и предиктивной диагностики бортовой аппаратуры автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия 2019
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Меркулов Павел Михайлович
RU2715101C1
Устройство контроля за управлением поезда и бдительностью машиниста 2019
  • Батраев Владимир Петрович
  • Гринфельд Игорь Наумович
  • Дубчак Ирина Александровна
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Мурин Сергей Анатольевич
  • Микеладзе Александр Константинович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2718621C1
АДАПТИВНЫЙ ПРИЕМНИК СИГНАЛОВ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 2005
  • Абрамов Валерий Михайлович
  • Никифоров Борис Данилович
  • Правдолюбов Андрей Эвальдович
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Соколов Андрей Николаевич
RU2304061C1
Устройство для диагностики релейной локомотивной аппаратуры АЛСН 2019
  • Кузьмин Владислав Сергеевич
  • Табунщиков Александр Константинович
  • Барышев Юрий Алексеевич
  • Титова Наталия Николаевна
RU2725829C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКОМОТИВНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 2004
  • Рабинович Михаил Даниилович
  • Никифоров Борис Данилович
  • Табунщиков Александр Константинович
  • Цыбуля Николай Артемович
  • Барышев Юрий Алексеевич
RU2277054C1
СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ПЕРЕГОНЕ 2012
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Мурин Сергей Анатольевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2503564C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 795 355 C1

Реферат патента 2023 года Приемное устройство автоматической локомотивной сигнализации с функцией восстановления полезного сигнала

Изобретение относится к средствам приема и обработки сигналов АЛС. Приемное устройство подключается между локомотивными катушками и приборами безопасности, при этом включает фильтр низких частот, три параллельно подключенных блока расчета взаимно-корреляционной функции между принятым из рельсовой линии сигналом АЛС в виде смеси сигнал/шум и заданными опорными эталонными сигналами числовых кодов КЖ, Ж и З, входы которых соединены с фильтром нижних частот, и блок принятия решения, входы которого соединены с выходами блоков расчета взаимно-корреляционной функции, а выход соединен с исполнительным реле локомотивных приборов безопасности, обеспечивающими формирование полезного сигнала на основании идентификации принятой кодовой посылки и передачу его на исполнительное реле локомотивных приборов безопасности для его усиления и дешифрации. Достигается повышения устойчивости функционирования автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия в условиях действия электромагнитных помех большой интенсивности на электрифицированных переменным током участках железных дорог. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 795 355 C1

Приемное устройство автоматической локомотивной сигнализации с функцией восстановления полезного сигнала, содержащее фильтр низких частот и подключаемое между локомотивными приемными катушками и приборами безопасности, отличающееся тем, что содержит три параллельно подключенных блока расчета взаимно-корреляционной функции между принятым из рельсовой линии сигналом АЛС в виде смеси сигнал/шум и заданными опорными эталонными сигналами числовых кодов КЖ, Ж и З, входы которых соединены с фильтром нижних частот, и блок принятия решения, входы которого соединены с выходами блоков расчета взаимно-корреляционной функции, а выход соединен с исполнительным реле локомотивных приборов безопасности, обеспечивающими формирование полезного сигнала на основании идентификации принятой кодовой посылки и передачу его на исполнительное реле локомотивных приборов безопасности для его усиления и дешифрации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2795355C1

ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 0
SU190670A1
Способ поездного сигнализирования и устройство для его осуществления 2019
  • Григорашвили Юрий Евгеньевич
  • Макаров Николай Владимирович
  • Покровский Роман Владимирович
  • Шунин Евгений Владимирович
RU2708411C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 1995
  • Беляков И.В.
  • Суханова Н.В.
RU2112681C1
Способ распознавания кодового сигнала на фоне аддитивных помех 2019
  • Григорашвили Юрий Евгеньевич
  • Макаров Николай Владимирович
  • Покровский Роман Владимирович
  • Шунин Евгений Владимирович
RU2701491C1
Однополосный цифровой фильтр для автоматической локомотивной сигнализации 2019
  • Скоробогатов Максим Эдуардович
  • Пультяков Андрей Владимирович
  • Демьянов Владислав Владимирович
RU2727077C1

RU 2 795 355 C1

Авторы

Скоробогатов Максим Эдуардович

Пультяков Андрей Владимирович

Демьянов Владислав Владимирович

Даты

2023-05-03Публикация

2022-10-14Подача